Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период
консультация по логопедии (1 класс)
Во время школьных каникул важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Летом можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идёт введение звуков в речь ребенка. Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую надо решать ежедневно. Лето - прекрасная пора, чтобы общаться с ребёнком грамотно!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_logopeda_na_leto_1.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период
Уважаемые мамы и папы! Во время школьных каникул важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Летом можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето к бабушке, то необходимо бабушку подключить к закреплению речевых навыков (передать логопедические тетради) и объяснить, как важны для ребенка эти упражнения.
Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идёт введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.
Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую надо решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).
Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и в любой другой обстановке: на прогулке, в поездке, в походе по магазинам и т.д.
Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.
Упражнения для автоматизации звуков
- Следите за медленной, громкой и чёткой речью ребёнка, за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.
- Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!
- Повторяйте выученные задания по логопедической тетради.
Упражнения для развития фонематических процессов
- Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4 звук?)
- Придумывание слов с определённым количеством звуков.
- Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из звуков: «к-л-у-м-б-а»).
- Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
- Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком, рак - лак.)
- Назвови слова, в названиях которых 4-5 звуков.
- Упражнение «Лесенка слов». (Лис, лист, лента, льдина, львёнок, …) Подбери слова, которые начинаются на заданный звук, но в первом слове 3 звука (буквы), а в каждом последующем на один звук (букву) больше.
- Упражнение «Сквозная буква» (Шуба, уши, кошка). Подбери слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте.
Упражнения для развития слоговой структуры слова (слогового анализа и синтеза)
- Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой слог1?2?3?)
- Придумывание слов с определённым количеством слогов.
- Составление слов из слогов, данных вразбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
- Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
- Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
- Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.
Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи
- Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много – сады; гулял (где?) за садом; много - это глаза – а один …; много - это уши, а одно …; одна конфета – а шесть … и т.д.)
- Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.): кот – котик, кошка – кошечка, котёнок – котёночек, цветок – цветочек, лоб – лобик, … .
- Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …,
- Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
- Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
- Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха - (какая шуба?) и т.д.
- У лисы хвост лисий, а у зайца - заячий, у собаки - .., у кошки - …, и т.д.
- Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
- Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
- Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты: Дети во дворе … … … .
Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка
- Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся новые слова. Спросите, догадался ли ребёнок об их значении. Если нет, объясните сами.
- Сочиняйте стихи, рифмы.
- Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
- Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
- Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.
Упражнения на развитие связной речи
- Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
- Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
- Расспрашивайте о важных для него событиях.
- Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
- Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
- Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложения с заданными словами и т.д.
Совершенствование навыка чтения
- Следите за тем, чтобы чтение у детей было ежедневным занятием. Лучше в день читать несколько приёмов не очень долго, чем однократно длительно. Это предупредит переутомление.
- Задавайте вопросы по пониманию прочитанного.
- Если при чтении ребёнок делает много ошибок, то используйте повторное чтение этого отрывка. Это приведёт и к повышению темпа чтения, и к улучшению точности чтения.
Упражнения для развития каллиграфического письма, запоминания письменных букв
- Упражнения для улучшения движений кистей «Две змеи», пальчиковые упражнения «Коза – корова»
- Упражнения с гироскопическим кистевым тренажёром.
- Упражнения по прописям.
Литература для родителей.
1. Косинова Е.М. Домашний логопед или Азбука произношения. М., 2005.
2. Азова О.И. Чтение с увлечением. Книга 4. Сфера, 2009.
3. Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь №1, 2, 3, 4. Сфера, 2014.
4. Косинова Е.М. Лексическая тетрадь №1, 2, 3. Сфера, 2014.
5. В.А.Илюхина «Чудо – пропись». В 4-х частях. Москва. «Просвещение» - 2022
6. В.Волина. 1000 игр с буквами и словами. Москва. «АСТ – ПРЕСС» - 1996
7. С.В.Коноваленко. «Домашняя тетрадь №1 для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей» Издательство: ГНОМ, 2015.
8. С.В.Коноваленко. «Домашняя тетрадь №2 для закрепления произношения свистящих звуков С’, З’. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей» Издательство: ГНОМ, 2015.
9. С.В.Коноваленко. «Домашняя тетрадь №3 для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей» Издательство: ГНОМ, 2015.
10. С.В.Коноваленко. «Домашняя тетрадь №4 для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей» Издательство: ГНОМ, 2015.
11. С.В.Коноваленко. «Домашняя тетрадь №5 для закрепления произношения звука Л: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей» Издательство: ГНОМ, 2015.
12. С.В.Коноваленко. «Домашняя тетрадь №6 для закрепления произношения звука Л’. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей» Издательство: ГНОМ, 2015.
13. С.В.Коноваленко. «Домашняя тетрадь №7 для закрепления произношения звука Р. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей» Издательство: ГНОМ, 2015.
14. С.В.Коноваленко. «Домашняя тетрадь №8 для закрепления произношения звука Р’. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей» Издательство: ГНОМ, 2015.
15. Л.А.Комарова. Автоматизация звука С (З, Ц, С’, З’,Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Л’, Р, Р’) в игровых упражнениях. Издательство ГНОМ. 2008.
Пособия доступны для скачивания в интернете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям от учителя-логопеда
В данном консультативном материале содержатся примеры домашних игровых занятий-закреплений родителей с детьми,которые помогают ребёнку усвоить необходимые навыки.Материал направлен на комплексное разв...
Памятка для родителей о безопасности детей в летний период
Памятка для родителей...
Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период
В презентации предложены упражнения, которые можно выполнять в каникулярный летний период родителям с детьми для закрепления результата логопедической работы....
Рекомендации логопеда по развитию речи на летний период
Рекомендации включают в себя упражнения для автоматизации звуков, задания для развития фонематических процессов, упражнение на развитие слоговой структуры слова, задания для формирования правильного г...
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.
Краткие рекомендации для родителей, чьи дети поступают в первый класс общеобразовательной школы, для успешного обучения в период адаптации....
Рекомендации родителям. "Как организовать жизнь семьи в период самоизоляции?"
Положительные и отрицательные стороны изоляции. Как с пользой провести время во время карантина....
Обеспечение учителем - логопедом поддержки обучающихся в период применения дистанционных образовательных технологий.
Обеспечение учителем - логопедом поддержки обучающихся в период применения дистанционных образовательных технологий....