Развитие речи ребенка в повседневной жизни
консультация по логопедии (1 класс)
Развитие речи ребенка в повседневной жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи ребенка в повседневной жизни»
Сегодня вопрос развития речи детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
В современном процессе образования проблема развития речи является одной из актуальных, так как одним из условий успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями является подготовка их к самостоятельной жизни, где основным из факторов является формирование речевых навыков, как средства коммуникации, умения общаться с другими людьми и выражать свои мысли. Развития речи и формирования культуры речевого общения - это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения, как со стороны педагогов к подбору наиболее действенных средств и методов обучения, так и со стороны родителей.
Практика показывает, что данная проблема решается не только в ходе уроков, коррекционно – развивающих занятиях, но и в повседневной жизни, во всех режимных моментах детей. Что такое режим? Это научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Режимные моменты: организация культурно - гигиенических навыков; подготовка к приёму пищи; приём пищи; подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки; подготовка ко сну, сон; игровая, трудовая деятельности, индивидуальная работа с детьми. Все эти режимные моменты в повседневной жизни непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми, а также чтобы способствовать развитию речи ребенка в эти моменты можно использовать игры и игровые упражнения. Так как у детей ведущей деятельностью является игра, то игровые технологии наиболее эффективный и доступный способы формирования коммуникативных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь. Дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами. Задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно развивать свои коммуникативные навыки и умения. Игра в повседневной жизни необходима для снижения психических и физических нагрузок. Игра развивает язык, а язык организует игру. Среди разнообразия видов игр и игровых упражнений отдаю предпочтение дидактическим играм – это и игры с предметами, настольные игры, словесные игры, которые имеют заметное влияние на развитие речи детей: пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. Когда дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин», роль врача в игре «Больница». Данные игры помогают детям уточнить представление о различных бытовых ситуациях в обществе.
Для полноценного речевого развития ребёнка играет роль семья. Родители должны понимать, что использование речевых игр или речевых упражнений в домашних условиях, беседа с ребёнком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то пострадает их ребёнок.
Родителям можно предложить следующие варианты беседы с ребенком в процессе самообслуживания. Когда дети умываются, можно поговорить с ними и о том, что они моют (лицо, руки, уши, тело), чем моют (водой, мылом, щеткой), какая вода (горячая, холодная, теплая), какое мыло (душистое, ароматное, белое и т.д.), чем вытираются (полотенцем белым, чистым, с полосками и т.д.). Во время сервировки столов можно поговорить о формирование представления о посуде и ее значение в жизни человека, тем самым обобщить знания о предметах посуды и их назначения, количество и место разных предметов посуды на столе, как её правильно расставлять на столы, о материале, из которого она сделана, его свойства (бьётся). Так же родителям можно предложить следующие варианты речевых игр и игровых упражнений, например «играть на кухне».
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:
- «Помогаю маме» (перебрать рис, горох, гречку),
- «Волшебные палочки» (из карандашей собрать простейшие геометрические фигуры).
Игры на обогащение словаря ребёнка:
- «Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща и т.д.),
Можно играть с целью развития грамматического строя речи.
«Приготовим сок» Из яблок сок ... (яблочный); из груш ... (грушевый); из вишни ... (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т.д.
По дороге из детского сада (в детский сад)
- «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а ещё обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая». Ребёнок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
- «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор и пр.»
«В свободную минутку». Игровое упражнение на слоговую структуру слов.
- «Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр.»
Игра на обогащение словаря ребёнка
«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её. Например: ворона каркает, воробей... (чирикает). Сова летает, а заяц..(бегает, прыгает). У коровы телёнок, а у лошади.. .(жеребёнок) и т.п.
«Упрямые слова». Рассказать ребёнку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, пианино, метро...). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто и т.п. Задавать вопросы ребёнку и следить, чтобы он не изменял слова в предложения - ответах.
Подвижные игры
«Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет такого» звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ёжик, книга...»
«Лягушка» Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». Также можно провести игру на согласные звуки.
Вот такая совместная работа педагога и семьи по развитию речи даёт полноценное речевое развитие ребёнка.
А напоследок хочется сказать: культура речи предполагает общую культуру человека, культуру мышления и любовь к языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития речи ребенка 5-7 лет
Игра – это способ не только научиться чему-либо, но и возможность с пользой провести время.Уважаемые родители, предлагаю вам, несколько игр направленных на развитие речи.Эти игры будут интересны...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/20/picture-563261-1424418473.jpg)
Развитие речи ребенка через мелкую моторику "Су-Джок терапия"
Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/04/picture-663309-1583355565.jpg)
Статья "Советы логопеда по развитию речи ребенка"
В этой статье родители узнают, когда пора обратиться к логопеду.Какие упражнения они могут выполнять с ребенком дома.Как надо разговаривать и вести себя, чтобы речь ребенка была красивой и правильной....
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/14/picture-92131.jpg)
Развитие речи ребенка - залог формирования полноценной личности в обществе.
Развитие речи является необходимым в формировании мыслительной деятельности ребенка. Обогащение школьников лексическими средствами языка считается основным в коммуникативной деятельности. Важно ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/10/picture-432591-1449769159.jpg)
ПОМОЩЬ ЧИСТОГОВОРОК В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА
Логопедические чистоговорки удобно использовать для того чтобы закрепить правильное произношение необходимых звуков в речи. С помощью чистоговорок можно развивать и другие стороны речи. Так, их ...