Логопедические игры с чистоговорками.
консультация по логопедии

Леонтьева Марина Сергеевна

Одним из приёмов развития речи детей является использование чистоговорок. Чистоговорка это зарифмованная фраза: ла-ла — Мила в лодочке плыла. Всем детям присуще влечение к рифмованным звукам. Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребёнка. Ввиду несформированности мотивационной сферы трудно вовлечь детей в активное участие в процессе, а это очень важно для достижения максимального результата. С помощью чистоговорки можно развивать все стороны речи ребёнка (фонематический слух, звукопроизношение, словарь, грамматику и связную речь). Использование данного приёма предоставляет ребёнку возможность создать «своё», придумать самому. Для этого берётся последний слог слова или последние два звука в односложном слове и повторяется вначале чистоговорки (са-са – вот идёт лиса).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_mart.docx15.26 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические игры с чистоговорками.

Одним из приёмов развития речи детей является использование чистоговорок. Чистоговорка это зарифмованная фраза: ла-ла — Мила в лодочке плыла. Всем детям присуще влечение к рифмованным звукам. Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребёнка. Ввиду несформированности мотивационной сферы трудно вовлечь детей в активное участие в процессе, а это очень важно для достижения максимального результата. С помощью чистоговорки можно развивать все стороны речи ребёнка (фонематический слух, звукопроизношение, словарь, грамматику и связную речь). Использование данного приёма предоставляет ребёнку возможность создать «своё», придумать самому. Для этого берётся последний слог слова или последние два звука в односложном слове и повторяется вначале чистоговорки (са-са – вот идёт лиса).

Практические игры и упражнения с чистоговорками:
1 Развитие правильного звукопроизношения.

Использовать чистоговорки для закрепления звуков можно, когда идёт автоматизация звука в словах и фразах. Придумайте с ребёнком слова на изучаемый звук, составьте фразу, а к ней чистоговорку. Для развития у детей выразительности речи, правильной дикции и для лучшей автоматизации звука предлагать произносить чистоговорку несколько раз, но с различной интонацией.

Автоматизация звука «с» — са-са-са в лесу идёт лиса

а) Скажи с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью)

б) Скажи голосом разным по тембру ( как мишка, мышка)

в) Скажи тихо-громко

г) Скажи медленно-быстро

д) Скажи, выделяя разные слова (ударяем молоточком на разные слова)

Можно использовать схемы (разные кружки по величине, по частоте), картинки, игрушки, театр

2. Развитие фонематического слуха

С детьми среднего и старшего возраста проводится более сложная работа по развитию фонематического слуха. Для привлечения детей к звучащему слову, для развития звукослогового анализа можно также использовать чистоговорки.

а) Добавь слог с определённым звуком:

са-са-са – ли…, са-са-са – колба…

б) Прошагай по слогам: ла-ла – ост-ра-я пи-ла

в) Закончи чистоговорку: са-са – … (каша, коза, коса)

г) Подбери слово с заданным звуком: са-са – лиса (хитрая, рыжая, пушистая,

смелая)Хочу такой сайт

д) Повтори не ошибись: су-шу, су-шу – я письмо пишу

е) Поменяй звук: ал-ал- бал ( «л» на «р»), са-са – крыса ( часто повторяющий звук на «ш»

3. Развитие словаря, грамматики и связной речи.

С помощью чистоговорок можно учить детей употреблять предлоги, согласовывать слова, придумывать новые слова, составлять небольшие рассказы.

а) Ответь чистоговоркой на вопрос: ла-ла – где юла? (ла-ла – на столе юла, использовать схемы)

б) Назови чистоговоркой один-много по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис)

в) Ответь чистоговоркой: какой или какая, что делает (ла-ла – какая юла? Ла-ла – синяя юла, ла-ла-крутится юла)

г) Посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей)

д) Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра—высокая гора, ра-ра – низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)

е) Придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?

Работая в данном направлении, хочется отметить, что чистоговорка как рифмованная фраза с часто повторяющими звуками вызывает интерес у детей к занятиям, даёт возможность быстрее усвоить материал, активизирует воображение ребёнка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Скороговорки, стишки, логопедические игры

Скороговорки, стишки, логопедические игры. Были собраны во время логопедической практики в колледже....

логопедическая игра по станциям "Грамотейка"

Работа представляет собой сценарий  игры, которая проводилась как внеклассное мероприятие для  детей с дисграфией....

Логопедические игры

Данный файл содержит описание логопедических игр...

Логопедические игры для развития речи детей

Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Современная...

Логопедические игры для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Игры для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста, которые позволят развить длительную, сильную, целенаправленную воздушную струю, а так же вызвать, уточнить и дифференцировать изолиров...

Логопедическая игра "Умники и Умницы"

Эта логопедическая игра направлена на развитие психических процессов; закрепление знаний и расширение кругозора. ...

Игры, потешки, чистоговорки, скороговорки и загадки, используемые на логопедических занятиях

Игры, потешки, чистоговорки, скороговорки и загадки, используемые на логопедических занятиях...