Консультация для воспитателей школы-интерната для детей с ОВЗ (ИН) на тему: «Дисграфия и методы ее коррекции»
консультация по логопедии

Сорокина Марина Владимировна

Учёт особенностей младших школьников с ИН, систематическое использование специальных методов и приёмов позволяют более продуктивно проводить коррекционную работу по устранению нарушений письма.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_disgr.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей школы- интерната для детей с ОВЗ (ИН) на тему:  «Дисграфия и методы ее коррекции» 

Дисграфия – нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма.

Существуют 4 группы нарушений письма, которые обусловлены возрастной спецификой:

1. Трудности в овладении письмом. Встречается в первом классе, проявляется в нечетком знании алфавита. Дети испытывают сложности при переводе звука в букву, и при переходе от печатной буквы к письменной, кроме того испытывают трудности звукобуквенного анализа и синтеза.

2. Нарушение формирования процесса письма. Встречается в 1–2 классе в 7–8 лет, когда дети смешивают печатные и письменные буквы, пропускают слоги, слова.

3. Дисграфия. Многочисленные стойкие, повторяющиеся ошибки на письме.  Эти ошибки возникают из-за нарушения психических функций (двигательных, сенсорных, речевых, нарушением механизмов организации деятельности), обеспечивающих процесс письма. Диагноз ставится логопедом тогда, когда ребенок овладел техникой письма, в 8–8,5 лет.

ВИДЫ ДИСГРАФИИ

Сегодня специалисты разделяют дисграфию на пять основных форм, каждая из которых зависит от того, какая конкретно письменная операция нарушена. Однако на практике какой-либо вид дисграфии в чистом виде встречается достаточно редко, т.к. в большинстве случаев дисграфия принимает смешанную форму, но с преобладанием какого-либо вида. Установить же его можно по характерным признакам.

АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

Акустическая дисграфия – характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков.

СИМПТОМЫ: проявляется в заменах букв, соответствующих близким звукам: свистящие, шипящие, звонкие, глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав. Кроме того, проявляется в неправильных обозначениях мягкости на письме (ПИСМО ЛУБИТ, в смешениях лабиализованных гласных даже в ударном положении (ТУЧА — ТОЧА, ЛЕС — ЛИС).

Процесс распознавания фонем включает в себя разные операции:

слуховой анализ речи;

перевод акустического образа в артикулемы;

соотнесение акустико-артикуляторного образа с фонемой, выбор фонемы.  Недостаточность какой-либо из этих операций влияет на весь процесс в целом.

ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Основные задачи коррекционного обучения:

 -Развитие фонематического восприятия.

-Обучение простым и сложным формам звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

-Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.

-Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

-Определение положения звука по отношению к другим звукам.

 ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

Оптическая дисграфия – характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием.

СИМПТОМЫ:

Симптоматика проявляется в заменах и искажениях букв на письме:

графически сходные, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (в-д, т-ш);

включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, л-м, х-ж);

зеркальное написание букв;

отрыв элементов букв;

лишние элементы (шишки — шишшики).

Данная дисграфия связана:

с нерасчлененностью зрительного восприятия форм;

с недифференцированностью представлений о сходных формах;

с недоразвитием оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений;

с нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза;

ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Основные задачи коррекционного обучения:

Развитие и формирование пространственных и временных представлений.

Развитие конструктивного праксиса.

Развитие мнестических представлений.

Развитие графомоторных навыков и умений.

Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза.

Дифференциация смешиваемых букв.

 ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза — это дисграфия, в основе которой лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.

СИМПТОМЫ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

На письме проявляется в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее распространенными при этой форме дисграфии являются искажения звуко-буквенной структуры слова. 

пропуски согласных при стечении (диктант — дитант);

пропуски гласных (собака — сбака);

перестановка букв (тропа — ртопа);

добавление букв (таскали — тасакали);

пропуски, добавления, перестановки слогов (табурет-бутарет);

нарушения деления предложения на слова.

Данная дисграфия связана:

с языковым недоразвитием ребенка;

языковой анализ и синтез могут быть несформированы как умственное действие. Несформированные сукцессивные процессы, слухоречевая память, произвольное внимание;

с неумением ребенка ориентироваться в речевом потоке; 

ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

Развитие навыков слогового анализа и синтеза

Развитие языкового анализа и синтеза:

Формирование самоконтроля за собственной письменной продукцией.

1. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

2. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

3. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).

4. Назвать гласные в слове.

5. Записать только гласные данного слова.

6. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.

7. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.

8. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.

9. Записать слова в два столбика (разложить картинки на 2 группы) в зависимости от количества слогов.

10. Выделить первый слог из названий картинок, записать его.

11. Объединить слоги в слове, предложение, прочитать полученное слово или предложение, (например: “улей”, “домик”, “машина”, “луна”, “жаба”). После выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа.

12. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:

__буз, ут__, лод__, ка__, ка__даш.

13. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цын, лас, точ, лес, ка).

14. Найти в предложении слова с определённым количеством слогов.

Игра “Отгадайте, кого я называю?”

Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает.

Например: учитель хлопает 3 раза, учащиеся считают, затем встают (Се-рё-жа, А-ри-на).

Игра “Перевёртыши”.

Цели: развитие умения составлять слова; накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование: карточки со слогами (4–6) каждому играющему.

Учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: сос, на; чай. КА; вес, на; кА, мыш; бан, кА; ла, ска” ни, тка; ра. Но; кА, кой.

Игра “Цепочка”.

Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

Один из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий подбирает слово, которое начинается с последующего слога данного слова (ок-но, но-ра, ра-ма).

Игра “Встречу слово на дороге – разобью его на слоги”.

Цель: развитие навыков слогоделения, внимания, быстроты мышления.

Учитель бросает мяч детям, называет одно-, двух– и трёхсложные слова. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и передает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слово мячом.

Игра "Имя сказочного персонажа"

Цель: совершенствование навыка слогового анализа и синтеза.

Задачи: развивать фонематический слух; упражнять учащихся в умении делить слова на слоги.

Оборудование: карточки с набором слов.

Имя сказочного персонажа

 АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

Артикуляционно-акустическая дисграфия - характеризуется нарушением артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха), а также трудностями в звукопроизношении.

СИМПТОМЫ АРТИКУЛЯТОРНО АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

замены, пропуски, соответствующие заменам и пропускам в устной речи (иногда такие ошибки могут быть и после коррекции устной речи).

замены и смешивания парных звонких и глухих согласных (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш);

замены и смешения свистящих и шипящих (ж-ш);

 замены и смешения аффрикат и компонентов, входящих в их состав (ч — т’);

замены и смешивания гласных первого ряда и второго ряда при обозначении мягкости согласных (а-я, о-ё, у-ю);

 пропуски мягкого знака, при обозначении мягкости согласного;

замена и смешение гласных: о, у, е, и.

ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

совершенствование речевых навыков;

формирование соответствующих предпосылок интеллекта;

формирование кинестезий и развитие фонематического восприятия;

формирование навыка поэтапного контроля за процессом и результатом письма.

Упражнения на различение звуков:

-Предложить придумать слова со звуком С и Ш.

-Поднять букву С или Ш в зависимости от раличия ее в услышанном слове.

-Выкладывание  под  буквами  С  и  Ш картинок, в которых содержатся эти звуки.

-Письменные  упражнения  в  подборе пропущенной  буквы  в  слове  (кры_а,  кры_а –крыШа, крыСа).

 АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

Аграмматическая дисграфия – характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи.

СИМПТОМЫ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

 неправильное употреблении предлогов, рода, числа;

 пропуск членов предложения;

 нарушение последовательности слов в предложении;

 искажение морфемного строя слова;

 замены приставок и суффиксов;

 нарушение конструкции предложения;

 изменение падежа, местоимений и числа существительных;

нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями.

Данная дисграфия связана с несформированностью у ребенка грамматического строя устной речи.

ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Для формирования грамматического строя речи проводится следующая работа:

Работа над словоизменением

Работа над предлогами

Работа над словообразованием

Обогащение словарного запаса

Замени словосочетание словом с приставкой.

Образец: часы на стене – настенные часы

Час перед рассветом

Переход под землей

Повязка на руке

Камни под водой

Шаг без шума

Совет без пользы

Поиграй с волшебными суффиксами - ИК-, -ИЩ-, -ИН-. Преврати предметы для гнома в маленькие, а для великаны в большие

РУКА    НОГА    ДОМ

СТОЛ    УСЫ      НОС

Почему их так назвали? 

Образец: Пчеловод разводит (кого) ... .

Рыболов, лесоруб, пчеловод, свинопас, цветовод, землекоп, дровосек, садовод, сталевар, полотер, скотовод;

Закончить предложения, используя слова, данные в скобках.

Стол изготовлен из ... . Стакан сделан из ... . Сапоги сшиты из ... . Коньки сделаны из ... . Носки связаны из ... . Шубка сшита из ... .

Слова для справок : шерсть, стекло, кожа, дерево, мех, сталь.

Замени словосочетания из существительных словосочетаниями из прилагательных.  Ветка сосны – сосновая ветка; кора дуба----- ;  поля картофеля – -----; зверь леса – -----; цветок поля – ------

КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ИН

    У младших школьников более позднее развитие фразовой речи, дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Имеются затруднения в грамматическом и семантическом оформлении предложений, словарный запас отмечается бедностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития является одной из основных причин дисграфии.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ИН

Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной.

Основные методы и приемы коррекционной работы:

1. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.

2. Учет индивидуальных и личностных особенностей детей в ходе развивающей и обучающей деятельности. Работоспособность на занятии длится 15-20 минут.

3. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.

4. Использование многократных указаний, упражнений.

5. Повторное объяснение материала и подбор дополнительных заданий.

6. Коррекционный материал должен преподноситься небольшими дозами.

7. Усложнение предлагаемого материала следует осуществлять постепенно.

8. Переключение внимание ребенка с одного вида деятельности на другой в процессе занятий.

9. Использование на занятиях красочного дидактического материала и игровых моментов.

10. Проявление большого такта со стороны учителя. Очень важно говорить с ребёнком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи.

11. Поэтапное обобщение проделанной на занятии работы.

Важным моментом в организации системы коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка.

По характеру направленности методы коррекционной работы подразделяются на методы «прямого воздействия» и методы «обходных путей». Кроме методов, обеспечивающих успешность усвоения материала, на уроках можно использовать различные приёмы. Приёмы, помогающие запоминать зрительный образ буквы детям, допускающим оптические ошибки (по И.Л. Калининой):

  • лепка из пластилина;
  • выкладывание букв из палочек, спичек, верёвочек, мозаики; вырезание из цветной бумаги;
  • вычёркивание заданной буквы из текста;
  • узнавание букв на ощупь;
  • рисование букв в воздухе; списывание с печатного и письменного текста.

Приёмы, коррегирующие языковой анализ и синтез и устраняющие аграмматизмы:

  • работа с деформированным текстом (тексты с нарушением структуры слов, тексты с нарушением структуры предложения или всего высказывания, тексты на восстановление порядка частей, предложений, грамматических связей между словами в предложении, порядка слов в предложении, тексты с исключением).

Для коррекции фонематического восприятия на уроках можно использовать следующие приёмы:

звуко-буквенный анализ слов; игры со звуковыми и слоговыми деформациями слов;

работа с деформированными текстами со вставками лишних букв, с неправильной разбивкой на слова;

письмо по памяти;

проговаривание при письме.

Таким образом, учёт особенностей младших школьников с ИН и применение на уроках письма и развития речи специальных методов и приёмов позволяют более продуктивно проводить коррекционную работу по устранению нарушений письма.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание и развитие ребенка в игровой деятельности" (доклад - выступление на методическом объединении воспитателей школы – интерната)

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Ка...

«Самообразование воспитателя школы-интерната». Савочкина Д.В.

Выступление на МО от 8.02. 2016. «Самообразование воспитателя школы-интерната». Подготовила Савочкина Д.В....

Консультация Методические рекомендации «Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»

Для качественной коррекционно-развивающей работы крайне важно взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя школы-интерната для обучающихся с ОВЗ. В данной статье раскрыты основные на...

Консультация для воспитателей школы-интерната для детей с ОВЗ (ИН) «Письмо без ошибок»

Одним из самых сложных школьных предметов для большинства обучающихся является русский язык. Затруднения при его изучении связаны во многом с логопедическими проблемами. Данная консультация помож...

Консультация для воспитателей школы-интерната для детей с ОВЗ (ИН) «Письмо без ошибок»

Одним из самых сложных школьных предметов для большинства обучающихся является русский язык. Затруднения при его изучении связаны во многом с логопедическими проблемами. Данная консультация помож...

Консультация для воспитателей школы-интерната для детей с ОВЗ (ИН) Преодоление аграмматической дисграфии

Аграмматическая дисграфия – это повторяющиеся ошибки на письме, обусловленные недоразвитием грамматического строя языка. Именно своевременное устранение этого вида дисграфии является залого...