Развитие речи ребенка в повседневной жизни
консультация по логопедии (1 класс)

Развитие речи ребенка в повседневной жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_rebenka_v_povsednevnoy_zhizni.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи ребенка в повседневной жизни»

Сегодня вопрос развития речи детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

В современном процессе образования  проблема развития речи является одной из актуальных, так как одним из условий успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями является подготовка их к самостоятельной жизни, где основным из факторов является формирование речевых навыков, как средства коммуникации, умения общаться с другими людьми и выражать свои мысли. Развития речи и формирования культуры речевого общения - это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения,  как со стороны педагогов к подбору наиболее действенных средств и методов обучения, так и со стороны родителей.

Практика показывает, что данная проблема решается не только в ходе уроков, коррекционно – развивающих  занятиях, но и в повседневной жизни, во всех режимных моментах детей. Что такое режим? Это научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.  Режимные моменты: организация культурно - гигиенических навыков;  подготовка к приёму пищи;  приём пищи;  подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки; подготовка ко сну, сон; игровая, трудовая деятельности, индивидуальная работа с детьми.  Все эти режимные моменты в повседневной жизни непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми, а также чтобы способствовать развитию речи ребенка в эти моменты  можно использовать игры и игровые упражнения. Так как  у детей  ведущей деятельностью является игра, то игровые технологии наиболее эффективный и доступный способы формирования коммуникативных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь. Дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами. Задача педагогов и родителей  заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно развивать свои  коммуникативные навыки  и умения.  Игра в повседневной жизни необходима для снижения психических и физических нагрузок. Игра развивает язык, а язык организует игру. Среди разнообразия видов  игр и игровых  упражнений   отдаю предпочтение дидактическим играм – это и игры с предметами, настольные игры, словесные игры, которые имеют заметное влияние на развитие речи детей: пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. Когда дети  выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин», роль врача в игре «Больница». Данные игры  помогают детям  уточнить представление о различных бытовых ситуациях  в обществе.

Для полноценного речевого развития ребёнка играет роль семья.   Родители должны понимать, что использование речевых игр  или речевых упражнений в домашних условиях, беседа с ребёнком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то пострадает их ребёнок.

 Родителям можно предложить следующие варианты беседы с ребенком в процессе самообслуживания. Когда дети умываются, можно поговорить с ними и о том, что они моют (лицо, руки, уши, тело), чем моют (водой, мылом, щеткой), какая вода (горячая, холодная, теплая), какое мыло (душистое, ароматное, белое и т.д.), чем вытираются (полотенцем белым, чистым, с полосками и т.д.). Во время сервировки столов  можно поговорить  о формирование представления о посуде и ее значение в жизни человека, тем самым  обобщить знания о  предметах посуды и их назначения, количество и место разных предметов посуды на столе, как её правильно расставлять на столы, о материале, из которого она сделана, его свойства (бьётся). Так же родителям можно предложить следующие варианты    речевых игр и игровых упражнений,  например «играть на кухне».

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:

  • «Помогаю маме» (перебрать рис, горох, гречку),
  • «Волшебные палочки» (из карандашей собрать простейшие геометрические фигуры).

Игры на обогащение словаря ребёнка:

  • «Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща и т.д.),

Можно играть с целью развития грамматического строя речи.

«Приготовим сок» Из яблок сок ... (яблочный); из груш ... (грушевый); из вишни ... (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т.д.

По дороге из детского сада (в детский сад)

  • «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а ещё обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая». Ребёнок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
  • «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор и пр.»

«В свободную минутку». Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

  • «Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр.»

Игра на обогащение словаря ребёнка

«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её. Например: ворона каркает, воробей... (чирикает). Сова летает, а заяц..(бегает, прыгает). У коровы телёнок, а у лошади.. .(жеребёнок) и т.п.

«Упрямые слова». Рассказать ребёнку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, пианино, метро...). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто и т.п. Задавать вопросы ребёнку и следить, чтобы он не изменял слова в предложения - ответах.

Подвижные игры

«Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет такого» звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ёжик, книга...»

«Лягушка»  Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». Также можно провести игру на согласные звуки.

Вот такая совместная работа педагога  и семьи по развитию речи даёт полноценное речевое развитие ребёнка.

А напоследок хочется сказать: культура речи предполагает общую культуру человека, культуру мышления и любовь к языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития речи ребенка 5-7 лет

Игра – это способ не только научиться чему-либо, но и возможность с пользой провести время.Уважаемые родители,  предлагаю вам, несколько игр направленных на развитие речи.Эти игры будут интересны...

Развитие речи ребенка через мелкую моторику "Су-Джок терапия"

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук....

Статья "Советы логопеда по развитию речи ребенка"

В этой статье родители узнают, когда пора обратиться к логопеду.Какие упражнения они могут выполнять с ребенком дома.Как надо разговаривать и вести себя, чтобы речь ребенка была красивой и правильной....

этапы развития речи ребенка

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ...

Развитие речи ребенка - залог формирования полноценной личности в обществе.

Развитие речи  является необходимым в формировании мыслительной деятельности ребенка. Обогащение школьников лексическими средствами языка считается основным в коммуникативной деятельности. Важно ...

ПОМОЩЬ ЧИСТОГОВОРОК В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА

Логопедические чистоговорки удобно использовать для того чтобы закрепить правильное произношение необходимых звуков в речи.  С помощью чистоговорок можно развивать и другие стороны речи. Так, их ...