Консультация для родителей «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»
консультация по логопедии

О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый родитель. Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается.

Детям с недоразвитием речи значительно сложнее выражать связность своих мыслей как в устной, так и, в будущем, в письменной речи (возникают нарушения письма различной тяжести). Им трудно поддерживать диалог со сверстниками и взрослыми. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Поэтому задача всех заботливых родителей - вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка.

Для детей дошкольный возраст – это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД №35»

Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Ленина, 206.

Тел/факс8(86553) 5-57-02,эл. почта – svetlanagudim19754@mail.ru,

официальный сайт https://ds35-mixajlovsk.gosuslugi.ru

ОКПО 43369282  ОГРН 1202600001670  ИНН/КПП 2623030977/262301001

Консультация для родителей

«Как воспитать у ребенка навыки правильного

звукопроизношения»

Подготовил:

Учитель-логопед

Анахатунян А.В.

МБДОУ «Детский сад №35»

Дата: 30.08.2024

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.

Ход консультации

  1. Вводная беседа.

О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый родитель. Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается.

Детям с недоразвитием речи значительно сложнее выражать связность своих мыслей как в устной, так и, в будущем, в письменной речи (возникают нарушения письма различной тяжести). Им трудно поддерживать диалог со сверстниками и взрослыми. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Поэтому задача всех заботливых родителей - вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка.

Для детей дошкольный возраст – это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

  1. Основные правила «воспитания» правильной речи ребенка. 

Речь ребёнка, в первую очередь, становится по подражанию. Не подстраивайтесь к языку малыша (лепетание, сюсюканье и другие искажения). Произносите всегда все слова чётко и правильно.

Большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей чёткой дикции, правильного звукопроизношения, развития слухового внимания и фонематического восприятия.

Полезны игры, основанные на звукоподражании (как звенит колокольчик – дзинь, дзинь; как стучат колёса поезда - тд, тд; как кричит кукушка - ку-ку и т. п.).

Для развития диалогической и монологической речи хорошо использовать игровой метод в сочетании с приёмами показа, пояснения, указания, с вопросами. Это может быть любая воображаемая ситуация в развернутом виде, в котором присутствует сюжет и есть роли, наделённые игровыми действиями. Например, в играх «Больница», «Магазин», «Строители». Желательно, чтобы ребёнок не был предоставлен в играх самому себе. В сюжетные игры играйте вдвоём или всей семьёй.

Обогащая активный и пассивный словарный запас ребёнка, используйте словесные методы в сочетании с практическими наглядными. Куда бы вы ни шли – общайтесь с ребёнком, объясняйте, поясняйте, что вокруг вас, почему это так устроено и зачем это нужно. Такими действиями и приёмами вы развиваете его внимательность, любознательность, мыслительные процессы. Ребёнок будет стремиться к новым знаниям, если с детства у него вызывать заинтересованность к окружающему миру через игру.

Используя пальчиковые игры, хорошо развивать речь, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук, координацию движений.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы и мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц, если можно тренировать мышцы рук, ног, то это значит, что можно тренировать и мышцы языка и губ. Вот для этого и существует артикуляционная гимнастика, помогающая укрепить мышцы органов речи и подготовить базу для чистого звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, что постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед.

Проверив, какие звуки не произносит Ваш ребёнок, логопед подбирает комплекс упражнений именно для этого нарушения. Для неговорящих детей и детей с большим количеством дефектных звуков, подойдёт основной комплекс артикуляционной гимнастики.

При подборе и выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность:

 от простого упражнения к сложному;

 выполнение упражнения в медленном темпе — обязательно перед зеркалом;

 постепенное увеличение количества повторений до 10–15 раз;

 ребёнок выполняет правильно движения — убираем зеркало;

 артикуляционную гимнастику ребёнку должен показать взрослый, для этого он сам должен правильно выполнять все упражнения.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными. Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5, а всё занятие — 10–12 минут.

Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.

Некоторые упражнения проводятся под счёт, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.

Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка, и отработать с ним данное движение.

Наберитесь терпения! Помните, что выполнение артикуляционных упражнений — это трудная работа для ребёнка.

  1. Заключение

Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка. Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть правильным звукопроизношением.

Литература

1. Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у дошкольников: практическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2015 – 141 с.

2. Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 116 с.

3. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ,2016. – 216 с.

4. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Т. Дмитриевна, 2015. – 160 с.

5. Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 109 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:"Почему ребёнок не научился говорить правильно"

Данный материал представлен в виде консультации для родителей. Даны советы и рекомендации по своевременному обращению к специалисту-логопеду.Раскрыты видимые и невидимые причины дефектов речи, и ...

Консультация для родителей "Как воспитать в ребенке патриота"

Консультация для родителей "Как воспитать в ребенке патриота"...

Консультация для родителей "Как влияет неправильная речь окружающих на звукопроизношение ребенка?"

Влияние неправильной речи окружающих на звукопроизношение ребенка...

Мастер-класс для педагогического коллектива "Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения»

Цель: применение игровых приёмов в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.       Задачи: представить педагогическ...

Как воспитать навыки правильного звукопроизношения у ребенка

Как воспитать навыки правильного звукопроизношения у ребенка...

Консультация для родителей на тему: «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»

О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый родитель. Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, пед...