Логопедические игры с чистоговорками.
консультация по логопедии
Одним из приёмов развития речи детей является использование чистоговорок. Чистоговорка это зарифмованная фраза: ла-ла — Мила в лодочке плыла. Всем детям присуще влечение к рифмованным звукам. Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребёнка. Ввиду несформированности мотивационной сферы трудно вовлечь детей в активное участие в процессе, а это очень важно для достижения максимального результата. С помощью чистоговорки можно развивать все стороны речи ребёнка (фонематический слух, звукопроизношение, словарь, грамматику и связную речь). Использование данного приёма предоставляет ребёнку возможность создать «своё», придумать самому. Для этого берётся последний слог слова или последние два звука в односложном слове и повторяется вначале чистоговорки (са-са – вот идёт лиса).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_mart.docx | 15.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедические игры с чистоговорками.
Одним из приёмов развития речи детей является использование чистоговорок. Чистоговорка это зарифмованная фраза: ла-ла — Мила в лодочке плыла. Всем детям присуще влечение к рифмованным звукам. Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребёнка. Ввиду несформированности мотивационной сферы трудно вовлечь детей в активное участие в процессе, а это очень важно для достижения максимального результата. С помощью чистоговорки можно развивать все стороны речи ребёнка (фонематический слух, звукопроизношение, словарь, грамматику и связную речь). Использование данного приёма предоставляет ребёнку возможность создать «своё», придумать самому. Для этого берётся последний слог слова или последние два звука в односложном слове и повторяется вначале чистоговорки (са-са – вот идёт лиса).
Практические игры и упражнения с чистоговорками:
1 Развитие правильного звукопроизношения.
Использовать чистоговорки для закрепления звуков можно, когда идёт автоматизация звука в словах и фразах. Придумайте с ребёнком слова на изучаемый звук, составьте фразу, а к ней чистоговорку. Для развития у детей выразительности речи, правильной дикции и для лучшей автоматизации звука предлагать произносить чистоговорку несколько раз, но с различной интонацией.
Автоматизация звука «с» — са-са-са в лесу идёт лиса
а) Скажи с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью)
б) Скажи голосом разным по тембру ( как мишка, мышка)
в) Скажи тихо-громко
г) Скажи медленно-быстро
д) Скажи, выделяя разные слова (ударяем молоточком на разные слова)
Можно использовать схемы (разные кружки по величине, по частоте), картинки, игрушки, театр
2. Развитие фонематического слуха
С детьми среднего и старшего возраста проводится более сложная работа по развитию фонематического слуха. Для привлечения детей к звучащему слову, для развития звукослогового анализа можно также использовать чистоговорки.
а) Добавь слог с определённым звуком:
са-са-са – ли…, са-са-са – колба…
б) Прошагай по слогам: ла-ла – ост-ра-я пи-ла
в) Закончи чистоговорку: са-са – … (каша, коза, коса)
г) Подбери слово с заданным звуком: са-са – лиса (хитрая, рыжая, пушистая,
смелая)
д) Повтори не ошибись: су-шу, су-шу – я письмо пишу
е) Поменяй звук: ал-ал- бал ( «л» на «р»), са-са – крыса ( часто повторяющий звук на «ш»
3. Развитие словаря, грамматики и связной речи.
С помощью чистоговорок можно учить детей употреблять предлоги, согласовывать слова, придумывать новые слова, составлять небольшие рассказы.
а) Ответь чистоговоркой на вопрос: ла-ла – где юла? (ла-ла – на столе юла, использовать схемы)
б) Назови чистоговоркой один-много по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис)
в) Ответь чистоговоркой: какой или какая, что делает (ла-ла – какая юла? Ла-ла – синяя юла, ла-ла-крутится юла)
г) Посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей)
д) Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра—высокая гора, ра-ра – низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)
е) Придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?
Работая в данном направлении, хочется отметить, что чистоговорка как рифмованная фраза с часто повторяющими звуками вызывает интерес у детей к занятиям, даёт возможность быстрее усвоить материал, активизирует воображение ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Скороговорки, стишки, логопедические игры
Скороговорки, стишки, логопедические игры. Были собраны во время логопедической практики в колледже....
логопедическая игра по станциям "Грамотейка"
Работа представляет собой сценарий игры, которая проводилась как внеклассное мероприятие для детей с дисграфией....
Логопедические игры
Данный файл содержит описание логопедических игр...
Логопедические игры для развития речи детей
Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Современная...
Логопедические игры для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Игры для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста, которые позволят развить длительную, сильную, целенаправленную воздушную струю, а так же вызвать, уточнить и дифференцировать изолиров...
Логопедическая игра "Умники и Умницы"
Эта логопедическая игра направлена на развитие психических процессов; закрепление знаний и расширение кругозора. ...
Игры, потешки, чистоговорки, скороговорки и загадки, используемые на логопедических занятиях
Игры, потешки, чистоговорки, скороговорки и загадки, используемые на логопедических занятиях...