Методы и приёмы по коррекции письменной речи обучающихся начальной школы.
методическая разработка по логопедии
Организация логопедической работы по преодолению дисграфии у детей школьного возраста осуществляется различными методами. Выбор и использование того или иного метода определяется характером нарушения письма, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребёнка и др.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методы и приёмы по коррекции письменной речи обучающихся младшего школьного возраста.
Организация логопедической работы по преодолению дисграфии у детей школьного возраста осуществляется различными методами. Выбор и использование того или иного метода определяется характером нарушения письма, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребёнка и др.
Правильно проведенная работа позволит сформировать у ребенка процесс звукоразличения, фонематический слух, слухоречевое внимание, понимание тесной взаимосвязи значения слова с составляющими его звуко-буквами, умение писать слова произвольно, осознанно, аналитически. После этого можно переходить к формированию письма слов, предложений и текстов.
Для каждого вида дисграфии установлен определённый порядок коррекции нарушения письма. Но, методы работы психофизиологического уровня остаются неизменными – это представления о звуке и связь звука и буквы. При этом обязательно должен присутствовать психологический уровень развития письма – это мотив и желание писать.
Помимо использования различных методов работы с младшими школьниками с дисграфией, в коррекционную работу должны быть включены задания разных уровней, где отрабатываются следующее приемы:
Так на этапе работы с буквами, можно предложить детям следующие задания:
- назвать буквы, написанные на карточках правильно и зеркально;
- выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания детей на том, как расположены их элементы;
- ощупывание букв из картона или наждачной бумаги с закрытыми глазами, их узнавание, правильное расположение на столе, придумывание с ними слов;
- «На что похожа буква?» Рисование букв по ассоциации, например, «П» - ворота, перекладина, «Г» - вешалка, «Ч» - стул;
- Дермалексия - узнавание буквы, «написанной» на спине, на ладони, в воздухе, на столе;
- обведение букв по трафарету;
- придумывание слов, содержащих заданную букву в определенной позиции.
На уровне слога учащиеся:
- придумывают слова, содержащие заданный слог в определенной позиции (начало, середина, конец слова);
- составляют слоговые схемы;
- составляют слоги по картинкам (например, при изображении кота и облачка слог образуется из первых звуков этих слов «ко»);
- составляют слоги из букв разрезной азбуки;
- изменяют порядок звуков в слоге (записывали получившийся слог);
- выбирают из слогового ряда только тех слоги, которые начинаются на гласный звук или заканчивающих гласным звуком и т.д.
Работа со словами предполагает выполнение детьми следующих упражнений:
- отгадывание ребусов и кроссвордов;
- подбор слов в смысловой ряд (назвать признак предмета, обобщающее слово);
- деление слов на слоги с выделением ударного слога;
- подбор слов к звуко-слоговым схемам;
- подбор слов отличающихся только одним звуком к заданному слову (например, укор – укол, шутки – сутки), обращали внимание детей на смысловую сторону слов;
- составление слова по начальным звукам других слов («овощи, черепаха, кит, игрушки» - «очки») или – по последним звукам («сом, осы, стол, окно» - «мыло»);
- чтение и записывание слов в обратном порядке («сон - нос»);
- составление из двух слов одного («пар и воз - паровоз»);
- образование новых слов при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса (ик; ок; очек; ёнок и т.д. Например, лес – лесок – лесочек);
- подбор синонимов и антонимов к заданному слову и т.д.
Работа со словосочетаниями строится таким образом:
- дети подбирают прилагательные (признак предмета) к заданному слову (зебра полосатая); существительные к прилагательным (хитрая лиса);
- проводят работу по согласованию прилагательных с существительными в роде и числе;
- подбирают глаголы к заданному существительному («Что можно сделать с морковью?» – «Съесть, посадить, порезать, потереть, сварить, и т.д.);
- изменяют глаголы по лицам (я ношу – ты носишь);
- подбирают существительное к заданному глаголу с предлогом («прийти к …», «уйти от …»);
- подбирают нужный глагол в зависимости от рода и числа существительного («Женя нарисовал», «Женя нарисовала») и т.д.
Работа с предложением:
- дети составляли предложения по схемам;
- выделяют границы предложений в тексте;
- соединяют разорванные части предложений;
- составляют предложения с заданным количеством слов и т.д.
На этапе работы с текстами:
- дети работают с деформированными текстами, в которых предложения с существительными заменены картинками или текст с «кляксами»;
- с текстом, в котором нарушена последовательность изложения;
- составляют два текста из набора предложений;
- составляют и записывали рассказ по сюжетной картинке, по серии рисунков, по началу или концу текста, по опорным словам и т.д.
Необходимо подчеркнуть, что использование данных методов и приёмов в устранении нарушения письма в процессе коррекционной работы должно осуществляться в системе логопедических занятий, которая в свою очередь позволит более эффективно оказывать помощь детям с дисграфией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итеграция методов и приёмов в работе логопеда и учителя начальной школы
Методы и приёмы работы с детьми с ДЦП...
Презентация на тему"Применение элементов театрально-игровой деятельности на занятиях по коррекции устной и письменной речи в начальной школе".
В презентации представлены виды театрально-игровой деятельности,этапы работы по подготовке театральной постановки,направления театрально-игровой деятельности,психокоррекционный характер театрализации ...
«Коррекция письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием мультимедийных презентаций»
«Коррекция письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием мультимедийных презентаций»...
«Коррекция письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием мультимедийных презентаций»
«Коррекция письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием мультимедийных презентаций»...
Методическая разработка по теме «Методы и приёмы работы со словарными словами в начальной школе»
В методической разработке даны приемы работы со словарными словами на уроках в начальнгой школе....
Система работы по коррекции устной и письменной речи обучающихся в школе для детей ТНР
В этой статье представленны направления работы логопедической службы в школе для детей с ТНР....
Советы учителю. Работа по коррекции письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Нарушение письма у учащихся с интеллектуальными нарушениями отмечается значительно чаще, чем у детей с нормальным развитием.Симптоматика дисграфии характеризуется большим кол...