Логопедические игры для детей с особыми образовательными потребностями
методическая разработка по логопедии
Развитие речи – ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач воспитания и обучения детей. Сборник включает в себя речевые игры и упражнения, потешки, чистоговорки и загадки, которые могут быть использованы при формировании правильного грамматического строя и связной речи у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedich_igry_dlya_detey_s_osobymi_obr_potrebnostyami.docx | 35.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедические игры
для детей с особыми образовательными потребностями
Учитель-логопед: Охотникова Л.Н.
Развитие речи – ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач воспитания и обучения детей. Сборник включает в себя речевые игры и упражнения, потешки, чистоговорки и загадки, которые могут быть использованы при формировании правильного грамматического строя и связной речи у детей.
Игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми.
Рекомендации при организации речевых игр и упражнений:
-игры не должны быть длительными по времени;
-они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а педагог – помочь ему в этом;
-игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, красочное и забавное оформление;
-игра может быть частью общеобразовательного или логопедического занятия;
-в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;
-в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;
-в процессе игры педагог принимает непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры): по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключение обязательно поощряет всех детей, отмечает наиболее успешных и обещает в следующий раз новый вариант игры или совсем новую игру.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Слово
Понятие о слове
Кто что делает?
Цель. Дать понятие о слове, которое обозначает действие.
Оборудование. Карандаш, бумага.
Описание игры. Логопед приглашает одного из детей к себе и дает ему задание (тихо, чтобы не слышали другие дети): «Саша, рисуй, - и спрашивает у детей: - Что делает Саша?» Дети должны ответить одним словом.
Затем логопед дает другие задания ребенку, а дети называют его действия. Обращаясь к детям, логопед говорит: «Вы мне назвали много разных слов: прыгает, играет» (два слова). «Какое первое слово?» - «Прыгает». – «Какое второе слово?» - «Играет». Далее логопед говорит: «К словам, которые вы называли и которые называла я, можно поставить вопрос: что делает? Эти слова обозначают действие. Теперь я буду называть слова, а вы будете ставить к ним вопрос».
Варит. (Что делает?)
Шьет. (Что делает?)
Бежит. (Что делает?)
Смеется. (Что делает?)
Что нам почта принесла?
Цель. Закреплять в речи детей слова, обозначающие действия.
Оборудование. Сюжетные картинки, сумка почтальона, конверты.
Описание игры. Логопед заранее раскладывает в конверты по одной или две сюжетные картинки и кладет эти конверты в сумку почтальона. Детям логопед сообщает о том, что пришло много писем всем детям. Для того чтобы эти письма разнести, нужен почтальон. Из числа детей выбирается почтальон, который разносит письма всем детям. Затем логопед говорит, что письма эти не простые, а письма-картинки и дети должны выполнить следующее задание: внимательно посмотреть на картинку и ответить одним словом на вопрос «что делает?». Дети рассматривают картинки поочередно и называют только одно слово, обозначающее действие, например: «поливает», «строит», «лает», «подметает», «рисует» и т.д. Наиболее активным детям, не допустившим ошибок при ответе, логопед говорит, что они будут почтальонами в следующий раз, когда придет почта.
Существительные
Кто в тереме живет?
Цель. Учить детей правильно употреблять собственные имена существительные в именительном падеже единственного числа.
Оборудование. Картонный домик с дверью, которая может открываться и закрываться, метки всех детей группы, нарисованные на твердой бумаге.
Описание игры. Логопед поочередно ставит на дверях домика метки детей и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» Дети, которые узнают метку, называют имя и фамилию.
Как мы одеваемся?
Цель. Учить детей правильному употреблению нарицательных имен существительных в винительном падеже единственного и множественного числа.
Оборудование. Предметы детской одежды.
Описание игры. Каждый ребенок задумывает какой-нибудь предмет одежды, например платок, юбку, платье, перчатки, майку, брюки и др., и тихо называет его только логопеду, чтобы остальные дети не слышали (педагог следит, чтобы дети не выбрали одно и то же). Потом логопед рассказывает о чем-нибудь, например: «Вася собрался кататься на санках и надел на себя…» Прервав рассказ, он показывает на одного из участников игры. Тот называет предмет одежды, какой он задумал. Остальные дети должны рассудить, правильно ли оделся мальчик. Игра эта очень веселая, так как иногда получаются смешные сочетания.
Прилагательные
Что такого же цвета?
Цель. Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.
Оборудование. Окружающие предметы, цветные квадраты бумаги.
Описание игры. Логопед показывает детям зеленый квадрат бумаги. Дети называют его цвет, а затем предметы того же цвета: зеленый свитер, зеленая шляпа, зеленая трава и т. д. Выигрывает тот, кто больше назовет предметов данного цвета.
Угадай, что это?
Цель. Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с местоимениями.
Оборудование. Натуральные фрукты или их муляжи по количеству детей.
Описание игры. Логопед показывает детям фрукты, затем вызывает детей по одному. Вызванному завязывают глаза и предлагают выбрать какой-нибудь плод. Ребенок должен на ощупь угадать, что это за фрукт и какой он по форме (или определить его твердость). Тот, кто не ошибся, получает в награду этот фрукт.
Образец речи детей: Это – яблоко. Оно круглое (твердое).
Глаголы
Все трудятся
Цель. Учить детей употреблять глаголы настоящего времени 3 лица единственного числа.
Оборудование. У детей большие карты с изображением нескольких сюжетных рисунков. У логопеда маленькие карточки с изображением аналогичных сюжетов.
Примерная тематика рисунков:
Шофер ведет машину.
Врач лечит ребенка.
Пожарный тушит пожар.
Сапожник чинит туфли.
Продавец взвешивает яблоки.
Повар печет пироги.
Каменщик строит дом.
Плотник строгает доску.
Дворник подметает улицу.
Учитель учит детей.
Садовник поливает цветы.
Описание игры.
Логопед. У кого на картинке продавец?
Ребенок. У меня продавец.
Логопед. Что делает продавец?
Ребенок. Продавец взвешивает яблоки.
Логопед за правильные ответы дает ребенку карточку или фишку. У кого больше карточек или фишек, тот выигрывает.
Числительные
Волшебный мешочек
Цель. Учить детей использовать в речи количественные числительные в пределах 10.
Оборудование. Картинки с изображением животных. На каждой картинке должно быть одно животное или группа животных (2-10).
Описание игры. Картинки нужно положить в мешочек. Ребенок просовывает руку в мешочек, выбирает одну картинку и говорит, сколько на ней нарисовано животных, например: «Один зайчик» (или три курочки и шесть цыплят). Если ребенок правильно определил число животных, он может оставить картинку себе, если нет, кладет ее опять в мешочек и вытягивает другую.
Местоимения
Я – Ты
Цель. Учить детей спрягать глаголы.
Оборудование. Игрушки.
Описание игры. Логопед сообщает детям, что сегодня они отправятся в магазин «Игрушки». Дети подходят к столу, на котором лежат игрушки. Логопед говорит детям о том, что он продавец, а они покупатели. Покупатели по очереди выбирают понравившуюся игрушку. Педагог спрашивает: «Что ты купил?» Ребенок отвечает: «Я купил куклу». Затем покупатель поворачивается к детям и спрашивает у них: «Что я купил?» Один из детей отвечает: «Ты купил куклу» и т.д. Самый активный из детей при повторении игры может стать продавцом.
Я – Мы
Цель. Учить детей согласовывать местоимения с глаголами. Учить правильно изменять форму глагола в зависимости от числа.
Оборудование. Фишки.
Описание игры. Логопед читает двустишия, в которых местоимения и глаголы употребляются в единственном числе. Дети повторяют эти двустишия так, чтобы местоимения и глаголы были употреблены во множественном числе.
- Я бегу, бегу, бегу,
Я на месте не стою.
(Мы бежим, бежим, бежим,
Мы на месте не стоим.)
- Я гуляю, загораю,
Землянику собираю.
(Мы гуляем, загораем,
Землянику собираем.)
- На скамейке я сижу
И о чем-то говорю.
(На скамейке мы сидим
И о чем-то говорим.)
Логопед может читать эти стихи, употребляя глаголы и местоимения во множественном числе. В этом случае дети заменяют множественное число на единственное.
За правильный ответ ребенок получает фишку. Дети, набравшие большее количество фишек, являются победителями.
Наречия
Когда это бывает?
Цель. Закреплять правильное употребление наречий с временными значениями.
Оборудование. Предметные и сюжетные картинки на все времена года.
Описание игры. Логопед показывает картинки и спрашивает, когда собирают овощи, фрукты, когда сгребают снег, когда листья желтые и т.д. Если ребенок правильно назвал время года, он получает картинку.
Предложение
Простые предложения
Составь предложение
Цель. Учить детей составлять простые предложения.
Оборудование. Окружающие предметы.
Описание игры. Логопед дает детям поочередно задания, и они по действиям составляют предложения, например: «Петя, полей цветы». Ребенок выполняет задание. Дети проговаривают, что делает Петя: «Петя поливает цветы».
«Оля, собери кубики». Выполняется задание. Дети проговаривают, что делает Оля: «Оля собирает кубики».
«Маша, принеси куклу». Дети проговаривают, что делает Маша: «Маша принесла куклу». И т. д.
Логопед следит за тем, чтобы дети не опускали слова в предложении.
Простые распространенные предложения
Человек и животные
Цель. Закреплять умение пользоваться простым распространенным предложением с прямым дополнением. Развивать навык диалогической речи.
Оборудование. Маски лошади, коровы, овцы, собаки, петуха, курицы.
Описание игры. Логопед читает детям сказку «Человек и животные». «Животные и птицы пришли к человеку и сказали: «Дай нам работу». – «А что вы умеете делать?» - спросил человек. Лошадь сказала: «Я буду возить грузы».
Корова сказала: «Я буду давать молоко».
Овца сказала: «Я буду давать шерсть».
Собака сказала: «Я буду охранять дом».
Курица сказала: «Я буду нести яйца».
«Хорошо, я вам дам работу», - сказал человек. «А кто нас утром будить будет?» - спросили животные. Тут петух крикнул: «Я рано утром буду петь и всех будить».
После прочтения сказки логопед распределяет роли среди детей и раздает им маски. Инсценируется диалог.
Предлоги в предложениях
Что где растет?
Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом НА.
Оборудование. Предметные картинки.
Описание игры. Логопед начинает фразу, дети ее заканчивают и повторяют целиком.
Ромашки растут на … (лугу).
Орехи растут на … (дереве).
Яблоки растут на … (яблоне).
Цветы растут на … (клумбе).
Морковь растет на … (грядке).
Дополни
Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами В, НА, С, ИЗ, ПОД и различать их.
Оборудование. Избушка, дерево, скамейка, птичка, кошка, садик, дед, бабка (игрушки или картинки).
Описание игры. Дети сначала называют предметы. Логопед расставляет их на столе: посередине избушка, перед нею садик, в садике дерево, под деревом скамейка. Он рассказывает коротенькую историю, а дети при этом договаривают предложения, начатые педагогом, с помощью вопросов: «Дед вышел (откуда?) из избушки и сел (куда?) на скамейку (под чем?) под деревом. На дереве сидела птичка. Птичка пела. Услышала ее кошка, прыгнула (за кем?) за птичкой (куда?) на дерево. Но птичка улетела и села (куда?) на крышу избушки. Кошка полезла за нею, но птичка улетела. Вышла (откуда?) из избушки бабушка, и дедушка ей обо всем рассказал. Бабушка рассердилась (на кого?) на кошку, прогнала ее (куда?) на чердак ловить мышей. Потом бабушка (с кем?) с дедушкой пошли (куда?) в избушку обедать».
Сложные предложения
Кто у кого?
Цель. Учить детей составлять сложносочиненное предложение.
Оборудование. Предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей.
Описание игры. Логопед раздает по две картинки с изображением детенышей домашних животных и просит составить предложение по этим двум картинкам.
Образец: Телята у коровы, а козлята у козы.
Закончи предложение
Цель. Учить детей составлять сложносочиненное предложение.
Оборудование. Предметные картинки.
Описание игры. Логопед, демонстрируя детям две картинки с изображением фруктов и овощей, начинает предложение, а дети должны его закончить и повторить целиком.
Лимон кислый, а арбуз … (сладкий).
Дыня сладкая, а редька … (горькая).
Рыба соленая, а сахар … (сладкий).
Виноград сладкий, а лук … (горький).
Перец горький, а мед … (сладкий).
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Диалоги
Волк и лиса
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.
-Лизавета, здравствуй!
-Как дела зубастый?
-Ничего идут дела,
-Голова еще цела.
-Где ты был?
-На рынке.
-Что купил?
-Свежинки.
-Сколько взяли?
-Шерсти клок,
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке…
-Кто отгрыз?
-Собаки.
-Жив ли, милый куманек?
-Еле ноги уволок.
-Как твои, лиса, дела?
-На базаре я была.
-Что ты там видала?
-Уток я считала.
-Сколько было?
-Семь с восьмой.
-Сколько стало?
-Ни одной.
-Где же эти утки?
-У меня в желудке.
Медведь
-Ты куда идешь, медведь?
-Да на пчелок поглядеть.
-А зачем несешь бачек?
-Так…Повешу на сучек.
Е. Кузнец
Пересказы
Последовательный пересказ
Спор животных
Цель. Учить детей последовательному пересказу.
Оборудование. Маски коровы, лошади, собаки.
Ход занятия. Логопед читает детям рассказ К. Ушинского «Спор животных».
«Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого из них хозяин больше любит.
-Конечно, меня, - говорит лошадь. – Я ему дрова из лесу вожу. Сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.
-Нет, хозяин любит больше меня, - говорит корова. – Я его семью молоком пою.
-Нет, меня, -ворчит собака. – Я его дом стерегу.
Услыхал хозяин этот спор и говорит:
-Перестаньте спорить по – пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте».
Далее логопед задает вопросы по тексту:
Кто стал спорить?
О чем спорили животные?
Что сказала лошадь?
Что сказала корова?
Что сказала собака?
А что сказал человек?
Затем педагог распределяет роли между детьми. Дети пересказывают текст по ролям, а после этого кто-то из детей пересказывает текст целиком.
Тексты для пересказа
Котята
У кошки Мурки котята. Котята пищали. Мы им дали молока. Котята поели, а потом уснули. Мы назвали кота Пушок и Мурзик.
Зайчата
Было лето. Алеша и Вова зашли в чащу. Тут Алеша увидел зайчат. Он быстро накрыл их платком. Зайчат принесли домой.
Синичка
Была холодная зима. К окну прилетела синичка. Ей было холодно. У окна стояли дети. Им стало жаль синичку. Они открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна. Она стала клевать хлебные крошки на столе. Всю зиму жила синичка у детей. Весной дети выпустили синичку не волю.
Лиса
Зимой лиса часто ходит в деревню. Заберется в курятник и утащит курицу себе и лисятам. Прибежит домой, а лисята ее уже поджидают.
Рассказы
Составление рассказа по сюжетной картинке
Когда это бывает?
Цель. Учить детей составлению рассказа по сюжетной картинке.
Оборудование. Лото «Четыре времени года».
Ход занятия. Дети по картинкам узнают времена года и по очереди рассказывают о том, что бывает в разное время года. Например, логопед открывает большую картинку «Осень». Дети подбирают маленькие картинки, связанные с этим временем года. Выставляют их в определенном порядке и рассказывают, что бывает осенью.
Составление описательного рассказа
Когда это бывает?
Цель. Учить детей составлению описательного рассказа.
Оборудование. Картинки с изображением природы в различные времена года.
Ход занятия. Логопед показывает картинки и спрашивает, когда собирают овощи, фрукты, когда сгребают снег. Если ребенок правильно назвал время года и описал картинку, он получает картинку.
Когда это бывает?
Цель. Учить детей составлению описательного рассказа.
Оборудование. Картинки с изображением природы в различные времена года.
Ход занятия. Дети классифицируют картинки по сезонам года, давая им описания: «На этой картинке белый снег – это зима». «Листья желтые, идет снег – это осень». И т.п.
ЧИСТОГОВОРКИ, ПОТЕШКИ
На звуки
Р, Л;
Ш, Ж, Ч, Щ, С, З, Ц;
Б, П, Д, Т, В, Ф, К, Х, Й
С. Косенко
Говорила сорока
Сороке:
«Я как рыба
Молчу
На уроке».
Роя норку,
Старый крот
Разрыхлил
Нам огород.
Н. Берендгоф
Мостик
Через лужу у крылечка
Перебросил я дощечку.
Приходите, гости,
Я построил мостик.
Н. Красильников
Лето
Все вокруг зазеленело,
Заалело, засинело!
Вот и лето!
Вот и лето!
С морем теплым,
С ярким светом.
Э. Котляр
Малина
Малина, малина краснела,
манила,
Краснела, вкуснела. Успела
поспела.
Шишки А. Блинов
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку.
Белка шишку уронила,
Прямо в Мишку угодила.
Застонал, заохал Мишка –
На носу вскочила шишка!
И. Демьянов
Считалка
Чтобы дом построить новый,
Запасают тес дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.
Е. Гит
Ежевика
Вид у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка.
Вся в колючках, будто еж,
Потому и ежевика.
Б. Заходер
Черепаха всех смешит,
Потому что не спешит,
Но куда спешить тому,
Кто всегда в своем дому.
В. Берестов
Птичья зарядка
Птица хочет пробудиться,
Запевает песню птица,
Потому что птице с песней
Пробуждаться интересней
Лук
В небо лук стрелу пускает,
Лето целое стреляет.
Ни в кого он не попал
И с досады горьким стал.
А. Тараскин
Муха
Муха в гости собиралась,
Ехать очень далеко.
Умывалась, одевалась,
Волновалась, завивалась,
Перед зеркалом металась,
Зазевалась… и упала в
молоко!
Е. Карганова
Щенок
У нас щенок! Он толстый, рыжий,
Он скоро вырастет большой.
Мы будем с ним ходить на лыжах…
Он – пополам – сестры и мой.
В. Хлебникова
Скороговорка
Пол мыла Лара,
Лиля Ларе помогала.
Э. Огнецвет
Скороговорка
В огороде рос горох,
А за речкой – гречка.
Старый наш козел Тимох
В огороде рвал горох,
Гречку рвал за речкой.
В. Шварц
Кукушка
Считать кукушка
научилась –
На том ученье
прекратилось.
Ю. Какотов
Шмель
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
На лужайке я жужжу!
На лужайке я жужжу!
Над ромашками кружу!
Безобидно я жужжал,
Что ж ты Женя, убежал?
Р. Кучеренко
Я – по луже! Я – по луже!
Я ищу, где лужа уже.
Считалка
Шел по берегу петух,
Поскользнулся,
В речку – бух!
Будет знать петух,
Что впредь
Надо под ноги смотреть!
Баран букварь купил себе,
Он изучал его.
Однако, кроме буквы «Б»,
Не знает ничего!
Л. Яхнин
Зима
Белые шапки
На белых березах,
Белый зайчишка
На белом снегу,
Белый узор
На ветвях от мороза.
По белому лесу
На лыжах бегу.
Е. Авдиенко
Ягоды
Собирали ягоды
И вели мы счет:
Ягоду – в кружку,
Две ягоды – в рот.
ЗАГАДКИ
Стрекоза
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
Черепаха
Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо,
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги.
Ромашка
Стоит в саду кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
Осенние листья
Падают с ветки
Золотые монетки.
Одуванчик
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ручеек
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный подход к детям с особыми образовательными потребностями.
Одним из самых актуальных направлений педагогики на современном этапе, как в России, так и ...
Коррекция и развитие мышления у детей с особыми образовательными потребностями
Система комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями основывается на теоретических знаниях, в том числе об особенностях мышления этих детей и коррекционно-развивающей работе...
Коррекция и развитие внимания у детей с особыми образовательными потребностями
В работе описаны особенности внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья, предложены игры и упражнения для коррекции и развития внимания....
Здоровьесберегающие технологии в системе надомного обучения и воспитания детей с особыми образовательнымипотребностями.
в презентации представлены материалы по коррекции двигательных нарушений, различные виды массажа (сегментарно-рефлекторный логопедический, массаж профессора Ауглина),артикуляционная и пальчиковая гимн...
Организация работы ППк по сопровождению образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями
Школьный психолого-педагогический консилиум (ППк).Общая организация работы....
Методические разработки: "Разработка индивидуального плана обучения для детей с особыми образовательными потребностями на психолого-педагогическом консилиуме в образовательной организации
Данный материал будет полезен учителям общеобразовательных школ в работе по сопровождению детей с ОВЗ и детей с особыми образовательными потребностями....
Статья на тему : " Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями. "Создание "безбарьерной" образовательной среды".
Инклюзивное образование предполагает создание образовательной среды, которая поддерживает участие всех детей, включая тех, у кого есть особые образовательные потребности. Целью инклюзивного образовани...