Занятие по логопедической ритмике для начальных классов.
план-конспект занятия по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Виленская Анна Владимировна

Специальные упражнения в рамках программы логоритмики, как одного из методов коррекции речевого развития, позволяют создать необходимую атмосферу для улучшения и сохранения как физического, так и психического здоровья младших школьников с проблемами речевого развития.  

Логоритмика - это активная терапия, построенная на системе физических упражнений, в основе которой лежит связь между словом (речью), музыкой и двигательными заданиями.

На логоритмических занятиях  включаются следующие элементы:

 логопедическую гимнастику;

 чистоговорки;

 пальчиковую гимнастику;

 вокально-артикуляционные упражнения;

 песни и стихи, сопровождаемые движениями рук;

 музыкальные игры, с использованием музыкальных инструментов (бубны, маракасы, погремушки);

 упражнения для развития мимических мышц;

 упражнения на релаксацию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_logopedicheskaya_ritmika.docx39.95 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО учителя: Виленская Анна Владимировна

ГБОУ СОШ № 291

Класс: 3«Л»

Предмет: Логоритмика

Тема занятия: «Птицы»

Цель занятия: развитие и коррекция двигательной сферы детей в сочетании с музыкой и словом.

Задачи:

Планируемые результаты:

Образовательные:

- формировать двигательные умения и навыки;

- развивать пространственную организацию движений;

• развивать ловкость, силу, выносливость, переключаемость, координацию движений;

- развивать чувство ритма;

- учить детей координировать речь и движения;

- развивать речевое дыхание;

- формировать яркие музыкальные впечатления.

Коррекционные:

- развивать слуховое внимание;

- развивать фонематический слух;

- воспитывать переключаемость с одного поля деятельности на другое;

- формировать, развивать и корректировать слухо-зрительно-двигательную координацию;

- развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков;

- развивать плавность движений рук, умение соотносить темп движений с музыкальным сопровождением;

- активизировать словарь по темам

Воспитательные:

- обучать правилам поведения в различных видах деятельности;

- воспитывать выразительность и грацию движений;

- формировать умения создавать и поддерживать воображаемую ситуацию и умение перевоплощаться;

- формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, ответственность, инициативность;

- формировать умение работать в коллективе.

Ресурсы урока:

  1. Мультимедийная презентация.
  2. Карточки с дидактическим материалом.
  3. Опорные плакаты.
  4. Рабочая тетрадь.

5.         Бубны.

Ход занятия

Этап занятия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организационный этап

- Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте наших гостей.

Настройтесь на урок.

 Приветствуют учителя.

Этап целеполагания

- Скажите, что вы представляете, когда слышите слова: деревья, грибы, животные?

- Продолжите цепочку.

- Сегодня мы отправимся в лес. Какое поведение должно быть в лесу?

- Закройте глаза, послушайте звуки леса. Чьи голоса вы слышали?

-Верно, сегодня мы отправимся в гости к птицам.

-Чтобы с птицами подружиться, нам нужно научиться правильно произносить звуки. А какие, вы сейчас догадаетесь.

- Скворцы и синицы – птицы. Повторите! Выделите первые звуки в названиях птиц. С какими звуками мы будем работать?

- Дайте характеристику этим звукам.

- Давайте движением покажем звук [С] и [С'].

- Лес

Ответы детей.

Ответы детей.

- Птиц.

- [С], [С']

Ответы детей.

Показывают.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика

- Мы отправимся в путь пешком. Под музыку маршируем, а по дороге, чтобы нам было весело, выполним артикуляционную гимнастику.

Под музыку маршируют и выполняют упражнения.

  1. Организация познавательной деятельности по теме урока. Отработка учебного материала.

- Ребята послушайте, чей это голос (звучит голос совы)

- Давайте прохлопаем по слогам слово СОВА. С какого звука начинается это слово?

-А что вы знаете о ней?

- Сова предлагает нам поиграть в игру. Кто будет Сова?

- Дети, вы молодцы! С совой вы подружились.

Звучит голос птицы.

-Ребята, вы слышите? Что за птица к нам прилетела?

-Это скворец. Проговорите слово скворец. Какой вы слышите звук в начале слова? А вы что-то знаете о скворцах?

Эту птицу легко узнать. У скворца красивое черное оперение с зеленоватым или фиолетовым отливом и белыми крапинками, длинный острый клюв желтого цвета и короткий хвост. Ранней весной, когда еще не сошел снег, скворцы возвращаются с юга, чтобы вывести потомство. Поют скворцы не особо привлекательно. Но они обладают удивительной способностью подражать голосам других птиц.

Скворцы пародируют собак, лягушек, звуки сигнализации, свист. Живут скворцы около 12 лет.

- Скворец предлагает нам выполнить задание в тетрадях. Прежде чем приступим к работе, подготовим наши пальчики и внимание. (пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии под музыку).

Напомните, какие звуки мы отрабатывали? Какой буквой они обозначаются?

- Давайте напишем под счет заглавную и строчную букву Эс.

-Молодцы!

-А вот и задание от скворца. Вам нужно отгадать загадки, прохлопать, отгаданное слово, записать в тетрадь в первый столбик, если слышите твердый звук [С], а во второй столбик, если мягкий звук [С'].

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней?

Кто же это?

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит?

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

Мы несли грибы в корзине

И ещё цветочек синий.

Этот синенький цветок

Называют..

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

На листочках там и тут

Фиолетовый салют.

Это в теплый майский день

Распускается…

- Ребята, что объединяет слова в первом столбике, а что во втором?

-Молодцы ребята! Вот и со скворцом мы подружились.

- Вы слышите, опять  голос птицы? Кто это?

-Это соловей. Повторите. Какой звук вы слышите в начале слова? Пение этой птицы настолько приятно человеческому слуху, что выражение «Поет, как соловей» стало крылатым. А как вы думаете, о ком так говорят? Именно так люди говорят о талантливом певце или певице. Соловей – маленькая птица с длинными ногами и большими глазами, которая давно уже стала певческим символом России. Вокалист вид имеет неяркий. Перья у соловья с бурым оттенком, а хвост – рыжеватый. Свои гнёзда соловьи строят не на деревьях и скалах, как большинство других пернатых, а прямо на земле, пряча их в густой траве.

-Ребята, спеть, как соловей мы не сможем, но с радостью подарим ему  танец с бубнами.

-Вот и с соловьем мы подружились.

-Вы слышите, гром гремит, скоро пойдет дождь. А давайте, мы представим, что мы тучка и прохлопаем звук дождя.

Упражнение «Дождь»

-Пришло время возвращаться домой. Посмотрите, кто это к нам прилетел? Проговорите слово аист.

-Давайте спросим у аиста, как пройти домой.

Упражнение «Аист»

Хором

-Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова — правой,

Снова — левой,

Вот тогда придешь домой.

- Повторите за мной ритм.

- Совы.

Выполняют

- Со звука [С]

Ответы детей.

Дети выстраиваются в круг, сова бегает под музыку между ними и останавливается, у кого пожелает, со словами. «Я сова – мудра, повтори, за мной слова» Ребенок повторяет чистоговорку за совой.  Су-су-су - ягоды в лесу. А затем повторяют все хором. «А теперь повтори ритм». Повторяет ритм, а затем все дети.

Дети отвечают. Проговаривают.

- [С]

Ответы детей.

Дети выполняют задания.

-[С],[С'].

-Эс

Прописывают буквы.

-Соловей

- Осина

-Аист

- Василек

-Сова

-Сирень

- В первом столбике названия птиц, а во втором растения.

Варианты детей.

Проговаривают слово. Звук [С].

Ответы детей.

Дети танцуют танец с бубнами.

Выполняют упражнение.

- Аист. Повторяют.

Повторяю ритм.

Рефлексия учебной деятельности

-Ребята, вот мы и вернулись. Садитесь на свои места. Давайте немного отдохнем. Слушают звук леса. Названия каких птиц вы запомнили? Над произнесением каких звуков мы работали? С кем мы подружились?

-У вас на партах есть картинка птицы. Я прошу вас раскрасить ее в зеленый цвет, если вам понравилось путешествие и вы бы с удовольствием повторили прогулку. В желтый цвет, если вы столкнулись с трудностями, но смогли их преодолеть. И в красный цвет, если во время путешествия вы испытывали тревогу и не могли справиться с заданиями. Прицепите птичек на наше дерево.

-Спасибо за урок, вы молодцы!

Учитель проговаривает по слогам слова:

- До сви-да-ни-я де-ти!

Ответы детей.

Выполняют задания.

Дети отвечают:

-До сви-да-ни-я учитель! До сви-да-ни-я гос-ти!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация логопедических занятий с неуспевающими учащимися в начальных классах. (дети с нарушением речи )

Организация  логопедических  занятийс  неуспевающими  учащимися в  начальных классах....

Педагогический проект «Система занятий по логопедической ритмике, как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста» (для детей первой младшей группы)

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания....

Конспект занятия по логопедической ритмике «Домик для зверей».

Занятие по логопедической ритмике для учащихся с ОВЗ  (I вариант обучения)....

Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе

Одной из эффективных форм работы с детьми по нормализации речи заикающихся в условиях нашего ОУ являются занятия по логопедической ритмике, основанные на тесной связи слова, движения и музыки...

Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе

В этой статье представлены практические методы и приемы работы с млашими школьниками по коррекции заикания....

Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе

Одной из эффективных форм работы с детьми по нормализации речи заикающихся в условиях нашего ОУ являются занятия по логопедической ритмике, основанные на тесной связи слова, движения и музыки.Движение...