Профилактика и коррекция дисграфии у школьников
презентация к уроку

Дисграфия («графо»-пишу,  «дис»- расстройство)-  это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловлено несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, двигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность.

Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями). При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглаживается.

Из-за чего происходит дисграфия у школьников?

У ребенка недоразвит или не сформирован фонематический слух и фонематическое восприятие.

Фонематический слух-это:

- способность различать звуки речи;

- опознавать звук в речевом потоке;

- способность различать слова, состоящие из одних фонем, но расположены в отдельной последовательности (сосна-насос);

- способность различать слова, которые отличаются одной фонемой (почка-точка-бочка-дочка-кочка….).

Фонематическое восприятие - это умственные действия по анализу звукового состава. Ребенок не может определить количество, последовательность звуков в слове.

 Сотрудники кафедры логопедии ЛГПИ имени  А.И.Герцена  выделяют следующие виды дисграфии:

  1. Артикуляторно-акустическая дисграфия.
  2. Акустическая дисграфия.
  3. Дисграфия на почве нарушения звукового анализа и синтеза.
  4. Аграмматическая дисграфия.
  5. Оптическая дисграфия.

Приемов и методов в работе с дисграфиками существует много.  Графический диктант.

Именно графический диктант позволяет тренировать учащихся в различении смешанных звуков на сложных по звуковому составу.  Способствует укреплению слуховой наблюдательности и памяти, развивает логическое мышление.

  • Корректурная правка:

 

  • Звуковой анализ слов.

Определение количества звуков в слове с целью предупреждения пропусков букв и вставки лишних букв.

                Словарный диктант: речка              Графическая запись . . . . .  

  •  Слоговой анализ слов для тренировки выделения слов на слоги.
  •  Словарный диктант: летний     Графическая запись:   е     и        стульчики   у и и

Слоги отмечаются с выделением гласных в них, если гласные звучат четко, либо без этого, если гласные в безударной позиции.

Словарный диктант: заморозил             Графическая запись: _  _    _   _

  •  Дифференциация на письме оптически сходных букв.

Бобры добры идут в боры.  б-д.  Графическая запись  Б б д б д б

На площади растут старые тополя.   п-т.  Графическая запись:  - п тт т тп.

  •  Дифференциация согласных звуков по артикуляторно-акустическому сходству.                                           Например: л-р. Раз Валера наловил полное ведро раков. Графическая запись: р лр лл л р р.
  •  Дифференциация согласных звуков  по акустическому сходству.                                                                               з-с.     В воздухе заскользили ласточки. з з с з с
  •  Ударение. Выделение в слове ударного гласного звука. Дети записывают только ударную гласную.

                Словарный диктант: Победа, победил.  Графическая запись:      е        и.

                В лесу высокие сосны.       у-о-о.   Графическая запись:            у о о.

  •  Предлоги.  В  стороне от дороги синел лес.  V  -  V -   -   -.
  •  Определение количества слов в предложении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon disgrafiya.ppt2.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика и коррекция дисграфии у школьников Заместитель директора по УВР Учитель-логопед ТПМПК Жалилова Лилия Наилевна

Слайд 2

Дисграфия – («графо»-пишу, «дис»- расстройство) - это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловлено несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Слайд 3

Письмо

Слайд 4

Дисграфия

Слайд 5

Фонематический слух - способность различать звуки речи; - опознавать звук в речевом потоке; - способность различать слова, состоящие из одних фонем, но расположены в отдельной последовательности (сосна-насос); - способность различать слова, которые отличаются одной фонемой (почка-точка-бочка-дочка-кочка….).

Слайд 6

Фонематическое восприятие это умственные действия по анализу звукового состава. Ребенок не может определить количество, последовательность звуков в слове.

Слайд 7

Виды дисграфии:

Слайд 10

Смешенная дисграфия - Несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей русского языка. Семинар-практикум для учителей по профилактике и коррекции дисграфии у школьников общеобразовательной школы.

Цель семинара-практикума: познакомить учителей русского языка с различными видами дисграфических ошибок, приемами и методами их устранения....

Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР.

Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с  общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в струк...

Примерные игры и упражнения для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников (логоминутки).

В структуре урока логоминутки могут занимать различное место. Проведенные в начале урока, они выступают в качестве увлекательного задания, быстро организующего учащихся, активизирующего зрительное и ...

Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у младших школьников

Вопрос чтения и не читающих современных детей на сегодняшний день встает критически остро. Снижение мотивации к  читательской деятельности и потребности учиться у детей неразрывно связано с...

Игры и упражнения по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза у младших школьников с речевыми нарушениями.

laquo;Дисграфия - частичное расстройство письма, основным симптомом которых является наличие стойких специфических ошибок». Выделяют следующие виды дисграфий:- артикуляционно-акустическая ...

« Формирование регулятивных УУД в процессе профилактики и коррекции дисграфии у младших школьников»

Презентация « Формирование регулятивных УУД в процессе профилактики и коррекции дисграфии у младших школьников»...