Профилактика и коррекция дисграфии у школьников
презентация к уроку
Дисграфия – («графо»-пишу, «дис»- расстройство)- это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловлено несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, двигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность.
Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями). При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглаживается.
Из-за чего происходит дисграфия у школьников?
У ребенка недоразвит или не сформирован фонематический слух и фонематическое восприятие.
Фонематический слух-это:
- способность различать звуки речи;
- опознавать звук в речевом потоке;
- способность различать слова, состоящие из одних фонем, но расположены в отдельной последовательности (сосна-насос);
- способность различать слова, которые отличаются одной фонемой (почка-точка-бочка-дочка-кочка….).
Фонематическое восприятие - это умственные действия по анализу звукового состава. Ребенок не может определить количество, последовательность звуков в слове.
Сотрудники кафедры логопедии ЛГПИ имени А.И.Герцена выделяют следующие виды дисграфии:
- Артикуляторно-акустическая дисграфия.
- Акустическая дисграфия.
- Дисграфия на почве нарушения звукового анализа и синтеза.
- Аграмматическая дисграфия.
- Оптическая дисграфия.
Приемов и методов в работе с дисграфиками существует много. Графический диктант.
Именно графический диктант позволяет тренировать учащихся в различении смешанных звуков на сложных по звуковому составу. Способствует укреплению слуховой наблюдательности и памяти, развивает логическое мышление.
- Корректурная правка:
- Звуковой анализ слов.
Определение количества звуков в слове с целью предупреждения пропусков букв и вставки лишних букв.
Словарный диктант: речка Графическая запись . . . . .
- Слоговой анализ слов для тренировки выделения слов на слоги.
- Словарный диктант: летний Графическая запись: е и стульчики у и и
Слоги отмечаются с выделением гласных в них, если гласные звучат четко, либо без этого, если гласные в безударной позиции.
Словарный диктант: заморозил Графическая запись: _ _ _ _
- Дифференциация на письме оптически сходных букв.
Бобры добры идут в боры. б-д. Графическая запись Б б д б д б
На площади растут старые тополя. п-т. Графическая запись: - п тт т тп.
- Дифференциация согласных звуков по артикуляторно-акустическому сходству. Например: л-р. Раз Валера наловил полное ведро раков. Графическая запись: р лр лл л р р.
- Дифференциация согласных звуков по акустическому сходству. з-с. В воздухе заскользили ласточки. з з с з с
- Ударение. Выделение в слове ударного гласного звука. Дети записывают только ударную гласную.
Словарный диктант: Победа, победил. Графическая запись: е и.
В лесу высокие сосны. у-о-о. Графическая запись: у о о.
- Предлоги. В стороне от дороги синел лес. V - V - - -.
- Определение количества слов в предложении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgrafiya.ppt | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дисграфия – («графо»-пишу, «дис»- расстройство) - это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловлено несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
Письмо
Дисграфия
Фонематический слух - способность различать звуки речи; - опознавать звук в речевом потоке; - способность различать слова, состоящие из одних фонем, но расположены в отдельной последовательности (сосна-насос); - способность различать слова, которые отличаются одной фонемой (почка-точка-бочка-дочка-кочка….).
Фонематическое восприятие это умственные действия по анализу звукового состава. Ребенок не может определить количество, последовательность звуков в слове.
Виды дисграфии:
Смешенная дисграфия - Несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО учителей русского языка. Семинар-практикум для учителей по профилактике и коррекции дисграфии у школьников общеобразовательной школы.
Цель семинара-практикума: познакомить учителей русского языка с различными видами дисграфических ошибок, приемами и методами их устранения....
Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР.
Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в струк...
Примерные игры и упражнения для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников (логоминутки).
В структуре урока логоминутки могут занимать различное место. Проведенные в начале урока, они выступают в качестве увлекательного задания, быстро организующего учащихся, активизирующего зрительное и ...
Консультация для родителей на тему: «Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у младших школьников» 2 класс
Консультация для родителей - Дисграфия и дислексия...
Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у младших школьников
Вопрос чтения и не читающих современных детей на сегодняшний день встает критически остро. Снижение мотивации к читательской деятельности и потребности учиться у детей неразрывно связано с...
Игры и упражнения по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза у младших школьников с речевыми нарушениями.
laquo;Дисграфия - частичное расстройство письма, основным симптомом которых является наличие стойких специфических ошибок». Выделяют следующие виды дисграфий:- артикуляционно-акустическая ...
« Формирование регулятивных УУД в процессе профилактики и коррекции дисграфии у младших школьников»
Презентация « Формирование регулятивных УУД в процессе профилактики и коррекции дисграфии у младших школьников»...