Консультация для родителей «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»
консультация по логопедии
О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый родитель. Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается.
Детям с недоразвитием речи значительно сложнее выражать связность своих мыслей как в устной, так и, в будущем, в письменной речи (возникают нарушения письма различной тяжести). Им трудно поддерживать диалог со сверстниками и взрослыми. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Поэтому задача всех заботливых родителей - вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка.
Для детей дошкольный возраст – это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_kak_vospitat_navyki_pravilnogo_zvukoproiznosheniya.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД №35»
Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Ленина, 206.
Тел/факс8(86553) 5-57-02,эл. почта – svetlanagudim19754@mail.ru,
официальный сайт https://ds35-mixajlovsk.gosuslugi.ru
ОКПО 43369282 ОГРН 1202600001670 ИНН/КПП 2623030977/262301001
Консультация для родителей
«Как воспитать у ребенка навыки правильного
звукопроизношения»
Подготовил:
Учитель-логопед
Анахатунян А.В.
МБДОУ «Детский сад №35»
Дата: 30.08.2024
Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Ход консультации
- Вводная беседа.
О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый родитель. Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается.
Детям с недоразвитием речи значительно сложнее выражать связность своих мыслей как в устной, так и, в будущем, в письменной речи (возникают нарушения письма различной тяжести). Им трудно поддерживать диалог со сверстниками и взрослыми. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Поэтому задача всех заботливых родителей - вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка.
Для детей дошкольный возраст – это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
- Основные правила «воспитания» правильной речи ребенка.
Речь ребёнка, в первую очередь, становится по подражанию. Не подстраивайтесь к языку малыша (лепетание, сюсюканье и другие искажения). Произносите всегда все слова чётко и правильно.
Большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей чёткой дикции, правильного звукопроизношения, развития слухового внимания и фонематического восприятия.
Полезны игры, основанные на звукоподражании (как звенит колокольчик – дзинь, дзинь; как стучат колёса поезда - тд, тд; как кричит кукушка - ку-ку и т. п.).
Для развития диалогической и монологической речи хорошо использовать игровой метод в сочетании с приёмами показа, пояснения, указания, с вопросами. Это может быть любая воображаемая ситуация в развернутом виде, в котором присутствует сюжет и есть роли, наделённые игровыми действиями. Например, в играх «Больница», «Магазин», «Строители». Желательно, чтобы ребёнок не был предоставлен в играх самому себе. В сюжетные игры играйте вдвоём или всей семьёй.
Обогащая активный и пассивный словарный запас ребёнка, используйте словесные методы в сочетании с практическими наглядными. Куда бы вы ни шли – общайтесь с ребёнком, объясняйте, поясняйте, что вокруг вас, почему это так устроено и зачем это нужно. Такими действиями и приёмами вы развиваете его внимательность, любознательность, мыслительные процессы. Ребёнок будет стремиться к новым знаниям, если с детства у него вызывать заинтересованность к окружающему миру через игру.
Используя пальчиковые игры, хорошо развивать речь, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук, координацию движений.
- Артикуляционная гимнастика.
Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы и мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц, если можно тренировать мышцы рук, ног, то это значит, что можно тренировать и мышцы языка и губ. Вот для этого и существует артикуляционная гимнастика, помогающая укрепить мышцы органов речи и подготовить базу для чистого звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, что постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед.
Проверив, какие звуки не произносит Ваш ребёнок, логопед подбирает комплекс упражнений именно для этого нарушения. Для неговорящих детей и детей с большим количеством дефектных звуков, подойдёт основной комплекс артикуляционной гимнастики.
При подборе и выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность:
∙ от простого упражнения к сложному;
∙ выполнение упражнения в медленном темпе — обязательно перед зеркалом;
∙ постепенное увеличение количества повторений до 10–15 раз;
∙ ребёнок выполняет правильно движения — убираем зеркало;
∙ артикуляционную гимнастику ребёнку должен показать взрослый, для этого он сам должен правильно выполнять все упражнения.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными. Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5, а всё занятие — 10–12 минут.
Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.
Некоторые упражнения проводятся под счёт, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка, и отработать с ним данное движение.
Наберитесь терпения! Помните, что выполнение артикуляционных упражнений — это трудная работа для ребёнка.
- Заключение
Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка. Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть правильным звукопроизношением.
Литература
1. Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у дошкольников: практическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2015 – 141 с.
2. Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 116 с.
3. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ,2016. – 216 с.
4. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Т. Дмитриевна, 2015. – 160 с.
5. Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 109 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей:"Почему ребёнок не научился говорить правильно"
Данный материал представлен в виде консультации для родителей. Даны советы и рекомендации по своевременному обращению к специалисту-логопеду.Раскрыты видимые и невидимые причины дефектов речи, и ...
Консультация для родителей "Как воспитать в ребенке патриота"
Консультация для родителей "Как воспитать в ребенке патриота"...
Консультация для родителей "Как влияет неправильная речь окружающих на звукопроизношение ребенка?"
Влияние неправильной речи окружающих на звукопроизношение ребенка...
Памятка для родителей "Как воспитать читающего ребенка"
Памятка для родителей...
Мастер-класс для педагогического коллектива "Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения»
Цель: применение игровых приёмов в коррекционном воспитательно-образовательном процессе. Задачи: представить педагогическ...
Как воспитать навыки правильного звукопроизношения у ребенка
Как воспитать навыки правильного звукопроизношения у ребенка...
Консультация для родителей на тему: «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»
О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый родитель. Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, пед...