Консультация для воспитателей школы-интерната для детей с ОВЗ (ИН) на тему: «Дисграфия и методы ее коррекции»
консультация по логопедии
Учёт особенностей младших школьников с ИН, систематическое использование специальных методов и приёмов позволяют более продуктивно проводить коррекционную работу по устранению нарушений письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_disgr.docx | 27.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей школы- интерната для детей с ОВЗ (ИН) на тему: «Дисграфия и методы ее коррекции»
Дисграфия – нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма.
Существуют 4 группы нарушений письма, которые обусловлены возрастной спецификой:
1. Трудности в овладении письмом. Встречается в первом классе, проявляется в нечетком знании алфавита. Дети испытывают сложности при переводе звука в букву, и при переходе от печатной буквы к письменной, кроме того испытывают трудности звукобуквенного анализа и синтеза.
2. Нарушение формирования процесса письма. Встречается в 1–2 классе в 7–8 лет, когда дети смешивают печатные и письменные буквы, пропускают слоги, слова.
3. Дисграфия. Многочисленные стойкие, повторяющиеся ошибки на письме. Эти ошибки возникают из-за нарушения психических функций (двигательных, сенсорных, речевых, нарушением механизмов организации деятельности), обеспечивающих процесс письма. Диагноз ставится логопедом тогда, когда ребенок овладел техникой письма, в 8–8,5 лет.
ВИДЫ ДИСГРАФИИ
Сегодня специалисты разделяют дисграфию на пять основных форм, каждая из которых зависит от того, какая конкретно письменная операция нарушена. Однако на практике какой-либо вид дисграфии в чистом виде встречается достаточно редко, т.к. в большинстве случаев дисграфия принимает смешанную форму, но с преобладанием какого-либо вида. Установить же его можно по характерным признакам.
АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
Акустическая дисграфия – характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков.
СИМПТОМЫ: проявляется в заменах букв, соответствующих близким звукам: свистящие, шипящие, звонкие, глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав. Кроме того, проявляется в неправильных обозначениях мягкости на письме (ПИСМО ЛУБИТ, в смешениях лабиализованных гласных даже в ударном положении (ТУЧА — ТОЧА, ЛЕС — ЛИС).
Процесс распознавания фонем включает в себя разные операции:
слуховой анализ речи;
перевод акустического образа в артикулемы;
соотнесение акустико-артикуляторного образа с фонемой, выбор фонемы. Недостаточность какой-либо из этих операций влияет на весь процесс в целом.
ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Основные задачи коррекционного обучения:
-Развитие фонематического восприятия.
-Обучение простым и сложным формам звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
-Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
-Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
-Определение положения звука по отношению к другим звукам.
ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
Оптическая дисграфия – характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием.
СИМПТОМЫ:
Симптоматика проявляется в заменах и искажениях букв на письме:
графически сходные, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (в-д, т-ш);
включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, л-м, х-ж);
зеркальное написание букв;
отрыв элементов букв;
лишние элементы (шишки — шишшики).
Данная дисграфия связана:
с нерасчлененностью зрительного восприятия форм;
с недифференцированностью представлений о сходных формах;
с недоразвитием оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений;
с нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза;
ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Основные задачи коррекционного обучения:
Развитие и формирование пространственных и временных представлений.
Развитие конструктивного праксиса.
Развитие мнестических представлений.
Развитие графомоторных навыков и умений.
Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза.
Дифференциация смешиваемых букв.
ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза — это дисграфия, в основе которой лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
СИМПТОМЫ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
На письме проявляется в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее распространенными при этой форме дисграфии являются искажения звуко-буквенной структуры слова.
пропуски согласных при стечении (диктант — дитант);
пропуски гласных (собака — сбака);
перестановка букв (тропа — ртопа);
добавление букв (таскали — тасакали);
пропуски, добавления, перестановки слогов (табурет-бутарет);
нарушения деления предложения на слова.
Данная дисграфия связана:
с языковым недоразвитием ребенка;
языковой анализ и синтез могут быть несформированы как умственное действие. Несформированные сукцессивные процессы, слухоречевая память, произвольное внимание;
с неумением ребенка ориентироваться в речевом потоке;
ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.
Развитие навыков слогового анализа и синтеза
Развитие языкового анализа и синтеза:
Формирование самоконтроля за собственной письменной продукцией.
1. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
2. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
3. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).
4. Назвать гласные в слове.
5. Записать только гласные данного слова.
6. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.
7. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
8. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.
9. Записать слова в два столбика (разложить картинки на 2 группы) в зависимости от количества слогов.
10. Выделить первый слог из названий картинок, записать его.
11. Объединить слоги в слове, предложение, прочитать полученное слово или предложение, (например: “улей”, “домик”, “машина”, “луна”, “жаба”). После выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа.
12. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:
__буз, ут__, лод__, ка__, ка__даш.
13. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цын, лас, точ, лес, ка).
14. Найти в предложении слова с определённым количеством слогов.
Игра “Отгадайте, кого я называю?”
Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает.
Например: учитель хлопает 3 раза, учащиеся считают, затем встают (Се-рё-жа, А-ри-на).
Игра “Перевёртыши”.
Цели: развитие умения составлять слова; накопление в памяти слоговых образов.
Оборудование: карточки со слогами (4–6) каждому играющему.
Учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: сос, на; чай. КА; вес, на; кА, мыш; бан, кА; ла, ска” ни, тка; ра. Но; кА, кой.
Игра “Цепочка”.
Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.
Один из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий подбирает слово, которое начинается с последующего слога данного слова (ок-но, но-ра, ра-ма).
Игра “Встречу слово на дороге – разобью его на слоги”.
Цель: развитие навыков слогоделения, внимания, быстроты мышления.
Учитель бросает мяч детям, называет одно-, двух– и трёхсложные слова. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и передает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слово мячом.
Игра "Имя сказочного персонажа"
Цель: совершенствование навыка слогового анализа и синтеза.
Задачи: развивать фонематический слух; упражнять учащихся в умении делить слова на слоги.
Оборудование: карточки с набором слов.
Имя сказочного персонажа
АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
Артикуляционно-акустическая дисграфия - характеризуется нарушением артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха), а также трудностями в звукопроизношении.
СИМПТОМЫ АРТИКУЛЯТОРНО АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
замены, пропуски, соответствующие заменам и пропускам в устной речи (иногда такие ошибки могут быть и после коррекции устной речи).
замены и смешивания парных звонких и глухих согласных (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш);
замены и смешения свистящих и шипящих (ж-ш);
замены и смешения аффрикат и компонентов, входящих в их состав (ч — т’);
замены и смешивания гласных первого ряда и второго ряда при обозначении мягкости согласных (а-я, о-ё, у-ю);
пропуски мягкого знака, при обозначении мягкости согласного;
замена и смешение гласных: о, у, е, и.
ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
совершенствование речевых навыков;
формирование соответствующих предпосылок интеллекта;
формирование кинестезий и развитие фонематического восприятия;
формирование навыка поэтапного контроля за процессом и результатом письма.
Упражнения на различение звуков:
-Предложить придумать слова со звуком С и Ш.
-Поднять букву С или Ш в зависимости от раличия ее в услышанном слове.
-Выкладывание под буквами С и Ш картинок, в которых содержатся эти звуки.
-Письменные упражнения в подборе пропущенной буквы в слове (кры_а, кры_а –крыШа, крыСа).
АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
Аграмматическая дисграфия – характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи.
СИМПТОМЫ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
неправильное употреблении предлогов, рода, числа;
пропуск членов предложения;
нарушение последовательности слов в предложении;
искажение морфемного строя слова;
замены приставок и суффиксов;
нарушение конструкции предложения;
изменение падежа, местоимений и числа существительных;
нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями.
Данная дисграфия связана с несформированностью у ребенка грамматического строя устной речи.
ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Для формирования грамматического строя речи проводится следующая работа:
Работа над словоизменением
Работа над предлогами
Работа над словообразованием
Обогащение словарного запаса
Замени словосочетание словом с приставкой.
Образец: часы на стене – настенные часы
Час перед рассветом
Переход под землей
Повязка на руке
Камни под водой
Шаг без шума
Совет без пользы
Поиграй с волшебными суффиксами - ИК-, -ИЩ-, -ИН-. Преврати предметы для гнома в маленькие, а для великаны в большие
РУКА НОГА ДОМ
СТОЛ УСЫ НОС
Почему их так назвали?
Образец: Пчеловод разводит (кого) ... .
Рыболов, лесоруб, пчеловод, свинопас, цветовод, землекоп, дровосек, садовод, сталевар, полотер, скотовод;
Закончить предложения, используя слова, данные в скобках.
Стол изготовлен из ... . Стакан сделан из ... . Сапоги сшиты из ... . Коньки сделаны из ... . Носки связаны из ... . Шубка сшита из ... .
Слова для справок : шерсть, стекло, кожа, дерево, мех, сталь.
Замени словосочетания из существительных словосочетаниями из прилагательных. Ветка сосны – сосновая ветка; кора дуба----- ; поля картофеля – -----; зверь леса – -----; цветок поля – ------
КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ИН
У младших школьников более позднее развитие фразовой речи, дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Имеются затруднения в грамматическом и семантическом оформлении предложений, словарный запас отмечается бедностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития является одной из основных причин дисграфии.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ИН
Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной.
Основные методы и приемы коррекционной работы:
1. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
2. Учет индивидуальных и личностных особенностей детей в ходе развивающей и обучающей деятельности. Работоспособность на занятии длится 15-20 минут.
3. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
4. Использование многократных указаний, упражнений.
5. Повторное объяснение материала и подбор дополнительных заданий.
6. Коррекционный материал должен преподноситься небольшими дозами.
7. Усложнение предлагаемого материала следует осуществлять постепенно.
8. Переключение внимание ребенка с одного вида деятельности на другой в процессе занятий.
9. Использование на занятиях красочного дидактического материала и игровых моментов.
10. Проявление большого такта со стороны учителя. Очень важно говорить с ребёнком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи.
11. Поэтапное обобщение проделанной на занятии работы.
Важным моментом в организации системы коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка.
По характеру направленности методы коррекционной работы подразделяются на методы «прямого воздействия» и методы «обходных путей». Кроме методов, обеспечивающих успешность усвоения материала, на уроках можно использовать различные приёмы. Приёмы, помогающие запоминать зрительный образ буквы детям, допускающим оптические ошибки (по И.Л. Калининой):
- лепка из пластилина;
- выкладывание букв из палочек, спичек, верёвочек, мозаики; вырезание из цветной бумаги;
- вычёркивание заданной буквы из текста;
- узнавание букв на ощупь;
- рисование букв в воздухе; списывание с печатного и письменного текста.
Приёмы, коррегирующие языковой анализ и синтез и устраняющие аграмматизмы:
- работа с деформированным текстом (тексты с нарушением структуры слов, тексты с нарушением структуры предложения или всего высказывания, тексты на восстановление порядка частей, предложений, грамматических связей между словами в предложении, порядка слов в предложении, тексты с исключением).
Для коррекции фонематического восприятия на уроках можно использовать следующие приёмы:
звуко-буквенный анализ слов; игры со звуковыми и слоговыми деформациями слов;
работа с деформированными текстами со вставками лишних букв, с неправильной разбивкой на слова;
письмо по памяти;
проговаривание при письме.
Таким образом, учёт особенностей младших школьников с ИН и применение на уроках письма и развития речи специальных методов и приёмов позволяют более продуктивно проводить коррекционную работу по устранению нарушений письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности воспитателя группы продленного дня, воспитателей школ-интернатов, детских домов, воспитателя общежития за межаттестационный период (за последние 3-5 лет) Давыдовой Людмилы Анатольевны ФИО во
Аналитический отчёт для аттестаии на первую категорию воспитателя ГПД...
"Воспитание и развитие ребенка в игровой деятельности" (доклад - выступление на методическом объединении воспитателей школы – интерната)
Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Ка...
«Самообразование воспитателя школы-интерната». Савочкина Д.В.
Выступление на МО от 8.02. 2016. «Самообразование воспитателя школы-интерната». Подготовила Савочкина Д.В....
Консультация Методические рекомендации «Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»
Для качественной коррекционно-развивающей работы крайне важно взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя школы-интерната для обучающихся с ОВЗ. В данной статье раскрыты основные на...
Консультация для воспитателей школы-интерната для детей с ОВЗ (ИН) «Письмо без ошибок»
Одним из самых сложных школьных предметов для большинства обучающихся является русский язык. Затруднения при его изучении связаны во многом с логопедическими проблемами. Данная консультация помож...
Консультация для воспитателей школы-интерната для детей с ОВЗ (ИН) «Письмо без ошибок»
Одним из самых сложных школьных предметов для большинства обучающихся является русский язык. Затруднения при его изучении связаны во многом с логопедическими проблемами. Данная консультация помож...
Консультация для воспитателей школы-интерната для детей с ОВЗ (ИН) Преодоление аграмматической дисграфии
Аграмматическая дисграфия – это повторяющиеся ошибки на письме, обусловленные недоразвитием грамматического строя языка. Именно своевременное устранение этого вида дисграфии является залого...