Преодоление нарушений слоговой структуры слов
материал по логопедии

Преодоление нарушений слоговой структуры слов. Диагностика и система коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preodolenie_narusheniy_slogovoy_struktury_slov.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Преодоление нарушений слоговой структуры слов

Диагностика и система коррекционной работы

Слоговая структура слова – это характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его слогов.

Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами: количеством слогов, моделью слога, линейной последовательностью слогов, ударностью.

Нарушение слоговой структуры слова - это нарушение количества и последовательности звуков и слогов в словах, строения отдельных слогов и ударности.

Актуальность проблемы

  1. Нарушения слоговой структуры слова (особенно определённые виды ошибок) являются важным симптомом системного недоразвития речи. Так, Н.С. Жукова рассматривает выраженную слоговую элизию (наряду с несвоевременным появлением речевого подражания и отставанием в умении объединять слова во фразы) ведущим признаком дизонтогенеза речи на ранних этапах развития.
  2. Если нарушения слоговой структуры слова выявляются у ребёнка с формально «чистой» речью (только с исправленным звукопроизношением), то это повод для углублённого обследования состояния всех компонентов речевой системы.
  3. Выявление нарушений слоговой структуры слова у детей любого возраста – повод для определения их в группу риска по формирования нарушений письменной речи. Для правильного письма (помимо других многочисленных условий) необходимо владеть правильной звуко - слоговой структурой слова, т.к. при письме (особенно на начальных этапах) ребёнок опирается на свое проговаривание для прояснения звуко-слогового состава слова.
  4. У детей с алалией (а также с такими состояниями речевого недоразвития, которые характеризуются как выход из моторной алалии и соответствуют ОНР I, II уровень) поэтапное формирование слоговой структуры является единственным способом контролируемого накопления начального лексикона, на основе которого будет проводиться затем работа по формированию различных моделей фраз).
  5. Решающим фактором в правильном оформлении слова является не только звуковой состав, но и слоговая структура. В работе над произношением (особенно у детей с дизартрией, алалией, ОНР) необходимо выделять отдельное направление - формирование слоговой структуры слова. Автоматизация отработанных звуков должна осуществляться в словах с различным типом слоговой структуры, обязательно «в нагрузке» (многократно, в темпе, соответствующем темпу разговорной речи, а не только по слогам, в различных грамматических конструкциях).

Виды нарушений слоговой структуры слов

1. Нарушение количества слогов в слове:

  • Элизия (сокращение, пропуск слогов): молоко – «мако», машина – «сина», молоток – «аток» и т.д. Выраженность нарушения м.б. разной: 2х -3х сложные слова сокращаются до 1 слога, 4хсложные – до 1.
  • Пропуск слогообразующей гласной: пианино- «панина, пинина».
  • Итерация: увеличение количества слогов за счет вставки гласной в месте стечения согласных: конфета – «канафета», гляжу – «гилижу».

2. Нарушение последовательности слогов в слове: перестановки слогов: дерево – «деверо», бегемот – «гебемот».

3. Искажение структуры отдельных слогов:

  • Выпадение согласной в слоге со стечением: стул – «тул», индюк – «идюк», капуста – «капута», автобус – «атобус»
  • Вставки согласных: ковёр – «конвёр».

4. Антиципация (уподобление): молоко – «макако» и т.п.

Формирование слоговой структуры слова в норме и патологии на ранних этапах речевого развития.

1. Развитие речи на ранних этапах в норме начинается с формирования ритмико-интонационных средств языка. В самых ранних речевых проявлениях отмечается ритмичность, часто сопряжённая с движениями: ритмическое повторение слогов в период развития лепета, стремление к повторению ритмически организованных слов (часто бессмысленных) и т.д.

2. В условиях нормального онтогенеза чувство ритма у ребёнка развивается с опорой на невербальный двигательный ритм через восприятие ритмически организованных слуховых эталонов. Этому способствует восприятие малых стихотворных форм: колыбельных, потешек, попевок, дразнилок и т.д.

3. Характерной особенностью всех детей до определённого возраста (до 3-4 лет) являются нарушения слоговой структуры. Объясняется это несовершенством слухового восприятия, слухоречевой памяти и артикуляционной моторики. Но виды нарушений различны в норме и патологии.

4. В норме ребёнок отказывается от точной передачи звукового состава слова (развитие артикуляционной моторики происходи медленнее, чем развитие слухового восприятия) и воспроизводит ритмико-мелодический контур слова, который является более ранним образованием в онтогенезе. Дети точно повторяют количество слогов и ударение, могут встречаться замены или перестановки, но сокращение длины слова (элизия) – редко.

5. В случае патологического развития детской речи отмечается грубое нарушение слоговой структуры (даже при относительно сохранных моторных возможностях): отмечается сокращение слов до одного слога (ко – молоко, ти – птичка) или сокращение трёхсложных слов до двух слогов и т.п.

Самое главное, что должно насторожить – нарушение количества слогов, слоговая элизия за счёт пропуска 1 или 2х слогов, пропуск слогообразующей гласной или пропуски согласных.

Нарушения слоговой структуры при различных видах речевой патологии

1. При дислалии дети могут испытывать сложности только при произнесении длинных многосложных слов из 5-6 слогов.

2. При дизартрии особые сложности вызывают слова со стечениями согласных. Это обусловлено трудностями переключения с одной артикуляционной позиции на другую.

3. При алалии и при состояниях, которые квалифицируют как выход из моторной алалии и соответствуют ОНР I, II уровня, отмечаются все виды нарушений слоговой структуры, но самых характерным является сокращение длины слова за счёт выпадения слогов и звуков.

Компоненты, на которые опирается формирование слоговой структуры слова

1. Ритмико-интонационные средства языка, способность воспроизводить ритмико-мелодический контур слова.

2. Элементарный невербальный ритм, который является базовым компонентом слогового ритма. Признаки несформированности невербального ритма – ребёнок не может маршировать под счёт или под музыку, не может равномерно отстукивать простые ритмы.

3. Слуховое внимание, слуховое восприятие и слухоречевая память.

4. Достаточный уровень развития артикуляционной моторики и звукопроизношения.

5. Способность к рядообразованию: для овладения речью ребёнку необходимо не только уметь произносить звуки, но и серийно их организовывать, реализовывать программу их следования.

6. Семантика слов: именно в малознакомых словах, особенно иностранного происхождения, чаще отмечаются нарушения слоговой структуры.

Диагностика нарушений слоговой структуры слов

Диагностика проводится по нескольким блокам: блок А, блок В и блок С

Блок А.

Задания этого блока предлагаются детям с ОНР III, IV уровня, а также детям без речевого диагноза.

Задача – выявление нарушений слоговой структуры в сложных случаях.

Блок В.

Задания этого блока предлагаются детям с ОНР I и II уровня.

Задача – выявить, слова какого класса (по классификации А.К. Марковой) доступны ребёнку для правильного произнесения, на уровне какого класса у ребёнка появляются нарушения слоговой структуры, какое количество слогов в слове и какой тип слогов (прямые, обратные, со стечениями) вызывают затруднения.

Блок С.

Задания этого блока предлагаются всем детям, у которых выявлены нарушения слоговой структуры слова.

Задача – выявить уровень сформированности базовых компонентов, обеспечивающих процесс формирования слоговой структуры для выявления слабых звеньев.

Алгоритм проведения диагностики

1. Для детей с ОНР III и IV уровня предлагаем задания из блока А (сложные слова). Если выявляются ошибки, предлагаем задания из блока В (слова по 13 классам), а затем переходим к заданиям из блока С (базовые компоненты). Есть дети, у которых выявляются ошибки в словах из блока А, но нет трудностей в словах из блока В. В этом случае сразу переходим к блоку С.

2. Для детей с ОНР (I и II уровень) предлагаем задания из блока В, а затем переходим к заданиям блока С.

Диагностика Блок А

В этот диагностический блок входят 4 пробы и лист протокола с параметрами оценки.

1 проба. Цель – выявить нарушения слоговой структуры в сложных случаях на уровне фразовой речи «в нагрузке».

Инструкция: повторяй каждое предложение за мной 2 раза подряд.

Материал:

По льдине гуляют пингвин с пингвинёнком.

Мотоциклист догоняет велосипедиста.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

По телевизору показывали землетрясение и кораблекрушение.

Аквалангисты плавают в бушующем море.

2 проба. К ней переходим, если материал первой пробы выявил нарушения слоговой структуры.

Цель – выявить нарушения слоговой структуры слова в различных грамматических категориях (в согласовании числительных с существительными).

Инструкция: посчитай до 5 мотоциклистов, велосипедистов, пингвинов, пингвинят, аквалангистов и т.д.

3 проба. Цель – выявить нарушения слоговой структуры в самостоятельной речи на уровне отдельного слова.

Инструкция: назови, что нарисовано. (Можно использовать материал по обследованию слоговой структуры из книги Косиновой Е. «Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет»).

4 проба. Цель – выявить нарушения слоговой структуры на уровне отдельного слова в отражённой речи.

Инструкция: повтори за мной. Логопед предлагает для повторения отдельные слова: пингвин, пингвинёнок, мотоциклист, велосипедист, аквалангист, аквариум и т.д.

Диагностика Блок В

Цель диагностических заданий этого блока – выявить, какое количество слогов в слове и их тип вызывают затруднения, на уровне какого класса слов (из 13 классов) у ребёнка появляются нарушения и с какого класса надо начинать работу.

Инструкция: логопед предлагает называть слова сначала отраженно, затем самостоятельно, после – в простой фразе.

Материал можно найти в различных пособиях: С.Е. Большакова «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей» и др.

Критерии оценки

1. Доступно правильное и точное воспроизведение материала (сложных слов, слов … класса) на уровне фразовой самостоятельной (отражённой) речи, при согласовании числительных с существительными, на уровне отдельных слов в самостоятельной (отражённой) речи.

2. Отмечается правильное, но медленное (послоговое) произнесение.

3. Отмечаются нарушения слоговой структуры (пропуски слогов, звуков; вставки слогов, звуков; перестановки слогов; повторение слогов и т.д.)

4. Отмечается отказ от повторения.

Диагностика Блок С

Цель – диагностика сформированности базовых компонентов, обеспечивающих процесс формирования слоговой структуры, выявление «слабых» звеньев.

1. Обследование сформированности фонематического восприятия и выявление объёма слухо-речевой памяти.

Инструкция: слушай внимательно и повторяй (Цепочки слогов и слов предъявляются до первого повторения).

а) а-у, и-у, о-у, ма-му, пу-па (3-4 г.)

а) ма-ка, ма-на, па- ба, да-та, ка-га (4-5 г.)

б) ма-па-ма, на-па-ма, та-та-да, ка-га-га (от 5 лет)

в) дом-том, кот-год, точка-дочка, том-дом-ком, кот-год –ход (от 5 лет)

2. Диагностика уровня развития ритмико-интонационных средств языка.

а) Повторение хлопков за взрослым: хлопнуть 2 раза, 3 раза.

б) Постучи как я: //-/; /-//,/-//;

в) Маршировка под заданный ритм (бубен, барабан)

г) Чтение короткого детского стихотворения (задание предлагается исходя из речевых возможностей ребёнка)

3. Способность к запоминанию и воспроизведению программ (на моторном уровне)

Цель: выяснить, как дети способны запоминать последовательности движений (программы).

Движения выполняются сначала одной рукой, затем –двумя руками.

а) кулачок-ладошка (3 раза)

б) кулак-ребро-ладонь (2-3 раза)

4. Исследование состояние артикуляционной моторики (выявляется прежде всего способность к переключаемости.

а) заборчик –трубочка (5-6 раз)

б) качели («на улице и дома»)

в) «дразнилка»; «вкусное варенье» (облизать губы по кругу)

5. Исследование состояния звукопроизношения

Проверка проводится традиционными логопедическими приёмами.

а) Проверка звуков раннего и среднего онтогенеза: губные, задненёбные, переднеязычные, губно-зубные согласные (п, м, б, к, г, х, т, д, н, ль, й)

б) Свистящие, шипящие, соноры.

Особое внимание уделить исследованию состояния звуков раннего и среднего онтогенеза, т.к. на их основе будет осуществляться отработка слов по 13 классам (одновременно проводится работа по подготовке артикуляционных укладов сложных звуков).

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов

Выделяют 2 этапа работы: подготовительный и основной.

Подготовительный этап.

На этом этапе проводится работа по формированию базовых компонентов, обеспечивающих процесс освоения слоговой структуры слова. Коррекционная работа проводится по всем направлениям или выборочно (в зависимости от результатов диагностики).

1. Развитие фонематического восприятия и слухо-речевой памяти.

Уровень А (для детей с ОНР (I и II уровень)): упражнения для создания установки на анализ звучащей речи. Проводится на невербальном материале, не требует активной речи от ребёнка.

Для детей старшего возраста: игры типа «Нос-ухо-глаз» и т.п.

Задачи работы на этом этапе:

- развивать умение концентрировать и удерживать слуховое внимание;

- учить запоминать и анализировать простые ряды звуков.

Примеры игр и упражнений:

«Что звучит?», «Что упало?» и т.п.

Для игры используют сначала хорошо знакомые инструменты и звучащие предметы: колокольчик, молоток, бубен, ложка и т.д., затем можно использовать любые предметы (бумагу, ножницы, стекло и т.д.).

Уровень А. Сначала ребёнка знакомят со звучанием 3 предметов (инструментов), а затем логопед извлекает звуки из 2 предметов (ребёнок не должен видеть эти предметы) и предлагает ребёнку выбрать из 3 предметов, что звучало (кто пел песенку).

Уровень Б. Очень важно научить ребёнка не просто определить, что звучало, а определять последовательность 2 звуков: что звучало сначала, а что потом. Это приучает ребёнка активнее вслушиваться и запоминать, развивает простые формы анализа.

Такой двухуровневый принцип используем во всех аналогичных заданиях и играх.

Уровень В

Задачи: учим запоминать слоги и цепочки слогов разных типов из 2х, затем из 3х единиц.

1. Учим запоминать слоги с одинаковым согласным (используются простые по артикуляции и доступные для ребёнка согласные: Н, П, М и т.д.) и разными гласными: МА-МУ, МУ-МА, МУ-МИ, МУ-МО, МА-МА-МУ, МУ-МА-МУ и т.д.

2. Учим запоминать слоговые цепочки из 2х и 3х единиц с разными согласными и одинаковым гласным:

- МА-ТА, ПА-КА, МА-ПА, КА-МА, МА-НА, МА-МА-НА и т.д.

3. Учим запоминать цепочки из 2х обратных слогов: АМ-УМ, ИМ-ОМ, АМ-АК-ОК и т.д.

4. Повторение слоговых цепочек из оппозиционных звуков: ПА-БА, ДА-ТА и т.д.

5. Учим повторять слова, похожие по звуковому составу: ТОМ-ДОМ, КОТ-ГОД, ГОД-ХОД, ДОМ-КОМ, ТОМ-ДОМ-КОМ и т.д.

2. Развитие ритмико-интонационных средств языка, ритмизация движений

  1. Занятия оздоровительной физкультурой и плаванием под руководством тренера, танцами, ритмикой с 3 лет.
  2. С раннего возраста (в большом количестве и ежедневно) чтение потешек, попевок и стихов по правилам ритмомелодекламации.
  3. Специальные упражнения по развитию чувства ритма, ритмизации движений.
  • учим детей маршировать под заданный ритм, обозначаемый хлопками или ударами в бубен;
  • развитие согласованности речи и движений с использованием пальчиковой гимнастики;
  • учим детей хлопать заданное количество раз: 2 раза, 3 раза, учим повторять различные ритмические рисунки;
  • учим играть в «ладушки» (простые и сложные) в разном темпе, стучать по коленкам поочерёдно и с разным ритмическим рисунком и т.д.

3. Развитие артикуляционной моторики: проводится традиционными методами. Акцент следует сделать на развитие переключаемости органов артикуляции, нужно добиваться, чтобы движения выполнялись в заданном темпе, были плавными, без подёргиваний.

4. Создание фонетической базы.

Ведётся работа по уточнения произношения, вызыванию, постановке и автоматизации звуков раннего и среднего онтогенеза.

Основной этап

Основной этап включает в себя три уровня:

  1. Отработка слов основных 13 классов (по классификации А.К. Марковой). Работа начинается с класса, который предшествует тому классу, на котором выявлены трудности у ребёнка (по результатам обследования).

На этом уровне отработка слов осуществляется следующим образом:

  • Сначала каждое слово отхлопывается по слогам особым способом (ладони складываются и прижимаются друг к другу как при лепке снежков). Такой способ отхлопывания позволяет лучше маркировать каждый слог и фиксировать согласные в стечениях.
  • Затем каждое слово многократно проговаривается по слогам. При этом при назывании каждого слога ребёнок пальчиком «нажимает» на фишку (кружок).
  • Затем (это очень важно!) каждое слово отрабатывается в слитном произнесении: произнести это слово 5 раз на каждый пальчик, произнести это слово в короткой фразе (Это индюк. Вот индюк. Дай мне бантик. Я хочу компот).
  • Отрабатываемое слово включаем в короткую фразу, которую ребёнок изменяет как в образце: Я вижу фонтан. Мы видим фонтан. Он … . Она … .Они … .
  1. Работа над стечениями согласных. (Материал представлен в пособии Т.А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова»).
  2. Отработка слов сложной слоговой структуры.

Алгоритм отработки аналогичен представленному для слов на I уровне, но необходимо учитывать следующие замечания:

  • Отхлопывание по слогам с фиксацией ладошками каждого слога.

Необходимо учитывать, что при отработке длинных слов (из 4-5 слогов) проговаривание по слогам ещё больше удлиняет слово для восприятия. Поэтому можно включать отхлопывание слов с маркировкой значимых для смысла частей слова. Например, слово СВЕТОФОР. Сначала СВЕ-ТО-ФОР, затем СВЕТО-ФОР; МОТОЦИКЛИСТ: можно проговорить цепочку, которая помогает уловить ребёнку значение через звучание – МОТО- МОТОЦИКЛ- МОТО-ЦИКЛИСТ; ПАРИКМАХЕРСКАЯ – ПАРИК- ПАРИКМАХЕР – ПАРИК-МАХЕР-СКАЯ и т.д.

  • Упражнение на согласование числительных с существительными: 1 парикмахер, 2 парикмахера, 3 …, 4 …, 5 парикмахеров.
  • Образуем различные грамматические формы: регулировщик – регулировщики – много регулировщиков.
  • Склоняем сложное слово по падежам: Это аквариум. У меня нет аквариума. Я иду к аквариуму. Я любуюсь аквариумом. Я мечтаю об аквариуме.
  • Изменять фразы со сложным словом: Я еду на велосипеде как велосипедист. Мы едем на велосипеде как велосипедисты. Ты … . Он … . Она … . Они … .

Литература:

  1. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: «Издательство Гном и Д», 2001. – 96 с.
  2. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». - 96 с.
  3. Крупенчук О.И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2003. – 96 с.
  4. Т.А. Ткаченко. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет к пособиям «Учим говорить правильно». – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 40 с.
  5. Яворович С.С. СЛОГОВЫЕ ЛАБИРИНТЫ. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ТНР. – Беларусь.: Издательство Речь.
  6. Яворович С.С. Рабочая тетрадь по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ТНР. – Беларусь.: Издательство Речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с ОНР »

Современные лингвистические исследования свидетельствуют о том, что слогосложение  остаётся  одной из наиболее сложных и актуальных проблем общей фонетике.     В ли...

"Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей".

Практический материал, который поможет построить коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей....

Коррекционно–логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников. (Из опыта работы).

Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноц...

Преодоление нарушений слоговой структуры слов у первоклассников

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов. Это н...

Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей

Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выраз...

Дидактический материал по преодолению нарушений слоговой структуры у дошкольников

Представлен дидактический материал по преодолению нарушений слоговой структуры у дошкольников...

Дидактический материал по преодолению нарушений слоговой структуры

Представлен дидактический материал по преодолению нарушений слоговой структуры...