Преодоление нарушений слоговой структуры слов у первоклассников
статья по логопедии (1 класс)
Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов. Это нарушение характеризуется трудностями произношения слов сложного слогового состава (перестановка слогов в слове, пропуск, либо добавление новых слогов, опускание слогообразующей гласной, сокращение стечений согласных; слова с малознакомыми значениями наиболее часто подвергаются изменениям на слоговом уровне). Нарушение слоговой структуры слова выявляется при логопедическом обследовании детей с ОНР и фонетико-фонематичским нарушением речи. Такие дети есть в первых классах. Недостаточная степень коррекции данного вида нарушения приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии и вызывает появление вторичных психических наслоений, связанных с переживаниями этих явлений. Дети школьного возраста часто сознательно избегают употребления в речи наиболее труднопроизносимых слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preodolenie_narusheniy_slogovoy_struktury_slov_u_pervoklassnikov.docx | 26.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Преодоление нарушений слоговой структуры слов у первоклассников
Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов. Это нарушение характеризуется трудностями произношения слов сложного слогового состава (перестановка слогов в слове, пропуск, либо добавление новых слогов, опускание слогообразующей гласной, сокращение стечений согласных; слова с малознакомыми значениями наиболее часто подвергаются изменениям на слоговом уровне). Нарушение слоговой структуры слова выявляется при логопедическом обследовании детей с ОНР и фонетико-фонематичским нарушением речи. Такие дети есть в первых классах. Недостаточная степень коррекции данного вида нарушения приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии и вызывает появление вторичных психических наслоений, связанных с переживаниями этих явлений. Дети школьного возраста часто сознательно избегают употребления в речи наиболее труднопроизносимых слов.
Работа должна вестись длительно, по принципу «от простого к сложному», с применением наглядности.
Коррекционная работа состоит из нескольких этапов. Очень важен подготовительный, цель которого состоит в подготовке ребенка к усвоению ритмической структуры родного языка. Работа ведется сначала на невербальном, а затем на вербальном уровнях. Используются следующие упражнения:
- Где позвонили?
- Узнай музыкальный инструмент по звуку.
- Узнавание предмета по характерному для него звуку.
- Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике.
- Отстучать ритм – длинный и короткий.
- Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой.
- Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак левой руки, ребро правой руки и т.д.).
- Графические упражнения на переключение (продолжи строчку).
Работа на вербальном материале
Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец, перед, за, после; первый, последний. Длинное - короткое слово – ребенок ставит фишку на длинную или короткую полоску.
Основной этап состоит из 4 частей: звуки, слоги, слова, предложения). Помимо речевого анализатора включаем в работу слуховой, зрительный и тактильный.
- Звуки:
- Произнеси звук «а» столько раз, сколько точек на кубике. Звук «о» – столько раз, сколько я хлопну в ладоши.
- Узнавание звука по беззвучной артикуляции.
- Пение серии звуков с выделением ударного звука.
- Коррекционная работа на уровне слога («от простого к сложному», А. К. Маркова выделяет 14 типов слоговой структуры слов). Помним также правило слогового деления – в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
- Произнесение цепочки слогов с одновременным перекладыванием предметов.
- Пальчики здороваются.
- Слепить комочек (При назывании гласного звука дети сжимают ладошки. При таком сжатии ладони в головной мозг поступают более сильные импульсы).
- Составление слоговых таблиц.
- Чтение слоговых таблиц.
- Сосчитать количество слогов и поднять соответствующую цифру.
- Скажи слог наоборот.
- Коррекционная работа на уровне слова:
- Подбросить мяч столько раз, сколько в слове слогов.
- Отхлопать, отбить ритм заданного слова.
- Разложить картинки под схемами.
- Назвать гласные в слове.
- Телеграф.
- Купи игрушки.
- Выделить первый слог из названий картинок, объединить слоги в слова.
- Составить слово из слогов, данных в беспорядке.
- Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.
- Добавь слог – получи слово (жок, шок). Сне - , пу- , ме- , кру- . (Ша). Ка - , ма - , са - .
- Измени слово так, чтобы получилось двухсложное, трехсложное слово. Кот – коты – котики. Дом – дома – домики.
- Поменять слоги местами. Мышка – камыш, кабан – банка.
- Цепочка. Последний слог становится первым. Рыба – баран – ранка – каша.
- Найди лишнее слово. Бак, рак, мак, ветка.
- Логопед называет слово, делая хлопок вместо второго слога. Са-лет, пы-сос, па-ход, те-фон.
- На уровне предложения (стихи, чистоговорки, тексты, загадки):
- Послушать предложения. Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье, второе, первое предложение.
- Доскажи словечко.
Мы цветы поставим сразу в эту голубую … (вазу)
Если хочешь ты поспать, ляг на мягкую … (кровать)
Ша-ша-ша – мама моет … (малыша)
Ши-ши-ши – тут шумят … (камыши)
- Добавлялки. Колючий …, воздушный …, хитрая ….
- Снежный ком. Вырасти предложение: сколько слов – столько движений.
Птичка – летит птичка – красивая птичка летит – маленькая красивая птичка летит.
Заключение
Несмотря на актуальность данной темы, методологические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными. При систематизированной работе наблюдается положительная динамика развития ССС, что отражается в письменных работах детей.
Список литературы
1. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова:система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет . -- М.: Гном Пресс, 2006 ...
2. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми наружениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1961. - С. 59-70
3.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
4.Косинова, Е.А. Уроки логопеда: игры для развития речи [Текст] / Е.А. Косинова. – М.: Эксмо, 2007. – 173 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с ОНР »
Современные лингвистические исследования свидетельствуют о том, что слогосложение остаётся одной из наиболее сложных и актуальных проблем общей фонетике. В ли...
"Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей".
Практический материал, который поможет построить коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей....
Коррекционно–логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников. (Из опыта работы).
Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноц...
Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей
Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выраз...
Дидактический материал по преодолению нарушений слоговой структуры у дошкольников
Представлен дидактический материал по преодолению нарушений слоговой структуры у дошкольников...
Преодоление нарушений слоговой структуры слов
Преодоление нарушений слоговой структуры слов. Диагностика и система коррекционной работы....
Дидактический материал по преодолению нарушений слоговой структуры
Представлен дидактический материал по преодолению нарушений слоговой структуры...