НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ Показатели речевого развития | Время появления в норме | Употребляет местоимение "Я" | 2 года 3 мес. | Адекватно использует названия цветов | 2 года 6 мес. | Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме средн. Р.) | К 3 годам | Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде | К 3 годам | Активно пользуется предложно-падежными конструкциями | С 2 лет 1 мес. | Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи | К 3 годам | Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи | С 2 лет 3 мес. | Произносит твердые звуки С, 3, Ц | С 2 лет 1 мес. | Замечает неправильное звукопроизношение у других детей | К 3 годам | Начинает подбирать рифмы к словам | С 3 лет |
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ Показатели речевого развития | Время появления в норме | Употребляет в активной речи слова -названия частей предметов | 3 года 6 мес. | Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами | С 3 лет | Использует в речи приставочные глаголы | 3 года 1 мес. | Появляется словотворчество | С 3 лет | Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук) | К 4 годам | Произносит звуки Ш, Ж, Щ. Ч, Л, Р | К 4 годам | Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи | К 4 годам | Может пересказать знакомую сказку близко к тексту | К 4 годам | Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки | К 4 годам |
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ Показатели речевого развития | Время появления в норме | Использует родовые названия предметов | С 4 лет 6 мес. | Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии | 4 года 6 мес. | Может подбирать к словам антонимы | К 5 годам | Продолжается словотворчество | В течен. дошк. детства | Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак - лак) | С 4 лет 6 мес. | Определяет наличие звука в слове | С 4 лет 6 мес. | Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец) | К 5 годам | Может составить рассказ по картинке или серии картинок | К 5 годам | Начало формирования внутренней (планирующей) речи | К 5 годам | Звукопроизношение полностью соответствует норме | С 4-5 лет |
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ | Возраст | Развитие | 2 недели | Услышав речь, перестает сосать грудь, перестает кричать. | 0-2 месяца | Реагирует на звуки с определенной задержкой, узнает голос мамы. | 1 месяц | Успокаивается песней. | 3 месяца | Поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами. | 3-4 месяца | Реагирует на громкость, интонацию. | 5-6 месяцев | Слушает разговор, активно гулит. | 6 месяцев | По подражанию произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает темп, ритм, мелодику. | 8 месяцев | В лепете остаются только звуки родного языка. | К 1 году | Может слушать, но короткое время, подчиняется простым приказам. | 2 года | Слышит речь, находясь в другой комнате, повторяет то, что слышит. Различает слова, отличающиеся одной фонемой. | 3 года | Понимает когда ему читают книге, замечает неправильное произношение в чужой речи, начинает замечать ошибки в собственной речи, иногда исправляется. Заканчивается формирование фонематического слуха. | 4 года | Помнит и повторяет фразу из простых слов (4-6). Дифференцирует все звуки, что появляются в установившемся звукопроизношении. | 5 лет | Фразы из 8 слов. Способен к выполнению заданий на фонематический слух. | 6 лет | Способен повторить краткий рассказ, владеют фонематической и ритмической структурой слов. Вариативность интонаций, владеют орфоэпическими нормами. | 7 лет | Повышает грамотность речи, появляется способность к элементам письма. |
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ | Возраст | Развитие | 2 месяца | Недифференцированные и непроизвольные, возникающие в процессе движений голосовые реакции – гуление. Можно выделить гласные: А, О, У, Э; согласные: П, М, Б, К, Г, Х. | 3-4 месяца | Характер гуления меняется, появляется лепет. | 5 месяцев | Неосознанное повторение звуков. | 6 месяцев | Подражательно повторяет ритмические отдельные слоги. | 8 месяцев | Произносит «слова», образованные повторением одного и того же слога, по типу «ма-ма». | 1-2 года | Гласные: А, О, Э; согласные: П, Б, М. | 2-3 года | Гласные: И, Ы, У; согласные: Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. | 4-5 лет | Свистящие: С, З, Ц; шипящие: Ш, Ж, Щ, Ч. | 5-6 лет | Р, Л. |
СЛОВАРЬ | Возраст | Развитие | Около 1 года | Появляются первые слова, но произношение нарушено. Всего 12-20 слов ("ама" - кушать; "бух" - падать) Слоговая структура нарушена. существительные – 80% глаголы – 20% прилагательные местоимения, наречия служебные части речи | Около 2 лет | 200-300 слов существительные – 75% глаголы – 20% 5 % - прилагвтельные + местоимения, наречия и др. (хорошо, плохо, там) | Около 3 лет | 1500 слов местоимения и наречия – часто путают в употреблении (моя, наша). служебные части речи – простые предлоги, союзы. | Около 4 лет | ≈1900 слов местоимения и наречия – используют сравнительное смешение (больше/меньше). служебные части речи – используют сложные союзы. | Около 5 лет | В словаре 2000-2500 слов. | СВЯЗНАЯ РЕЧЬ | Возраст | Развитие | 1 год | Закладываются основы в процессе эмоционального общения со взрослым. Выражает эмоции и чувства, слова начинают выражать предметы и действия, развивается понимание речи окружающих. На основе понимания начинает развиваться активная речь. Ребенок начинает подражать звукам, звукосочетаниям. | К концу 1, началу 2-ого года | Появляются первые осмысленные слова, они выражают желания и потребности. | II половина 2 года | Слова служат для обозначения предметов, слово имеет смысл целого предложения. Предложение состоит из 2-4 слов. | К концу 2-ого года | Появляется грамматическое оформление предложения. |
|