Применение игры в коррекции рече-коммуникативных нарушений у детей с РАС
статья по логопедии
В статье освящаются специфические проблемы обучения детей с РАС, даются практические рекомендации применения игровой терапии с детьми данной категории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igra_ras.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста и воздействует на все стороны психического развития. В процессе игры у детей формируется произвольное внимание и память, так как атмосфера игры позволяет лучше сконцентрироваться и легче запоминать информацию.
Как известно, дети с расстройствами аутистического спектра имеют специфические особенности, такие, как стереотипное поведение и расстройства речевой и моторной сферы, которые затрудняют социальное взаимодействие.
Педагоги, работающие с данной категорией детей, сталкиваются со сложностями формирования у них функциональной речевой коммуникации.
Функциональная коммуникация предполагает произвольное, стабильное, осмысленное использование речи (или иной системы коммуникации).
Для того, чтобы ребенок с аутизмом по-настоящему общался, необходимо сформировать навыки совместной деятельности и диалога, задействуя при этом максимальное количество каналов связи.
С этой целью рекомендуется включать в коррекционный процесс сенсомоторные игры, позволяющие установить зрительный и вербальный контакт с ребенком.
Сенсомоторная игра – это тип игровой деятельности, в основе которой лежит получение ощущений различной модальности (зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, проприоцептивные) и активное движение.
Сенсомоторные игры для детей с РАС помогают не только улучшить их физическое состояние, но и способствуют развитию коммуникативных навыков. Когда ребенок участвует в таких занятиях, он учится лучше воспринимать и обрабатывать информацию, поступающую извне, что в конечном итоге помогает ему лучше адаптироваться в социуме. Сенсорные игры для детей с РАС также помогают снизить уровень тревожности, улучшить настроение и стимулировать интерес к окружающему миру.
Первые игры должны быть самыми простыми, давать опыт позитивного взаимодействия без руководящего контроля. Например, «коза рогатая», «ехали, ехали в ямку бух», «ку-ку», «самолетик», «муха», «прятки», катание на одеяле, догонялки и т.п.
Игра «Коза рогатая»
Задачи:
- удержание и тренировка зрительного контакта, раздельного внимания;
- тестирование допуска в личное пространство;
- тренировка устойчивости к эмоциональному напряжению в ожидании кульминации.
Схема проведения: складываем руку «коза», плавно не быстро приближаем руку к ребенку («Идет коза рогатая за малыми ребятами»), далее усложняем («кто кашу не ест, молоко не пьет») сделать резкий рывок и начать оказывать давление и щекотать ребенка («забодаю, забодаю!»). Повторение: организует взрослый с опорой на реакцию ребенка.
Игра «Самолетик»
Задачи:
- удержание внимания на взрослом, отслеживание его движений;
- социальный отклик на предложение игры (слово, жест);
- проявление инициативы ребенком в установлении физического контакта.
Схема проведения: 1 раз – взять и покружить ребенка (захват сзади под руки или руки, ноги) «полетели», бросить на мягкое кресло или пуф «приземлились»! Повторение: вернуться в стартовую точку, встать в позу (лицо на уровне глаз ребенка, руки протянуты ладонями вверх), спрашиваем «еще?» или «полетели?» Дождаться когда ребенок коснется рук. Подсказки: находится на уровне глаз ребенка, не хватать руки ребенка, ждать его движения, держать руки в приглашающем жесте (вытянутые руки, ладонями вверх), смотреть в глаза.
Игра «Одеяло»
Задачи:
- формирование эмоционального контакта, игровой мотивации.
Схема проведения:
Манипулирование предметом (мягким пледом) с комментированием своих действий.
Полетело одеяло (размахиваем пледом),
Сейчас кого-то мы поймаем (накинуть одеяло на ребенка, обнять, погладить).
Игра «Черепаха»
Задачи:
- получение ребенком проприорецептивных ощущений;
- формирование схемы тела;
- снижение эмоционального напряжения.
Схема проведения:
Манипулирование предметом (подушкой) с комментированием своих действий.
Черепаха дом несла (шевелим подушкой, имитируя движение черепахи).
Шла-шла и спать легла! (кладем подушку на ребенка: на спинку/ножки и немного прижимаем).
Давай ее будить! Эй!
Игра «Шалтай-болтай»
Задачи:
- получение ребенком проприорецептивных ощущений;
- развитие зрительного контакта, интереса к лицу другого человека;
- снижение эмоционального напряжения.
Схема проведения:
Манипулирование предметом (фитболом) с комментированием своих действий и зрительным контактом.
Шалтай-болтай сидел на стене,
Шалтай-болтай свалился во сне!
(ребенок лежит на фитболе, держим его за руки, катаем на мяче взад-вперед, смотрим в глаза).
Общие рекомендации для проведения сенсомоторных игр. Игра должна длиться
5-15 секунд, это время проведения одного эпизода игры, от начала до кульминации. Эпизоды могут (и должны) повторяться. Опора должна приходиться на действия, а не на слова. Взрослый ничего не объясняет ребенку, все должно быть понятно из пространства, поз и действий. Используются одни и те же слова, жесты, позы, пространственное расположение (начало и конец игры всегда в одних и тех же точках). Изменения вводятся без спешки и по одному. Взрослый ведет себя эмоционально: интенсивная мимика, яркие интонации, крупные движения. Рекомендуется дополнить игру вопросом: «Хочешь еще поиграть?» (так формируем навык согласия, киваем, говорим «да!»)
Значение сенсомоторной игры для детей с РАС сложно переоценить. Она способствует установлению контакта, введению простых правил и организующих элементов, структурированию занятия, усложнению взаимодействия, введению элементов конкуренции.
Следующим этапом игровой терапии для детей с РАС является переход к предметной и сюжетно-ролевой игре.
Сюжетно-ролевые игры включают в себя:
- освоение простых сюжетов и их усложнение;
- сложные сюжеты и инициация сюжетных ходов;
- участие в ролевой игре без предметов;
- сложные игры с правилами.
Таким образом, при включении в коррекционный процесс сенсомоторных, предметных и сюжетно-ролевых игр у детей развивается имитация, разделенное внимание, они сами начинают инициировать игру и привлекать для этого взрослых, соблюдать правила, нежелательное поведение проявляется реже, повышается речевая активность.
Список литературы:
#1047;ахарова, И. Ю., Моржина, Е. В. Игровая педагогика: таблица развития, подбор и описание игр. – М.: Теревинф, 2018.
#1051;исина В.М. Общение, личность и психика ребенка. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2007.
3. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. М.: Теревинф, 2003. 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детей младшего школьного возраста
Из опыта работы учителя-логопеда по теме: "Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детеймладшего школьного возраста"...
коррекция фонетических нарушений у детей
с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие...
Применение биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях.
Для коррекцирнной работы учителей-логопедов значимым является соединение биоэнергопластики с движением органов артикуляционного аппарата.В своей работе с детьми использую систему предложенную А.В.Ястр...
Применение биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях.
Для коррекцирнной работы учителей-логопедов значимым является соединение биоэнергопластики с движением органов артикуляционного аппарата.В своей работе с детьми использую систему предложенную А.В.Ястр...
Дидактические игры в коррекции нарушений устной и письменной речи.
Комплекс игр для коррекции нарушений устной и письменной речи....
Диагностика: способы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Арт-терапия.
Диагностика: способы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Арт-терапия....
Применение игр для коррекции поведенческих нарушений
Применение игр для коррекции поведенческих нарушений...