Система работы по коррекции устной и письменной речи обучающихся в школе для детей ТНР
статья по логопедии
В этой статье представленны направления работы логопедической службы в школе для детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_korrektsii_ustnoy_i_pismennoy_rechi.docx | 30.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Система работы по коррекции устной и письменной речи обучающихся»
Программа коррекционной логопедической работы содержит взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание Диагностическая работа обеспечивает комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию логопедической помощи обучающимся. Она проводится в начале и в конце учебного.
В нашем учреждении разработана методика обследования детей с тяжелыми нарушениями речи.
Она исследует все стороны устной и письменной речи:
1 — фонематическое восприятие;
2 — артикуляционная моторика;
3 — звукопроизношение;
4 — слоговая структура слова;
5 — навыки языкового анализа;
6 — грамматический строй речи;
7 — словарь и словообразовательные процессы;
8 — связная речь.
По результатам диагностического исследования выстраивается коррекционно-развивающая работа.
- Коррекционно-развивающая работа.
Включает в себя индивидуальные, подгрупповые и фронтальные логопедические занятия, направленные на предупреждение и устранение недостатков звукопроизношения, навыков чтения и письма.
В подгруппы объединяются обучающиеся с однородной структурой речевого дефекта.
Учителями-логопедами нашего учреждения разработана рабочая коррекционно-развивающая программа
«Предупреждение и преодоление дисграфии» для обучающихся 1, 1 (дополнительного), 2-4 классов.
На подгрупповых занятиях проводится работа по преодолению нарушений устной и письменной речи и создаются условия для более успешного обучения.
Целью, которой является предупреждение и преодоление ошибок письменной речи у обучающихся с ТНР и ЗПР.
На подгрупповых занятиях по коррекции дисграфии проводится работа по преодолению акустической, аграмматической, оптической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, а также смешанного вида дисграфии.
Индивидуальные логопедические занятия проводятся 2-3 раза в неделю с одним обучающимся. Для этого разрабатывается индивидуальный план работы, с учетом структуры речевого дефекта конкретного обучающегося.
В процессе логопедической работы нами отработана система использования речевых разминок, артикуляционной и дыхательной гимнастики, упражнений на развитие мелкой моторики, глазодвигательных упражнений и физкультминуток.
Применяются современные методы и приемы работы с детьми. Наше учреждение оснащено современными техническими средствами, такими как интерактивный логопедический стол со множеством интерактивных игр, направленных на развитие всех сторон речи. Каждый класс оборудован тачпанелями, с помощью которых на экран выводятся разнообразные дидактические материалы и приложения, вызывающие больший интерес к обучению у школьников. Логопедические кабинеты оснащены новыми, красочными дидактическими карточками, пособиями и играми.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, учителя, воспитателя ГПД и узких специалистов образовательного учреждения, а также чёткой организации жизни детей в период их пребывания в школе.
Во второй половине учебного дня воспитатель ГПД имеет возможность закреплять отработанные на логопедических занятиях навыки устной и письменной речи во время логочаса, а также с помощью подвижных речевых игр во время прогулок. Как и учитель-логопед, воспитатель занимается развитием речевого самоконтроля обучающегося.
У логопеда с учителем начальных классов общая цель – дать школьникам качественное образование. Но различные задачи взаимодополняющие друг друга: учитель - логопед устраняет речевые дефекты, развивает устную и письменную речь до такого уровня, на котором ребенок смог бы успешно обучаться в школе; учитель начальных классов продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, приобретенные в процессе логопедической работы.
Для успешной коррекционной работы также важно взаимодействие с учителями физической культуры и музыки. Наша общая задача – развитие координации движений, включающей способность запоминать последовательность движений и умение выполнять их по словесной инструкции.
Одним из важных аспектов работы начальной школы для детей является формирование речевой среды, в рамках которой соблюдаются условия речевого режима.
- Дети слышат только правильную речь взрослых: педагогов, сотрудников школы.
- в течение всего дня педагоги ставят учеников в ситуации необходимости речевого общения, формируют потребность в правильной речи;
- педагоги определяют на слух отклонения в произношении, постоянно контролируют речь учащихся.
Одной из составных частей речевого режима является проведение школьных мероприятий, выступления на которых требуют подготовки — речь детей должна быть максимально разборчивой, насколько позволяют произносительные возможности каждого из выступающих.
Также наши обучающиеся выходят на мероприятия городского уровня. В этом году ученица 3 класса Васильева Альбина заняла 2 место на городском конкурсе чтецов. Сейчас идёт подготовка к городскому фестивалю для детей с ОВЗ «Звёздная дорожка».
Выступление является своеобразным отчетом о достижении в произношении и имеет огромное воспитательное значение.
Таким образом, система коррекционно-развивающей работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у детей предполагает взаимодействие педагогов и специалистов школы, носит комплексный характер.
Также одним из направлений коррекционной логопедической работы является консультативная работа
- Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам коррекции и развития обучающихся. Она включает в себя: анкетирование родителей, индивидуальные беседы - практикумы и консультации, записки – рекомендации, которые даются в тетрадях домашних логопедических заданий.
- Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса.
Учителя-логопеды организуют индивидуальные и тематические консультации для педагогов и родителей по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи школьников. Дополнительная информация представлена на сайте нашего учреждения.
Только совместными усилиями педагогов школы и родителей кропотливая работа по преодолению речевых проблем у младших школьников станет успешной и результативной, и наши ученики получат отличный старт для продолжения обучения в среднем и старшем звене общеобразовательной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Коррекция устной и письменной речи обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) школы- интерната V вида с использованием логопедическо-го тренажера «Дэльфа-142.2 »
Использование компьютерных программ в образовании уже давно стало повсеместным явлением. В на...
Игровые приёмы в работе по коррекции устной и письменной речи младших школьников
Ценнейшим качеством дидактических игр является их возможность индивидуализировать работу на уроке, обеспечивать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных возможностей и максима...
Презентация на тему"Применение элементов театрально-игровой деятельности на занятиях по коррекции устной и письменной речи в начальной школе".
В презентации представлены виды театрально-игровой деятельности,этапы работы по подготовке театральной постановки,направления театрально-игровой деятельности,психокоррекционный характер театрализации ...
Игровые приемы в работе по коррекции устной и письменной речи младших школьников.
Использование игровых упражнений в обучающем и воспитывающем воздействии....
Рабочая программа по курсу: "Коррекция устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи", вариант 5.2. 1 класс
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития» 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального го...
Коррекция устной и письменной речи обучающихся с ТНР.
Коррекционная работа по развитию устной и письменной речи у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи...
«Коррекция устной и письменной речи обучающихся 1-4 классов, с недостаточной сформированностью средств языка (ЗПР)»
Развитие речи имеет принципиальное значение для формирования познавательной деятельности ребенка, для становления личности и для полноценного общения с другими людьми. Нарушения речи наблюдаются при р...