Предлоги в русском языке
статья по логопедии
«Русский язык велик и могуч, и именно части речи составляют его богатство и многообразие. Не было бы существительных, мы не смогли бы назвать ни единой вещицы (предмета). Прилагательное — это вообще, для меня особая часть речи! Тусклой и монотонной была бы наша речь без прилагательных. Такую же роль играют и наречия.
Местоимения помогают нам не повторять, одно и то же имя, предмет-оно и здесь выручает нас. Числительные самые трудные в произношении, даже дикторы телевидения и радио не могут правильно произнести их в косвенных падежах. Глаголы — это основа нашего русского языка. Предположим, что было бы, если бы мы не смогли произнеси слова-действия предметов, нас бы никто не понял. А особые формы глагола, причастия и деепричастия, делают нашу речь плавной, богатой, и было бы здорово, если бы мы в сочинениях и в разговорной речи их чаще употребляли. Все, все части речи самые важные. И без служебных мы бы не смогли выговорить ни одной фразы. Предлог — служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении. Предлоги не изменяются и не являются членами предложения. Предлог выражает различные отношения между зависимыми и главными членами словосочетания и осуществляет подчинительную синтаксическую связь внутри словосочетания и предложения. Очень важно уметь употреблять предлоги в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predlogi.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Предлоги
Предлоги – это служебные слова среди неполнознаменательных, которые выражают различные синтаксические отношения между объектами, между объектом и действием, между объектом и признаком в составе словосочетания или предложения с помощью предложно-падежных форм имен существительных или субстантивированных слов, например: ключ оm квартиры, банка из-под варенья, щи с мясом, роман в стихах, вредный для здоровья, строгий к себе, первый по списку, трое из вас, выйти из дома, приходи к нам, оm десяти отнять четыре, беседа в учительской, письмо к любимой.
Объединяя знаменательные слова в словосочетания, предлог теснее связан с существительным, образуя вместе с ним предложно-падежную форму с конкретными значениями косвенных падежей: находился около горы, расположились у подножия (пространственное значение: находился где? и значение род. пад.: около чего?, у чего?), шел (по чему?) по дороге (объектное значение) и по чему? (по дороге) – дат. пад. Первыми задаются семантико-синтаксические вопросы, вторыми – падежные. Иногда они совпадают (при выражении объектных отношений), но чаще различаются.
Таким образом, предлоги, служащие для выражения значений косвенных падежей имен существительных или субстантивированных слов, являются объектом морфологии. А будучи средством связи между знаменательными словами в структуре словосочетания и предложения, они являются также объектом синтаксиса. Следовательно, предлог выполняет две функции: морфологическую и синтаксическую.
Как правило, предлоги в речи не имеют ударений. Они примыкают к знаменательным ударным словам, образуя вместе с ними одно фонетическое слово: по-Дону гуляет, за-рекой слышно. Однако в некоторых случаях ударение переносится со знаменательного слова на служебное. Ср.: по сердцу – по сердцу, за реку – за реку, на поля – на море. Ударный вариант произнесения предлогов соответствует просторечной стилистической норме.
Предлог – неизменяемая часть речи, а потому не имеющая парадигмы. Морфемная структура предлогов не членима. Это особенно важно помнить при разграничении производных предлогов и омонимичных знаменательных частей речи. Например, ср.: положить на счет в банке дополнительную сумму (где на счет – предложно-падежная форма существительного счет со значением вин. пад., с нулевым окончанием и производной основой, членимой на корень -чет- и приставку с-) и выяснить насчет страхования имущества (где насчет – производный предлог, синонимичный непроизводному предлогу о, с нечленимой основой, равной корню).
Как и все неполнознаменательные слова, предлоги не могут функционировать самостоятельно в качестве членов предложения и быть конструктивным элементом словосочетания и предложения. Однако, будучи частью предложно-падежной формы, которая всегда синтаксически определена, предлог при синтаксическом разборе должен быть графически обозначен в составе конкретной предложно-падежной формы как соответствующий член предложения. Например: Нужно справиться с заданием быстро, в течение часа.
Вследствие всех рассмотренных признаков к предлогам нельзя задать смысловые вопросы.
И последнее. Исходя из особенностей структуры и способа словообразования, предлоги могут писаться в одно, два, три слова или через дефис: по, в течение (дня), в силу (обстоятельств), в соответствии с (приказом), из-за, из-под.
2. Значения предлогов. В отличие от знаменательных частей речи, обладающих лексическими значениями, предлоги имеют грамматические значения, по которым они отличаются друг от друга. Главные типы значений предлогов следующие:
1) пространственные («локальные»),
2) временные («темпоральные»),
3) причинные («каузальные»),
4) целевые («финальные»).
Наиболее древними являются пространственные значения, из которых постепенно развились и другие. В результате значения предлогов в современном русском языке весьма богаты и разнообразны, как показывают теоретические статьи и толковые словари.
Предлоги, как и другие слова, могут быть однозначными и многозначными. Однозначными чаще всего являются производные, сравнительно «молодые» предлоги. Так, предлог вследствие, появившийся в русском языке в середине XVIII – первом десятилетии XIX в., имеет единственное значение «по причине». Слово благодаря как предлог известно лишь с 70–80-х годов XVIII в. Оно означает «вследствие, по причине, при помощи, выражая желательный результат», например: Только благодаря вмешательству прокурора был прекращен этот конфликт. Употребление этого предлога в предложении типа Мальчик плохо стал успевать благодаря пропуску занятий из-за болезни считается неправильным.
Среди многозначных предлогов преобладают непроизводные, насчитывающие по нескольку десятков значений. По данным словаря под ред. Д. Н. Ушакова, предлог на имеет 28 значений, а уже по данным БАС (т. 7) – 33 значения, с – 23 значения, в – 21, по – 19 (22 – в БАС), от – 14, при – 11, под – 10 (18 – в БАС), до – 8, у – 5. Эти факты говорят о том, что семантическая структура предлогов стремительно развивается, обогащаясь новыми значениями.
Разнообразные значения отношения, выражаемые предлогами, составляют обширную и сложную систему. Рассмотрим основные типы отношений:
1) пространственные (локальные) отношения, которые определяются с помощью смысловых вопросов где?:: ходить вокруг дома, стоять поперек дороги, бежать вдоль дороги, расти между кустами; куда?: войти в дом, сходить в библиотеку, сесть на скамейку; откуда? выйти из дома, слететь с дерева и др.;
2) временные (темпоральные) отношения, определяемые с помощью вопросов когда?: вернуться к вечеру, встретиться после лекций, приехать накануне праздника; как долго?: отсутствовать в течение суток; какое время?: пожить с месяц; на какое время?: уехать на неделю; с какого времени по какое время?: ждать с утра до вечера.; вопрос сколько? неправильный;
3) объектные отношения, обнаруживаемые с помощью объектных вопросов, которые совпадают с вопросами косвенных падежей: думать (о ком?) о друге, скучать (по кому?) по матери, говорить (про кого?) про кого-н., работать (над чем?) над статьей и др.;
4) целевые отношения, выявляемые с помощью вопросов зачем?, с какой целью?: направиться в разведку, жить для других, сходить за хлебом, сказать в шутку, взять на воспитание, прийти с ревизией, подарить на память и др.;
5) причинные отношения, которые обнаруживаются с помощью вопросов почему?: согласиться из уважения, отчего?: устать от забот, зеленый от злости, синяк от ушиба; из-за чего?: отменить экскурсию из-за дождя, ошибка из-за небрежности по какой причине: приехать по случаю праздника, отсутствовать вследствие болезни и др.;
6) отношения сравнения: дочь вся в мать, ростом с меня, купол наподобие шатра и т. п.; в этом случае предлоги вступают в синонимические отношения с союзами как, будто, словно со значением сравнения. Ср.: дочь вся в мать – как мать, ростом с меня – будто я, купол наподобие шатра – словно шатер;
7) отношения лишения, удаления: за исключением брата; сюда же: кроме, вместо, сверх, вопреки, в отличие от и др.;
8) отношения орудия (можно задать вопрос от главного слова к предложно-падежной форме с помощью чего?): играть на баяне, ехать на лошадях, ударить о камень, открыть при помощи (с помощью) ключа, определить путем опытов и др.;
9) определительные отношения: стены из мрамора, глаза без блеска, небо в звездах, портфель под кожу, рыба под соусом и др.;
10) отношения образа действия: смеяться от души, стараться изо всех сил, говорить с восторгом, налить через край и др.
Итак, как показал языковой материал, один и тот же предлог может выражать несколько типов отношений. Так, предлоги с, от, в, на, по, под, из совмещают пространственные, временные и целевые значения, например: жить на севере, отпуск на месяц, средства на ремонт. Поэтому в большинстве случаев значения предлогов реализуются в определенном окружении. Минимальный контекст предлогов включает управляющее слово (главный компонент предложного сочетания, доминанта) и управляемое слово (уточнитель доминанты). Управляющими словами обычно являются глаголы или имена, а управляемыми – исключительно имена в форме косвенных падежей: платить за квартиру, плата за квартиру, дружба между народами, бороться за мир и т. п.
Однако в отдельных случаях значение предлога не определяется контекстом. Например: в сочетаниях находиться под столом – над столом – перед столом – за столом разные значения предлогов не зависят от контекста. Аналогичное наблюдается и в следующих случаях: приехать до обеда – после обеда – во время обеда. Но такие факты немногочисленны На значение предлога оказывают влияние разные элементы контекста:
а) лексическое значение управляющего слова (доминанты): вернуться с дороги – глагол со значением движения требует предложно-падежной формы со значением места, отсюда вопрос откуда?, а в словосочетании устать с дороги глагол со значением состояния управляет предложно-падежной формой со значением причины, отсюда другие смысловые вопросы: отчего?, почему?; таким образом, в одном словосочетании предлог с выражает значение места, а в другом – значение причины;
б) лексическое значение управляемого слова (уточнителя): жить при станции (где?), жить при социализме (когда?), жить при богатстве (как?), жить при детях (при ком?); разные по семантике управляемые слова в форме одного и того же падежа (винительного) в сочетании с одним и тем же предлогом при выражают разные отношения (места, времени, образа действия, объекта);
в) значение падежа: спрятаться за дерево (за что?) – приглагольный винительный падеж выражает значение объекта, и спрятаться за деревом (где?) – приглагольный творительный – пространственное значение. Во всех этих случаях контекст не создает тех или иных значений предлога, а лишь способствует их реализации.
Данные факты свидетельствуют о том, что при определении значения предлогов необходимо быть внимательными к контексту в целом, лексическим значениям слов и предложно-падежным формам, из которых образуются соответствующие словосочетания.
3. Предлоги и падежи. Кроме выражения смысловых отношений в структуре словосочетаний, предлоги используются и для выражения падежных значений. Сами падежные формы имен (существительных, числительных, местоимений) выражают лишь самые общие значения отношения (места, направления, времени, цели, причины и т. п.). Предлоги же конкретизируют, уточняют эти отношения.
Между значением предлога и значением падежа наблюдаются определенные семантические соответствия. Этим объясняется тот факт, что каждый падеж обслуживают предлоги строго определенной семантики. Так, по наблюдениям В.В. Виноградова, с формой родительного падежа сочетаются предлоги от, из, с, обозначающие отделение, удаление, происхождение, причину, источник. Близкие значения (лишение, отсутствие) выражают предлоги без, кроме, мимо. Легко «вписываются» в систему значений родительного падежа значения приближения (до), близости (у, возле, около, близ, подле и т. п.).
С формой дательного падежа сочетаются предлоги, обозначающие направленность к предмету, поверхностное соприкосновение с ним (к, по и др.). «Напротив, предлоги, обозначающие прямое отношение, прямое стремление к предмету, внедрение в него, распространенность чего-нибудь на весь предмет, охваченность всего предмета, непосредственное воздействие на него, сочетаются с винительным падежом. Таковы, например, в и связанные с ним предлоги на, за (их основное значение – закрытие всего предмета и, следовательно, защита и замена его), о (окружение, причинный охват, тесное соприкосновение), по (цель и предел), про, через, сквозь, под и т. п.».
В связи с этим каждый падеж имеет свой круг предлогов. Родительный падеж обслуживают предлоги без, для, до, из, между, от, ради, с, у, из-за, из-под, близ, кроме, среди, поверх, помимо, вблизи, вдоль, вне, внутри, внутрь, возле, вокруг, впереди, изнутри, кругом, мимо, наискось, накануне, напротив, около, подле, позади, поперек, после, посреди, посредине, прежде, против, сбоку, сверху, свыше, сзади, снизу, относительно, в виде, ввиду, во время, в деле, в духе, в заключение, в знак, во избежание, касательно, во имя, в качестве, в количестве, в начале, в кругу, в лице, в меру, вместо, в порядке, в области, в отношении, в продолжение, в рамках, в противовес, вроде, в свете, в силу, вследствие, в случае, в смысле, в результате, в течение, в ходе, в целях, за исключением, за счет, в центре, на дело, наподобие, на предмет, на протяжении, на пути, в честь, по линии, по мере, по поводу, по причине, по случаю, посредством, по части, путем, со стороны, с течением, не считая, в дали от, в зависимости от, в отличие от, вплоть до, в сторону от, незадолго до, исходя из, начиная с.
С дательным падежом употребляются к, по, вопреки, вслед, навстречу, наперекор, применительно к, по пути к, по отношению к, смотря по, судя по, подобно, согласно, соответственно, соразмерно, в противовес, благодаря, в направлении к, в отношении к.
С формой винительного падежа сочетаются в, за, на, о, по, под, про, с, через, сквозь, включая, исключая, не считая, спустя, в борьбе за, в направлении на, в ответ на, не взирая на, несмотря на.
С творительным падежом употребляются за, между, над, перед, под, с, сообразно, соразмерно, кончая, вместе с, в связи с, вслед за, в соответствии с, в сравнении с, наравне с, наряду с, одновременно с, по сравнению с, следом за, согласно с.
Предложный падеж обслуживают в, на, о, при, по, по вопросу о, не говоря о.
– Какая падежная форма не может существовать без падежа? – Предложная, что нашло отражение в её названии.
Большинство предлогов сочетается с формой одного какого-либо падежа. С двумя падежами употребляются предлоги в, на, о (вин. и предл. пад.), за, под (вин. и тв. пад.), между (род. и тв. пад.). С тремя падежами употребляются по (вин., дат. и предл. пад.), с (род., вин и тв. пад.).
В сочетании с разными падежными формами имен предлоги реализуют свои различные значения. Так, предлог в с винительным падежом обозначает направление внутрь (положить в чемодан), а с предложным падежом –местонахождение (лежать в ящике, находиться в столе); предлог с с родительным падежом выражает отделение, удаление (взять книгу с полки, прыжок с самолета), с винительным – меру, приблизительность (отдохнуть с неделю), с творительным – совместность, соучастие (Яблоки с грушами лежат на столе. Ведь вы ровесники с моим сыном). Такая грамматическая полисемия характерна лишь для непроизводных предлогов. Производные предлоги в основном выступают как однозначные, выражают значение одного какого-либо падежа.
4. Типы предлогов по структуре.
По образованию и строению предлоги разнородны.
Ядро системы предлогов образуют непроизводные (первообразные) предлоги без (безо), в(во), для, до, за, из (изо), к(ко), между (меж), на, над (надо), о (об, обо), от (ото), перед (передо), пред (предо), по, под (подо), при, про, ради, с (со), у, через (чрез). Сюда же относятся близ, вместо, вне, вопреки, кроме, среди, сквозь, которые этимологически восходят к наречиям, хотя в современном русском языке омонимичные им наречия отсутствуют.
Есть предлоги «двойные»: из-за, из-под, а также по-за, по-над (областные; в них можно видеть и украинское воздействие, так как они отмечены преимущественно по границам с украинским языком). Ср. БАС, т. 10, стлб. 751: по-за, предлог (без удар.). Простореч., употр. с вин. и твор. падежами... Здесь Чичиков, скорее за шапку, да по-за спиною капитана-исправника выскользнул на крыльцо (Г.). БАС, т. 10, стлб. 1222: по-над, предлог (без удар.) Народно-поэт. и обл., употр. с твор. падежом. Над чем-либо (имеющим протяженность)... Люди, обходя лужу, обычно шли по-над самым плетнем, придерживаясь руками за колышки (Ш.).
Можно добавить, что предлог no-под, продуктивный в украинском языке, в русском языке, по-видимому, очень редко встречается; БАС его не дает, хотя он отмечен в АГ–50 у С.-Щ.: Пойдут no-под снегом ручьи.
Такие предлоги также следует рассматривать как непроизводные. Их значения не складываются из семантики двух предлогов из + за, из + под. Они выступают как немотивированные слова.
Среди непроизводных предлогов преобладают односложные слова. Двусложность их объясняется или наличием беглого о на конце (ср.: об этом – обо мне, к дому – ко мне), или полногласием (ср.: пред – перед, чрез – через), или наречным происхождением (кроме, среди и др.). Трехсложными являются только предлоги вопреки, передо (передо мной).
Непроизводные предлоги характеризуются тем, что: а) после них перед местоимениями 3-го лица употребляется вставное н: для нее, перед ним, среди них; б) между непроизводными предлогами и падежными формами имени обычно невозможно употребление частицы же, между тем как производные предлоги допускают такую вставку (навстречу же весне, посреди же комнаты).
Непроизводные предлоги являются безударными: за горой, над горой, у горы, до города, вне дома. Если они становятся ударными, то лишается ударения падежная форма имени: без вести, за год, за душу (берет), на зиму, под гору.
Среди производных предлогов принято выделять наречные, отыменные и деепричастные.
Наречные предлоги: вблизи, вдоль, внутри, внутрь, возле, вокруг, впереди, вслед, изнутри, кругом, мимо, навстречу, наискось, накануне, наперекор, напротив, около, поверх, позади, подле, после, поперек, посреди, посредине, прежде, против, сбоку, сверх, сверху, сзади, сквозь, снизу, подобно, относительно, согласно, сообразно, соответственно, соразмерно. Все эти предлоги сформировались на базе наречий и в большинстве случаев не утратили с ними живых смысловых связей. Ср.: Все находились внутри. – Хорошо бы побывать внутри этой пещеры. (М. Пришвин). Я сбоку смотрел на его овальное, бледное лицо (Горький). – Задремавший Ленька лежал калачиком сбоку деда (Горький). На базе наречий времени формируются предлоги с временными значениями, на базе наречий места – предлоги с пространственными значениями и т. д.
Отымённые предлоги: ввиду, в виде, в деле, в период, во время, в заключение, в продолжение, в течение, в ходе, в кругу, в меру, в области, в отношении, в лице, в начале, в рамках, в силу, вследствие, в свете, в целях, за исключением, за неимением, за счет, по части, с помощью, по причине, на путях, по пути, по линии, по мере, по поводу, со стороны, наподобие, на протяжении, по случаю, посредством, путем, на предмет, с течением, в течение, в продолжение, в заключение, вследствие, на дело, во избежание, в центре, во имя и др. Примеры: В лице авиации мы имеем одно из ярких доказательств успешности нашей политики индустриализации. (В. В. Куйбышев). Все казаки были веселые, за исключением Степана Астахова (Шолохов). Свет разлагает углекислоту в силу своей яркости (Тимирязев).
Выражаемые отыменными предлогами грамматические отношения (причинные, целевые, временные, пространственные и т. п.), как правило, зависят от лексической семантики производящих имен существительных. Ср.: цель и в целях, время и во время, линия и по линии, сила и в силу, область и в области и др.
Такие предлоги характерны для книжного стиля, однако начало их употребления уходит, по-видимому, в XIX в., как отмечает в своем учебнике по морфологии проф. Голанов И.Г. Так, в работе профессора Московского университета В. Н. Щепкина (1863—1920) «Рассуждение о языке Саввиной книги» (СПб, 1901, стр. XXV) отмечено: В деле сопоставления старославянского языка с болгарским... (подписано: Москва, 14 ноября 1900 г.)
Деепричастные предлоги: благодаря, включая, выключая, исключая, не считая, начиная, кончая, спустя и др. Их особенностью является сохранение системы глагольного управления.
В предлоги обычно переходят лишь деепричастия несовершенного вида (исключение составляет только спустя), которые не имеют ярких выразителей залоговых и видовых значений (постфикса -ся, суффиксов -ыва, -ну-, приставок и т. д.). Переход деепричастий в предлоги облегчает то, что они не имеют форм словоизменения, морфологически не выражают значения времени, выступают в синтаксической функции, близкой к обстоятельственной. Примеры: Проток между озерами образовался благодаря большому лесистому острову (Мамин-Сибиряк). Я всеми чувствами, исключая осязания, наслаждался природой (Л. Толстой).
К сложным типам предложных сочетаний относятся новые типы отыменных, наречных и деепричастных предлогов, которые активно формируются в современном русском языке. В основном они состоят из форм косвенных падежей существительного (часто с предлогом), наречия, деепричастия с последующим первичным предлогом: вдали от, в зависимости от, независимо от, вместе с, в направлении к, в ответ на, в отличие от, вплоть до, в связи с, вслед за, следом за, в соответствии с, в сторону от, наравне с, наряду с, незадолго до, одновременно с, по вопросу о, применительно к, исходя из, начиная от, не говоря о, невзирая на, несмотря на, смотря по, судя по, глядя по и др. Примеры: Машук по крайней мере вдвое выше колокольни Ивана Великого; но в сравнении с Эльбрусом он – горка (Белинский). Шли по направлению к фабрике (Мамин-Сибиряк). Начиная с Трамбауса, вся северная часть острова представляет из себя равнину (Чехов). Степан Аркадьевич был человек правдивый в отношении к самому себе (Л. Толстой).
Компоненты таких сочетаний утрачивают основные или все категориальные значения и свойства, связывавшие их с именами существительными, наречиями, деепричастиями, и на базе значения отношения сливаются в одно смысловое и грамматическое целое. В структуре предложения сочетание функционирует как предлог, обслуживая падежную систему имен. Предложные сочетания в большинстве своем являются однозначными, употребляются только с одним каким-либо падежом. Выражаемые ими временные, пространственные, причинные, целевые, сравнительные и другие отношения вытекают из лексических значений соответствующих существительных, наречий, деепричастий.
5. Системные отношения предлогов. Предлоги вступают друг с другом в синонимические отношения: у дома, около дома, возле дома; по направлению к дому, к дому (бежать); сквозь чащу, через чащу (пробраться); спустя час, через час (вернуться); со страха, от страха, аз страха; в целях (с целью) повышения успеваемости, ради повышения успеваемости, для повышения успеваемости и др. Во всех таких случаях синонимия связана с одним и тем же падежом. Это внутрипадежная синонимия.
Межпадежная синонимия предлогов опирается не на грамматические значения предлогов, а на их лексическую семантику. Ср.: сделать к сроку (дат. пад.) – сделать в срок (вин. пад.), опоздать к поезду (дат. пад.)
опоздать на поезд (вин.пад.), подготовить для печати (род.пад.)- подготовить к печати (дат. пад.).
Предложные формы падежей могут синонимизироваться с беспредложными. Ср.: написать письмо брату – написать письмо к брату, перейти дорогу – перейти через дорогу и др.
Антонимия предлогов в основном охватывает пространственные и временные отношения: войти в дом – выйти из дома, положить на стол –взять со стола, сесть за стол – выйти из-за стола, встретиться до занятий – встретиться после занятий, посадить вишню перед домом – посадить вишню за домом, голосовать за Иванова – голосовать против Иванова, идти впереди всех – идти позади всех и др. Антонимические связи обычно характерны для непроизводных предлогов. Из производных предлогов в антонимические отношения вступают наречные образования. Остальные типы производных предлогов антонимизируются редко. Ср.: начиная – кончая.
6. Орфография производных предлогов как способ разграничения грамматической омонимии.
7. Морфологический разбор предлогов.
Порядок разбора
1. Общая характеристика текста: функционально-смысловой тип речи, жанр, коммуникативная задача автора.
2. Слово в тексте:
а) часть речи, ее категориальное значение;
б) информативная и структурно-композиционная роль данной словоформы в тексте (соотнесенность с тема-рематической структурой текста, роль в структурировании связности текста).
3. Грамматическая характеристика.
3.1. Разряд и группа по значению.
- Морфологические свойства.
- С каким падежом употребляется.
- Структура и образование: простой или составной: производный или непроизводный.
4. Роль в предложении.
Образец
Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь: кое-где виднелись небольшие леса, вились овраги… Попадались и речки с обрывистыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся сарайчики с плетеными из хвороста стенами, и церкви, то с отвалившеюся кое-где штукатуркою, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами.
Сердце Аркадия понемногу сжималось… И.С. Тургенев
Перед нами текст, представляющий собой описание с элементами повествования; относится к стилю художественной литературы; жанр – роман (один из начальных фрагментов романа И.Тургенева «Отцы и дети»). Задача автора – уже в начале произведения показать читателю признаки вырождения дворянских поместий.
Слово с является в тексте предлогом, так как служит для выражения отношений между двумя объектами – деревеньки и низкие избенки, образует предложно-падежное сочетание и деревеньки с низкими избенками.
Данный предлог в тексте употреблен шесть раз, активно участвует в структурировании той части информации в тексте, которая непосредственно рисует неприглядную, неживописную картину окрестностей поместья Кирсановых: крошечные пруды с худыми плотинами, деревеньки с низкими избенками… покривившиеся сарайчики с плетеными из хвороста стенами, церкви с отвалившеюся штукатуркою, с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Структурно-композиционная роль предлога заключается в том, что он служит для связи слов, называющих объекты описания.
Разряд (группа) по значению – участвует в выражении определительных отношений деревеньки какие? с низкими избенками.
Не изменяется, т.к. не имеет морфологических категорий.
Употреблен с творительным падежом.
Предлог простой, непроизводный.
В предложении образует предложно-падежное словосочетание, выступающее в функции несогласованного определения: деревеньки (какие?) с низкими избенками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами".
Раздел: Слова, к которым нельзя задать вопрос.Тема: Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами....
Урок русского языка "Предлоги. Роль предлогов в нашей речи"
Тема. «Предлоги. Роль предлогов в нашей речи».Цели. Формировать представления о предлоге как слове и его роли в предложении, учить детей формулировать правило на основе подводящих к этому ...
Общее понятие о предлоге, урок русского языка 2 класс
Урок русского языка по теме "Общее понятие о предлоге"2-й «В» класс. УМК «ШКОЛА 2100»Учитель: Ершова Марина ИвановнаТема урока: “Общее понятие о предлоге”.Цель урока: расширить знания ...
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Предлоги. Раздельное написание предлогов с другими словами".
Работа по русскому языку, проведенная во 2-м классе, ставит своей задачей развитие речи учащихся, развитие орфографической зоркости....
презентация "Предлоги в русском языке"
материал к уроку русского языка во 2 классе по теме предлоги....
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Предлоги. Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов"
Урок открытия новых знаний проведён в игровой форме с включением сказочного героя Зимушки - зимы....
Правописание приставок и предлогов Урок русского языка в 3 классе
Тип урока. Урок открытия нового знания.Цели урока.Предметные: · развитие умения различать сходные приставки и предлоги;·...