Рабочая программа учителя логопеда для обучающихся 2 класса (АООП вариант 1)
рабочая программа по логопедии (2 класс)
Данная рабочая программа составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1. Программа адресована обучающимся 2 класса.
Программа представляет собой целостную, методологическую обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса для реализации в старшей группе. Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия и обеспечивает речевое развитие детей. Выстроена система коррекционно-развивающей работы по каждой из образовательных областей, система мониторинга развития детей и уровня усвоения программы детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2g_1_variant.docx | 42.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание.
- Пояснительная записка………………………………….……........................….3
- Содержание программы…………………….………………………………...…5
- Тематическое планирование……………………………………………….........7
- Учебно-методическое обеспечение……………………………………………15
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1. Программа адресована обучающимся 2 класса.
Цель - формирование у обучающихся устной и письменной речи посредством овладения фонетико-фонематической стороной речи и грамматическим строем языка.
Задачи:
- Формировать и развивать речевой слух, создавать на этой базе новой основы восприятия устной речи.
- Формировать элементарные навыки звукобуквенного анализа слов.
- Коррегировать дефектное произношение звуков родного языка.
- Развивать навыки самоконтроля произносительной стороной речи.
- Формировать умение использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, жесты и др.).
- Уточнять, обогащать и активизировать лексический запас, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся;
- Формировать грамматическую сторону речи.
- Развивать способности осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия.
Характеристика обучающихся.
Данные обучающиеся 2 класса имеют нарушения фонематического восприятия и нарушения звукопроизношения. Речевое развитие обучающихся характеризуется наличием очень стойких аграмматизмов, недостатков звукопроизношения, слоговой структуры. Дети имеют ограниченный словарный запас. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, ограниченное употребление прилагательных, наличие фразовой речи, недоразвитие фонематического восприятия, отсутствие навыков фонематического анализа и синтеза. Недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.
Система оценки планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и промежуточная аттестация, которые проводятся в форме:
- первичной (входящей) аттестации;
- текущего мониторинга;
- промежуточной аттестации в конце учебного года.
Аттестация осуществляется на занятиях по протоколу обследования, который позволяет отслеживать продвижения обучающегося в своем развитии и на основе которого составляется логопедическое заключение (речевое представление). Первичная (входящая) аттестация проводится при поступлении в образовательное учреждение, промежуточная в последние две недели мая в форме практических заданий.
Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдений за обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности (1 раз в полугодие), а так же анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для учителей, работающих в классах.
Результаты образовательно-коррекционной работы
Личностными результатами являются:
- развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;
- желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;
- умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
- наличие мотивации к овладению устной речью
Предметными результатами являются:
- развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;
- овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и синтеза;
- формирование правильного звукопроизношения;
- умение правильно использовать поставленные звуки;
- развитие умения контролировать собственную речь.
Формы контроля:
- анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);
- проверочные работы и диктанты в течение года (в группе)
Содержание логопедической программы.
Рабочая программа включает в себя разделы:
- Обследование речи
- Звуковой анализ
- Дифференциация звонких и глухих согласных.
- Дифференциация твёрдых и мягких согласных
- Дифференциация сонорных согласных
- Дифференциация свистящих и шипящих
- Слоговая структура слова
- Слова, обозначающие предметы
Лексика
Расширение и уточнение словаря по темам:
Сентябрь: части тела человека.
Части тела человека и куклы. Называние частей тела.
Осень. Осенние месяца.
Октябрь: Овощи. Огород.
Овощи. Как убирают урожай.
Во саду ли в огороде.
Фрукты.
Ноябрь: Домашние животные.
Кто как голос подает.
У кого кто?
Кто что любит?
Кто какую пользу приносит.
Кто где живет?
Декабрь: Зима.
Дикие животные.
У кого кто есть.
Кто как голос подает?
Кто какой.
Кто что любит.
Кто где живет.
Январь: Птицы.
Зимующие птицы.
Перелетные птицы.
Домашние птицы.
Кто как голос подает.
Насекомые (летающие, прыгающие)
Февраль: Мебель.
Посуда (чайная, столовая, хозяйственная).
Март: Весна.
Транспорт. Наземный транспорт.
Воздушный транпорт.
Водный транспорт.
Апрель: Профессии людей.
Одежда.
Май: Комнатные растения.
Деревья.
Цветы.
Лето.
Учебно – тематический план (68 часов).
№ п/п | Наименование разделов и тем | Часы учебного времени |
1 | Обследование речи | 8 |
2 | Звуковой анализ | 12 |
3 | Дифференциация звонких и глухих согласных. | 15 |
4 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных | 7 |
5 | Дифференциация сонорных согласных | 2 |
6 | Дифференциация свистящих и шипящих | 11 |
7 | Слоговая структура слова | 9 |
8 | Слова, обозначающие предметы | 4 |
Итого | 68 |
Тематическое планирование
(68 часа)
I ч 16 часов
№ п\п | Наименование разделов, тем уроков | Количество часов | Содержание коррекционной работы | Примечание | ||
1-2 | Обследование устной речи. | 2 | Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Исследование лексики и грамматического строя речи. | |||
3-4 | Обследование чтения и письма. | 2 | ||||
5 | Органы речи части тела человека.
| 1 | Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений | |||
6 | Образование звуков речи. Части тела человека и куклы. Называние частей тела. | 1 | ||||
7 | Гласные звуки. Осень. | 1 | Определение начального и конечного гласного звука. «Измени один звук», Определение места звука и буквы в словах, составление слова из первых звуков других слов, составление схемы слова, «Узнай звук», «Магазин игрушек», «Кто больше?», «Соедини слово с картинкой», «Узнай слово», «Подскажи Петрушке звук». | |||
8 | Узнавание гласного звука на слух Осенние месяца. | 1 | ||||
9 | Слова, отличающиеся одним гласным звуком. Овощи. Огород. | 1 | ||||
10-11 | Согласные звуки. Овощи. Как убирают урожай. | 2 | «Звуковые часы», «Найди пару», «Определение звука по артикуляции», «Напиши букву, опираясь на условные обозначение», «Игры на кинестетические ощущение». | |||
12 | Слова, отличающиеся одним согласным звуком. Во саду ли в огороде. | 1 | ||||
13 | Звуковой анализ односложных слов. Фрукты. | 1 | Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза | |||
14 | Звуковой анализ двусложных слов. Фрукты | 1 | ||||
15-16 | Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд. Домашние животные | 2 | ||||
17 | Дифференциация Б – П изолированно и в слогах. Дикие животные | 1 | Игра с мячом «Выключи звоночек». Работа со словами-паронимами. «Скажи наоборот» «Светофор» «Кто больше назовёт слов» «Собери слова» «Какое слово лишнее» «Расшифруйте» «Найди пару» «Отгадай слово». Письменные и устные упражнения на дифференциацию звуков | |||
18 | Дифференциация Б – П в словах и в предложении. Дикие животные | 1 | ||||
19 | Дифференциация В - Ф изолированно и в слогах. Зима | 1 | ||||
20 | Дифференциация В - Ф в словах. Зима | 1 | ||||
21 | Дифференциация В -Ф в предложении. Зимующие птицы | 1 | ||||
22 | Дифференциация Г - К изолированно и в слогах. Зимующие птицы | 1 | ||||
23 | Дифференциация Г – К в словах и в предложении. Перелетные птицы | 1 | ||||
24 | Дифференциация Д – Т изолированно и в слогах. Перелетные птицы | 1 | ||||
25 | Дифференциация Д – Т в словах в предложении. Домашние птицы | 1 | ||||
26 | Дифференциация Ж - Ш изолированно и в слогах. Домашние птицы | 1 | ||||
27 | Дифференциация Ж - Ш в словах и в предложении. Насекомые | 1 | ||||
28 | Дифференциация З – С изолированно и в слогах. Насекомые | 1 | ||||
29 | Дифференциация З - С в словах.Мебель | 1 | ||||
30 | Дифференциация З - С в предложении. Мебель | 1 | ||||
31 | Итоговое занятие по теме « Звонкие и глухие согласные» Мебель | 1 | ||||
32 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы Посуда | Расселение звуков по домикам в Городе звуков. «Тим и Том», «Измени слово» «Камень-трава», «Скажи наоборот» Дифференциация твёрдых и мягких согласных в словах. Дифференциация твёрдых и мягких согласных в предложениях. | ||||
33 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я Посуда | |||||
34 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю Посуда | |||||
35 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё Весна | |||||
36 | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» Весна | |||||
37 | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Ь» Транспорт | |||||
38 | Итоговое занятие по теме « Твёрдые и мягкие согласные» | |||||
39 | Дифференциация согласных Р – Л в слогах и словах. Транспорт | Письменные и устные упражнения на дифференциацию звуков | ||||
40 | Дифференциация согласных Р – Л в предложении. Транспорт | |||||
41 | Дифференциация С – Ш в слогах и словах. Транспорт | |||||
42 | Дифференциация С – Ш в предложении. Профессии | |||||
43 | Дифференциация З - Ж в слогах и словах. Профессии | Письменные и устные упражнения на дифференциацию звуков | ||||
44 | Дифференциация З - Ж в предложении. Профессии | |||||
45 | Дифференциация С - Щ в слогах и словах. Профессии | |||||
46 | Дифференциация С - Щ в предложении. Город | |||||
47 | Дифференциация С – Ц в слогах и словах. Город | |||||
48 | Дифференциация С - Ц в предложении. Магазин | |||||
49 | Дифференциация Ч – Ц в слогах и словах. Магазин | |||||
50 | Дифференциация Ч - Ц в предложении. Деревья | |||||
51 | Дифференциация Ч – Щ . Деревья | |||||
52 | Анализ односложных слов. Цветы | Определение количества слогов в словах, дифференциация слова и слога, работа со схемами слов, «Любопытный», «Цепочка слов», «Много-один», «Поменяй-ка» (анализ и синтез слов, полученных путём перестановки слогов), диктант слогов (запись под схемами), «Называй по очереди», «Продолжи ряд», «Эстафета», «Верно или нет». | ||||
53 | Анализ двусложных слов. Цветы | |||||
54 | Анализ трёхсложных слов. Одежда | |||||
55 | Анализ трёхсложных слов. Одежда | |||||
56 | Деление на слоги слов со стечением согласных. Одежда | |||||
57 | Деление на слоги слов со стечением согласных. Обувь | |||||
58 | Определение ударного слога в словах. Обувь | «Повтори - не ошибись». Работа над ритмом, «Найди ударный звук», «Замени ударный гласный», «Найдите ударение», «Найди в словах ударный слог», «Подними соответствующую гласную букву» (работа с карточками), «Пары слов» (рУки – рукИ), «Укажи цифрой место ударного слога в слове», «Узнай моё имя» (имя соответствует указанному ритму, ударный слог громче) | ||||
59 | Определение ударного слога в словах. Обувь | |||||
60 | Определение ударного слога в словах. Головные уборы | |||||
61 | Различение одушевлённых и неодушевлённых предметов. Головные уборы | Понятия живое/неживое. Чередование согласных звуков в корне слова. | ||||
62 | Слова, обозначающие один и много предметов. Головные уборы | |||||
63 | Сравнение двух предметов. Лето | |||||
64 | Различение слов, обозначающих обобщённые понятия. Лето | |||||
65-66 | Обследование устной речи | 2 | ||||
67 -68 | Обследование чтения и письма. | 2 | Обследование навыков чтения и письма |
Учебно-методическое обеспечение.
Список литературы:
- Справочник учителя-логопеда школы. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
- Современный логопедический урок. Технологии, методы, приёмы обучения и коррекции речи. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
- Формирование связной речи детей 4-6 лет. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
- Абрамова Н.А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Логопедические занятия. 1-3 классы. Волгоград
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 1. М., 2011
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 1 «Дифференциация гласных». М., 2011
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 2 «Дифференциация звонких и глухих согласных». М., 2011
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 3 «Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, Л-Р». М., 2011
- М.Е.Качанова «Произношение». М., «Просвещение». 2006
- Ишимова О.А., Подотыкина В.Д. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
- Ишимова О.А., Алипченкова Н.Н. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
- Ишимова О.А., Юсов И.Е. Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение, слово. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
Вариативные дидактические материалы:
- •Коробочки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы
- Звучащие игрушки
- Демонстрационный и раздаточный материал для слуховых диктантов.
- Картотека игр на развитие слухового внимания.
- Разрезные картинки различной конфигурации
- «Почтовый ящик», рамки Монтессори и другие игры-вкладыши.
- Разборные игрушки: матрешки, пирамидки, клоун.
- «Чудесный мешочек».
- Танграм, занимательный треугольник
- «Зашумленные» картинки.
- Игры типа «Исключение четвертого лишнего», «Чего недостает?»
- Серия картинок для установления причинно-следственных зависимостей.
- Классификаторы для выполнения заданий на классификацию, обобщение.
- Карточки с изображением лабиринтов.
- Карточки — символы пространственных предлогов.
- Дидактические материалы для ориентировки на листе бумаги, в клетке тетради.
- Картинные таблицы с расположением предметов в ряд по горизонтали
- Набор частей предметов для конструирования целого (зрительное соизмерение частей, сопоставление частей, предметов, сравнение с образцом и т.д.).
- Муляжи овощей, фруктов.
- Игрушечная посуда, мебель.
- Ленты, веревки, шнурки, нитки, карандаши, полоски разной длины.
- Счетные палочки для выкладывания фигур.
- Наборы плоскостных моделей геометрических фигур (демонстрационные и
- раздаточные).
- Дидактический (демонстрационный и раздаточный) материал для зрительных диктантов.
- Картотека игр на развитие восприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся со сложной структурой дефекта
Данная рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...
рабочая программа учителя-логопеда с обучающимися с ЗПР 4 класс
рабочая программа учителя-логопеда с обучающимися с ЗПР 4 класс...
Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с ОВЗ начального образования (АООП для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1)
В последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации является нарушение письменной речи. Нарушения чтения и письма...
Рабочие программы учителя -логопеда 2-3 класс (вариант 7.2)
Рабочие программы учителя -логопеда 2-3 класс (вариант 7.2)...
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 4 класс
Речевые нарушения при задержке психического развития (ЗПР) обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.Характерные пр...
Рабочая программа учителя - логопеда для обучающихся 2 класса, обучающихся по АООП вариант 2 ТМНР
Программа обеспечивает работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ. Данная программа разработана с учетом особенностей развития и образовательных потребностей дет...