"Эффективная работа с использованием различных памяток и мнемокарточек"
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Шумилина Ольга Владиславовна

Представлен опыт работы учиталя-логопеда по использованию памяток, мнемокарточек, дидактического синквейна на занятиях для эффективного запоминания и воспроизведения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективная работа с использованием различных памяток и мнемокарточек

Учитель-логопед:

Шумилина О.В.

В образовательном процессе детей с особыми возможностями здоровья и образовательными потребностями специальная педагогика  использует многообразные методы обучения, воспитания, коррекции, совокупность, взаимодополняемость и комплексное использование которых и определяет его эффективность.

На логопедических занятиях хороший результат даёт работа с использованием различных  памяток и мнемокарточек, это помогает детям при построении развернутого ответа, развитии связной речи и вырабатывает умение работать со справочным материалом, но самое главное учит детей думать, анализировать, выбирать главные, существенные признаки.  

Дети с нарушениями речи испытывают различные трудности, но в совокупности это приводит к тому, что речь ребёнка является неразборчивой и непонятной для окружающих.

Наиболее распространённые  речевые проблемы:

  • неумение составлять и использовать сложные предложения, целостные высказывания – речь ребенка состоит исключительно из простых предложений, отдельных фраз;
  • ребенок не может самостоятельно сформулировать логически правильное и завершенное предложение;
  • систематическое применение нелитературной лексики, многократный повтор одних и тех же слов;
  • минимальный, бедный словарный запас, который не соответствует возрастной категории ребенка;
  • школьник не может самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на поставленные;
  • ребёнок не может строить правильные логические выводы и утверждения;
  • плохой уровень произносительной стороны речи.

Для исправления речевых нарушений применяется мнемотехника. Это популярная методика, суть которой заключается в развитии связной речи, она основана на визуальном восприятии информации с дальнейшим ее воспроизведением при помощи изображений.

Основной смысл применения мнемотехники (мнемотаблицы) заключается в следующем – для определения конкретного слова или словосочетания используется конкретное изображение (картинка), при помощи которого происходит схематическая зарисовка слова. Изучая представленные изображения, ребенок может запоминать и воспроизводить текстовый материал. Применение данной технологии позволяет значительно облегчить процесс обучения и ускорить темпы развития связной речи.

Благодаря тому, что в процессе изучения применяются красочные зрительные схемы, подобранные логопедом или зарисованные ребёнком самостоятельно, отражающие целостное представление,  дети учатся строить грамматически правильные, логически завершенные, последовательные и точные предложения и тексты, насыщенные разнообразными уточняющими деталями.

Работа с мнемокартой «Цветы»

Цель: составление рассказа описания «Мои любимые цветы».

C:\Users\Владимир\Desktop\111 К ДЕКАБОРЮ\МНЕМОКАРТОЧКИ\img7.jpg

C:\Users\Владимир\Desktop\фото дети\P_20191118_111552.jpg

http://itd2.mycdn.me/image?id=880895267484&t=20&plc=MOBILE&tkn=*wY75TEjq8CQBC4m6NaCDr3IQsag

Работа с мнемокартой «Профессии»

Цель: сравнительный анализ профессий.

C:\Users\Владимир\Desktop\фото дети\P_20191118_111406.jpg

Мнемотаблица (мнемокарта) передает конкретную информацию и выступает в качестве очень важного наглядного материала, что способствует:

  • развитию зрительной и слуховой памяти;
  • лёгкому заучиванию и воспроизведению стихов или текстов для пересказа;
  • улучшению разговорных навыков;
  • построению правильной структуры высказывания, ответа на вопрос;
  • развитию ассоциативного мышления, зрительного восприятия и воображения. 

Использование памяток и мнемокарточек в процессе автоматизации звука и введения его в речь во многом облегчает работу ребёнка, так как ему не надо контролировать правильно ли он запомнил содержание стихотворения или текста, у него всегда есть возможность «подсмотреть» и следовательно всё его внимание направлено на контроль за произносительной стороной речи, что и требуется на этапе автоматизации звуков.

https://i.pinimg.com/736x/f8/50/da/f850da6a97f17faaa0028a2ff82a04a1--math.jpg

C:\Users\Владимир\Desktop\фото дети\P_20191118_121213.jpg

Интеллект-карты (карта памяти)— это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению.

При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями; метод позволяет,  как бы взглянуть на изучаемый материал комплексно и обзорно, охватить его «единым взором», воспринять как единое целое. Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти, позволяют использовать их для решения самых разнообразных задач. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким, логичным, а речевое высказывание, устный ответ более полным  и точным.

Советы по составлению интеллектуальных карт:

● при построении карты памяти лист бумаги располагают горизонтально;

● в центре страницы записывают или рисуют и обводят главную идею (образ);

● для каждого ключевого момента проводят расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета;

● для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей;

● добавляются символы и иллюстрации;

● писать надо разборчиво (можно заглавными или печатными) буквами;

● важные идеи записывают более крупным шрифтом, подчеркивают слова и используют жирные буквы, яркие цвета;

● для выделения определенных элементов или идей используют линии произвольной формы.

C:\Users\Владимир\Desktop\img18.jpg

Одним из эффективных методов речевого развития ребенка, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна:

1) первая строка — одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2) вторая строка — два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3) третья строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4) четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

5) пятая строка— слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

https://myslide.ru/documents_7/d969918590f77ef1d1c79e845de17bc1/img6.jpg

Можно пользоваться памятками-схемами отражающими последовательность составления.

Примеры синквейна:

Дождь

Грибной, летний.

Льет, капает, стучит.

Я люблю гулять под дождем.

Лужи, тучи, вода.

Можно пользоваться уже готовыми памятками, картами или мнемокартами, а можно составлять их самим. Главная задача данных методик исправить речевые дефекты и сделать речь ребёнка грамотной, красивой и понятной для окружающих.

https://vospitatel.online/storage/app/docs/194/150/000/19415/6090e3a940b63668713208.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный кейс. Использование различных упражнений в работе с трудными словами

Предлагается подборка игр и упражнений со словами. Они позволяют учителю заинтересовать детей, обогатить их словарный запас, сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных ...

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИС...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Большинство детей с общим недоразвитием речи (ОНР) любят рисовать. Они охотно откликаются на такое предложение и с удовольствием принимаются за работу. Шесть лет занимаюсь с детьми с ОНР нетрадиционны...

Описание опыта работы по использованию различных форм и методов проверки предметных умений на уроках математики

Описание опыта работы по использованию различных форм и методов проверки предметных умений на уроках математики (4 класс)...

повышение эффективности коррекции речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями с использованием различных технологий и специального оборудования

laquo;В соответствии с современными педагогическими теориями представление о педагогических технологиях, инновациях связывается с определённым набором базисных техник, использование которых поз...