ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУКЛЕТОВ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
учебно-методическое пособие по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Использование мнемотаблиц открывает для детей большие возможности - это развитие связной речи,расширение лексико - грамматического строя речии, звукопроизношения. Дети легче запоминают стихи,скороговорки, загадки. Помогает составлять длинные описательные предложения, согласовывать времена. Учатся выстраивать логическую цепочку событий воспроизводить историю в правильном порядке (начало - середина - завершение).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklety_2_-_kopiya.docx | 896.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Суть приема заучивания стихотворений заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически или выкладывается с помощью изображений, рисунков. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращают время обучения.
Этапы работы со стихотворением:
1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.
2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.
3. Вопросы по содержанию стихотворения.
4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.
5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу
Это помогает решить следующие обучающие задачи как:
1. Развитие связной речи;
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации)
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие основных психических процессов – зрительно-пространственной памяти, внимания, образного и словесно-логического мышления; помогает овладению приёмами запоминания и составления рассказов.
Адрес: г. Тамбов,
ул. Астраханская, дом 159.
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений.
Их использование повышает интерес ребенка к произведению, превращает занятие в игру, а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают
Работа с мнемотаблицей:
1. Рассматривание мнемотаблицы.
2. Перекодирование информации.
3. Воспроизведение таблицы по памяти.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30»
Использование приемов мнемотехники
для заучивания стихотворений
Составитель: Волкова А.В.
учитель - логопед
Упражнения выполняются плавно и легко.
Стремиться в них к тому, чтобы во время дыхательного тренинг ребенок испытывал самые приятные ощущения, так как любое насилие над своим организмом ведет к возникновению мышечных зажимов, которые неизбежно трансформируются в зажимы психического свойства.
От того, как человек умеет дышать, зависит красота, сила и легкость голоса, богатство его в динамических эффектах, музыкальность, мелодичность речи. Рациональное речевое дыхание способствует физическому развитию голосового аппарата, снимает утомление, как общее, так и голосовые, помогает дать голосу легкость, индивидуальное звучание, яркость, округлость, полетность, тембральную окраску, кроме того правильное дыхание. предохраняет голос от переутомления, преждевременного изнашивания и позволяет надолго сохранить его лучшие его качества
Адрес: г. Тамбов,
ул. Астраханская, дом 159.
Без правильного дыхания невозможно выразительная речь, так же как невозможна жизнь без воздуха. От того как мы дышим, зависит не только красота, легкость, плавность вашего голоса, но и мелодичность речи, и гармоничность мыслей и, наконец, способность грамотно их излагать.
Дыхание формируем постепенно, начиная с простых упражнений, которые знакомят обучающего с самим принципом правильного дыхания: стараемся зафиксировать сознание на мысли термина «вдох вниз живота». Дыхательный тренинг нужно проводить в динамике. Используя движения, тренирующие дыхательную мускулатуру и одновременно формирующие мышечное чувство, можно добиться более точной организации звукоречевых движений. Комбинирование этих движений создает широкую гамму приспособлений, позволяющих добиться органичного слияния дыхания и звука.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30»
Составитель: Волкова А.В. учитель - логопед
Скажи, что звучит
Цель. Развитие слухового внимания.
Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка и пр.
Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.
Установлено, что уже возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха – фонематического восприятия.
На фонематическом восприятии каждого звука родного языка базируется звуковой анализ и синтез. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи.
Фонематическое восприятие (восприятие фонем) – четкое различение на слух всех звуковых единиц родного языка, включая и близкие в акустическом отношении звуки такие, как твердые и мягкие, глухие и звонкие. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги и т.п.
Развитие фонематического восприятия во многом зависит от заинтересованности в этом детей. В игре как ведущей деятельности дошкольников создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30»
Использование игровых технологий по формированию фонематических процессов у детей младшего школьного возраста
Составитель: Волкова А.В. учитель - логопед
Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха.
Звукопроизношение тесно связано с речевым слухом. Для этого необходимо сформировать у детей хорошую дикцию, то есть подвижность артикуляционного аппарата, обеспечивающую чёткое и ясное произношение каждого звука в отдельности, а также правильность и слитность произношения. Ребёнок должен осознать звуковой строй языка - это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности. Ребёнок с недостаточностью произношения этой готовностью не обладает.
Обучение простым и сложным формам фонематического анализа
Определение количество слогов в словах разной сложности
Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука
Выделение первого и последнего звука в слове Выделение из слога гласного, затем согласного звука
Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения
Определение места, количества, последовательности звуков в слове
Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)
Игры:»Отстукивание слогов»,Слоговой поезд»,»Найди слову схему», «Пирамида» «Угадай слово» и др.
Игры «Цепочка слов», «Найди звук», «Живые звуки, слоги» «Поймай звук»
Игры: «Поезд», «Чудесная удочка», «Найди место звука в слове», «Каждому звуку своя комната»
Игры: «Веселые звуки»,»Поймай звук», «Каждому звуку свою комнату»
Игры:«Найди слово», «Помоги собрать вещи», «Звуковая цепочка».
Игры: «Посчитай», «Светофорики», «Собери слово»
«Веселые мячики», «Придумай слово» , «Подбери схему», «Подбери слов
Адрес: г. Тамбов,
ул. Астраханская, дом 159
Фонематический слух-основа правильной речи
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал себя слышать, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.
Лексические игры
-Давай поиграем. Я буду называть простое слово, а ты его будешь превращать в ласковое, нежное слово: чашка-чашечка, пирог – пирожок.
-Закончи предложение:
На столе стояли большие, красивые….
Стол был накрыт белоснежной…
Около стола стояли высокие…
Диван был накрыт…Упражнения на развитие памяти и речи
-Назови людей, которые сидели за столом.
-Опиши одежду тети. Вспомни, какое блюдо подавали в начале праздника, какое потом.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30
Фонематический слух - основа правильной речи
Составитель: Волкова А.В. учитель - логопед
Игры на развитие слухового внимания.
«Отгадай, что звучит». Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы).
«Угадай, что делать». Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более --4 раз.
«Где позвонили?» Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и , не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибся, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4—5 раз.
«Угадай, кто сказал» Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке. или Настасье Петровне, или Михаилу Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющуюся в сказке.
Адрес: г.Тамбов, ул. Астраханская, дом 159
Игры на развитие фонематического слуха
«Так ли это звучит?». Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это можно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложен, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание.
Примеры: лук-луг, роса-роза, плод- плот, дрова- трава.
«Кто внимательный?» Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем двумя и более, по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображением положения губ при произнесении гласного звука. «Звуковые песенки». Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ- дети кричат в лесу. Или ИА- как кричит ослик. Или УА - так плачет ребенок. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем второй. Потом с помощью взрослого выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» по символам составленную схему. «то первый?» Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного(а), (о), (у), (и). Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например,: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальном гласному в данном слове. Что делать по дороге в гости? Вы едете в гости к бабушке на праздник. Дорога отнимает, как правило, много времени. Дети часто скучают. предлагаем поиграть с ребенком, если, конечно, этому не будут мешать внешние обстоятельства. Итак, вы вышли из дома и идете к остановке автобуса.
Адрес: г. Тамбов, ул. Астраханская, дом 159
Лексические и логические упражнения.
Беседа
-Куда мы идем? (К остановке автобуса).
-Автобус- какой вид транспорта? (Наземный пассажирский).
-Что еще можно отнести к наземному транспорту? (Машину, троллейбус, трамвай).
А метро –это какой вид транспорта? –(Подземный).
-А как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой).
-какой грузовой транспорт ты знаешь?
-Чем отличается автобус от троллейбуса?
-Может ли трамвай объехать машину, если она въехала на рельсы?
-Мы идем в гости, а что это такое «гости»
-Кто ты бабушке? (я бабушке внук).и тд…
Вопросы надо задавать в хорошем темпе, чтобы ребенок чувствовал азарт игры.
Вариантов игры множество:
*Назвать предмет и сказать, на какой звук начинается слово.
-Я вижу машину. Первый звук –(м)…и тд.
*Назвать все определенного цвета (формы).
Кстати это хорошее упражнение, чтобы успокоить возбужденного расшалившегося ребенка.
Можно предложить игру: один говорит слово, другой составляет с ним предложение; один- слово, другой- определение к нему и тд.
Упражнения на развитие воображения и фразовой речи
-Представь, во что будет одета бабушка (дедушка).
-Кто еще к ней придет?
-Кто где сядет за столом?
-Что же приготовит нам бабушка?
-Сколько тарелок будет стоять на столе?
-Что тебе у нее дома нравится?
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30»
Игры на развитие фонематического слуха
Составитель: Волкова А.В. учитель - логопед
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
-Проводить арт. гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3 раза в день по 3-5 минут.
-Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений (старший и подгот. возраст 4-5 раз).
-Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
- При отборе упражнений для арт. гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
- Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал (индивидуально, с родителями, используя игровые приемы).
- Арт. гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок может воспользоваться небольшим настольным зеркалом (примерно 9х12 см). Воспитатель должен видеть лицо каждого ребенка.
- Арт. упраж-я можно проводить под тихую музыку или под счет.
– Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ
,
Адрес: г.Тамбов, ул. Астраханская, дом 159
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30»
«ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК»
Составитель: Волкова А.В. учитель - логопед
Работа по развитию мелкой моторики
При работе по развитию мелкой моторики необходимо следовать определенным правилам:
1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.
2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).
3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.
4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.
5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.
6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.
7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.
9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.
10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!
Дидактические средства развития мелкой моторики
Мелкую моторику рук развивают:
- пальчиковая гимнастика;
- упражнения с массажным мячом;
- пальчиковый театр;
- массаж ладошек;
- пластилинография;
- игры моталочки;
- ниткография;
- тренажер для вырезания;
- рисование пальчиками, ладонью;
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики.
1. Игры с конструктором, мозаикой, пазлами.
2. Ладушки
3. Разрывание бумаги
4. Перелистывание страниц
5. Бусы
6. Вкладыши-мисочки
7. Крупы
8. Баночки с крупами
9. Рисование на песке
10. Горошина
11. Завинчивание крышек
12. Застегивание, расстегивание и шнуровка
13. Лепка
14. Рисование и раскрашивание
15. Собирание мозаик и пазлов
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А.Сухомлинский
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.
Развитие мелкой моторики улучшает функционирование высших психических функций:
- внимания;
- мышления;
- зрительной памяти;
- воображения;
- пространственной ориентации;
- связной речи.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30»
Умные пальчики
Тамбов
Адрес: г. Тамбов, ул. Астраханская, дом 159
Учитель – логопед: Волкова А.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование новых форм, методов и приёмов работы с родителями.
Использование новых форм, методов и приёмов работы с родителями в начальной школе...
Из опыта работы: «Использование активных форм взаимодействия с родителями»
Материал представлен из опыта работы учителя начальных классов Менщиковой Анны Сергеевна. Когда учитель набирает новый класс, всегда волнуют вопросы: а что представляют собой будущие ученики и и...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»
«Семья – это сад,дети – чудесные цветы, каждый красив и уникален по-своему.Родители – это те, кто заботится и ухаживает за садом!»Д. М Брукс....
Мой опыт использования разнообразных форм работы с родителями
Анкетирование родителей с целью выявления элементов агрессивного отношения и жестокого обращения со своим ребёнкам. Проведение классного всеобуча....
Материалы антинаркотической направленности для использования в профилактической работе с родителями учащихся
материалы...
Статья "Использование проектной деятельности в образовательном процессе, в работе с родителями"
Статья посвящена проблеме использования метода проектов в начальной школе.Использование метода проекта в начальной школе - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять с...