Как бороться с заиканием у детей
статья по логопедии
Основными причинами появления заикания являются ослабленность центральной нервной системы и сильный испуг. Поводом к возникновению заикания могут быть также осложнения после ряда инфекционных заболеваний или длительной психической невротизации – постоянном несправедливом, грубом отношении к ребёнку окружающих его людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_borotsya_s_zaikaniem.docx | 14.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Как бороться с заиканием у детей
В последнее время увеличилось количество обращений родителей, дети которых начали заикаться. Чтобы вовремя помочь ребёнку, очень важно не пропустить первые признаки заболевания:
- ребёнок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребёнок вновь начинает говорить, но уже заикаясь).
- употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
- повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
- вынужденные остановки в середине слова, фразы;
- затруднения перед началом речи.
Основными причинами появления заикания являются ослабленность центральной нервной системы и сильный испуг. Поводом к возникновению заикания могут быть также осложнения после ряда инфекционных заболеваний или длительной психической невротизации – постоянном несправедливом, грубом отношении к ребёнку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ. Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.
Знание этих причин поможет родителям вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, неврологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.
Рекомендации при первых признаках заикания:
1. Не проявлять беспокойство, вызванное появлением судорожных запинок у ребенка, при нем; не обсуждать при ребенке возникшую проблему.
2. Нормализовать режим сна и питания ребенка. Максимально «ритуализируйте» режим дня ребенка в этот период.
3. Не перебивайте, не останавливайте ребенка, если он начал говорить.
4. Следите за своей речью: говорите плавно, делая паузы. Ни в коем случае не кричите на ребенка в этот период!
5. При остром начале заикания полностью исключите просмотр телевизора (в том числе его не должны смотреть при ребенке другие члены семьи) и компьютерные игры.
6. Снятию нервного напряжения способствуют игры с водой и песком (зимой – со снегом).
7. Если ребенок начал заикаться, стремитесь к тому, чтобы надолго не расставаться с ребенком, проводить с ним как можно больше времени.
8. Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять.
9.Следует избавлять ребенка от возникших у него страхов, не давать ребенку фиксироваться на них: например, в виде каких-то пятен можно изобразить то, что испугало ребенка на кафеле в ванной комнате, чтобы затем ребенок смыл струей душа это изображение.
10. Полезно разучивать с детьми детские песенки, петь с ребенком.
11. Желательно избегать вербального контакта с ребенком (режим молчания), заменяя его невербальным (по крайней мере, в течение двух недель). Для общения с ребенком активно использовать картинки, предметы-символы. Однако, если ребенок начинает говорить, то нельзя запрещать ему, стремиться лишь перевести его монологическую форму речи в диалогическую.
12. При остром начале заикания следует избегать любых эмоционально-значимых ситуаций для ребенка: например, поездка к бабушке, которую давно не видел ребенок; первый поход в детский сад.
13. В период поступления в школу у некоторых детей может произойти рецидив заикания. Родителям следует предупредить учителей в школе о существующей проблеме. Ребенка нельзя спрашивать первым, настаивать на ответе, если ребенок молчит, требовать от него развернутых устных ответов. Рекомендуется в первое время вызывать маленького школьника к ответам перед классом только с чтением стихов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 3 классе "Агрессивность детей. Как с ней бороться"
Родительское собрание в 3 классе "Агрессивность детей. Как с ней бороться" проведено с целью исследования причин агрессивности детей, помощи родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения...
Музыкотерапия как средство коррекции заикания у детей младшего школьного возраста
Наиболее распространенными нарушениями развития являются речевые расстройства. Одним из нарушений устной речи является заикание, при котором отмечается нарушение темпо-ритмической организации речи, об...
Организация условий по профилактике заикания у детей дошкольного и школьного возраста
материал в помощь психологам, логопедам, учителям начальных классов с детьми с ОВЗ...
Профилактика заикания у детей младшего школьного возраста
для педагогов, учителей начальных классов, логопедов, психологов...
Организация условий по профилактике заикания у детей дошкольного и школьного возраста
для педагогв дополнительного образования и учителей начальных классов...
Организация условий по профилактике заикания у детей с ОВЗ дошкольного и школьного возраста
для учителей, работающих с детьми с ОВЗ...
Дыхательная гимнастика при заикании у детей.
Заикание – это расстройство речи, которое вызвано судорогами в разных зонах речевого аппарата. Сопровождается нарушением плавности, ритма и темпа речи, часто встречается у детей. Поэтому лу...