Коррекционная работа по преодолению заикания
презентация к уроку по логопедии (1 класс)
Презентация. В данной презентации описывается последовательность коррекционной работы учителя-логопеда с детьми имеющими заикание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustranenie_zaikaniya.pptx | 196.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С чего начать устранение заикания? 1. Прежде всего родители должны проконсультироваться у невролога и психиатра, которые определят форму заикания и назначат медикаментозное лечение. 2. Помимо медикаментозного лечения проводятся физиотерапевтические процедуры, массаж, ЛФК. 3. Занятия с логопедом.
РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ Напряжение мышц тела и наоборот сопровождается в той или иной степени с напряжением речевой мускулатуры заикающегося ребенка. Для того чтобы уменьшить это напряжение, во время речи нужно добиваться расслабленного состояния тела заикающегося. Это расслабленное состояние передается на мышцы речевого аппарата, что ведет к уменьшению судорог
Упражнения на расслабление, снятие мышечного напряжения 1.Деревья «шумят» — поднять руки над головой и помахать ими в обе стороны. Кисти, конечности расслаблены. Ребенок издает при этом звук «ШШШ». Это упражнение проводить на счет — раз-два. Повторить несколько раз. 2.Полоскание белья — наклониться вперед и опустить руки. Они расслаблены (уснули), в них нет напряжения. Раскачивать корпус в стороны — расслабленные руки тоже приходят в движение. Это упражнение проводить на счет — раз-два. 3 . «Маятник» — это упражнение похоже на предыдущее, но при этом одна рука за спиной, а другая в расслабленном состоянии повторяет движения маятника. Сменить положение рук. И так несколько раз.
4.«Кулачки» — руки согнуты в локтях, а кисти рук сжаты в кулачки (сильно). Затем кулачки расслабить и руки бросить вниз. Повторить несколько раз. 5 . «Бабочка» — руки в стороны на уровне плеч, они расслаблены. Помахать ими несколько раз. 6.Руки вытянуть вперед на уровне плеч. На счет раз — уронить кисти, на счет два — предплечья, на счет три — плечи. Проводить упражнение в медленном темпе. 7.Руки в стороны на уровне плеч. Делаем то же упражнение, что и выше, только руки опускаем через стороны. 8 . «Моряк» — раскачиваем корпус из стороны в сторону, при этом переступаем с одной ступни на другую (походка моряка). Расслабляем весь корпус. Проделываем несколько раз.
. Работа с дыханием! Прежде всего нужно начать работу по отработке правильного дыхания. Дыхание – это энергетическая основа нашей речи. У заикающихся детей наблюдаются судороги мышц дыхательного отдела речевого аппарата. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила. Правила проведения : 1. Следить за правильной осанкой детей и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица. 2. Вдох и выдох спокойный : • Вдох – бесшумный, не поднимая плечи. • Выдох – без лишних усилий, не надувая щеки - во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы; во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос ).
Упражнения Перечисленные далее игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха. Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха. 1. «Снег» . Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения. 2. «Кораблики» . Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование : чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами. 3. «Футбол» . Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру : «Кто быстрее» .
Голосовая гимнастика Целью голосовой гимнастики является развитие силы, высоты, тембра голоса, голосовых модуляций, интонационно мелодической речи. Рекомендации при выполнении упражнений: работая над гласными, необходимо следить за мягкой атакой звука (бархатистое звучание, чуть приглушённое, с тёплым выходом); не следует допускать горлового и других призвуков; при выполнении упражнений с гласными следует соблюдать умеренность темпа, чёткость артикуляции, равномерное распределение выдоха.
Упражнение 1 . Звук произносится шёпотом с присоединением голоса, мягко и негромко. Сила голоса должна быть одинаковой от начала и до конца звучания. Упражнение 2. Напевание колыбельной. Полунапевно произносится гласный звук, изменяя высоту голоса. а а а а а У У У У У «Раскачав» гласные, «бросать» их вверх без напряжения. По аналогии данное упражнение можно использовать при произнесении сочетаний из двух или трёх звуков. Упражнение 3. «Голосовая горка». Произносить гласный звук, изменяя его по высоте, представляя горку, по которой звук «взбирается» и «спускается» вниз . Упражнение 4. «Выколачивание» гласных звуков (отработка мягкой голосоподачи и включение грудного регистра). 5 . «Разбойники увидели жертву». На выдохе произносить «ах-ха-ха-ха-ха» (представляя жертву), затем на выдохе произносить «ох-хо-хо-хо-хо» (представляя, что они с ней сделают). Упражнение 6. Произносить гласные звуки и слоги, повышая/понижая тональность на каждом последующем звуке/слоге. Образуется своеобразная лестница
Артикуляционная гимнастика при заикании гимнастика позволяет укрепить нижнечелюстные мышцы, привести их в тонус, улучшить мимику, развить такие речевые компоненты, как точность, четкость и сила . при устранении заикания необходимо целенаправленно проводить дыхательные и артикуляционные упражнения, чтобы снять или уменьшить проявление судорог.
1. Гимнастика для языка: широко раскрыть рот и удерживать расслабленный язык на дне его полости в течение нескольких минут; поочередно высовывать широкий и узкий язык, двигать языком в стороны — «чашки», «шишки» (язычок в щечки), покусать широкий язык со звуком «а» - ла-ла (толстый колокольчик), постучать кончиком языка во верх ним альвеолам—ля-ля (тонкий колокольчик), облизывать верхнюю губу (языком на себя), «болтушка» - подвигать языком по нёбу. 2 . Гимнастика для губ: «улыбка» — обнажать верхние и нижние губы — звук «И», поочередно поднимать и опускать верхнюю и нижнюю губы, вытягивать губы в трубочку — звук «У», затем попеременно «АУ» (рот раскрыт широко) и «ОИ», обнажая зубы. Попеременно покусывать то верхнюю, то нижнюю губы. 3 . Гимнастика для нижней челюсти: опускание и поднимание, перемещение вправовлево
Развитие общей и мелкой моторики Для некоторых заикающихся детей характерна несовершенная Общая и мелкая моторика. У таких детей отмечается недостаточная Общая координация движений, затруднено переключение с одного движения на другое. Они с трудом справляются со шнуровкой ботинок, с застегиванием пуговиц. У них возникают трудности в манипулировании с предметами.
Развитие общей моторики включает следующие упражнения: 1.Общеукрепляющие физические упражнения (повороты, наклоны, приседания и т. д .) 2.Бег. 3.Плавание . 4.Катание на санках, лыжах, коньках, велосипеде . 5.Спрыгивание (с высоты от 10 до 50 см). 6.Прыжки на обеих, одной ноге как на месте, так и в движении . 7.Удерживание равновесия на одной ноге. 8.Упражнения с домашней перекладиной (ее можно сделать съем ной между косяками дверного проема): подтягивание, перевороты, качели. 9.Упражнения с мячом: катание, ловля, бросание, подбрасывание, набивание. Проведение с мячом различных игр. 10 . Упражнения со скакалкой.
Упражнения по развитию мелкой моторики включают следующие моменты: 1.Конструирование (кубики). 2.Лепка (пластилин). 3.Мозаика . 4.Аппликация (работа с ножницами и клеем). 5.Обводка и рисование геометрических фигур. 6.Раскрашивание , рисование. 7.Сложение различных фигурок из счетных палочек и др.
Нужно помнить, что цель логопедических занятий заключается не только в выработке навыков правильной физиологической речи, но и в умении ребенка задавать вопросы, отвечать на них, пересказывать содержание картинок, рассказов, сказок, уметь рассказывать, сочинять, развивать логическое мышление без элементов заикания. Научить ребенка пользоваться своей речью легко и свободно. С развитием речи идет параллельное развитие у него мышления, памяти, интеллекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
коррекционная работа по преодолению акустической дисграфии у младших школьников
материал для работы с детьми с акустической дисграфией...
"Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей".
Практический материал, который поможет построить коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей....
Основные подходы в коррекционной работе по преодолению дизорфографии
Основные подходы в коррекционной работе по преодолению дизорфографии...
Презентация проекта «Коррекционная работа по преодолению неуспеваемости слабоуспевающих учеников» по русскому языку»
Цель проекта: оказание помощи слабоуспевающим школьникам по русскому языку с учётом психики, учебных трудностей и ошибок учеников....
Коррекционная работа по преодолению дизорфографии
Коррекционная работа по преодолению дизорфографии проводится в несколько этапов: диагностический, подготовительный, коррекционный и итоговый....
Методическая разработка по теме: «Система коррекционной работы по преодолению акустической дисграфии у младших школьников»
Акустическая дисграфия у детей базируется на дефектах фонемного распознавания – звонкие звуки заменяются на глухие, шипящие – на свистящие, твердые – на мягкие. Коррекция а...
Нейропсихологические игры и упражнения в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи младших школьников с ОВЗ
В статье рассматриваются нейропсихологические приемы, как способы коррекции письменной речи и развития межполушарного взаимодействия обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровь...