Дифференциация строчных букв Б-Д при коррекции оптической дисграфии
методическая разработка по логопедии (2, 3, 4 класс)
Представлена система работы учителя-логопеда по устранению оптической дисграфии у учащихся 2-4 классов. Упражнения предназначены для коррекции дефекта смешения строчных букв Б и Д, который достаточно часто встречается в письменных работах младших школьников. В конце есть ответы к заданиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_b-d.docx | 475.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация строчных букв Б-Д при коррекции оптической дисграфии
Учитель-логопед высшей категории
Фадеева Ю.А., г.Москва
Одним из признаков оптической дисграфии является смешение букв по оптическому (кинетичекому) сходству. Обычно дети путают строчные буквы Б-Д, П-Т, О-А, И-У, Х-Ж.
Если у ребёнка есть трудности перерaботки зрительной и зрительно-пространственной информации, и он пишет буквы «зеркально», путает порядок букв в слове, ошибается при выборе элементов кинетически сходных букв целесообразно проводить коррекционную работу в следующей последовательности:
1. Формирование пространственных ориентировок:
- определение схемы собственного тела;
- определение правого и левого направлений в пространстве;
- определение пространственных взаимоотношений объектов;
- определение схемы тела стоящего напротив;
- определение последовательности предметного ряда;
- графическое обозначение направлений.
2. Формирование временных ориентировок:
- уточнение понятий об основных единицах времени;
- уточнение понятий о периодах человеческого возраста.
Подробные задания по формированию пространственно-временных ориентировок в пособии: И.Н.Садовникова «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников».
3. Игровые упражнения для активизации зрительных и зрительно-пространственных функций:
• круглое – хлопаем, не круглое – не хлопаем:
обруч, груша, помидор, апельсин, платье, волосы, холодильник, яблоко, огурец, колобок, рука, телевизор, мяч, чупа-чупс, шар, кубик, арбуз, морковь, голова, тарелка, ложка, книга, колесо, капуста;
• больше стула – хлопаем, меньше – не хлопаем:
шкаф, кошка, груша, комната, мышка, ракета, танк, червяк, семечка, бегемот, книжка, диван, дыня, грузовик, мяч, черепаха, печенье, дом, школа, солнце, море, шапка, салфетка, кукла, гусеница, город;
• больше кошки – хлопаем, меньше кошки – не хлопаем:
слон, бабочка, тигр, лев, воробей, жук, лошадь, бабушка, конфета, жираф, монетка, лев, дерево, муха, дом, таблетка, медведь, лиса, стрекоза, коза, осел, мандарин, пчела, зернышко, диван, пианино;
• бывает красным – хлопаем, не бывает красным – не хлопаем:
огурец, помидор, юбка, кастрюля, заяц, зебра, мяч, лента, банан, яблоко, мак, дыня, роза, ведро, трава, ромашка, забор, машина, шапочка, сумка, карандаш, ворона, пальто, клубника, губы, кабачок;
• буква «смотрит» вправо – хлопаем, «смотрит» влево («в окно») – не хлопаем: З, С, К, Э, В, Г, Р, Ч, Я;
• цифра «смотрит» вправо – хлопаем, «смотрит» влево («в окно») – не хлопаем: 3, 4, 6, 2, 7, 1, 9;
• «хвостик» у буквы поднят вверх (строчная буква «Б») – поднимаем руки, вниз (строчная буква «Д») – руки опускаем. Исходное положение: стоя, руки на поясе. Начинаем с различения смешиваемых букв в прямых слогах (БА, ДО, БЯ, БУ, БЫ, ДУ, БО, БЕ, ДЮ, БЭ, ДА, ДЫ, БЮ, ДЁ, ДЭ, БЁ, ДЯ, ДЕ), затем в словах с одной из этих букв (бак, дама, дом, бок, булка, душ, белка, дарит, дело и т.п.).
4. Соотнесение звука с соответствующей графемой
Необходимо дать детям зрительную опору – картинку с изображением белки («хвостик» буквы «Б» наверху) и дятла («хвостик» буквы «Д» внизу). Автор методики Садовникова И.Н.
5. Упражнения для дифференциации строчных букв Б – Д
Упражнение 1
Найди в таблице слова и запиши их в тетрадь письменными (строчными) буквами. Слова расположены в таблице слева направо или сверху вниз.
Б | Е | Д | А | О | М | К | Р | А | Б |
О | Д | О | Б | Р | О | Б | И | Н | Т |
Д | А | М | А | О | Д | И | Н | А | Т |
Р | О | Д | И | Н | А | З | У | Б | Р |
Ы | С | Г | Р | И | Б | О | Л | О | У |
Й | О | И | М | Д | Е | Н | Ь | Р | Б |
Б | Р | А | Т | У | Г | О | Д | А | А |
М | Т | О | Р | Б | А | Р | Ы | Б | А |
Упражнение 2
Прочитай и запиши «зашифрованные» слова.
↓орога ______________ по↓арок ______________ ↑ашмаки __________________
↓е↓ушка ____________ ↑есе↓а _______________ ле↑е↓и ____________________
↑орь↑а______________↑а↑очка______________ по↓↑оро↓ок__________________
↓руж↑а______________↓о↑ежал______________по↓↑ерёзовик_________________
↓ол↑ить______________↓о↑ился______________↑лаго↓арность________________
↓у↓очка______________↓о↑росил_____________↑ле↓ный_____________________
↓у↑лёр_______________↑у↓ет_______________↑у↓ильник_____________________
↑оро↓а _______________↓у↑рава ______________↑ара↑ан _____________________
↑е↓ро ________________↓у↑ина _______________↑елочка _____________________
↑лю↓о ________________↓о↑авка______________↓о↑ывать____________________
↓о↑ить________________↑ро↓яга ______________↓о↑рался ___________________
Упражнение 3
Измени имена по образцу, вставляя буквы Б или Д. Запиши в тетрадь.
Образец: Владислав – Влад, Владик, Владька.
Людмила –
Любовь –
Лада –
Глеб –
Владимир –
Владлена –
Демид –
Лидия –
Андрей –
Фёдор –
Упражнение 4
Дописать в конце слов подходящий слог: БЫ или ДЫ.
л.. про.. звёз.. секун.. гирлян..
гу.. глы.. побе.. огра.. невзго..
ке.. яго.. клум.. коман.. прегра..
ра.. бом.. плом.. судь.. стрель..
ра.. оби.. бесе.. награ.. однаж..
ду.. что.. триж.. ль.. углево..
Упражнение 5
Дописать в конце слов подходящий слог: БА или ДА.
е.. вер.. борь.. пого..
шу.. сре.. зану.. судь..
во.. жаж.. поез.. одеж..
из.. кол.. клум.. огра..
бе.. пан.. друж.. поро..
ез.. ябе.. сдо.. про..
ры.. ког.. учё.. враж..
со.. бом.. ерун.. прав..
ру.. осо.. иног.. заса..
жа.. шай.. жало.. нику..
мо.. зло.. всег.. резь..
Ли.. тру.. гнёз.. выго..
Ла.. тум.. посу.. пома..
Упражнение 6
Дописать в конце слов подходящий слог: БА или ДА.
ходь.. прохла.. надеж.. усадь..
побе.. навсег.. расса.. эстра..
бесе.. лаван.. госпо.. серена..
палу.. награ.. просту.. прегра..
боро.. свадь.. звез.. клоуна..
отку.. грома.. пирами.. стрель..
плом.. неког.. кувал.. коман..
причу.. приро.. полго.. привере..
леген.. служ.. свобо.. олимпиа..
щекол.. петар.. торпе.. сковоро..
Упражнение 7
Подбери и запиши противоположное по смыслу слово к названному (нужно записывать в тетрадь только антонимы строчными буквами)
Злой – Бедный – Сытый –
Чёрный – Больной – Мягкий –
Дешёвый – Печаль – Вежливый –
Враг – Маленький – Вспомнить –
Мальчик – Покупатель – Ночь –
Ненавидит – Никогда – Ложь –
Медленно – Вперёд – Сильный –
Горький – Брать – Деревенский –
Сестра – Поражение – Восток –
Вход – Разбирать – Драма –
Часто – Мелко – Меньше –
Упражнение 8
Запиши словосочетания, подбирая к словам из первой колонки имена существительные из второй колонки.
благодарен беседа
выпустить на дружба
содержательная судьбе
победила усадьба
спортивная ходьба
старинная свободу
Упражнение 9
Спиши словосочетания, дописывая элементы строчных букв Б или Д.
муорая оаоушка, голуоое неоо, оуоовая меоель, волшеоная оуоочка, ооорая оевочка, оольшая раоость, куорявая оерёзка, не оросил в оеое,
оорогие оусы, рооной гороо, оелые зуоы, оомашняя раоота, руоил орова.
Упражнение 10
Перепиши предложения, вставляя подходящие слова.
Девятого мая мы празднуем … Молодожёны веселятся на своей … Братья прощают друг другу все … У Деда Мороза длинная седая … Строительная … делает ремонт в доме. Никому не нравятся … Полиция обезвредила … преступников. В пекарне продают свежие … булочки.
Слова для справок: обиды, бригада, День Победы, свадьба, банда, сдобные, ябеды, борода.
Упражнение 11
Спиши стихотворения
Знайте, не бывает лодки без реки,
Праздника – без песни, хлеба – без муки.
Знайте, не бывает дружбы без друзей,
Лестниц – без ступенек, дома – без дверей,
Утра – без рассвета, дыма – без огня…
В общем продолжайте дальше без меня. (М. Пляцковский)
*
Добрый дедушка Мороз
Мне щенка в мешке принёс.
Но какой-то странный дед:
В шубу мамину одет.
А глаза его большие,
Как у папы, голубые… (А.Береснев)
Предложения для письма под диктовку.
Демид сказал, что друзья познаются в беде.
За один раз дерева не срубить.
Жизнь дана на добрые дела.
Берегись бед, пока их нет.
К дому друга дорога никогда не бывает длинной.
Беседа дорогу коротает, а песня – работу.
Дятел дерево долбит, день-деньской кору дробит.
Люба дарит Дине дыни.
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
Все бобры добры для своих бобрят.
Бабушка говорит, что без трудов нет и плодов.
Дождик, дождик, поливай – будет хлеба каравай.
Не было бы снегу, не было бы и следу.
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
ОТВЕТЫ
Упражнение 1
По горизонтали в таблице слова:
беда, краб, добро, дама, один, родина, зубр, гриб, день, брат, год, торба, рыба
По вертикали в таблице слова:
бодрый, еда, сорт, дом, дуб, мода, бег, бизон, льды, бор, труба
Упражнение 2
дорога подарок башмаки
дедушка беседа лебеди
борьба бабочка подбородок
дружба добежал подберёзовик
долбить добился благодарность
дудочка добросил бледный
дублёр будет будильник
борода дубрава барабан
бедро дубина белочка
блюдо добавка добывать
добить бродяга добрался
Упражнение 3
Можно дать вариант с подсказками:
Людмила – Лю . а, Лю . очка, Лю . ка.
Любовь – Лю . а, Лю . очка, Лю . ка.
Лада – Ла . а, Ла . очка, Ла . ка.
Глеб – Гле . , Гле . ушка, Гле . ка.
Владимир – Воло . я, Воло . енька, Воло . ька.
Владлена – Вла . а, Вла . очка, Вла . ка.
Демид – Деми . , Деми . ушка, Дёмка.
Лидия – Ли . а, Ли . очка, Ли . ка.
Андрей – Ан . рюша, Ан . рюшенька, Ан . рюшка.
Фёдор – Фе . я, Фе . енька, Фе . ька.
Родион – Ро . я, Ро . ечка, Ро . ька.
Эдуард – Э . уар . , Э . ик, Э . ька.
Млада – Мла . а, Мла .очка, Мла . ка.
Упражнение 4
лбы пробы звёзды секунды гирлянды
губы глыбы победы ограда невзгоды
кеды ягоды клумбы команды преграды
рабы бомбы пломбы судьбы стрельбы
рады обиды беседы награды однажды
дубы чтобы трижды льды углеводы
Упражнение 5
еда верба борьба погода
шуба среда зануда судьба
вода жажда поезда одежда
изба колба клумба ограда
беда панда дружба порода
езда ябеда сдоба проба
рыба когда учёба вражда
сода бомба ерунда правда
руда особа иногда засада
жаба шайба жалоба никуда
мода злоба всегда резьба
Лида труба гнёзда выгода
Лада тумба посуда помада
Упражнение 6
ходьба прохлада надежда усадьба
победа навсегда рассада эстрада
беседа лаванда господа серенада
палуба награда простуда преграда
борода свадьба звезда клоунада
откуда громада пирамида стрельба
пломба некогда кувалда команда
причуда природа полгода привереда
легенда служба свобода олимпиада
щеколда петарда торпеда сковорода
Упражнение 7
Злой – добрый Бедный – богатый Сытый – голодный
Чёрный – белый Больной – здоровый Мягкий – твёрдый
Дешёвый – дорогой Печаль – радость Вежливый – грубый
Враг – друг Маленький – большой Вспомнить – забыть
Мальчик – девочка Покупатель – продавец Ночь – день
Ненавидит – любит Никогда – всегда Ложь – правда
Медленно – быстро Вперёд – назад Сильный – слабый
Горький – сладкий Брать – давать Деревенский – городской
Сестра – брат Поражение – победа Восток – запад
Вход – выход Разбирать – собирать Драма – комедия
Часто – редко Мелко – глубоко Меньше – больше
Упражнение 8
благодарен судьбе
выпустить на свободу
содержательная беседа
победила дружба
спортивная ходьба
старинная усадьба
Упражнение 9
мудрая бабушка, голубое небо, дубовая мебель, волшебная дудочка, добрая девочка, большая радость, кудрявая берёзка, не бросил в беде,
дорогие бусы, родной город, белые зубы, домашняя работа, рубил дрова.
Упражнение 10
Девятого мая мы празднуем День Победы. Молодожёны веселятся на своей свадьбе. Братья прощают друг другу все обиды. У Деда Мороза длинная седая борода. Строительная бригада делает ремонт в доме. Никому не нравятся ябеды. Полиция обезвредила банду преступников. В пекарне продают свежие сдобные булочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция оптической дисграфии. "Дифференциация букв П-Т на письме".
Данный материал по дифференциации букв П-Т будет полезен учителям начальной школы, учителям-логопедам, работающим в школе. В данной работе представлены упражнения и задания по коррекции оптической дис...
Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.
Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...
Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Дифференциация букв П и Т; 4 класс
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7473987","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...
Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учащимися 3-го класса общеобразовательной школы с применением ЭОР по теме «Дифференциация строчных прописных букв х-ж в предложениях»
Цель: Формирование межпредметных связей и навыка дифференциации оптико-кинетически сходных букв х- ж на материале предложений....
Конспект по коррекции оптической дисграфии. Дифференциация букв Л М
Дифференциация букв Л М...
Организация коррекционнной работы по преодолению оптической дисграфии на бинарном уроке "Дифференциация строчных букв п-т, сходных оптически и кинетически".
В данной методической разработке представлено описание опыта работы с обучающимися начальных классов на бинарных занятиях по преодолению оптической дисграфии. На занятии по дифференциации оптиче...
Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии у обучающихся 2-го класса по теме : "Дифференциация букв И-У в слогах и словах"
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯпо коррекции оптической дисграфии у обучающихся 2-го класса...