Консультации учителя-логопеда для родителей
консультация по логопедии

Тимошенко Ксения Сергеевна

В файле представлены консультации учителя-логопеда для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley.docx38.12 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для родителей

Тема: «Брадилалия как нарушение темпа и ритма речи».

Брадилалия – это нарушение темпа речи, характеризующееся замедленной реализацией артикуляторного акта. Большинству детей с таким нарушением свойственна общая вялость, заторможенность, медлительность. Часто отмечается замедленный темп не только внешней, но и внутренней речи.

У детей с брадилалией отмечаются нарушения общей моторики, внимания, памяти, мышления. Причина – сбой в функционировании нервной системы, когда процессы торможения преобладают над процессами возбуждения.

Признаки:

  • Замедленный темп речи.
  • Монотонность голоса.
  • Удлиненные паузы между словами.
  • Растянутое произношение звуков.

Ребенок с нарушениями темпа речи обязательно нуждается в наблюдении логопеда. Как правило, таким деткам назначают медикаментозное укрепление нервной системы, логопедические занятия, лечебную физкультуру.

Логопедические приемы по устранению брадилалии направлены на формирование:

  • Более быстрых и четких речевых движений в процессе речи и речевых реакций.
  • Темпа внутренней речи.
  • Темпа письма и чтения.
  • Выразительных форм сценического чтения и речи.
  1. Практические рекомендации.

Способы решения проблемы:

  1. Работа с речевым материалом разной сложности (скороговорки, короткие фразы), направленная на выработку более четких и быстрых речевых движений.
  2. Чтение под отбиваемый рукой ритм.
  3. Выработка правильного ритма, пауз, ударений.
  4. Ходьба и маршировка под бодрую музыку (подскоки, прыжки, приседания).
  5. Пение мелодий с короткими тональностями.

Также рекомендуется:

  1. Медикаментозная помощь.
  2. Психологическая помощь.
  3. Занятия спортом, упражнения на координацию, точность, смену скорости и ритма движений.
  4. Активизацию мыслительной деятельности (неречевое и речевое мышление, быстрое словесное оформление мысли), внимания, памяти, переключений.

Упражнения с ребенком:

  1. Учить быстро проговаривать слоги.
  2. Далее заменять одну букву в слове так, чтобы получилось новое слово (мак-рак).
  3. Прямой и обратный счет в быстром темпе.
  4. Учить ритмические песенки для тренировки темпа.
  5. Проговаривание скороговорок, увеличивая темп речи, сопровождая его быстрым отстукиванием, отхлопыванием.
  6. Обязательные сюжетные игры, которые способствуют отработке речи в диалоге.

В результате систематических занятий в течение 6-12 месяцев речь ребенка станет четче и быстрее.

Тема: «Нарушения чтения и письма у младших школьников»

Добрый день, дорогие родители! Сегодня хотелось поговорить про дисграфию и дислексию.

Вы, наверное, сталкивались с тем, что ваши любознательные и вполне смышлёные дети испытывают серьёзные трудности при овладении чтением и письмом. Решить проблему не помогают ни многочисленные выполнения домашних заданий, ни повторения и объяснения, ни поощрения и наказания. Проблема заключается в том, что некоторые дети страдают специфическими нарушениями чтения и письма дислексией и дисграфией.

Дислексия - нарушение процесса чтения, которое возникает в результате недоразвития или нарушения функций определённых зон коры головного мозга, ответственных за перевод звуков в буквы и букв в звуки. Основой процесса чтения является взаимодействие работы зрительного, речедвигательного, слухового анализаторов и таких психических процессов, как мышление, речь, память, внимание, воображение. Чтение - это один из видов письменной речи, являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь. Формируется чтение на базе устной речи.

Уметь читать - это значит, уметь: увидеть, произнести, понять.

В группу риска детей с дислексией попадают те школьники, у которых имеется:

  • нарушение фонематического слуха;
  • нарушение пространственного восприятия;
  • нарушение взаимодействия между слуховыми, зрительными и кинестетическими восприятиями и представлениями;
  • нарушение поведения и работоспособности;
  • плохое запоминание знаков;
  • плохая дифференциация звуков и букв;
  • плохое сливание звуков;
  • трудности осуществления звукового анализа слова.

Практически всегда одним из последствий дислексии является дисграфия.

Дисграфия  - стойкое нарушение письма, не связанное с незнанием грамматических правил, а обусловленное недоразвитием или частичным поражением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма. При письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя.

Процесс письма состоит из 5 психофизических компонентов:

  • акустический (услышать и вы делить звук);
  • артикуляционный (уточнить звук, состав слова, установить последовательность звуков);
  • зрительный (представление графического образа звука, перевод звуковой структуры в графические знаки);
  • удерживание в памяти графических символов и их правильная пространственная организация;
  • наличие устойчивого внимания, знание орфографических правил.

При письме нужно произвести фонематический анализ слова, соотнести каждую фонему с буквой, написать буквы в определенной последовательности.

Процесс письма проходит несколько стадий: понимание того, о чем будем писать, его программирование; оречевление и графический код. Процесс письма фактически является обратным процессу чтения. Написать слово значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом обусловлены тем, что либо каждый из процессов, необходимых для написания слова, либо какая - то часть из них у ребенка несовершенны.
Дислексия и дисграфия
 могут возникать у детей с нормальным интеллектуальным развитием, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом. Недостаточная сформированность некоторых психических функций почти ничем себя не проявляет в повседневной жизни, но создаёт серьёзные препятствия при овладением чтением и письмом.

Причины возникновения дислексии и дисграфии:

  • незрелость определённых психических функций, нарушение межполушарного взаимодействия, которое является следствием многих причин (неблагоприятные факторы во время беременности, травмы, стрессы, затяжные или стремительные роды, оперативное родоразрешение, родовые травмы);
  • заболевания матери во время беременности (токсикозы, сердечно-сосудистые патологии, почечная недостаточность, резус-конфликтная ситуация);
  • гипоксия плода, недостаток кислорода в период внутриутробного развития;
  • различные заболевания и травмы ЦНС ребёнка в раннем детстве;
  • наследственный фактор, когда ребёнку от ближайших родственников передаётся несформированность определённых мозговых структур. 

Как распознать дислексию и дисграфию?
Все ошибки чтения и письма специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребёнка при чтении и письме встречаются ошибки, которое, как вам кажется, похожи на специфичные, но они редки или вообще единичны, то это, скорее всего, «физиологические» ошибки, закономерно встречающиеся у детей при овладении чтением и письмом, или результат переутомления, невнимательности. 

У ребёнка есть дислексия если он:

  • с трудом запоминает и путает буквы при чтении, постоянно заменяет близкие по звучанию звуки (С-З, Ш-Ж, Ш-С, Т-Д) или похожие по написанию буквы (П-Т, Б-В, Х-Ж);
  • читает очень медленно, напряжённо, по слогам, часто монотонно, допускает множество ошибок;
  • пропускает буквы (марка - мара, куртка - курка), слоги (молоко-моко, дорожка-дожка), предлоги;
  • заменяет слова другими, близкими по буквенному составу, но разными по смыслу (богатыри - богатые, поэтому - потом);
  • заменяет или переставляет буквы и слоги (утка - тука, канава - кавана);
  • не дочитывает правильные окончания слов или искажает его (говорится - говорил);
  • изменяет падежные окончания существительных (открыл форточка, из-под листьях);
  • неправильно согласует в роде существительные и прилагательные или местоимение (весёлый девочка, моя платье);
  • пытается угадать слово по нескольким первым буквам;
  • плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать, о чём он только что прочитал.

Чтение для дислексика - тяжёлый труд, он физически устаёт от этого процесса, не понимая содержания. Зато на слух ту же информацию понимает и запоминает намного легче.

О наличии дисграфии говорят такие ошибки:

  • пропуск букв и слогов (упала-упла, бабочка-бачка, огромный город - огромный горд);
  • искажение слов (лошадь - ложит, коньки - куни, на охоте - на отух);
  • не дописывание слов и букв (растёт - растё, мышка - мышк);
  • перестановка букв и слогов (яблоко - ябколо, фрукты - фрутки);
  • добавление лишних букв (лужа - лулжа, дружно - дуружно);
  • замена согласных (картофель - картовель, дупло - тубло, сушки - шуски);
  • слитное написание предлогов, раздельное приставок, когда приставка напоминает предлог, союз или местоимение (вогороде, по дкроватью, я сный);
  • разделение одного слова на два (ведёрко - ведёр ко, игра - и гра);
  • неумение обозначать на письме мягкость согласных (мяч - мач, коньки - конки);
  • смешение букв, схожих по напсианию Т - П, Б - Д, И - У (потянул - попинул, рябит - рядип, муха - миха);
  • переворачивание букв в другую сторону («зеркальное» письмо) Б, В, Э, З…;
  • пропуск редко встречающихся букв: Ъ, Э.

Ребёнок, страдающий дисграфией, не замечает поля и продолжает писать до самого края листа, к концу предложения «съезжает» со строчек, переносит слова как попало, часто не делает пробелов между словами, соединяя два слова в одно, не ставит точку в конце предложения и продолжает писать следующее с маленькой буквы. Дети с дисграфией и дислексией неохотно выполняют задания по русскому языку. Им тяжело даётся чтение, пересказ, изложения и особенно диктанты.

Тема: «Фонематический слух - основа правильной речи!»

Полноценное развитие фонематического слуха является основой формирования правильного произношения у детей. Четкое различение звуков на слух позволяет детям:

- правильно произносить звуки в собственной речи, точно передавая все акустические признаки звуков родного языка, часто выполняющие смыслоразличительную функцию (глухость-звонкость, твердость-мягкость);

-не смешивать звуки, близкие по различным признакам;

-соблюдать последовательность звуков в словах.

Полноценное различение звуков в потоке речи также является необходимым условием точного понимания смысла высказывания, воспринятого на слух. Без хорошо развитого фонематического слуха невозможно в должной мере сформировать навык звукового анализа, что в дальнейшем безусловно отразится на качестве письма.

Все вышесказанное находит свое подтверждение при наблюдении за детьми, имеющими проблемы в речевом развитии. Дети с речевой патологией, имеющие фонематическое недоразвитие, испытывают выраженные трудности при овладении произносительной стороной речи. Так, например, научившись правильно произносить звук изолированно, дети долго не могут автоматизировать его, пропуская или заменяя этот звук в сложных позициях в словах, особенно в самостоятельной речи. Дети, имеющие недоразвитие фонематического слуха, не способны полноценно воспринимать и понимать речь окружающих. Слова, содержащие смешиваемые звуки, превращаются для детей в единый поток нечетких звуков, из-за чего смысл этих слов становится недоступным для понимания. В дальнейшем эти дети испытывают также значительные трудности при формировании навыков звукового анализа, без которого невозможно полноценное письмо и чтение. Дети пропускают гласные звуки, не слышат звуков в стечении согласных, стойко заменяют один звук другим. Вот почему так важно своевременно начать и систематически проводить работу по развитию фонематического слуха у детей с различными речевыми нарушениями.

Система упражнений для развития фонематического слуха построена по принципу от простого к сложному.

Дорогие родители, предлагаю сейчас Вам побыть в роли детей и попробовать некоторые упражнения для развития фонематического слуха на себе.

Первый уровень - узнавание неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является основой развития фонематического слуха.

  1. Игра "Угадай, что звучало". Послушайте с ребенком шум воды, шелест бумаги, звон ключей, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать - что это звучало?
  2. Игра «Мешочки с секретом". Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
  3. Игра "Волшебная палочка". Взяв карандаш, постучите им по разным предметам в доме: ваза, миска, стол, стена. Ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
  4. Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
  5. Игра "Похлопай, как я". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Второй уровень - различение звуков речи по тембру, силе и высоте Игра "Кто сказал?». Одно и тоже слово говорят разные дети.

  1. Игра "Громко-тихо". Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо.
  2. Игра "Три медведя". Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Третий уровень - различение сходных по звучанию слов

  1. Игра "Слушай и показывай". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (бык, бок, бак). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
  2. Игра "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Четвертый уровень - различение слогов

  1. Игра "Похлопаем". Взрослый совместно с ребенком произносит слова (па- па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
  2. Игра "Четвертый лишний" Взрослый произносит ряды слогов "па-па-ба- па", «фа-ва-фа-фа"... Ребенок должен послушать и сказать лишний слог.

Пятый уровень - различение звуков

  1. Игра «Отгадай, чей звук». Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр... Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.
  2. Игра "Похлопаем". Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

Шестой уровень - освоение навыков анализа и синтеза

  1. Игра "Сколько звуков". Взрослый произносит ряд звуков (один, два, три звука), а ребенок на слух определяет и называет их количество.
  2. Игра "Похлопаем". Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант - заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.
  3. Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.ампа, мы.о, .ук, ку.ак).

Эти упражнения в игровой форме могут быть использованы родителями в процессе домашних занятий с детьми. Они не требуют от родителей специальных знаний и особой подготовки, но при этом способствуют развитию у детей фонематического слуха.

Тема: «Пропуски букв - проблема для школьного обучения».

Уважаемые родители, многие из вас столкнулись со специфическими ошибками у своих детей, таких как пропуски, замены, искажения букв, слогов. Наиболее часто встречающаяся ошибка – пропуск букв, которая относится к специфическим ошибкам письма – Дисграфии. Но не забывайте, что ошибки делают все люди, но дети с дисграфией допускают много ошибок, эти ошибки носят стойкий характер.

Пропуски букв могут быть связаны с различными причинами:

- несформированность внимания.

Это может быть по причине гиперактивности ребенка, неумения контролировать своё поведение, несобранности, отвлекаемости. Они могут проявляться при увеличении умственных нагрузок.

Также, возможно у ребенка просто не развили должный уровень внимания еще в дошкольном возрасте.

- несформированность  слогового, звукового анализа и синтеза.

Это умение определить последовательность, место и количество слогов и звуков в слове(анализ); умение составлять слова из слогов, звуков, букв (синтез). Чтобы написать слово, нужно представлять его звуковой состав в умственном плане. Например, слово рука из звуков [р],[у],[к],[а]. Это можно сравнить с мелодией. Для того, чтобы её написать, нужно знать, из каких нот она состоит.

-несформированность звукопроизношения и звукоразличения.(фонетико-фонематические нарушения)

В случае, если ребенок не произносит звук, пропускает его при произнесении слова, он может пропусать и букву, обозначающую данный звук при письме.

-несформированность слоговой структуры слова.

При затруднениях произносить слова со сложной слоговой структурой типа: баскетбол, аквалангист, регулировщик, шестнадцатиэтажный, трансформатор, экскурсовод и тому подобное. Школьнику трудно определить и запомнить последовательность звуков и слогов в слове. Это приводит к трудности проанализировать слово и , следовательно, неправильной его записи с вероятными перестановками, пропусками букв, слогов.

-несформированность графомоторного навыка.

Письмо на начальном этапе является, прежде всего, моторным (двигательным) актом. И для автоматизации навыка многим нужно больше времени, чем дает школьная программа. Такие дети часто не успевают писать в одном темпе со всем классом.

-различные физиологические проблемы

Например, если ребенок соматически ослаблен, он быстро утомляется, концентрация внимания падает; рассеянность может быть обусловлена каким-то заболеванием, нарушением мозговой деятельности или, например, воспалением носоглотки, аденоидитом ; может быть и такое, что не все зоны мозга достаточно созрели, ведь все мы развиваемся по- разному.

Поэтому, возможно кому-то следует обратиться за помощью к логопеду, психологу, а кому медицинская консультация необходима. Во многих случаях требуется комплексный подход со стороны всех специалистов.

Основные направления работы при коррекции пропуска букв.

-Развивать слоговой и звукобуквенный анализ

Если проанализировать пропускаемые буквы, то мы увидим, что чаще всего пропускаются гласные. Дети часто считают их частью согласных. Поэтому очень важно научить ребенка выделять в первую очередь гласные звуки.

 Упражнения.

«Подсчёт слогов и звуков в слове»

Попросите ребенка произнести слово по слогам; затем выделить гласный в каждом слоге. Затем назвать все гласные по порядку. Затем последовательно перечисляем все звуки слова, т.к. согласные тоже пропускаются (для такой работы лучше брать слова без мягких согласных, без йотированных гласных), чтобы не было путаницы при несовпадении количества  звуков и букв, это всё мы делаем устно, лучше с помощью цифрового ряда. Двигаемся в порядке от более простого к сложному:

-односложные слова, типа мак, дом, куст;

- двусложные слова, типа луна,карта,парус, дракон;

-трехсложные слова, типа рукава, капуста, скалолаз;

-четырехсложные слова, типа сарафаны, барабаны и т.д.

Для школьников 2-х,3-х классов важно, чтобы при перечислении звуков не было пауз, при которых они мысленно могут возвращаться к началу слова, заново пытаясь вычленить каждый звук. Это означает, что этот навык у них еще недостаточно сформирован.

«Назови порядковый номер звука».

Можно задавать два вида вопросов:

-Какой по счету звук «т» в слове  каток ?

-Назови третий по счету звук в слове каток.

Для усложнения задания можно задавать такие вопросы:

-Какой звук идет после звука «а» в слове каток ?

-Какой звук идет перед звуком «о» в слове каток ?

-Какой звук идет между звуком «а» и звуком «о» в слове каток ?

3. «Схемы слов»

-выкладываем звуковые схемы слова с помощью красных, синих и зеленых квадратов;

- подбираем слова к заданной схеме.

4. «Пишем буквы разным цветом»

Можно использовать такие методы, как: запись только гласных слова; запись гласных красной ручкой; запись слов тремя ручками (гласные -красной, твердые согласные-синей, мягкие согласные-зеленой).

-Развивать внимание.

1. «Найди отличия»  «Найди буквы (слова)».

Предлагается найти заданные буквы или слова среди лишних букв.

Например:

- подчеркни все буквы «а» и зачеркни все буквы «о»;

-найди слова и подчеркни слова, обозначающие предметы – одной чертой, слова, обозначающие действия предметов – двумя чертами.

Гчругыфчайникьсшппгщшыкипетьзаьиошгвзщлотсыдпетьшипыьщптицыщв;

-чтение и запись склеенных предложений (без использования лишних букв);

-чтение и запись склеенных предложений ( с использованием лишних букв).

2. «Спиши буквы»

Предлагается списать ряд хаотично стоящих букв.

НТЩАКТЖВХИ

3.«Чтение с использованием алфавита»

-отгадай слова, заменяя каждую букву другой, той, которая стоит после записанной буквы.

Например: ЛТФЯ-муха

Можно использовать предыдущую букву.

-Развивать навык самоконтроля

Не забывайте приучать школьника тщательно каждый раз проверять свою работу. Часто при проверке написанного дети видят только общий образ слова, заранее его зная, поэтому такие  «мелкие детали» , как отсутствие одной буквы не замечают.

Можно использовать непрозрачную линейку, закрывать ею слово и открывать постепенно, читая по слогам.

Можно проверять написанное слово, отмечая карандашом каждый гласный.

Главное, чтобы проверка вошла в привычку.

Самое главное, понять, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии и способностях и поэтому надо искать соответствующие ему подходы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя - логопеда для родителей учащихся 1- ых классов на тему: «Готов ли ваш ребенок к школе? Как ему помочь?»

В материале консультации рассматриваются недостатки в развитии в устной речи учащихся при поступлении в 1 класс и направления работы по их исправлению....

Консультация учителя - логопеда для родителей «Речевая готовность ребенка к школе»

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...

Консультация учителя-логопеда для родителей учащихся, имеющих нарушение письменной речи.«Пропуски букв - проблема для школьного обучения».

Уважаемые родители, многие из вас столкнулись со специфическими ошибками у своих детей, таких как пропуски, замены, искажения букв, слогов. Наиболее часто встречающаяся ошибка – пропуск букв, ко...

Консультация учителя-логопеда для родителей учащихся, имеющих нарушение письменной речи.

Консультация учителя-логопеда для родителей учащихся, имеющих нарушение письменной речи....

Консультация учителя-логопеда для родителей "Речевая готовность ребенка к школе"

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенк...