Применение игры в коррекции рече-коммуникативных нарушений у детей с РАС
статья по логопедии

В статье освящаются специфические проблемы обучения детей с РАС, даются практические рекомендации применения игровой терапии с детьми данной категории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igra_ras.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста и воздействует на все стороны психического развития. В процессе игры у детей формируется произвольное внимание и память, так как атмосфера игры позволяет лучше сконцентрироваться и легче запоминать информацию.

Как известно, дети с расстройствами аутистического спектра имеют специфические особенности, такие, как стереотипное поведение и расстройства речевой и моторной сферы, которые затрудняют социальное взаимодействие.

Педагоги, работающие с данной категорией детей, сталкиваются со сложностями формирования у них функциональной речевой коммуникации.

Функциональная коммуникация предполагает произвольное, стабильное, осмысленное использование речи (или иной системы коммуникации).

Для того, чтобы ребенок с аутизмом по-настоящему общался, необходимо сформировать навыки совместной деятельности и диалога, задействуя при этом максимальное количество каналов связи.

С этой целью рекомендуется включать в коррекционный процесс сенсомоторные игры, позволяющие установить зрительный и вербальный контакт с ребенком.

Сенсомоторная игра – это тип игровой деятельности, в основе которой лежит получение ощущений различной модальности (зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, проприоцептивные) и активное движение.

Сенсомоторные игры для детей с РАС помогают не только улучшить их физическое состояние, но и способствуют развитию коммуникативных навыков. Когда ребенок участвует в таких занятиях, он учится лучше воспринимать и обрабатывать информацию, поступающую извне, что в конечном итоге помогает ему лучше адаптироваться в социуме. Сенсорные игры для детей с РАС также помогают снизить уровень тревожности, улучшить настроение и стимулировать интерес к окружающему миру.

Первые игры должны быть самыми простыми, давать опыт позитивного взаимодействия без руководящего контроля. Например, «коза рогатая», «ехали, ехали в ямку бух», «ку-ку», «самолетик», «муха», «прятки», катание на одеяле, догонялки и т.п.

Игра «Коза рогатая»

Задачи:

- удержание и тренировка зрительного контакта, раздельного внимания;

- тестирование допуска в личное пространство;

- тренировка устойчивости к эмоциональному напряжению в ожидании кульминации.

Схема проведения: складываем руку «коза», плавно не быстро приближаем руку к ребенку («Идет коза рогатая за малыми ребятами»), далее усложняем («кто кашу не ест, молоко не пьет») сделать резкий рывок и начать оказывать давление и щекотать ребенка («забодаю, забодаю!»). Повторение: организует взрослый с опорой на реакцию ребенка.

Игра «Самолетик»

Задачи:

- удержание внимания на взрослом, отслеживание его движений;

- социальный отклик на предложение игры (слово, жест);

- проявление инициативы ребенком в установлении физического контакта.

Схема проведения: 1 раз – взять и покружить ребенка (захват сзади под руки или руки, ноги) «полетели», бросить на мягкое кресло или пуф «приземлились»! Повторение: вернуться в стартовую точку, встать в позу (лицо на уровне глаз ребенка, руки протянуты ладонями вверх), спрашиваем «еще?» или «полетели?» Дождаться когда ребенок коснется рук. Подсказки: находится на уровне глаз ребенка, не хватать руки ребенка, ждать его движения, держать руки в приглашающем жесте (вытянутые руки, ладонями вверх), смотреть в глаза.

Игра «Одеяло»

Задачи:

- формирование эмоционального контакта, игровой мотивации.

Схема проведения:

Манипулирование предметом (мягким пледом) с комментированием своих действий.

Полетело одеяло (размахиваем пледом),

Сейчас кого-то мы поймаем (накинуть одеяло на ребенка, обнять, погладить).

Игра «Черепаха»

Задачи:

- получение ребенком проприорецептивных ощущений;

- формирование схемы тела;

- снижение эмоционального напряжения.

Схема проведения:

Манипулирование предметом (подушкой) с комментированием своих действий.

Черепаха дом несла (шевелим подушкой, имитируя движение черепахи).

Шла-шла и спать легла! (кладем подушку на ребенка: на спинку/ножки и немного прижимаем).

Давай ее будить! Эй!

Игра «Шалтай-болтай»

Задачи:

- получение ребенком проприорецептивных ощущений;

- развитие зрительного контакта, интереса к лицу другого человека;

- снижение эмоционального напряжения.

Схема проведения:

Манипулирование предметом (фитболом) с комментированием своих действий и зрительным контактом.

Шалтай-болтай сидел на стене,

Шалтай-болтай свалился во сне!

(ребенок лежит на фитболе, держим его за руки, катаем на мяче взад-вперед, смотрим в глаза).

Общие рекомендации для проведения сенсомоторных игр. Игра должна длиться

5-15 секунд, это время проведения одного эпизода игры, от начала до кульминации. Эпизоды могут (и должны) повторяться. Опора должна приходиться на действия, а не на слова. Взрослый ничего не объясняет ребенку, все должно быть понятно из пространства, поз и действий. Используются одни и те же слова, жесты, позы, пространственное расположение (начало и конец игры всегда в одних и тех же точках). Изменения вводятся без спешки и по одному. Взрослый ведет себя эмоционально: интенсивная мимика, яркие интонации, крупные движения. Рекомендуется дополнить игру вопросом: «Хочешь еще поиграть?» (так формируем навык согласия, киваем, говорим «да!»)

Значение сенсомоторной игры для детей с РАС сложно переоценить. Она способствует установлению контакта, введению простых правил и организующих элементов, структурированию занятия, усложнению взаимодействия, введению элементов конкуренции.

Следующим этапом игровой терапии для детей с РАС является переход к предметной и сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевые игры включают в себя:

- освоение простых сюжетов и их усложнение;

- сложные сюжеты и инициация сюжетных ходов;

- участие в ролевой игре без предметов;

- сложные игры с правилами.

Таким образом, при включении в коррекционный процесс сенсомоторных, предметных и сюжетно-ролевых игр у детей развивается имитация, разделенное внимание, они сами начинают инициировать игру и привлекать для этого взрослых, соблюдать правила, нежелательное поведение проявляется реже, повышается речевая активность.

Список литературы:

#1047;ахарова, И. Ю., Моржина, Е. В. Игровая педагогика: таблица развития, подбор и описание игр. – М.: Теревинф, 2018.

#1051;исина В.М. Общение, личность и психика ребенка. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2007.

3. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. М.: Теревинф, 2003. 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детей младшего школьного возраста

Из опыта работы учителя-логопеда по теме: "Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детеймладшего школьного возраста"...

коррекция фонетических нарушений у детей

с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие...

Применение биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях.

Для коррекцирнной работы учителей-логопедов значимым является соединение биоэнергопластики с движением органов артикуляционного аппарата.В своей работе с детьми использую систему предложенную А.В.Ястр...

Применение биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях.

Для коррекцирнной работы учителей-логопедов значимым является соединение биоэнергопластики с движением органов артикуляционного аппарата.В своей работе с детьми использую систему предложенную А.В.Ястр...

Дидактические игры в коррекции нарушений устной и письменной речи.

Комплекс игр для коррекции нарушений устной и письменной речи....

Диагностика: способы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Арт-терапия.

Диагностика: способы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Арт-терапия....

Применение игр для коррекции поведенческих нарушений

Применение игр для коррекции поведенческих нарушений...