Консультация для педагогов «Речевая разминка на уроках чтения»
консультация по логопедии (2, 3, 4 класс)

Малюк Вероника Михайловна

Одной из задач начальной школы является формирование и совершенствование навыка чтения, определяемого как автоматизированное умение воспринимать, озвучивать и осмысливать читаемое.

Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая разминка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_razminka_na_urokah_chteniya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вяземская начальная школа - детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Консультация

«Речевая разминка на уроках чтения»

Подготовил:

Малюк Вероника Михайловна

учитель-логопед

Вязьма

Одной из задач начальной школы является формирование и совершенствование навыка чтения, определяемого как автоматизированное умение воспринимать, озвучивать и осмысливать читаемое.

Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая разминка.

«Речевая разминка — это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения учащихся при чтении текста» (А. К. Аксенова).

Речевая разминка помогает решить следующие задачи:

- установить прочные связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов,

- дифференцировать сходные единицы чтения, накопить в памяти слоги и слова, схватывающиеся сразу, без буквенного чтения.

- развитие навыка смыслового чтения.

        Речевая разминка проводится на основе методики Т. Сухомлиновой «Нейрочтение. Тренажер для развития навыка смыслового чтения».

Все упражнения в пособии подобраны таким образом, чтобы с разных сторон, комплексно проработать навык смыслового чтения.

Выполняя задания, ребёнок научится читать быстрее, лучше понимать, запоминать и пересказывать прочитанное, и главное - эффективно работать с любой текстовой информацией. Это даст ребёнку огромные преимущества в старших классах.

Речевая разминка проводится в начале урока в течение 3-5 минут.

Описание упражнений

1. Упражнение «Окончания» - прочитать текст, остановиться на словах с пропущенными буквами на конце, прочитать подчеркнутое слово, выбрать подходящее по смыслу окончание и отметить его. Прочитать и выбрать вариант, о чем именно прочитанное предложение.

2. Упражнение «Фигурные предложения» - выписать буквы по порядку отдельно из каждого вида фигур; прочитать получившееся предложение; нарисовать предложение, чтобы его запомнить; на следующий день вспомнить по картинке предложение. Для усложнения упражнение необходимо заменить героя, действия и обстоятельства, описанные в предложении, своим вариантом; нарисовать картинку, чтобы запомнить новое предложение; на следующий день вспомнить новое предложение.

3. «Надежная лестница» - прочитать слово сверху лестницы; прочитать слово внизу лестницы; прочитать все рассыпавшиеся слова и устно составить предложение целиком. Убедиться, что предложение составлено верно по смыслу, записать слова на нужных ступеньках. Для усложнения – заменить попавшее на выделенную ступеньку слово другим, похожим по смыслу словом.

4. Упражнение «Половинки» - прочитать левую половину предложения – это начало; подобрать правую половину предложения, подходящую по смыслу; соединить левую и правую половину предложения. Прочитать условие, определяющее, какое именно слово нужно найти в получившихся предложениях; найти и прочитать заданное слово; вписать найденное слово в строку.

5. Упражнение «Предложение по пути» - рассмотреть поле слов №1, найти цифру 1 – это начало пути, маршрут №1. Взять карандаш любого цвета и провести маршрут №1. Записать получившиеся слова и прочитать предложение.

Рассмотреть поле слов №2, найти цифру 1 – это начало пути, маршрут №2. Взять карандаш любого цвета и провести маршрут №2. Записать получившиеся слова и прочитать предложение. Добавить в конце еще одно слово, подходящее по смыслу.

 Рассмотреть поле слов №3, найти цифру 1 – это начало пути, маршрут №3. Взять карандаш любого цвета и провести маршрут №3. Записать получившиеся слова и прочитать предложение. Вычеркнуть слово, неподходящее по смыслу.

То же проделать с полем слов №4, 5, 6, 7, 8.

6. Упражнение «Стройка по порядку» - рассмотреть несколько фигур, расположенных в определенном порядке. Запомнить порядок фигур. Рассмотреть поле с фигурами и словами. Найти фигуры, которые запомнили раньше в том же порядке, в котором они располагались. Зарисовать фигуры и записать слова, связанные с этими фигурами. Прочитать получившееся предложение. Добавить по условию в получившееся предложение свои слова.

7. Упражнение «Пропавшее звено» - предложение похоже на цепочку, состоящую из звеньев. Все звенья соединены между собой, располагаются друг за другом и все вместе образуют цепи – смысл предложения. В данном упражнении тренируется навык нахождения пропавших звеньев и постановка их на место для возвращения смысла.

8. Упражнение «Возможные пары» - найти в предложении два слова, написанных буквами разного размера. Записать буквы одного размера в одном прямоугольнике, буквы другого размера – в другом прямоугольнике. Прочитать предложение. Выбрать и отметить наиболее подходящее по смыслу слово.

9. Упражнение «Правда или ложь» - прочитать короткий текст, постараться запомнить, кто главный герой и что/где/когда с ним происходит.  Прочитать утверждения, связанные с этим текстом. На память определить, правда это или ложь. Поставить галочку в нужной клетке. Для усложнение - составить свое утверждение, связанное с этим текстом.

10. Упражнение «Пара вопросов» - прочитать два коротких вопроса, ответы на которые нужно найти в тексте. Запомнить эти вопросы. На время прочитать текст и найти ответ на первый вопрос. Остановить время. Подчеркнуть ответ. Записать время, которое ушло на выполнение задания. На время прочитать текст и найти ответ на второй вопрос. Остановить время. Подчеркнуть ответ. Записать время, которое ушло на выполнение задания.

11. Упражнение «Поиски» - рассмотреть схемы нескольких слов, стоящих в тексте неподалеку друг от друга. Читать текст и одновременно искать и выписывать из него слова по заданной схеме.

12. Упражнение «Причина/цель» - читать текст и дополнять, сохраняя смысл, предложения с опорой на текст.

13. Упражнение «Дополненные вопросы» - прочитать текст, часть вопроса к тексту. Дописать вопрос, чтобы в нем был смысл и он соответствовал информации из текста. Подчеркнуть ответ на вопрос в тексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая разминка на уроках чтения

Данный материал предназначен для учащихся 2-3 классов...

"Речевые разминки для уроков чтения в начальных классах"

Речевые разминки используются на уроках чтения в начальных классах для развития артикуляции, отработки выразительности,автоматизации правильного звукопроизношения....

Речевая разминка на уроках чтения

Речевая разминка помогает формированию у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции; развивать у них творческие спocобности...

Речевая разминка на уроках чтения.

Цель речевой разминки заключается в том, чтобы настроить детей на работу, чтобы дети осознали диапазон своего голоса, чтобы привить определенную культуру пользования речевым аппаратом, чтобы восп...

Речевая разминка на урок чтения для 2-3 классов

Речевая разминка на урок чтения...

Речевые разминки на уроках чтения. 3 класс. УМК Школа России.

Речевые разминки на уроках чтения. 3 класс. УМК Школа России....

Речевая разминка на уроках чтения

Речевая разминка на уроках чтения...