Использование логоритмических технологий при коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ
статья по логопедии

Степанова Юлия Евгеньевна

Использование логоритмических технологий при коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Степанова Ю.Е.

Логопедическая ритмика — это система двигательных упражнений с параллельным произнесением речевого материала, направленная на преодоление нарушений речи.

На мой взгляд, такая форма активной терапии как логоритмика не только повышает эффективность логопедических занятий, но и способствует адаптации учащихся к условиям внешней и внутренней среды, что особенно важно для детей с ОВЗ.

В нашей школе-интернате учатся дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Опыт работы показал, что сложность планирования и подбора логоритмических упражнений в занятиях с детьми с ОВЗ заключается в том, что основные компоненты данной методики – движение, музыка и речь не всегда соответствуют возрастным нормам.

Планирование логоритмических элементов, которые я включаю в свои логопедические занятия, осуществляется на основе общедидактических и специфических принципов.

1. Принцип систематичности, который заключается в том, что включение логоритмических упражнений должно осуществляться планомерно, ежеурочно.

2. Принцип сознательности и активности, который предполагает осознанность своей деятельности ребенком.

3. Принцип наглядности, являющийся важнейшим при работе с детьми с ОВЗ, которым необходима зрительная опора в виде показа логопедом движений и  использование наглядностей для последующей самостоятельной работы.

4. Принцип доступности и индивидуального подхода, также необходимый для детей с церебральным параличом и предусматривающий учет возрастных особенностей и возможностей.

5. Этиопатогенетический принцип, требующий дифференцированного подхода при построении занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого и двигательного расстройства.

6. Принцип этапности,  подхода от простого к сложному,  для закрепления и совершенствования полученных знаний и умений.

7. Принцип учета симптоматики, позволяющий соотносить физические и речевые возможности детей и дозировать нагрузку.

В работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, я учитываю характер и степень выраженности двигательных расстройств, которые в клинической картине детских церебральных параличей являются ведущими.  Чтобы правильно подобрать логоритмические упражнения я учитываю состояние мышечного тонуса. Существует несколько форм ДЦП:

1. Двойная гемиплегия. Является наиболее тяжелой формой ДЦП, при которой двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и ногах. Произвольная моторика отсутствует или резко ограничена.

2. При спастической диплегии нижние конечности как правило поражаются больше верхних. Степень поражения рук различна - от выраженных парезов до минимальных  нарушений  в виде легкой моторной неловкости и нарушений тонких дифференцированных движений пальцев рук. При этой форме ДЦП наблюдается повышенный мышечный тонус в конечностях.

3. Гемипаретическая форма характеризуется односторонним поражением конечностей. Чаще отмечается более тяжелое поражение руки с повышенным мышечным тонусом: она согнута в локтевом суставе, приведена к туловищу, кисть опущена и сжата в кулак.

4. Гиперкинетическая форма проявляется в виде непроизвольных насильственных движений (гиперкинезов), которые могут охватывать мышцы лица, языка, головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей. Они могут сочетаться с параличами и парезами.

5. При атонически-астатической форме ДЦП наблюдается низкий мышечный тонус, характерно нарушение равновесия тела и координации движений в покое и при ходьбе, присутствует тремор. Движения неточные и несоразмерные.

У большинства детей в нашей школе-интернате отмечается смешанный характер заболевания с сочетанием различных двигательных расстройств.

При использовании музыкального сопровождения во время выполнения логоритмических движений я учитываю затруднение соблюдения детьми с диагнозом ДЦП заданного ритма и темпа. В своей работе я преимущественно использую живое исполнение музыки на фортепиано, синтезаторе или гитаре. Это позволяет сосредоточиться на определенном отрывке, повторить его или же, наоборот, закончить упражнение вовремя, предупредив утомление и появление гиперкинезов.

Для детей с церебральным параличом характерны различные формы речевых нарушений. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. Наиболее частым расстройством речи у наших учащихся является дизартрия, которая проявляется в виде стойких полиморфных нарушений звукопроизношения, недостаточности просодической стороны речи, недоразвития дыхания и голосообразования. Гораздо реже у наших учеников встречается алалия. У большинства учащихся  снижен словарный запас.

При подборе речевого компонента для логоритмических упражнений ведущим фактором для меня является индивидуализация материала для каждого ученика. Необходимо предварительно оценить состояние артикуляторной моторики: подвижность речевых мышц, удержание и переключение артикуляторных позиций. Во время диагностики я анализирую объем движений языка, губ и нижней челюсти.

В нашей школе учатся дети с разными интеллектуальными возможностями: с нормальным или близким к норме уровнем интеллекта, с задержкой психического развития и умственной отсталостью разной степени. Оценка уровня пассивного и активного словаря дает мне возможность не только подобрать доступный для детей материал, но и развить лексическую сторону речи.

Включение логоритмических технологий в коррекционные занятия позволяет мне решить следующие задачи:

1. Расширить словарный запас учащихся

2. Развить психические функции – слуховую и зрительную память и внимание

3. Развить пространственную ориентацию

4. Развить общую и мелкую моторику

5. Сформировать фонематический слух

6. Нормализовать мышечный тонус

7. Сформировать речевое дыхание

8. Скорригировать просодические компоненты речи

9. Скорректировать нарушенное звукопроизношение

10. Осуществить эстетическое и нравственное развитие учащихся

При подготовке и разработке логоритмических упражнений для более эффективного усвоения учебного материала я всегда соблюдаю тесную взаимосвязь с программой обучения и придерживаюсь принципа тематического планирования. Работая с детьми, имеющими опорно-двигательные расстройства, я использую адаптированные приемы логоритмики. Движения подбираются в соответствии с уровнем физического развития детей. На своих занятиях я использую следующие виды упражнений:

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях.

Выполняется с детьми, владеющими навыками ходьбы и имеющими достаточный уровень манипулятивной деятельности. Дети выполняют упрощенные движения: маршировка вперед и в заданном направлении, шаги на месте под музыку, движение друг за другом, замедление и ускорение движения. Данное упражнение формирует координацию движений рук и ног, способствует улучшению ориентировки в пространстве и развивает слуховое внимание. При поражении нижних конечностей, но сохранной ручной моторике ходьба осуществляется руками, положенными на парту или на колени.

2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса

Они особенно актуальны для работы с детьми с церебральным параличом, так как патологический мышечный тонус зачастую тормозит развитие речевых функций. Выполнение данных упражнений способствует развитию умения расслаблять и напрягать определенные группы мышц. Сначала упражнения проводятся в положении лежа, затем – сидя и стоя. Во время занятий дети испытывают различные кинестетические ощущения, необходимые для координации работы всего организма. При работе с детьми с тяжелым нарушением тонуса я провожу предварительный массаж конечностей, шейного и плечевого отдела.

3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Выполнение артикуляторных упражнений под музыку.

Для детей с церебральным параличом характерно нарушение речевого дыхания и голосообразования. Упражнения подбираются в соответствии со спецификой нарушений. Для детей с артикуляторной апраксией производится подготовительная работа: логопедический массаж и пассивная артикуляторная гимнастика. Выполнение дыхательных упражнений сопровождается движениями рук, головы, поворотами туловища, произнесением на выдохе речевого материала. Упражнения на развитие голоса выполняются с музыкальным сопровождением и без него. Дети пропевают гласные с разной силой голоса, с разной длительностью. Стихи и песни исполняются с различной интонацией голоса. Логоритмические упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, развить подвижность артикуляторного аппарата, уточнить правильное звукопроизношение, автоматизировать поставленные звуки, сделать речь более выразительной.

4. Упражнения на развитие внимания и памяти.

Эти упражнения необходимы для коррекции речевых нарушений, так как они способствуют формированию навыка самоконтроля, закрепляют переключаемость внимания и развивают все виды памяти: зрительную, слуховую и моторную. Дети учатся слушать звучание музыкальных инструментов, звуки окружающего мира, различать минорное и мажорное исполнение музыки, выполнять в соответствии с заданной инструкцией различные движения и уметь быстро переключаться с одного движения на другое и т.д. Полезно проводить логоритмические упражнения на развитие внимания и памяти как подготовительные перед постановкой нарушенных звуков для развития фонематического восприятия, анализа и синтеза.

5. Чистоговорки.

В своей работе я преимущественно использую песенки-попевки. Они помогают автоматизировать поставленные звуки и отработать четкое произношение фонем и слогов. Так как пение связано с напевностью разговорной речи, данное упражнение позволяет сформировать у детей интонацию, правильный ритм, отработать мягкую атаку голоса, скорригировать постановку ударения, увеличить объем дыхания,  нормализовать мышечный тонус артикуляторных органов.

6. Пальчиковые игры.

Проводятся с пением и проговариванием текста, а также с использованием мелких предметов. Чаще всего это инсценировка рифмованных историй и сказок при помощи пальцев. Повторяя движения взрослых или придумывая свои, дети развивают мелкую моторику рук, что оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Если ребенок не способен самостоятельно выполнять упражнения, то применяется метод «рука в руке». Пальчиковые игры могут сочетаться с выполнением артикуляторной гимнастики.

7. Пение.

Очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения. Пение развивает психические процессы, укрепляет голосовой аппарат, способствует автоматизации гласных звуков, формирует дыхание. Для детей с церебральным параличом я подбираю песни с доступным содержанием и удобным для произношения текстом в зависимости от речевых способностей. Для учащихся с нарушенным речевым дыханием осуществляется постепенный переход от коротких фраз к более длинным. Темп музыки также очень важен, поэтому на начальных этапах я подыгрываю аккомпанемент медленно, увеличивая скорость исполнения по мере готовности к этому учеников. Для развития памяти я использую иллюстрации и инсценировки песен.

8. Мимические упражнения и театральные этюды.

Способствуют нормализации мышц лица, подвижности губ и щек. Полученные навыки полезны также для преодоления гиперсаливации. На мой взгляд, очень эффективным приемом является исполнение речёвок по ролям, которое не только позволяет подобрать материал в соответствии с поставленными коррекционными задачами, но и эмоционально окрашивает урок, позволяя детям раскрепоститься.

Использование логоритмических технологий на логопедических занятиях повышает эффективность коррекционной работы, а также способствует формированию у детей устойчивого интереса к речевой деятельности, создает положительный настрой на уроках и помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании, формирует коммуникативные навыки, необходимые для социальной адаптации наших учащихся.

Список литературы:

1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).

2. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. — СПб., 1993. – 45 с.

3. Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом - М., 1977. – 96 с.

4. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.

5. Румянцева Е.Ю. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартриями, страдающих церебральным параличом //Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. — СПб.: Образование, 1999. — С. 27—31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений

Описаны методы и приемы здоровьесберегающих технологий и их использование в коррекции речевых нарушений....

«Использование технологии БОС в коррекции речевых нарушений»

С каждым годом растет количество детей с    речевыми нарушениями.  Специалисту для достижения хороших результатов коррекции необходимо работать не только с привычными логопедически...

Использование нейропсихологических приемов при коррекции речевых нарушений у обучающихся с системным недоразвитием речи

Мастер - класс: "Использование нейропсихологических приемов при коррекции речевых нарушенийу обучающихся с системным недоразвитием речи"...

Поп-ит (pop-it) технологии в коррекции речевых нарушений

    Недавно стали популярны новые антистресс-игрушки. Называются они Simple dimple «симпл-димпл» и Pop it «поп-ит». Суть у них одинаковая: это пластинки с рези...

Использование арт-терапии в коррекции эмоциональных нарушений у детей

Рассматриваются наиболее эффективные методы  арт-терапии используемые в коррекционной работе с детьми....

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Работая с такими детками возникает необходимость поиска новых наиболее эффективных методов и приемов работы с такими детьми. При чем с каждой нозологией своя специфика работы и свои приёмы. Данные эфф...