Система работы по коррекции устной и письменной речи обучающихся в школе для детей ТНР
статья по логопедии

Иванова Анна Петровна

В этой статье представленны направления работы логопедической службы в школе для детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_po_korrektsii_ustnoy_i_pismennoy_rechi.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Система работы по коррекции устной и письменной речи обучающихся»

Программа коррекционной логопедической работы содержит взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание Диагностическая работа обеспечивает комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию логопедической помощи обучающимся. Она проводится в начале и в конце учебного.

В нашем учреждении разработана методика обследования детей с тяжелыми нарушениями речи.

Она исследует все стороны устной и письменной речи:

1 — фонематическое восприятие;

2 — артикуляционная моторика;

3 — звукопроизношение;

4 — слоговая структура слова;

5 — навыки языкового анализа;

6 — грамматический строй речи;

7 — словарь и словообразовательные процессы;

8 — связная речь.

По результатам диагностического исследования выстраивается коррекционно-развивающая работа.

  1. Коррекционно-развивающая работа.

Включает в себя индивидуальные, подгрупповые и фронтальные логопедические занятия, направленные на предупреждение и устранение недостатков звукопроизношения, навыков чтения и письма. 

В подгруппы объединяются обучающиеся с однородной структурой речевого дефекта.

Учителями-логопедами нашего учреждения разработана         рабочая коррекционно-развивающая программа         

 «Предупреждение и преодоление дисграфии» для обучающихся 1, 1 (дополнительного), 2-4 классов.

На подгрупповых занятиях проводится работа по преодолению нарушений устной и письменной речи и создаются условия для более успешного обучения.

        Целью, которой является предупреждение и преодоление ошибок письменной речи у обучающихся с ТНР и ЗПР.

На подгрупповых занятиях по коррекции дисграфии проводится работа по преодолению акустической, аграмматической, оптической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, а также смешанного вида дисграфии.

Индивидуальные логопедические занятия проводятся 2-3 раза в неделю с одним обучающимся. Для этого разрабатывается индивидуальный план работы, с учетом структуры речевого дефекта конкретного обучающегося.

В процессе логопедической работы нами отработана система использования речевых разминок, артикуляционной  и дыхательной гимнастики,  упражнений на развитие мелкой моторики, глазодвигательных упражнений и физкультминуток.

Применяются современные методы и приемы работы с детьми. Наше учреждение оснащено современными техническими средствами, такими как интерактивный логопедический стол со множеством интерактивных игр, направленных на развитие всех сторон речи. Каждый класс оборудован тачпанелями, с помощью которых на экран выводятся разнообразные дидактические материалы и приложения, вызывающие больший интерес к обучению у школьников. Логопедические кабинеты оснащены  новыми, красочными дидактическими карточками, пособиями и играми.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, учителя, воспитателя ГПД и узких специалистов образовательного учреждения, а также чёткой организации жизни детей в период их пребывания в школе.

Во второй половине учебного дня воспитатель ГПД имеет возможность закреплять отработанные на логопедических занятиях навыки устной и письменной речи во время логочаса, а также с помощью подвижных речевых игр во время прогулок. Как и учитель-логопед, воспитатель занимается развитием речевого самоконтроля обучающегося.

У логопеда с учителем начальных классов общая цель – дать школьникам качественное образование. Но различные задачи взаимодополняющие друг друга: учитель - логопед устраняет речевые дефекты, развивает устную и письменную речь до такого уровня, на котором ребенок смог бы успешно обучаться в школе; учитель начальных классов продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, приобретенные в процессе логопедической работы.

Для успешной коррекционной работы также важно взаимодействие с учителями физической культуры и музыки. Наша общая задача – развитие координации движений, включающей способность запоминать последовательность движений и умение выполнять их по словесной инструкции.

Одним из важных аспектов работы начальной школы для детей является формирование речевой среды, в рамках которой соблюдаются  условия речевого режима.

  • Дети слышат только правильную речь взрослых: педагогов, сотрудников школы.
  • в течение всего дня педагоги ставят учеников в ситуации необходимости речевого общения, формируют потребность в правильной речи;
  • педагоги определяют на слух отклонения в произношении, постоянно контролируют речь учащихся.

Одной из составных частей речевого режима является проведение школьных мероприятий, выступления на которых требуют подготовки — речь детей должна быть максимально разборчивой, насколько позволяют произносительные возможности каждого из выступающих.

Также наши обучающиеся выходят на мероприятия городского уровня. В этом году ученица 3 класса Васильева Альбина заняла 2 место на городском конкурсе чтецов. Сейчас идёт подготовка к  городскому фестивалю для детей с ОВЗ «Звёздная дорожка».

Выступление является своеобразным отчетом о достижении в произношении и имеет огромное воспитательное значение.

Таким образом, система коррекционно-развивающей работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у детей предполагает взаимодействие педагогов и специалистов школы, носит комплексный характер.

Также одним из направлений коррекционной логопедической работы является консультативная работа

  1. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам коррекции и развития обучающихся. Она включает в себя: анкетирование родителей, индивидуальные беседы - практикумы и консультации, записки – рекомендации, которые даются в тетрадях домашних логопедических заданий.
  2. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса.

        Учителя-логопеды организуют индивидуальные и тематические консультации для педагогов и родителей по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи школьников. Дополнительная информация представлена на сайте нашего учреждения.

Только совместными усилиями педагогов школы и родителей кропотливая работа по преодолению речевых проблем у младших школьников станет успешной и результативной, и наши ученики получат отличный старт для продолжения обучения в среднем и старшем звене общеобразовательной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приёмы в работе по коррекции устной и письменной речи младших школьников

Ценнейшим качеством дидактических игр является их возможность индивидуализировать работу на уроке, обеспечивать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных возможностей и максима...

Презентация на тему"Применение элементов театрально-игровой деятельности на занятиях по коррекции устной и письменной речи в начальной школе".

В презентации представлены виды театрально-игровой деятельности,этапы работы по подготовке театральной постановки,направления театрально-игровой деятельности,психокоррекционный характер театрализации ...

Игровые приемы в работе по коррекции устной и письменной речи младших школьников.

Использование игровых упражнений в обучающем и воспитывающем воздействии....

Рабочая программа по курсу: "Коррекция устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи", вариант 5.2. 1 класс

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития» 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального го...

Коррекция устной и письменной речи обучающихся с ТНР.

Коррекционная работа по развитию устной и письменной речи у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи...

«Коррекция устной и письменной речи обучающихся 1-4 классов, с недостаточной сформированностью средств языка (ЗПР)»

Развитие речи имеет принципиальное значение для формирования познавательной деятельности ребенка, для становления личности и для полноценного общения с другими людьми. Нарушения речи наблюдаются при р...