Использование массажных мячиков в коррекционной работе с учащимися начальных классов
план-конспект по логопедии

абдулина марина наильевна

Многие логопеды широко используют в своей практике различные виды пальчиковых гимнастик, игр, массажа и самомассажа кистей, пальцев рук. Это является неотъемлемой частью работы по психомоторной коррекции. Чтобы гимнастика была интересной применяются различные предметы: мячи, граненые карандаши, грецкие орехи и т.д. Как правило, пальчиковая гимнастика сопровождается речитативом, что делает её вдвойне эффективной, т.к. ребёнок, во время выполнения упражнений, учится координировать движения рук с движениями органов речи. Существует множество пособий, помогающих практикующему логопеду подобрать гимнастику к занятию. Но, как правило, стихотворный текст, сопровождающий движения пальцев, больше подходит детям дошкольного возраста. Между тем, учащиеся младших классов, которые занимаются на школьном логопункте, имеют существенные проблемы в развитии мелкой моторики, координации, чувства ритма.  Следовательно, возникла необходимость разработать гимнастику для пальцев, предназначенную для более взрослых детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx39.76 КБ

Предварительный просмотр:

Использование массажных мячиков в коррекционной работе с учащимися начальных классов

Многие логопеды широко используют в своей практике различные виды пальчиковых гимнастик, игр, массажа и самомассажа кистей, пальцев рук. Это является неотъемлемой частью работы по психомоторной коррекции. Чтобы гимнастика была интересной применяются различные предметы: мячи, граненые карандаши, грецкие орехи и т.д. Как правило, пальчиковая гимнастика сопровождается речитативом, что делает её вдвойне эффективной, т.к. ребёнок, во время выполнения упражнений, учится координировать движения рук с движениями органов речи. Существует множество пособий, помогающих практикующему логопеду подобрать гимнастику к занятию. Но, как правило, стихотворный текст, сопровождающий движения пальцев, больше подходит детям дошкольного возраста. Между тем, учащиеся младших классов, которые занимаются на школьном логопункте, имеют существенные проблемы в развитии мелкой моторики, координации, чувства ритма.  Следовательно, возникла необходимость разработать гимнастику для пальцев, предназначенную для более взрослых детей. 

Предлагаем один из вариантов.

Для гимнастики, которую дети называют просто «Ёжик», необходимы массажные игольчатые мячи и распечатанный текст с картинками. Можно использовать индивидуальные папки с текстом, которые раскладываются на парты перед занятием или текст в виде слайдов на экране. Обязательно на странице должны быть и текст, и картинки, иначе плохо читающие дети не будут успевать за всеми. Данная гимнастика подходит для учащихся первого-второго класса.  У второклассников, как правило, речевое сопровождение получается лучше, т.к. выше навык чтения. Текст гимнастики похож на считалку. Он не несёт особого смысла, но помогает расширить словарь ребёнка и способствует развитию представлений о классификации предметов. Во-избежание формирования ошибочных представлений, следует сказать детям, что в природе ёжик ничего на спине не носит.

Чтение текста сопровождается следующими движениями:

mit3

Грибы

По лесу ёжик колючий гуляет,
И на иголки слова надевает.
Много иголок осталось пустых,
Вспомни названья грибочков лесных:
Груздь,
Сыроежка,
Волнушка,
Маслёнок,
Рыжик,
Лисичка,
Сморчок
И опёнок,
Гриб боровик
И смешной шампиньон.
Ёжик из слов наших сварит бульон.

Ягоды

По лесу ёжик колючий гуляет,
И на иголки слова надевает.
Много иголок осталось пустых,
Вспомни названия ягод лесных:
Клюква,
Брусника,
Ирга,
Ежевика,
Калина,
Малина,
Рябина,
Черника,
Черёмуха,
Вишня,
Немного терпенья.
Ёжик из слов наших сварит варенье.

Цветы

По лесу ёжик колючий гуляет,
И на иголки слова надевает.
Много иголок осталось пустых,
Вспомни названья цветов полевых:
Ландыш,
Ромашка,
Клевер,
Левкой,
Лютик,
Купальница,
Мак,
Зверобой,
И василёк,
И мышиный горошек.
Целый букет соберёт с нами ёжик.

Деревья

По лесу ёжик колючий гуляет,
И на иголки слова надевает.
Много иголок осталось пустых,
Вспомни названья деревьев любых:
Яблоня,
Липа,
Ива,
Осина,
Пихта,
Берёза,
Тополь,
Рябина,
Дуб - богатырь
И зелёная ёлка.
Хватит названий для каждой иголки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы педагога по теме «Использование ИКТ как основной компонент активизации познавательнойдеятельности учащихся начальных классов».

Новизна опыта  заключается в разработке и совершенствовании  форм, методов, приёмов работы по использованию информационных технологий в учебном процессе, в создании и накоплении необходимого...

Статья на тему:Организация коррекционной работы с учащимися 2 класса, имеющими речевые нарушения, на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС

В работе представлена программа коррекционной работы с учащимися 2 класса, имеющими речевые нарушения. Особенности учащихся, имеющими речевые нарушения. Направления коррекционной работы....

«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»

«Организация коррекционной работы с  учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»...

Использование учебно-лабораторного оборудования для работы с учащимися начальных классов.

В статье дано описаниепрактического применения мобильного класса в условиях работы с младшими школьниками....

Статья. Использование учебно-лабораторного оборудования для работы с учащимися начальных классов.

Из опыта работы с учебно-лабораторным оборудованием в начальных классах....

Программа коррекционной работы с учащимися начальных классов с нарушениями речи.

Программа коррекционной работы предназначена для учителей - логопедов с детьми с задержкой психического развития, расчитанная на 4 года обучения....

Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми начальной школы

С каждым годом увеличивается количество детей в общеобразовательных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать...