Коррекционная работа по преодолению дизорфографии
методическая разработка по логопедии (4 класс) на тему
Коррекционная работа по преодолению дизорфографии проводится в несколько этапов: диагностический, подготовительный, коррекционный и итоговый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал для учителей-логопедов и родителей | 15.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа по преодолению дизорфографии
проводится в четыре этапа.
1 – й этап - диагностический.
* Проводится анализ письменных работ, процесса чтения.
* Определяется состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений; фонематического восприятия.
* Проверяется состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи.
* Выявляются индивидуальные особенности таких психических процессов, как память, мышление, внимание.
* Выявляется наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта.
2 - й этап - подготовительный.
* Уточняются созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией (зрительное восприятие, оптико-пространственные представления).
* Проводится работа:
- по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление;
- по развитию внимания, памяти;
- по коррекции почерка (упражнения направленные на развитие мелкой моторики).
* Совместная работа учителя с психологом направляется на снятие «страха письма», неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям.
Общая характеристика коррекционной работы.
- развитие общей и мелкой ручной моторики.
- Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.
- Развитие внимания. Важно для нахождения «ошибко-опасных» мест в слове, нахождения собственных ошибок (корректурные пробы).
- Развитие памяти. Запоминание при помощью ассоциативных рядов, эмоциональной близости запоминаемого, графической зашифровки объекта запоминания.
- Развитие мышления.
Общая характеристика коррекционной работы.
- Уточнение и развитие следующих понятий: алфавит, гласные и согласные буквы и звуки. Написание заглавной буквы в начале предложения. и именах собственных.
- работа над ударением. Родственные и однокоренные слова. Безударные гласные.
- Уточнение и повторение трудных слов; работа со словарем.
- Правописание непроизносимых согласных, звонких и глухих согласных в конце слова и в словах с течением согласных.
- Уточнение употребление правил переноса слов.
- Написание гласных после шипящих.
- Работа по коррекции употребления мягкого знака в середине и конце слова для смягчения мягкости согласного. Употребление разделительного твердого и мягкого знаков.
- Коррекционная работа по употреблению в устной и письменной речи омонимов, синонимов, антонимов. Многозначные слова. Устойчивые словосочетания. Фразеологические обороты.
- Рассмотрение тем: словоизменение и словообразование; состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа.
- Уточнение понятий: части речи, имя существительное. Употребление мягкого знака после шипящих.
- Рассмотрение и уточнение понятий: глагол, неопределенная (начальная) форма глагола.
- Работа над дифференциацией прилагательных и причастий.
- Работа над дифференциацией приставок и предлогов.
- Работа над компонентами речи. Интонация. Темп. Ритм. Логическое ударение. Фонетическая ритмика.
- рассмотрение и уточнение понятий: причастный и деепричастный оборот.
- Работа над развитием связной речи. Диалог. Монолог. Рассказ. Пересказ.
Итоговые работы после коррекционной работы.
Проводится в виде контрольной работы, включающей в себя:
- диктант с грамматическим заданием;
- тестовое задание, по которому оцениваются усвоение учебной терминологии и состояние лексико-грамматической стороны речи;
- изложение и сочинение для оценки состояния речевого внимания и памяти;
- устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличие в ней аграмматизмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
коррекционная работа по преодолению акустической дисграфии у младших школьников
материал для работы с детьми с акустической дисграфией...
"Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей".
Практический материал, который поможет построить коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей....
Основные подходы в коррекционной работе по преодолению дизорфографии
Основные подходы в коррекционной работе по преодолению дизорфографии...
Презентация проекта «Коррекционная работа по преодолению неуспеваемости слабоуспевающих учеников» по русскому языку»
Цель проекта: оказание помощи слабоуспевающим школьникам по русскому языку с учётом психики, учебных трудностей и ошибок учеников....
Методическая разработка по теме: «Система коррекционной работы по преодолению акустической дисграфии у младших школьников»
Акустическая дисграфия у детей базируется на дефектах фонемного распознавания – звонкие звуки заменяются на глухие, шипящие – на свистящие, твердые – на мягкие. Коррекция а...
Нейропсихологические игры и упражнения в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи младших школьников с ОВЗ
В статье рассматриваются нейропсихологические приемы, как способы коррекции письменной речи и развития межполушарного взаимодействия обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровь...
Развитие пространственных представлений в системе коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и ...