Мастер-класс "Красивая речь -залог успеха!"
методическая разработка по логопедии
- Создание условий для речевого развития школьников в семье, повышение педагогической культуры родителей, гармонизация детско-родительских отношений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zayavka_nedelya_psihologii.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В Оргкомитет муниципальной
Недели психологии
Заявка на участие в Фестивале психолого-педагогических находок
Я, Игина Ольга Владимировна, учитель-логопед Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия № 5 им. Е.Е. Парфенова»
(Ф.И.О. (полностью), должность, полное наименование ОО, согласно Уставу, район/город)
Направляю методическую разработку по теме: Мастер-класс для родителей «Красивая речь – залог успеха» для участия в номинации Фестиваля: «Зорко одно лишь сердце… Самого главного глазами не увидишь»
(название номинации)
Информация об апробации (когда, с кем/категория, количество/ и сколько раз проводилось, результат и эффективность). Мероприятие проводилось 06.04.2022 год, в 17.30. Присутствовало 14 человек. Родители получили знания и практические навыки по применению речевых игр в домашних условиях. Проведенное вместе время улучшает детско-родительские отношения.
Контакты: сот. тел. 89030724816
электронная почта: igina73@mail.ru
Автор (авторский коллектив в составе) Игина Ольга Владимировна
(ФИО полностью)
Согласен(-сны) на внесение сведений в базу данных об участниках фестиваля, использование с возможностью редакторской обработки и размещение предоставленных материалов в СМИ, на Интернет-ресурсах в свободном доступе с обязательным указанием авторства
Подпись____________________/Игина О.В./ ФИО
«08» апреля 2022 г.
Схема описания методической разработки
Родительское собрание
Мастер-класс
Тема: «Красивая речь – залог успеха»
Цель мероприятия:
- Создание условий для речевого развития школьников в семье, повышение педагогической культуры родителей, гармонизация детско-родительских отношений
Формы проведения: мастер-класс.
Участники мероприятия: учитель-логопед, родители.
Планируемый результат:
- Ознакомление родителей с задачами речевого развития детей школьного возраста;
- Обучение родителей разным видам игр и игровых заданий для развития речи детей;
- Получение родителями практических навыков по их применению в домашних условиях;
- Улучшение детско-родительских отношений
Материалы и оборудование: запись спокойной музыки, буклеты (по количеству участников), мяч, зеркала настольные, презентация, карандаши, карточки, игры и игровые пособия.
Время проведения: 06.04. 2022 г., 17.30
План мероприятия:
1. Вступительная часть: «Задачи речевого развития школьников»
2. Мастер-класс «Играем, развивая»:
- Артикуляционная гимнастика, как основа формирования правильного звукопроизношения;
- Пальчиковая гимнастика;
- Игры и упражнения для развития фонематического слуха;
- Упражнения для развития навыков словообразования и словоизменения, связной речи.
3. Диалог с родителями (разные вопросы по профилактике дисграфии);
4. Выставка методической литературы, игр.
Ход мероприятия.
- Вступительная часть.
Учитель-логопед: Добрый вечер, уважаемые родители! Рада видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи школьников. Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Не секрет, что грамотная речь для слуха приятна. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос всесторонне развитой личностью, был социализирован в обществе. Но, что надо сделать, чтобы достичь такого успеха, знают не все родители. Уже с раннего детства необходимо заниматься с ребёнком. Поскольку дошкольное детство – ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для успешного обучения в школе. Становление и совершенствование речи ребёнка – это не только восприятие и понимание словесной информации, но и развитие памяти, внимания, логического мышления. Иными словами, уча ребёнка говорить, вы учите его думать. К сожалению, данные последних лет, говорят о повышении количества детей «неготовых» к обучению в школе. Ученик с низким уровнем школьной готовности может добиться в учёбе достаточно хороших успехов, но даётся это ему более высокой ценой, чем одноклассникам, более подготовленным к обучению в школе, ценой невероятных усилий дополнительных занятий. Это приведёт к ухудшению здоровья, психоневротическим расстройствам. Но всего этого можно избежать, занимаясь с ребёнком ежедневно.
Речевые навыки и умения, которыми должен обладать школьник
1. Звуковая сторона речи. Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение отражается на письме. Ребёнок пишет, как говорит.
2. Фонематические процессы. Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме.
3. Языковой анализ и синтез. В основе его лежит умение ребёнка делить предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения, наиболее распространённое искажение звуко - буквенной структуры слова.
4. Грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые. Словоизменения: изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы. Словообразование: образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова; притяжательные и относительные прилагательные от существительных. Недоразвитие этого навыка проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
5. Словарь. Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного.
6. Связная речь. Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу), пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей). Недоразвитие связной речи ведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений. В психологическом развитии речь играет огромную роль. Плохая, невнятная речь делает ребёнка замкнутым, застенчивым, молчаливым. Он пассивен на уроках и в общественной жизни школы и класса. Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе с детьми. Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на проблемы ребенка и помочь ему.
Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко и сегодня беспокоит то, что растет число школьников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, детей со слабо развитой связной речью, однообразной речью, не богатым словарным запасом.
Сформированная в России в течение многих десятилетий система школьного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного и школьного образования (ФГОС).
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров школьного образования. К моменту поступления в школу, ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих чувств, выделять звуки в словах. Но, к сожалению, недостаточное речевое развитие по-прежнему остается актуальным в школьном возрасте.
Для развития речи ребенка недостаточно традиционных форм общения – разговор и рассказ, чтение книг, сказки. Необходимо включать в общение с детьми и пальчиковые игры, и артикуляционные гимнастики для лучшего развития речевого аппарата, словесные игры. Развитие речи школьников в игре — это еще и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Вы можете помочь ребенку в развитии речевых навыков. Я вам сегодня предлагаю побыть в роли детей и поиграть.
2. Мастер-класс.
Игротренинг с родителями.
Логопед: почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и взрослым помогают игры. Предлагаю для этого вам поиграть в игру «Комплимент». Сейчас мы будем передавать по кругу мяч. Когда вы возьмете его в руки, нужно будет представиться: назвать свое имя и отчество и, передавая соседу, сказать ему комплимент. Логопед проводит игру «Комплимент». Цель игры: установить контакт между родителями, сформировать у них положительный настрой.
Проведение артикуляционной гимнастики (использование презентации)
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, участвующих в речевом процессе.
Для того чтобы Ваш ребёнок научился выговаривать трудные звуки, его язык и губы должны быть гибкими и сильными, сохранять нужное положение, без особых усилий делать повторяющиеся переходы от одного положения к другому.
Правила проведения гимнастики:
1.Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться ежедневно по 5-10 минут.
2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.
3. В начальный период артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом!
Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребёнок видел в нём себя ивзрослого.
4. Все упражнения должны выполняться точно и плавно.
Проведение пальчиковой гимнастики
Логопед: Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное высказывание В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.
Я хочу вас познакомить с пальчиковой гимнастикой:
«АПЕЛЬСИН»
Мы делили апельсин. (Дети «разламывают» апельсин.)
Много нас, (Показывают 10 пальцев.)
А он один. (Показывают 1 палец.)
Эта долька — для ежа. (Загибают пальцы левой руки.)
Эта долька — для стрижа.
Эта долька — для утят.
Эта долька — для котят.
Эта долька — для бобра.
А для волка — кожура. (Бросательное движение правой рукой.)
Он сердит на нас — (Сжимают кулаки и прижимают
Беда!!! их к груди.)
Разбегайтесь — («Бегут» пальцами по столу.)
Кто куда!
Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками.
Пальчиковая игра «Проглот».
Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:
«У меня живет проглот,
Все подряд проглот жует,
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота».
Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.
В качестве таких предметов для пальчиковых игр можно использовать природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и др.), любые мелкие игрушки, мозаики, детали конструкторов, спички без серы и многое другое. Но главное условие это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно.
Например, можно играть в «Золушку» - отделить горох от фасоли и боба, или перебрать какую - то крупу. Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности, поскольку с мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых.
Можно поиграть в «строителей» - построить дома из счетных палочек или спичек без серы.
Можно поиграть в «швею» - смотать нитки в клубочек или намотать их на шпульки, можно выложить картинку по образцу.
Можно придумывать свои игры - здесь большой простор для фантазии.
Игры для развития фонематическог слуха
- «Хлопните в ладоши, если услышите звук ….. А, О, М, Т»
- Игра «Цепочка слов». Мы поочередно называем слова, но каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч - чемодан - нитки…).
- Игра « Эхо». Повторите слоговой ряд: га-ка-га ка-га-ка го-ко-го
ко-го-ко ку-гу-ку
- «Прослушайте слоги, запишите первую букву каждого слога»
та,дя, по, до, то, ты,ды, до, тя, те, де, дя; тла, для ,тло, дло, тля, дли, тлы, дра, тра, тру, дру.
- «Измените в слове букву д на т, и получите новое слово»
дом-том дачка- тачка Дима- Тима дочка – точка удочка- уточка
Душ-тушь дело- тело плоды –плоты день-тень.
- «Измените в слове букву г на к, и получите новое слово»
горка – корка гости – кости кол –гол калька – галька
грот – крот икра-игла Галина – калина голос – колос
- «Измените в слове букву з нас, и получите новое слово. Составь предложение с эти словом»
Зуб - суп коза - коса зыбь - сыпь солить - залить сев - зев злить - слить
- «Исправь ошибки в стихах» (крточки)
«Ра-ра-ра, начинается игра»
Подбор слов со слогом «ра»
Ру-ру-ру, продолжаем мы игру
Подбор слов со слогом «ру»
Ро-ро-ро, мы играем хорошо,
Ры-ры-ры, вот слова со слогом «ры».
Упражнения для развития навыков словообразования и словоизменения, связной речи.
Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры. Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй речи. Развивают внимание, память, сообразительность.
Я предлагаю Вам разучить некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком.
«Подберите эпитеты к словам» («Какой?»)
-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)
-человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
-дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
-луна (яркая, растущая и т. д.)
мяч (резиновый, круглый, большой, красный)
«Семейная олимпиада»
Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и
существительного, развитие словаря признаков. В эту игру интереснее играть
всей семьей, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у
ребенка к таким играм. Загадываем любое слово, обозначающее предмет.
Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-
признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".
Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая,
высокая, густая, скользкая, сухая, болотная. Побеждает тот, кто назовет
последним слово-признак.
«Назови предмет»
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.
(Перебрасывая мяч различными способами, педагог задает вопрос, на который взрослый, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч.Педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему родителю, ожидая ответа от него.)
1. Что бывает круглым? (мяч, шар, сыр)
2. Что бывает длинным? (шарф, пальто, шнурок)
3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало) и т. д.
4. Что бывает квадратным?
Игра «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и говорю слово. Игрок, поймавший мяч, называет слово противоположное по значению. Например: сильный - слабый, теплый - холодный, высокий - низкий, добрый – злой.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
Игра «Назови одним словом». Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна - деревья).
Игра «Подбери много слов». Я называю глагол, а вы должны подобрать к нему слова, подходящие по смыслу
- летит - воробей, комар, жук, пчела;
- плачет - ребенок, человек, кошка;
- плавает - кораблик, рыба, утка.
Игра «Найди лишний предмет».
Работа по карточкам, на которых изображены 4 предмета, один из которых не подходит (кастрюля, сковорода, кружка и стол). Стол лишний, потому что это мебель, а не посуда.
Игра «Найди по цвету».
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде
и числе. Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов
разного цвета. Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной
форме (род, число), а ребенок находит предметы данного цвета, которые
подходят к этой форме прилагательного. Например:
Красное - яблоко, кресло, платье.
Желтая - репа, краска, сумка.
Синий - василек, баклажан, карандаш.
Игра «Выбери правильное слово»
Ребенку предлагаем выбрать одно слово из предложенных, подходящее по смыслу. Например:
- По двору бегали (желтые, зеленые, оранжевые) цыплята.
- Папа на работу взял (корзинку, сумку, рюкзак)
- Снег выпадет (зимой, летом, весной)
- Пароход передвигается по (рельсам, дороге, воде)
- Белка живет (в конуре, дупле, берлоге)
- После еды мы (прощаемся, благодарим, здороваемся)
- В лесу мы собирали (карандаши, грибы, конфеты)
Игра «Цепочка слов»
Цель: обогащение словаря прилагательных.
Суть этой игры по развитию речи школьников заключается в подборе слов - существительных и прилагательных - объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов. Например, исходное слово «цветок».
Логопед: Какой бывает цветок?
Родитель: Яркий, красивый, большой.
Логопед: Что еще большим бывает?
Родитель: Дом, деревья, животные.
Логопед: Какие бывают животные?
Родитель: Дикие, хищные, домашние.
Логопед: Кто из животных бывает домашним?
Родитель: Собака, корова, кошка.
Логопед: Кошка, бывает какая?
Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная.
Логопед: Что еще бывает разноцветным?
Родитель: Радуга, платье, телевизор.
Логопед: Каким еще может быть платье?
Родитель: Шелковым, новым, прямым.
Логопед: Что еще может быть прямым?
Игра Скороговорки»
Проговаривание скороговорок в разном темпе и с разной интонацией. Быстро, медленно, громко, тихо, шепотом. Ищите новые варианты эмоциональной окраски: печаль, вопросительные интонации, удивление, просьба, возмущение.
3. Диалог с родителями (разные вопросы по профилактике дисграфии)
Учитель-логопед: Таким образом, благодаря нашей совместной работе нам удастся своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом школы, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности. Хочется пожелать Вам, дорогие родители, чтобы речь Вашего ребёнка была полной, красивой и связной. Желаю Вам терпения и удачи!
4. Выставка методической литературы, игр.
Используемые источники:
- Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001г.
- Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. – Ярославль: ТОО "Гринго", 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Создание коррекционно-развивающей среды - залог успеха в обучении младших школьников"
Методические рекомендации по коррекционно-развивающему обучению....
Презентация "Поиск и увлечённость - залог успеха в обучении"
В презентации представен опыт работы по использованию деятельностного подхода в обучении младших школьников...
Качественное образование - залог успеха школы
В докладе раскрывается политика, миссия школы по проекту: «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области», р...
Родительское собрание. Содружество семьи и школы -залог успеха в формировании ЗОЖ.
Забота о сохранении здоровья учащегося - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива, родителя и самого ребенка....
Качество образования – залог успеха школы.
Выступление на педсовете...
Письменная речь -залог успеха школьной успеваемости.
Презентация может быть использована на родительском собрании начальных классов....
Правильная речь- залог успеха первоклассника»
Все родители мечтают о том, чтобы учился ребёнок легко и с удовольствием. А это во многом зависит от того, как ребёнок подготовлен к школе. Подготовка ребенка к успешному обучению в школе — глав...