Дизорфография. Как помочь ребенку в школе.
консультация по логопедии

Рудой Екатерина Викторовна

Дизорфография - это стойкое нарушение у школьника, применять орфографические правила при выполнении  письменных  заданий или своего речевого высказывания.

     Дизорфография проявляется в начальной школе, когда ребенок начинает  устную речь переводить в письменную.  Без должной работы  с ребенком, это усиливается  и максимально проявляется в среднем звене школы, когда увеличивается объём  учебного материала. Дизорфография часто    сочетается  с дисграфией и дислексией.  Многие дети в начальной школе легко обучаются орфографии русского языка, другие  допускают много ошибок, хотя правила знают. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_dizorfografiya_.docx14.62 КБ

Предварительный просмотр:

 Дизорфография.  Как помочь ребенку в школе.

     Дизорфография - это стойкое нарушение у школьника, применять орфографические правила при выполнении  письменных  заданий или своего речевого высказывания.

     Дизорфография проявляется в начальной школе, когда ребенок начинает  устную речь переводить в письменную.  Без должной работы  с ребенком, это усиливается  и максимально проявляется в среднем звене школы, когда увеличивается объём  учебного материала. Дизорфография часто    сочетается  с дисграфией и дислексией.  Многие дети в начальной школе легко обучаются орфографии русского языка, другие  допускают много ошибок, хотя правила знают.

     Для этих детей трудно запомнить  и выполнять ряд последовательных действий:

- Найти орфограмму в слове и определить её тип и отличительные признаки. Чаще всего эти признаки перечислены в самом названии орфограммы: "Безударная гласная в корне слова". Ребенок должен научиться слышать и видеть безударную гласную в слове.

-  Выделить часть слова, в  котором находится орфограмма.

- Применить нужное правило. Для этого надо вспомнить его, и выполнить действия в соответствии с этим правилом.

- Сделать проверку.

     Исходя из этого, выявляются трудности испытываемые  ребенком  при применении орфограмм,  и строится коррекционная работа с ним. Здесь учитывается формирование таких процессов как анализ, синтез и абстракция. Раньше  дизорфография не считалась проблемой  при обучении в школе. Сейчас растет количество детей испытывающих такие проблемы. Причем у детей с дизорфографией, часто наблюдается и дисграфия.  Такие дети  с трудом подбирают однокоренные слова, путая их с омонимами. Особенно трудны орфограммы с безударными гласными в окончаниях. Часто отмечаются случаи, когда дети не могут запомнить словарные слова. Сопоставление дизорфографии с дисграфиями показывает, что неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа - к дизорфографии. 

Логопед свою коррекционную работу с ребенком по исправлению дезорфографии, начинает :

  1. Формирование полноценных морфологических представлений и навыков морфологического анализа;
  2. Алгоритм  решения орфографических задач сначала  отрабатывается на легком речевом материале: вставка букв, выделение орфограмм, письмо под орфографическую диктовку, выбор верного варианта написания;

Наиболее успешно дизорфография корректируется в самом  начале учебного  процесса. У проблемных учеников  слабо развиты словесно-логическое мышление и аналитико-синтетическая деятельность, не уравновешены процессы торможения и возбуждения, что приводит к слабости образования смысловых и ассоциативных связей (закрепления знаний и автоматизации навыков). Словарь беден, речь менее активна, внимание не устойчиво, быстрая истощаемость, слабая произвольная сфера. Ребенок, страдающий дизорфографией, не только испытывает затруднения в процессе обучения навыку правописания, но зачастую оказываются в числе неуспевающих по многим предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку хорошо учиться в школе?

Довольно часто родители жалуются на то, что ребенок неплохо начал учебу в первом классе, а потом утратил интерес к ней. И уже в третьем-четвертом классе не хочет не только делать уроки, но и ходить в ...

Как помочь ребенку хорошо учиться в школе.

Беседа для родительского собрания в 1 классе....

Как помочь ребенку адаптироваться к школе?

Поступление ребенка в школу – это принципиально новый этап его жизни. Наиболее трудным для него является период адаптации к школе. Родителям надо быть готовыми к тому, что период адаптации может затян...

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...

Что такое дизорфография? Как помочь ребёнку с дизорфографией?

Ваш ребёнок выучил орфографические правила, но упорно допускает ошибки на эти правила? Дополнительные занятия не приводят к желаемому результату? В чём причина неуспеха?...

Конспект родительского собрания "Адаптация ребенка к школе. Как помочь ребенку"

Конспект родительского собрания для первых классов на тему "Адаптация ребенка в школе. Как помочь ребенку"...

Дизорфография. Как помочь ребенку в школе.

Дизорфография проявляется в начальной школе, когда ребенок начинает устную речь переводить в письменную. Без должной работы с ребенком, это усиливается и максимально проявляется в среднем звене школы,...