Коррекция и развитие нарушений связной речи у младших школьников. Советы школьного логопеда.
учебно-методический материал по логопедии (1 класс)

Развитие связной речи очень важный и один из самых сложных разделов в коррекционной работе учителя-логопеда массовой школы. Словарь детей, грамматический строй нарушены или развиты недостаточно у учащихся, поэтому составление даже простых рассказов вызывают у детей затруднение. Предлагаю рекомендации, которые помогут в работе над формированием связной речи у учащихся с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция и развитие нарушений связной речи у младших школьников. Рекомендации школьного логопеда.

учитель-логопед МБОУ СОШ №12

Дорофеева С.Е.

г.Ноябрьск.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития монологической речи.

Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием разных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического. Наличие у них вторичных отклонений в развитии психических процессов (восприятия, памяти, внимания и т. д.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.

Связную речь – определяют так совокупность тематически объединенных отрезков речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.

Учащиеся с общим недоразвитием речи более или менее строят связные высказывания в пределах близкой им тематики, однако испытывают серьезные затруднения при продуцировании связных высказываний (формулирование выводов, обобщений, доказательств, воспроизведение содержания текстов). При пересказах они не могут полно и точно излагать свои мысли. Особенно наглядно это проявляется при написании изложений и сочинений. Такого рода затруднения выражаются в стремлении к дословности изложения, «застревании» на отдельных словах, повторении отдельных частей предложений, концентрации внимания на несущественных признаках, нарушении синтаксической связи между словами, что приводит к незаконченности предложений, изменению порядка слов. Нередки случаи употребления слов в несвойственном им значении, что является следствием бедности словарного запаса, непонимания значения используемых слов, неумения уловить их стилистическую окраску. Такая несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программами гуманитарных предметов.

Понятие «связная речь» относится, как и диалогической и монологической формам речи.

Диалогическая (диалог) – первичная по происхождению форма речи. Состоит из реплик, цепи речевых реакций.

Монологическая (монолог) – понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой сообщение о каких - либо фактах действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. Содержание ее заранее задано и предварительно планируется. В ней используются и обобщаются также компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо - и словообразующие средства. Вместе с тем в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, преднамеренно спланированном изложении.

Термином «высказывание» определяются коммуникативные единицы (от отдельного предложения до целого текста), законченные со стороны содержания и интонации и характеризующиеся определенной грамматической структурой. К существенным характеристикам любого вида развернутых высказываний (повествование, описание и др.) относятся связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.

Элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2-3 лет. В 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка. В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Уже с 4-х лет им становится доступны такие виды монологической речи, как описание и повествование, и на 7-ом году жизни и короткие рассуждении. К необходимым условиям успешного овладения монологической речью относится формирование специальных мотивов, потребности к употреблению монологических высказываний; сформированности различных видов контроля и самоконтроля, усвоение нужных синтаксических средств построения развернутого сообщения. Формирование построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей, одновременно способствует их совершенствованию. Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи должна быть направлена и работа по развитию лексических и грамматических средств языка.

Формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей школьного возраста, отмечаемое у них системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка связной речи. Развитие монологической формы речи осуществляется, прежде всего, на логопедических занятиях по обучению рассказыванию. При обучении детей с ОНР особое внимание уделяется формирование связной монологической (описательной и повествовательной) речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи относят обучение пересказу, рассказыванию и устному сочинению по воображению.

В содержание подготовительной работы входит ряд развивающих речевых игр и упражнений, направленных на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словесного творчества и развитие чувства языка. К числу таких упражнение можно отнести следующие:

1. Лексические:

- Подбор определений, сравнений для словесной характеристики предмета (упражнения «Подбери слово», «На что похоже», «Узнай, о чем это» и др.);

-подбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих слов – наименований действия и наоборот (упражнения «Кто что делает?», «Кому что нужно?»)

- подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия (упражнения «Скажи по-другому», «А как наоборот»);

-подбор родственных слов, вариативных по значению (река-речка-реченька).

2. Лексико-грамматические:

·  Дополнение предложений нужным по смыслу словом;

·  Составление предложений по данным словам;

·  Упражнение в составлении предложений по данному слову (падежно - предложной конструкции);

·  Упражнение в составлении предложений-ответов на вопросы («Подумай и ответь!»).

Литература:

1. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки. - С.-П.: Детство пресс, 2008.

2. Цейтлинг С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. -М.,1982.-187с.

3. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000

4. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс

упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по

предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников

Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...

Предметно-практическая деятельность как средство развития связной речи у младших школьников, имеющих нарушения слуха.

Презентация творческого отчета по теме, включающего в себя теоретическую и практическую части....

«Предметно-практическая деятельность как средство коррекции и развития связной речи у младших школьников с нарушением слуха».

Доклад для региональной  научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников». Предметно-практическое обучение (ППО) – это специальный учебный предмет школы...

Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста

Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста.   Одним из направлений коррекционной логопедической работы- является развитие н...

Методическая разработка: «Развитие связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности»

Проблема развития связной монологической речи детей с тяжёлой речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития...

Разработка программы логопедической работы по коррекции нарушений письма, "Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников."

Опубликовано 04.02.2018 - 19:54 - Майорова Елена ВалерьевнаПрограмма логопедической работы по коррекции нарушений письма, обусловленных недостаточной сформированностью фонематических процессов и ...