"Речевые разминки для уроков чтения в начальных классах"
методическая разработка по чтению на тему
Речевые разминки используются на уроках чтения в начальных классах для развития артикуляции, отработки выразительности,автоматизации правильного звукопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_razminki.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые разминки
для уроков чтения
в начальных классах.
Разработала учитель начальных классов
ГКСКОУ № 26 V вида
Ландырева Лариса Александровна
Книга – учитель,
Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Бедным считайте такое жилище,
Где вся забота набить бы живот,
Где калорийная вкусная пища
Пищу духовную не признаёт.
Книга – советчик,
Книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец,
Книга – нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец…
(В.Боков)
1. Прочитайте медленно «жужжащим» чтением.
2. Прочитать плавно.
3. Выразительное чтение.
4. Беседа.
- О чём это стихотворение?
- Какие главные мысли заключены в нём?
- Как автор называет книгу?
Коляда, коляда!
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Или сена клок,
Или вилы в бок.
- Прочитать медленно, «жужжащим» чтением.
- Коллективно, плавно, певуче.
- Прочитать с ускорением, с каждой строчкой увеличивая скорость.
У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
1. Какое интересное слово встретилось в скороговорке?
2. Прочитать с орфографическим проговором, с орфоэпическим проговором, в замедленном темпе, скороговоркой.
Мотылёк – витилёк,
Принеси нам ветерок;
От ворот вповорот
Гнать кораблик в ручеёк.
Мелки ручейки,
Несите стружки,
С тихой воды
До великой реки.
- Прочитать «жужжащим» чтением.
- Словарная работа.
Стружок (струг) – речное судно.
- Медленное чтение, затем чтение с ускорением.
- Выразительное чтение.
На опушке в избушке
Живут старушки – болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
- Прочитать скороговорку тихо, громко, ещё громче.
- Прочитать медленно.
- Прочитать с ускорением.
- Прочитать очень быстро.
Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
- Прочитать «жужжащим» чтением.
- Прочитать выразительно.
- Прочитать по памяти.
Её перо сверкает так,
Что ясно: это не пустяк!
Никто не знает, что случится
В тех сказках, где живёт…(Жар-птица).
- Прочитать медленно, затем с ускорением.
- Прочитать тихо, затем громче.
- Прочитать с вопросительной интонацией.
- Прочитать с восклицательной интонацией.
- Прочитать сердито.
- Прочитать весело.
- Прочитать выразительно, выделяя голосом нужные слова.
Кашу кушай, а сказку слушай;
Умом – разумом смекай да на ус мотай.
- Прочитать пословицу «жужжащим» чтением.
- Назвать знакомые части речи, которые здесь встретились.
- Прочитать, выделяя голосом глаголы.
- Прочитать быстро.
- Прочитать выразительно.
За горами, за долами,
За широкими морями,
Против неба – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так, и сяк,
Младший вовсе был дурак.
- Прочитать шепотом, затем всё усиливая громкость.
- Прочитать, начиная громко, а потом всё тише, заканчивая шепотом.
- Прочитать быстро, скороговоркой.
- Прочитать выразительно, как бы вы читали маленьким детям.
Упражнение «Паровоз».
- Встали, представили, что мы паровозики. Вздохнули, на выдохе произносим: чух-чух-чух. Начинаем тихо, увеличиваем силу голоса, к концу затихаем.
Погляди-ка, погляди-ка!
Что за красный огонёк?
Это тонкая гвоздика
Жаркий празднует денёк.
- Прочитать радостно, восторженно.
- Прочитать первую строчку тоном приглашения, с чувством радости.
- Прочитать вторую строчку радостно-вопросительным тоном.
- Прочитать третью и четвёртую строчки с чувством восхищения.
- Прочитать выразительно.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
(Е.Благинина)
- Найдите красивые слова в стихотворении.
- Какие приметы осени описываются в тексте?
- Прочитать стихотворение, показывая каждую строчку мимикой, движением, жестом.
Добра себе желаешь – делай добро.
Тоску да горе и за кованой дверью не спрячешь.
- Прочитать «птичьим базаром».
- Прочитать хором. Объяснить смысл.
Он кружится
Лёгкий, новый,
У ребят над головой.
Он успел платок пуховый
Расстелить на мостовой.
- Прочитать «жужжащим» чтением
- Прочитать, начиная шепотом, затем усиливая голос.
- Прочитать, начиная громко, а затем понижая голос до шепота.
- Прочитать выразительно, красиво.
Вёз на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
- Прочитать скороговорку «жужжащим» чтением.
- Назовите знакомые части речи.
- Почему слова Саня и сани написаны по-разному?
- Прочитать с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.
- Прочитать с утвердительной интонацией на глаголах.
- Прочитать с восклицательной интонацией на глаголах.
- Прочитать скороговоркой.
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Даже белой не была.
1.Чтение скороговорки с ускорением.
2.Чтение вполголоса (хором, индивидуально)
Совята у совушки
Умные головушки:
На каждый совушкин совет
Глазами хлопают в ответ.
1.Прочитать «жужжащим» чтением.
2. Найти однокоренные слова. Какое слово не является однокоренным?
3. прочитать с интонацией удивления
4. Прочитать с вопросительной интонацией (сердито, радостно).
5. Прочитать выразительно.
Скинуло кафтан зелёный лето,
Отсвистели жаворонки всласть,
Осень, в шубу жёлтую одета,
По лесам с метёлкою прошлась.
Раструбили журавли по рощам,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет.
Лисью шапку примеряет вяз.
- Прочитать «жужжащим» чтением.
- Найти в стихотворении и прочитать только глаголы.
- Прочитать, выделяя голосом глаголы.
- Прочитать скороговоркой.
- Прочитать медленно, выразительно, выделяя голосом нужные слова.
- В зимний холод всякий молод.
- Зима без трёх подзимков не становится.
- Зимой дороги не уровняешь – метель своё возьмёт.
- Прочитать пословицы и поговорки «жужжащим» чтением.
- Прочитать с вопросительной интонацией, затем сразу с утвердительной интонацией.
- Прочитать с весёлой интонацией (с грустной).
Осип орёт, Архип не отстаёт.
Кто кого переорёт?
Осип охрип. Архип осип.
- Прочитать скороговорку медленно.
- Прочитать орфографически (как пишем).
- Прочитать орфоэпически (как произносим).
- Прочитать медленно, затем с ускорением.
- Потренируйтесь в скорочтении.
В Луку Клим луком кинул.
Шапкой мишка шишки сшиб.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Прочитать медленно, выговаривая каждое слово чётко, прохлопать ритм.
- Почитать в разговорном темпе, выделяя слова.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..
- Прочитать «жужжащим» чтением.
- Найти глаголы. Прочитать, выделяя голосом глаголы.
- Прочитать, выделяя голосом последнее слово в строке.
- Прочитать медленно (с ускорением, выразительно).
Я тебе открою тайну,
Никому не говори…
Если рано ты проснёшься,
Если встанешь до зари,
Если тихо выпьешь чаю,
Если выйдешь из дверей,
Если ты пойдёшь направо,
А потом чуть-чуть левей,
Обогнёшь большой колодец,
Обойдёшь засохший пруд…
Там, у старой водокачки,
Под забором две собачки
Громко косточку грызут!
- Прочитать «птичьим базаром».
- Прочитать медленно, затем с ускорением.
- Прочитать, начиная быстро, затем замедляя темп чтения.
- Прочитать быстро, скороговоркой.
- Прочитать выразительно.
Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка».
«Уколю, - грозится ёж, -
Если снимок не пришлёшь.
1.Прочитать выразительно в движении.
2.Чтение по ролям.
Под ногами в листопад
Листья жёлтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок –
Папа, мама и ребёнок.
- Прочитать «птичьим базаром».
- Какие слова выдумал автор?
- Как нужно произнести эти слова?
- Какой звук нужно для этого выделить?
- Прочитать медленно, быстро, с ускорением, скороговоркой.
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
- Прочитать медленно.
- О каких зверях внутри нас говорит автор?
- К чему призывает автор?
- Прочитать выразительно.
Кто на вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
Книга – лучший спутник мой и друг.
- Прочитать медленно, затем с ускорением, скороговоркой, выразительно.
Маленькая болтунья
Молоко болтала-болтала
Да не выболтала.
Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом.
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит … (слон).
1.Прочитать, разделив слова на слоги.
2.Прочитать орфографически.
3. Прочитать орфоэпически.
4. Прочитать с вопросительной интонацией.
5. Прочитать с интонацией восхищения, сердито, весело.
Я - весёлый воробьишка,
Серый маленький воришка.
Я беспечен и болтлив,
И пуглив,
Чив, чив.
Мне едою служат мошки,
Мне едою служат крошки.
Я хитёр и шаловлив,
Суетлив,
Чив, чив.
- Прочитать «птичьим базаром».
- Прочитать , выделяя главные слова.
- Прочитать с ускорением, медленно, выразительно.
Павка на лавке
Плетёт лапти Клавке.
Не годятся лапти
Клавке на ножки,
А годятся лапти
На лапки кошке.
- Прочитать по слогам.
- Прочитать с ускорением.
- Прочитать, начиная быстро, а затем темп.
- Прочитать скороговоркой.
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот.
- Кра! –
Кричит ворона. –
Кража!
Караул!
Грабёж!
Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Грош украл он из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую коробку!
- Стой, ворона.
Не кричи.
Не кричи ты,
Помолчи.
Жить не можешь без обмана:
У тебя ведь нет кармана!
Подпрыгнула ворона
И моргнула удивлённо.
- Что ж вы раньше не сказали?
Кар-р-раул!
Кар-р-ман
Укр-р-али!
- Какие части этого стихотворения ты, подражая вороне, будешь читать громко, да ещё при этом выделяя звук «р».
- Прочитать так, чтобы мы услышали ворону.
Утка моя, селезнюха моя,
Не летай за реку,
Не клюй песку, не тупи носку!
- Прочитать «птичьим базаром».
- Найти имена существительные.
- Прочитать, выделяя эти слова вопросительной интонацией.
- Прочитать, выделяя эти слова утвердительной интонацией.
- Прочитать быстро, медленно, скороговоркой.
Пошёл Ипат
Лопаты покупать.
Купил Ипат
Пять лопат.
Шёл через пруд,
Зацепился за прут.
Упал в пруд Ипат,
Пропали пять лопат.
1.Прочитать «птичьим базаром».
2.Прочитать медленно.
3. Прочитать, начиная тихим голосом, затем всё громче. Наоборот: начиная громко, затем снижая силу голоса до шёпота.
4. Прочитать с вопросительной интонацией, с восклицательной, с сердитой, с весёлой.
5. Прочитать скороговоркой.
Перепел перепёлку и перепелят
В перелеске прятал от ребят.
- Прочитать медленно, затем с ускорением.
- Прочитать с вопросительной интонацией, с утвердительной, с восклицательной, с сердитой, с весёлой.
- Прочитать быстро. Кто быстрее?
В поле Поля-Полюшка
Полет поле-полюшко.
Сорняков не будет в поле,
Если поле полет Поля.
Маша дала Ромаше
Сыворотку из-под простокваши.
Прошкина шавка укусила Пашку,
Бьёт Пашка шапкой Прошкину шавку.
Шишки на сосне, шашки на столе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая разминка на уроках чтения
Данный материал предназначен для учащихся 2-3 классов...
Речевая разминка на уроках чтения
Речевая разминка помогает формированию у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции; развивать у них творческие спocобности...
Речевая разминка на уроках чтения.
Цель речевой разминки заключается в том, чтобы настроить детей на работу, чтобы дети осознали диапазон своего голоса, чтобы привить определенную культуру пользования речевым аппаратом, чтобы восп...
Речевая разминка на урок чтения для 2-3 классов
Речевая разминка на урок чтения...
Речевые разминки на уроках чтения. 3 класс. УМК Школа России.
Речевые разминки на уроках чтения. 3 класс. УМК Школа России....
Речевая разминка на уроках чтения в 1 классе
Речевая разминка на уроках чтения в 1 классе....
Речевая разминка для уроков чтения в начальной школе
Презентация"Речевые разминки" предназначена для применения на уроках чтения в 1классе.Материал повышает интерес к урокам чтения,используется как дополнительный наглядный материал....