Обучение грамоте звук и буква Х
план-конспект по логопедии

Иконникова Ольга Сергеевна

Конспект по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_h.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Опорный конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква Х".

  • Тема: Знакомство со звуками  X — Хь. Буква Х.
  • Цель: научить ребёнка характеризовать звуки X и Хь по акустическим и артикуляционным признакам.
  • Задачи:

Коррекционно-развивающие:        упражнять ребёнка в определении места звуков в словах;  упражнять в анализе предложений;  развивать фонематические процессы.

Педагогические задачи: работа над связной речью, развитие чувства языка, памяти мышления, воспитание  у ребёнка умения вслушиваться в свою речь и речь окружающих.

Оборудование: зеркало, картинки для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки X, Хь; буква X, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы,  наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения, дудочки, бумага, карандаши.

Использованная литература: Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педагогических  институтов по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)»; Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей  правильного произношения М.,1989.

 Ход занятия

Этапы

занятия

Деятельность логопеда

Предполагаемая деятельность ребёнка

Оборудование

1.Организационный момент.

                 

Логопед (выкладывает на доску картинки): Посмотри внимательно! Девочка пытается согреть пальчики на руках и при этом поизносит: «Х-х-х». А хоккеист скользит по льду, а его коньки издают звук: хь-хь-хь. Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками X и Хь и научимся их различать.

Слушает.

2. развитие артикуляционной моторики.

Работа над развитием дыхания и голоса.

Улыбнуться, удержать улыбку под счет до пяти.

Чистим нижние зубы.

Попеременное надувание щек.

Игра «Дудочка». Ребёнок дует в

свою дудочку, меняя тональность: тихо  -громко-тихо. Затем дудочку кладёт на стол и на выдохе протяжно произносит: А – о – у – ы.                 У        Ы        .

Ребёнок делает гимнастику, дует в дудочку.

Дудочка.

3.Акустико - артикуляционный образ звуков.

Ребёнок  поочередно произносит звуки X и Хь, а затем характеризует их. Звуки X и Хь — согласные (преграду для воздуха создает корень языка). Звук X — твердый, обозначаем фишкой синего цвета, а звук Хь — мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета. Оба звука глухие, так как голосовые связки не вибрируют (горлышко молчит).

Выполняет задание логопеда.

Фишки синего и зелёного цвета.

4. Развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопай, топай, не зевай».

Логопед произносит ряд слогов, в котором присутствуют слоги со звуками X и Хь. На слоги со звуком X ребёнок хлопает, а со звуком Хь - топает.

Выполняет задание логопеда.

5.Физкультминктка.

Пекарь, пекарь,

Из муки испеки нам колобки,

Да сушки — Ванюшке,

Да баранки — Танюшке,

Да бублики — Гришке,

Да крендель — Маришке.

Хлопает в ладоши.

Печёт колобки.

Соединяет большой и указательный палец.

Соединяет   большой   и средний .

Соединяет   большой   и безымянный .

Соединяет большой и мизинец.

6. Закрепление звука в слогах, словах.

Звуковой анализ слогов ХА, ХИ. Логопед выкладывает схемы слогов на доске, а ребёнок говорит, какая из схем к какому слогу подходит.

Звуковой анализ слов хек и мох с выкладыванием графической схемы и указанием заданных звуков на схеме. При этом особое внимание логопед уделяет показу на схеме звуков X и Хь.

Ребёнок показывает и говорит о местоположений звуков в слове.

Наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.

7. Закрепление звука в тексте.

Повторение скороговорок вслед за логопедом. Сшила блоха на пуху балахон,

 В нем выходила блоха на балкон.

Н. Боровков

Сели слева три старухи,

 Съели хлеба три краюхи.

Ребёнок повторяет.

8. Знакомство с буквой Х

Демонстрация карточки с буквой Х. Из каких элементов состоит? На что похожа? Нарисуй такую же.

Ребёнок рисует.

Бумага, карандаши.

9.Организация окончания занятия.

Логопед: Какие звуки были у нас гостями на занятии? Чем они похожи, а чем отличаются? Логопед хвалит ребёнка за то, что он хорошо занимался и предлагает самостоятельно поиграть паровозиком.

Ребёнок играет.

Паровозик.

Анализ занятия:

Содержание занятия строится в соответствии с его темой и основной целью, а также перспективным планом работы. В начале занятия логопед создает мотивацию у ребенка, которую сохраняет в ходе всего занятия. На занятии используется дидактический материал в достаточном количестве. Занятие строится от простого к сложному (звук, слог, слово, предложение). Каждый этап четко обозначен, но в то же время наблюдается плавность перехода от одного этапа занятия к другому. Деятельность ребенка педагог активизирует при помощи наводящих вопросов, похвалы. Педагог легко устанавливает контакт с ребенком, «прислушивается» к его личности. Постоянно контролирует речь ребенка, заостряет внимание на сложных моментах. Напоминает ребенку о его неповторимости, закрепляет уверенность в том, что цель будет достигнута. Таким образом, план занятия выполнен, цели, поставленные перед педагогом достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Звук "щ". Буквы "Щщ"

На уроке дети знакомятся с новым звуком и буквами, обозначающими этот звук. Урок проходит в занимательной форме, которая способствует запоминанию буквы....

Обучение грамоте "Звуки и буквы Ж, Ш"

Конспект урока в 1 классе по обучению грамоте поможет закрепить знания о парных согласных звуках [ж], [ш]; продолжить наблюдение над написанием слогов ЖИ – ШИ; продолжает работу на нахождение родст...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Урок обучения грамоте . Звук и буква Щ

Конспект урока обучения грамоте в 1классе.   Учитель: Мошникова Татьяна Владимировна Тема урока:...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. ЗВУК [щ], БУКВЫ Щ,щ

Данный материал знакомит с творчеством Л.Н.Толстого,способствует привитию любви к чтению и формированию навыков чтения....

Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"

Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...