Логопедическое занятие " Понятие словосочетаний"
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Юлия Александровна Орлова

Цель.       Повторить понятие о слове, предложении, тексте. Научится различать устное произношение слова от его графического изображения в структуре предложения.

 Получить возможность слышать, различать понятия словосочетание, предложение и

слово, выделять их признаки.

Задачи:

  • дать обучающимся понятие слово, словосочетание,
  • учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью;
  • формировать умения выделять предложения из потока речи, наблюдать за интонацией конца предложения, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме, выделять существенные признаки, обобщать;
  • развивать зрительный и слуховой вербальный анализ;
  • воспитывать языковую наблюдательность, любовь к родному языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие " Понятие  словосочетаний"

.

Цель.       Повторить понятие о слове, предложении, тексте. Научится различать устное произношение слова от его графического изображения в структуре предложения.

 Получить возможность слышать, различать понятия словосочетание, предложение и

слово, выделять их признаки.

Задачи:

  • дать обучающимся понятие слово, словосочетание,
  • учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью;
  • формировать умения выделять предложения из потока речи, наблюдать за интонацией конца предложения, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме, выделять существенные признаки, обобщать;
  • развивать зрительный и слуховой вербальный анализ;
  • воспитывать языковую наблюдательность, любовь к родному языку.

Ход занятия

I. Организационный момент.     

II.  Знакомство с темой.  Объяснение нового материала.

1. Беседа о речи. Д/игра «Назови лишнее слово».

Логопед:

***

Слова, слова, слова…

Всему название дано – и зверю и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз – над нами, и под нами,

И всё, что в памяти у нас, - означено словами

                                Учебно-дидактическая карточка .  Назовите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.

мак, ромашка, роза, лук.

помидор, слива, баклажан, перец.

молоко, сметана, каша, сыр.

курица, коза, корова, овца.

- Назовите гласные звуки в «лишнем» слове. Определите количество слогов. Произнесите слово по слогам. какое задание вы выполняли? лук, слиа, каа, куиа

2. Сообщение темы занятия. Целеполагание.

- Тема нашего занятия: «Слово, словосочетание».

- Сегодня вы, ребята, вспомните и поделитесь своими знаниями о слове и словосочетании. Научитесь различать эти понятия и выделять их признаки.

3. Д/игра «Найди слова». (Удк. Задание 2)

- В ряду букв найдите «спрятавшиеся» слова.

потерялвдлоарнипстрыпевамчзакладкудунекирукявыроп

шлератбмюновыйпрвинапсавоькюжтученикждлоенистро

кепвлаонтчбюыэжпдлсегодняпваыквцмяутьбюжпотерял

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нём ходят парою слова, но не равны у них права,

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный – без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идёт

 К зависимому слову,

И никогда – наоборот,

Запомни как основу.                   (Из книги Волиной В.В. «Весёлая грамматика»)

Словосочетание – это сочетание двух или нескольких слов, объединённых по смыслу и грамматически. В словосочетании одно слово зависит от другого.

4. Физминутка. «Вы, наверное, устали?»

5. Дифференциация понятий «слово», «Словосочетание».

- Прочитайте запись в карточке под цифрами 1,2,3.

1. ученик, сегодня, новый, закладка, потерять

2. потерял закладку, сегодня потерял

- Прочитайте строчку под номером один. Что записано? (Слова.) Выражает ли эта группа слов законченную мысль? Это предложение?

- Прочитайте строчку под номером два. Что записано в этой строчке? (Словосочетание.) Это предложение? Почему? Выражает ли эта группа слов законченную мысль?

четание, или предложение.

6. Гимнастика для глаз.

7. Динамическая пауза Су-джок.

8. Д/игра «Сыщики».

Логопед:

- Внимательно прочитайте запись под цифрой 4. Найдите предложения, подсчитайте, и запишите их количество в ячейку.

  • Ранней осенью. Наступила осень. Цветы увяли. Головки цветов. Кудрявая травка. Гнёзда птиц. Пожелтела трава. Замолкли птицы. Идут дожди.

- Внимательно прочитайте запись под цифрой 5. Найдите все словосочетания, подсчитайте, и запишите их количество в ячейку.

  • Совёнок громко пищал. Громко пищать. Игра началась. Интересная игра. Подарить брату. Брат подарил. Тёмная туча. Повисла тёмная туча.

- Чем отличается словосочетание от предложения?

Словосочетание называет предмет, а предложение содержит сообщение о том, что есть в действительности, характеризуется смысловой и интонационной законченностью.

9. Развитие слухового вербального анализа текста. Определение количества предложений в тексте. (Удк. Задание 6)

- Определите по интонации количество предложений в тексте. Объясните, как по интонации узнать, закончилось ли предложение?

Текст 1.

По двору бежал кот. В зубах у кота была мышь. (2)

Текст 2.

У утки Тинки утята. Тинка учит их плавать. Утёнок Тишка самый храбрый. Он первый бросился в воду. (4)

Текст 3.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине вода была только на дне. Галка стала кидать в кувшин камушки. Вода поднялась. Теперь можно было пить.

Текст 4.

Осень наступила. Высохли цветы.

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах.

Только зеленеет озимь на полях.

10. Определение количества предложений в тексте.

- Послушайте предложения, определите, сколько слов в каждом предложении. Запишите цифру в скобках.

  1. Таня рисовала простым карандашом. (4) Скучные получились картинки. (3) Взяла Таня цветные карандаши. (4) Шиповник расцвел алыми цветами. (4) Засияла река. (2) Зашумели зелёные камыши. (3) Ужи повернули жёлтые шейки. (4)
  2. Тишина в лесу. (3)  Легко скользят по снегу лыжи. (5) В воздухе пушистые снежинки. (4) На вершинах сосен мохнатые шапки. (5)

- А теперь, расставьте точки и запишите количество слов в каждом предложении в скобках.

  1. Наши котята ещё очень маленькие. (5) Они ещё слепые. (3) Котята постоянно ищут мать. (4) Кошка кормит их своим молоком. (5) Скоро котята подрастут. (3) Они откроют глазки. (3) Кошка будет приучать их ловить мышей. (6)
  2. Пришла осень. (2) Опустели поля и леса. (4) Стаи птиц устремились к югу. (5) С каждым днём солнце всё меньше дарит своё тепло. (9)

III. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия для 2-3 классов «Логопедическая игротека»

Тема занятия, называемая детям: развивающие игровые конкурсы, объединённые лексической темой «Школа».Цель:   привитие интереса к логопедическим занятиям в школе. Для  2-3 классов о...

Конспект открытого логопедического занятия для 2-3 классов «Логопедическая игротека»

Пояснительная записка.Методическая тема занятия: логопедическая игротека.Тема занятия, называемая детям: развивающие игровые конкурсы, объединённые лексической темой «Школа».Цель использования игровых...

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.  Тема: дифференциация звуко...