СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ «СКАЗОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С СОГЛАСНЫМИ И ГЛАСНЫМИ БУКВАМИ И ЗВУКАМИ»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Щербакова Наталия Васильевна

Коррекционно-развивающее занятие для 1 класса «СКАЗОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С СОГЛАСНЫМИ И ГЛАСНЫМИ БУКВАМИ И ЗВУКАМИ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_sensornoy_komnate.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в сенсорной комнате.

ТЕМА: «СКАЗОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С СОГЛАСНЫМИ И ГЛАСНЫМИ

БУКВАМИ И ЗВУКАМИ»

Тип: коррекционно-развивающее.

Форма: групповая (3 ребенка, 1 класс), занятие – путешествие.

Цели:

1.Активизация, обобщение и закрепление знаний о гласных и согласных звуках и буквах;

2. Развитие буквенного гнозиса и навыки правильного и осознанного чтения;

3. Предупреждение фонематической и семантической дислексии, дисграфии;

4. Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление);

5. Стимулирование сенсорного развития детей.

Задачи:

1.Развивать артикуляционную моторику и речепроизносительные навыки;

2.Закреплять звукобуквенные связи и навык написания письменных букв;

3.Воспитывать познавательную активность, интерес к изучению родного языка, внимание к звучанию собственной речи.

Виды детской деятельности:

  1. Игровая
  2. Познавательная
  3. Двигательная

Формы и методы:

  1. Песочная терапия
  2. Музыкотерапия
  3. Игровая терапия
  4. Проблемно-поисковой метод (отгадывание загадок).

Развивающая среда:

-  стол для рисования песком, с подсветкой;

-  сенсорное панно «Космос», «Дождик»;

-  сенсорная дорожка;

-  аквалампа;

-  сухой бассейн;

- мягкие модули.

Оборудование:

  1. Игрушка сундучок
  2. Цветочки на каждого ребенка
  3. Звездочки на каждого ребенка
  4. Карточки с  согласными и гласными буквами
  5. Зонтики на каждого ребенка
  6. Мелодия «В гостях у сказки»

        Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Учитель-логопед и дети становятся в круг.

Учитель-логопед:

- Ребята, представьте, что мы находимся на осенней волшебной поляне, посмотрите вокруг, что вы видите? А какие признаки осени вы знаете?(ответы детей) – Молодцы!

Скажите, а вы любите приключения?

- Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное сказочное путешествие, где наши помощники будут звуки и буквы.  На какие две группы делятся звуки и буквы в русском языке? (Гласные и согласные) Чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные звуки тянутся, поются и не встречают во рту преграды). Во время путешествия мы закрепим с вами тему: «Гласные и согласные буквы и звуки».

- Ребята, у меня есть сказочный сундучок.

Сундучок, сундучок,

Позолоченный бочок,

Расписная крышка,

Медная задвижка.

Кто сундучок открывает, 

Тот на волшебную полянку попадает!

  1. Артикуляционная гинастика.

Учитель-логопед:

- Ребята давайте посмотрим, что у нас лежит в сундучке? (логопед достает из сундучка зеркальца и дает их детям).

- Чтобы попасть на волшебную поляну нужно прочитать необычную волшебную сказку.

Жил-был язычок. (Высунуть язык.)

Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Пощелкать языком как лошадка и попрыгать.)

Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Высовывать  острый язык и забирать обратно.)

– Давай играть вместе, – предложила змейка язычку.

И решили они покататься на качелях. Кач-кач-кач. (Артикуляционное упр. «Качели».)

А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки               

 (артикуляционное упр. «Лопатка») и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунд, повторять несколько раз.)

Поиграли в футбол. (Упираться острым языком то в одну щеку, то в другую.)

Посмотрели на часы. ( Упражнение «Часики».)

Пора домой.

Нарвали корзину грибов.  ( Удерживать язык, присосав его к небу.)

И поскакали домой. ( Щелкать языком.)

- Молодцы ребята, вот мы и оказались на волшебной полянке. (звучит мелодия)

3. Дыхательная гимнастика.

Все садятся в кружок. Учитель-логопед раскладывает в центре цветы из бумаги. Затем предлагает каждому ребенку взять по цветку.

Учитель-логопед:

- Мы на волшебной поляне цветы прекрасно пахнут. Давайте вместе насладимся их ароматом.

Раз - поднесли цветочек к носу и сделали глубокий вдох.

Два - задерживаем дыхание.

Три – медленно выдыхаем через нос.  (повторить 3 раза).

Учитель-логопед:

- Нашу комнату заколдовал злой волшебник, но у нас есть возможность ее расколдовать. Здесь в сундучке нам даны задания и если мы с ними справимся, то постепенно комната будет наполняться волшебством. Ребята, поможем нашей комнате вернуть волшебство?

Задание №1 «Волшебная дорожка»

Сначала нам надо пройтись по волшебной дорожке (тактильная дорожка).

Идти будем друг за другом, чтобы не сбиться с пути и повторять за мной волшебный стих:

Эхо

Здравствуй, шумный ветерок!

– ОК – ОК – ОК!  ОК – ОК – ОК! ( Дети повторяют конец слова)

Здравствуй, быстрый катерок!

– ОК – ОК – ОК!  ОК – ОК – ОК!

Здравствуй, тёплая водичка!

– ИЧКА – ИЧКА – ИЧКА!  ИЧКА – ИЧКА – ИЧКА!

Здравствуй, рыжая лисичка!

-ИЧКА-ИЧКА-ИЧКА! -ИЧКА-ИЧКА-ИЧКА! 

Здравствуй, серенький волчок!

– ЧОК – ЧОК – ЧОК!  ЧОК – ЧОК – ЧОК!

Здравствуй, маленький сверчок!

– ЧОК – ЧОК – ЧОК!  ЧОК –ЧОК – ЧОК!

Здравствуй, чёрненький грачонок!

– ОНОК – ОНОК – ОНОК! ОНОК – ОНОК – ОНОК!

Здравствуй, шустренький зайчонок!

– ОНОК – ОНОК – ОНОК! ОНОК – ОНОК – ОНОК!

Здравствуй, гордый жеребёнок!

– ЁНОК – ЁНОК – ЁНОК! ЁНОК – ЁНОК – ЁНОК!

Здравствуй, ласковый котёнок!

– ЁНОК – ЁНОК – ЁНОК! ЁНОК – ЁНОК – ЁНОК!

Здравствуй, шумная детвора!

– УРА! УРА! УРА!

- И снова в путь шагаем, задания дружно выполняем!

Задание №2.Дождик.

Логопед вынимает из сундучка следующее задание.

- Ребята нам нужно отгадать загадку:

С тучки, как из решета, 

Кап-кап-капает вода!

Рады ей цветы и птички,

Что же это за водичка? (дождик)

- Мы отгадали загадку и расколдовали наш волшебный дождик (логопед включает панно «Дождик».

- Ребята, а что мы с собой берем, когда начинается дождь? (зонтики)

Смотрите а что это у нас висит? – Это же зонтики!  Только они не простые, а с заданиями. (На каждом зонтике есть 4 буквы, не хватает одной, детям предлагается вставить одну букву, чтобы получилось слово лист, зонт, лужа)

-  Ребята а какие это буквы гласные или согласные? звонкие или глухие?

Молодцы, мы справились с этим заданием.

Давайте выполним с вами физкультминутку:

Капля раз, (прыжок на носочках, руки на поясе)

Капля два, (прыжок)

Очень медленно сперва (4 прыжка)

А потом, потом, потом (бег на месте)

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли (руки развести в стороны)

От дождя тебя укрыли (руки полукругом над головой).

- Ребята давайте посмотрим какое следующее задание  нас ждет.(логопед открывает сундучок и достает следующее задание)

Глядятся в него 
Молодые рябинки, 
Цветные свои 
Примеряют косынки. 
Глядятся в него 
Молодые берёзки — 
Свои перед ним 
Поправляют причёски. 
И месяц, и звёзды — 
В нём всё отражается… 
Как это зеркало называется? (пруд)

- Мы отправляемся с вами к волшебному пруду. (сухой бассейн)

Задание №3 «Волшебный пруд»

- Нам нужно найти шарики с буквами и собрать из этих букв слово. (рыба)

- Сколько слогов в слове рыба? Давайте прохлопаем.

- Сколько звуков? Букв?

- Какой звук первый, третий, последний?

С этим заданием мы тоже справились и расколдовали волшебный пруд. (включается подсветка в сухом бассейне).

Задание №4 «Звездочки»

- Злой волшебник заколдовал звездочки. Давайте найдем, где они спрятались? (дети подходят к столу с песком). По очереди каждый ребенок подходит дует и достает звездочку.  Молодцы! Мы нашли все звездочки и расколдовали их. (логопед включает панно «Космос»)

- Посмотрите а что это на звездочках?(на звездах по одной букве)

Логопед предлагает придумать слово с этой буквой и записать на песке.

После того как дети справились с заданием включается подсветка.

Задание №4 «Пузырьковая колонна»

- Для того, чтобы расколдовать вот эту лампу, мы должны собрать согласные и гласные буквы и разложить их в свои корзиночки, гласные в красную, согласные в синюю.

Логопед:

- Ой ребята смотрите, пузырьковая колонна загорелась, а в ней волшебные пузырьки, они у нас меняют цвета. Какого цвета пузырьки? (ответы детей)

Так, и с этим заданием мы справились, молодцы! Давайте посмотрим, какое задание у нас впереди! 

Задание №5

Игра «Хлопни-топни»

Дети присаживаются на мягкие модули.

  1. Логопед предлагает ряд слов, в которых есть гласный звук о, дети услышав этот звук должны хлопнуть в ладоши.

Слова: дождь, лист, осень, гриб, ветерок, туча, зонт, яблоко.

  1. Логопед предлагает ряд слов, в которых есть согласный звук д, дети услышав этот звук должны топать ногами.

Слова: дерево, дождь, дрова, овощи, дом, шарф, холодок, дятел.

  1. Логопед предлагает ряд слов, в которых есть гласный звук о, дети услышав этот звук должны хлопнуть в ладоши и согласный звук д, топать ногами

Слова: дождь, дерево, туча, небо, дым, пальто, дом.

- Молодцы, ребята! Мы так много выполнили заданий, расколдовали нашу волшебную комнату.

-Что вам больше всего понравилось в нашем волшебном путешествии? Почему? (ответы детей)

- А давайте возьмем волшебные зонтики и если вам понравилось наше путешествие, то откройте их и покружитесь вместе с ними!

Вот путешествие прошло,

До скорого свидания.

Всем друзьям и взрослым скажем

Дружно: «До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку "Гласные буквы и звуки" 2 класс

урок по русскому языку по учебнику Канакиной по теме "Гласные буквы и звуки"...

Сценарий занятия-игры «Путешествие в сказочную страну» Для учащихся 2классов (7-8лет)

Увлекательный сценарий для учеников 2 класса. Данная игра развивает у учащихся внутригрупповые отношения, умение работать в группах. Способствует развитию эмоциональных отношений как внутри группы, та...

Гласные буквы и звуки.

гласные буквы и звуки...

Презентация на тему: "Повторяем гласные буквы и звуки"

Данная презентация предназначена для учащихся 1 классов как в период обучения грамоте так и для последующего повторения на уроках русского языка....

Конспект интегрированного занятия на тему «Гласные буквы и звуки» 1 класс (ОНР)

Конспект интегрированного занятия (логопед,психолог) на тему "Гласные буквы и звуки" 1 класс (ОНР)...