"Речевые разминки для уроков чтения в начальных классах"
методическая разработка по чтению на тему

Ландырева Лариса Александровна

Речевые разминки используются на уроках чтения в начальных классах для развития артикуляции, отработки выразительности,автоматизации правильного звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_razminki.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые разминки

для уроков чтения

в начальных классах.

Разработала учитель начальных классов

ГКСКОУ № 26 V вида

Ландырева Лариса Александровна

Книга – учитель,

Книга – наставница,

Книга – близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

Бедным считайте такое жилище,

Где вся забота набить бы живот,

Где калорийная вкусная пища

Пищу духовную не признаёт.

Книга – советчик,

Книга – разведчик,

Книга – активный борец и боец,

Книга – нетленная память и вечность,

Спутник планеты Земля, наконец…

                                             (В.Боков)

1. Прочитайте медленно «жужжащим» чтением.

2. Прочитать плавно.

3. Выразительное чтение.

4. Беседа.

- О чём это стихотворение?

- Какие главные мысли заключены в нём?

- Как автор называет книгу?

Коляда, коляда!

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

Или сена клок,

Или вилы в бок.

  1. Прочитать медленно, «жужжащим» чтением.
  2. Коллективно, плавно, певуче.
  3. Прочитать с ускорением, с каждой строчкой увеличивая скорость.

У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

1. Какое интересное слово встретилось в скороговорке?

2. Прочитать с орфографическим проговором, с орфоэпическим проговором, в замедленном темпе, скороговоркой.

Мотылёк – витилёк,

Принеси нам ветерок;

От ворот вповорот

Гнать кораблик в ручеёк.

Мелки ручейки,

Несите стружки,

С тихой воды

До великой реки.

  1. Прочитать «жужжащим» чтением.
  2. Словарная работа.

Стружок (струг) – речное судно.

  1. Медленное чтение, затем чтение с ускорением.
  2. Выразительное чтение.

На опушке в избушке

Живут старушки – болтушки.

У каждой старушки лукошко.

В каждом лукошке кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

  1. Прочитать скороговорку тихо, громко, ещё громче.
  2. Прочитать медленно.
  3. Прочитать с ускорением.
  4. Прочитать очень быстро.

Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

  1. Прочитать «жужжащим» чтением.
  2. Прочитать выразительно.
  3. Прочитать по памяти.

Её перо сверкает так,

Что ясно: это не пустяк!

Никто не знает, что случится

В тех сказках, где живёт…(Жар-птица).

  1. Прочитать медленно, затем с ускорением.
  2. Прочитать тихо, затем громче.
  3. Прочитать с вопросительной интонацией.
  4. Прочитать с восклицательной интонацией.
  5. Прочитать сердито.
  6. Прочитать весело.
  7. Прочитать выразительно, выделяя голосом нужные слова.

Кашу кушай, а сказку слушай;

Умом – разумом смекай да на ус мотай.

  1. Прочитать пословицу «жужжащим» чтением.
  2. Назвать знакомые части речи, которые здесь встретились.
  3. Прочитать, выделяя голосом глаголы.
  4. Прочитать быстро.
  5. Прочитать выразительно.

За горами, за долами,

За широкими морями,

Против неба – на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так, и сяк,

Младший вовсе был дурак.

  1. Прочитать шепотом, затем всё усиливая громкость.
  2. Прочитать, начиная громко, а потом всё тише, заканчивая шепотом.
  3. Прочитать быстро, скороговоркой.
  4. Прочитать выразительно, как бы вы читали маленьким детям.

        Упражнение «Паровоз».

- Встали, представили, что мы паровозики. Вздохнули, на выдохе произносим: чух-чух-чух. Начинаем тихо, увеличиваем силу голоса, к концу затихаем.

Погляди-ка, погляди-ка!

Что за красный огонёк?

Это тонкая гвоздика

Жаркий празднует денёк.

  1. Прочитать радостно, восторженно.
  2. Прочитать первую строчку тоном приглашения, с чувством радости.
  3. Прочитать вторую строчку радостно-вопросительным тоном.
  4. Прочитать третью и четвёртую строчки с чувством восхищения.
  5. Прочитать выразительно.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

                    (Е.Благинина)

  1. Найдите красивые слова в стихотворении.
  2. Какие приметы осени описываются в тексте?
  3. Прочитать стихотворение, показывая каждую строчку мимикой, движением, жестом.

Добра себе желаешь – делай добро.

Тоску да горе и за кованой дверью не спрячешь.

  1. Прочитать «птичьим базаром».
  2. Прочитать хором. Объяснить смысл.

Он кружится

Лёгкий, новый,

У ребят над головой.

Он успел платок пуховый

Расстелить на мостовой.

                       

  1. Прочитать «жужжащим» чтением
  2. Прочитать, начиная шепотом, затем усиливая голос.
  3. Прочитать, начиная громко, а затем понижая голос до шепота.
  4. Прочитать выразительно, красиво.

Вёз на горку Саня за собою сани.

Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

  1. Прочитать скороговорку «жужжащим» чтением.
  2. Назовите знакомые части речи.
  3. Почему слова Саня и сани написаны по-разному?
  4. Прочитать с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.
  5. Прочитать с утвердительной интонацией на глаголах.
  6. Прочитать с восклицательной интонацией на глаголах.
  7. Прочитать скороговоркой.

        

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела,

Даже белой не была.

1.Чтение скороговорки с ускорением.

2.Чтение вполголоса (хором, индивидуально)

Совята у совушки

Умные головушки:

На каждый совушкин совет

Глазами хлопают в ответ.

1.Прочитать «жужжащим» чтением.

2. Найти однокоренные слова. Какое слово не является однокоренным?

3. прочитать с интонацией удивления

4. Прочитать с вопросительной интонацией (сердито, радостно).

5. Прочитать выразительно.

Скинуло кафтан зелёный лето,

Отсвистели жаворонки всласть,

Осень, в шубу жёлтую одета,

По лесам с метёлкою прошлась.

Раструбили журавли по рощам,

Будто осень замуж собралась.

Верба платье в озере полощет.

Лисью шапку примеряет вяз.

  1. Прочитать «жужжащим» чтением.
  2. Найти в стихотворении и прочитать только глаголы.
  3. Прочитать, выделяя голосом глаголы.
  4. Прочитать скороговоркой.
  5. Прочитать медленно, выразительно, выделяя голосом нужные слова.

  1. В зимний холод всякий молод.
  2. Зима без трёх подзимков не становится.
  3. Зимой дороги не уровняешь – метель своё возьмёт.

  1. Прочитать пословицы и поговорки «жужжащим» чтением.
  2. Прочитать с вопросительной интонацией, затем сразу с утвердительной интонацией.
  3. Прочитать с весёлой интонацией (с грустной).

Осип орёт, Архип не отстаёт.

Кто кого переорёт?

Осип охрип. Архип осип.

  1. Прочитать скороговорку медленно.
  2. Прочитать орфографически (как пишем).
  3. Прочитать орфоэпически (как произносим).
  4. Прочитать медленно, затем с ускорением.
  5. Потренируйтесь в скорочтении.

В Луку Клим луком кинул.

Шапкой мишка шишки сшиб.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

  1. Прочитать медленно, выговаривая каждое слово чётко, прохлопать ритм.
  2. Почитать в разговорном темпе, выделяя слова.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

  1. Прочитать «жужжащим» чтением.
  2. Найти глаголы. Прочитать, выделяя голосом глаголы.
  3. Прочитать, выделяя голосом последнее слово в строке.
  4. Прочитать медленно (с ускорением, выразительно).

Я тебе открою тайну,

Никому не говори…

Если рано ты проснёшься,

Если встанешь до зари,

Если тихо выпьешь чаю,

Если выйдешь из дверей,

Если ты пойдёшь направо,

А потом чуть-чуть левей,

Обогнёшь большой колодец,

Обойдёшь засохший пруд…

Там, у старой водокачки,

Под забором две собачки

Громко косточку грызут!

  1. Прочитать «птичьим базаром».
  2. Прочитать медленно, затем с ускорением.
  3. Прочитать, начиная быстро, затем замедляя темп чтения.
  4. Прочитать быстро, скороговоркой.
  5. Прочитать выразительно.

Нелегко снимать зверей.

Заяц просит: «Поскорей!»

Мышь пищит: «Боюсь немножко,

Что увидит снимок кошка».

«Уколю, - грозится ёж, -

Если снимок не пришлёшь.

1.Прочитать выразительно в движении.

2.Чтение по ролям.

Под ногами в листопад

Листья жёлтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок –

Папа, мама и ребёнок.

  1. Прочитать «птичьим базаром».
  2. Какие слова выдумал автор?
  3. Как нужно произнести эти слова?
  4. Какой звук нужно для этого выделить?
  5. Прочитать медленно, быстро, с ускорением, скороговоркой.

Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверят внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

  1. Прочитать медленно.
  2. О каких зверях внутри нас говорит автор?
  3. К чему призывает автор?
  4. Прочитать выразительно.

Кто на вопросы мне ответит?

Кто расскажет про дела вокруг?

Да, такой волшебник есть на свете:

Книга – лучший спутник мой и друг.

  1. Прочитать медленно, затем с ускорением, скороговоркой, выразительно.

Маленькая болтунья

Молоко болтала-болтала

Да не выболтала.

Набирает воду носом,

Будто шлангом и насосом.

Ставьте зонтиков заслон:

Всех сейчас окатит … (слон).

1.Прочитать, разделив слова на слоги.

2.Прочитать орфографически.

3. Прочитать орфоэпически.

4. Прочитать с вопросительной интонацией.

5. Прочитать с интонацией восхищения, сердито, весело.

Я - весёлый воробьишка,

Серый маленький воришка.

Я беспечен и болтлив,

И пуглив,

Чив, чив.

Мне едою служат мошки,

Мне едою служат крошки.

Я хитёр и шаловлив,

Суетлив,

Чив, чив.

  1. Прочитать «птичьим базаром».
  2. Прочитать , выделяя главные слова.
  3. Прочитать с ускорением, медленно, выразительно.

 

Павка на лавке

Плетёт лапти Клавке.

Не годятся лапти

Клавке на ножки,

А годятся лапти

На лапки кошке.

  1. Прочитать по слогам.
  2. Прочитать с ускорением.
  3. Прочитать, начиная быстро, а затем темп.
  4. Прочитать скороговоркой.

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот.

- Кра! –

Кричит ворона. –

Кража!

Караул!

Грабёж!

Пропажа!

Вор прокрался утром рано!

Грош украл он из кармана!

Карандаш!

Картонку!

Пробку!

И красивую коробку!

 - Стой, ворона.

Не кричи.

Не кричи ты,

Помолчи.

Жить не можешь без обмана:

У тебя ведь нет кармана!

Подпрыгнула ворона

И моргнула удивлённо.

- Что ж вы раньше не сказали?

Кар-р-раул!

Кар-р-ман

Укр-р-али!

  1. Какие части этого стихотворения ты, подражая вороне, будешь читать громко, да ещё при этом выделяя звук «р».
  2. Прочитать так, чтобы мы услышали ворону.

Утка моя, селезнюха моя,

Не летай за реку,

Не клюй песку, не тупи носку!

  1. Прочитать «птичьим базаром».
  2. Найти имена существительные.
  3. Прочитать, выделяя эти слова вопросительной интонацией.
  4. Прочитать, выделяя эти слова утвердительной интонацией.
  5. Прочитать быстро, медленно, скороговоркой.

Пошёл Ипат

Лопаты покупать.

Купил Ипат

Пять лопат.

Шёл через пруд,

Зацепился за прут.

Упал в пруд Ипат,

Пропали пять лопат.

1.Прочитать «птичьим базаром».

2.Прочитать медленно.

3. Прочитать, начиная тихим голосом, затем всё громче. Наоборот: начиная громко, затем снижая силу голоса до шёпота.

4. Прочитать с вопросительной интонацией, с восклицательной, с сердитой, с весёлой.

5. Прочитать скороговоркой.

Перепел перепёлку и перепелят

В перелеске прятал от ребят.

  1. Прочитать медленно, затем с ускорением.
  2. Прочитать с вопросительной интонацией, с утвердительной, с восклицательной, с сердитой, с весёлой.
  3. Прочитать быстро. Кто быстрее?

В поле Поля-Полюшка

Полет поле-полюшко.

Сорняков не будет в поле,

Если поле полет Поля.

Маша дала Ромаше

Сыворотку из-под простокваши.

Прошкина шавка укусила Пашку,

Бьёт Пашка шапкой Прошкину шавку.

Шишки на сосне, шашки на столе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая разминка на уроках чтения

Данный материал предназначен для учащихся 2-3 классов...

Речевая разминка на уроках чтения

Речевая разминка помогает формированию у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции; развивать у них творческие спocобности...

Речевая разминка на уроках чтения.

Цель речевой разминки заключается в том, чтобы настроить детей на работу, чтобы дети осознали диапазон своего голоса, чтобы привить определенную культуру пользования речевым аппаратом, чтобы восп...

Речевая разминка на урок чтения для 2-3 классов

Речевая разминка на урок чтения...

Речевые разминки на уроках чтения. 3 класс. УМК Школа России.

Речевые разминки на уроках чтения. 3 класс. УМК Школа России....

Речевая разминка на уроках чтения в 1 классе

Речевая разминка на уроках чтения в 1 классе....

Речевая разминка для уроков чтения в начальной школе

Презентация"Речевые разминки" предназначена для применения на уроках чтения в 1классе.Материал повышает интерес к урокам чтения,используется как дополнительный наглядный материал....