Актуальные вопросы интегрирования обучения детей с речевыми нарушениями
статья по логопедии (1 класс)
Проблема интеграции в общество детей с отклонениями в развитии является одной из наиболее актуальных, особенно вопрос об интегрированном обучении детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
Однако проблемы интегрированного обучения детей с речевыми нарушениями освещаются недостаточно. Дети, обучавшиеся в логопедических детских садах, интегрированные в среднюю школу, испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnye_voprosy_integrirovaniya_obucheniya_detey_s_rechevymi_narusheniyami.docx | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Котлагазиева С.С., учитель-логопед МБОУ «Красноярская СОШ №1»
Актуальные вопросы интегрирования обучения детей с речевыми нарушениями
Проблема интеграции в общество детей с отклонениями в развитии является одной из наиболее актуальных, особенно вопрос об интегрированном обучении детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
Однако проблемы интегрированного обучения детей с речевыми нарушениями освещаются недостаточно. Дети, обучавшиеся в логопедических детских садах, интегрированные в среднюю школу, испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма. Нормальному обучению препятствуют также затруднения при концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость. Проблема подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями на этапе логопедического детского сада занимает одно из важнейших мест в современной логопедии, понятие “готовность к школьному обучению” актуально и многопланово.
Уровень развития речевой готовности является одним из важных составляющих общей готовности к школе. В настоящее время уже созданы многочисленные методики и разнообразные тесты для оценки степени готовности ребенка к школе. Необходимо специально разработать критерии оценки готовности к интегрированному обучению применительно к детям с речевыми нарушениями.
Говоря о подготовке к интегрированному обучению детей с нарушениями речи, встает вопрос преемственности в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб.
Тесная взаимосвязь в работе логопедов дошкольных учреждений и школ будет способствовать в решении проблемы подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями.
Учителя начальных классов общеобразовательных школ часто не знают особенности развития речи и познавательной деятельности детей с речевыми нарушениями, а процент обучения данной категории детей в массовом учреждении достаточно велик. Поэтому, необходимо решить вопрос начальной дефектологической подготовки педагогических кадров, что поможет учителю начальных классов, с одной стороны, увидеть особенности развития детей с речевыми нарушениями, а, с другой стороны – потенциальные возможности и уровень обучаемости этих детей. Знание специфических методов и приемов в работе с данной категорией детей позволит учителям начальной школы улучшить результаты учебной деятельности учеников и повысить эффективность своей работы.
Подготовка к школьному обучению детей с речевыми нарушениями является одной из основных задач в работе специалистов логопедических дошкольных учреждений. Основываясь на работы таких авторов, как М.Е.Хватцев, Р.Е.Левина, Г.В.Чиркина, Л.Ф.Спирова, А.В.Ястребова, можно говорить о том, что процесс овладения письменной речью (чтением и письмом) вызывает наибольшие трудности у детей с речевой патологией. Следовательно, это необходимо учитывать при подготовке детей к школе. Однако практика показывает, что многие логопеды как правило концентрируются на преодолении внешних, явных проявлениях дефекта, таких как нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия.
Выделяют 3 подгруппы детей по степени готовности речевой деятельности к обучению в общеобразовательной школе. В первую подгруппу входят дети, речевое развитие которых практически соответствовало возрастной норме. Вторую подгруппу составляют дети, которым было свойственно нарушение фонематического слуха, был затруднен звуко-слоговой анализ и синтез слов, возникали затруднения при овладении элементами чтения и письма. Третья подгруппа включает детей с низким уровнем развития фонематического слуха, аграмматизмами в речи, искажением слоговой структуры слов. У детей данной подгруппы большие трудности при звуко-слоговом анализе и синтезе слов, а также проблемы в овладении элементарными навыками чтения и письма, затруднения при составлении рассказов по картинке или серии сюжетных картин.
Дети, вошедшие в 1 и 2 подгруппы, могут быть успешно интегрированы в общеобразовательные учреждения при условии систематической коррекционно–педагогической и психологической поддержки.
Уровень развития речи детей 3 подгруппы значительно отстает от возрастной нормы, поэтому им обоснованно рекомендуется обучаться в специальной школе.
Интеграция детей с речевыми нарушениями не может быть тотальной. Выявленная зависимость между степенью готовности ребенка к обучению в массовой школе и уровнем нормализации его речевой деятельности в процессе дошкольной логопедической подготовки требует глубокого обследования детей выпускных групп, разработки критериев оценки готовности к интегрированному обучению и динамического наблюдения за процессом обучения в начальных классах, с целью своевременного предупреждения дислексии и дисграфии.
Возможность интеграции выпускников логопедических детских садов в массовые учреждения при условии организации для них специальных условий рассматривается, как один из путей дальнейшего их коррекционного развития. Преемственность в работе дошкольных учреждений и массовых школ является залогом успеха в осуществлении процесса интеграции.
Однако, несмотря на отсутствие условий в образовательных учреждениях муниципального образования, в последние годы все большее число родителей отказывается отправлять своего ребенка в отдаленные школы. Полноценному образованию они противопоставляют семейный уют, комфортные отношения с ребенком и выбирают школу, расположенную в своем микрорайоне.
Отсюда вытекает одна из первоочередных задач: формирование в обществе толерантного отношения к детям (к людям) с недостатками в физическом и (или) психическом развитии, позволяющего не только сосуществовать, но и жить всем независимо от состояния здоровья.
Проблема совместного обучения детей с ограниченными возможностями со здоровыми детьми в образовательном учреждении общего типа, что составляет сущность интегрированного образования, значима и требует не только формирования отношений между детьми, но и создания определенных условий, позволяющих сделать пребывание такого ребенка в образовательном учреждении комфортным .
Для реализации поставленных задач необходимо выполнение большого объема работ как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. И только тогда, это даст ожидаемый социальный эффект.
1. Повышение степени доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов.
2. Обеспечение успешной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социум, его социализацию и интеграцию.
3. Повышение нравственного эффекта образования.
4. Повышение качества образовательного процесса путем использования технологий индивидуально – дифференцированного обучения.
Литература
1. Кольцова М.М. “Ребенок учится говорить”, Санкт-Петербург, Издательский дом “М и М”, 1998
2. Маркова А. К., Лидерс А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.
3. Екжанова Е.А, Диагностико-прогностический скрининг в первых классах общеобразовательной школы. М., 1997.
4. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.; Воронеж, 1998.
5. Лубовский В.И. “Развитие словесной регуляции действий у детей”. М.,1978.
6. Филиппова С.О. “Подготовка дошкольников к обучению письму”, Санкт-Петербург : “Детство-Пресс”, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями.
С интонации начинается речь ребенка. В связи с этим необходимо проводить работу по формированию восприятия и понимания основных компонентов интонационного оформления высказывания (темпа, громкости, те...
Рекомендации родителям детей с речевыми нарушениями
В памятке для родителей детей-логопатов представлены основные рекомендации по развитию и коррекции речи младших школьников....
формирование коммуникативной компетентности у детей с речевыми нарушениями
Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя чер...
Консультация для родителей . «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».
Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять....
«Развитие мелкой и общей моторики как средство физического воспитания детей, имеющих речевые нарушения»
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двигательными навыками у него развивается и координация движений. Формирование движений происходит...
Игровые технологии на занятиях по исправлению нарушений устной и письменной речи как средство повышения мотивации детей с речевыми нарушениями.
Для повышения мотивации ребенка в логопедии необходимы различные логокоррекционные игры....
Интегрированное обучение детей с нарушениями речи.
Интегрированное обучение детей с нарушениями речи. ...