Обучение грамоте звук и буква Х
план-конспект по логопедии
Предварительный просмотр:
Опорный конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква Х".
- Тема: Знакомство со звуками X — Хь. Буква Х.
- Цель: научить ребёнка характеризовать звуки X и Хь по акустическим и артикуляционным признакам.
- Задачи:
Коррекционно-развивающие: упражнять ребёнка в определении места звуков в словах; упражнять в анализе предложений; развивать фонематические процессы.
Педагогические задачи: работа над связной речью, развитие чувства языка, памяти мышления, воспитание у ребёнка умения вслушиваться в свою речь и речь окружающих.
Оборудование: зеркало, картинки для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки X, Хь; буква X, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения, дудочки, бумага, карандаши.
Использованная литература: Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)»; Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения М.,1989.
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность логопеда | Предполагаемая деятельность ребёнка | Оборудование |
1.Организационный момент.
| Логопед (выкладывает на доску картинки): Посмотри внимательно! Девочка пытается согреть пальчики на руках и при этом поизносит: «Х-х-х». А хоккеист скользит по льду, а его коньки издают звук: хь-хь-хь. Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками X и Хь и научимся их различать. | Слушает. | |
2. развитие артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса. | Улыбнуться, удержать улыбку под счет до пяти. Чистим нижние зубы. Попеременное надувание щек. Игра «Дудочка». Ребёнок дует в свою дудочку, меняя тональность: тихо -громко-тихо. Затем дудочку кладёт на стол и на выдохе протяжно произносит: А – о – у – ы. У Ы . | Ребёнок делает гимнастику, дует в дудочку. | Дудочка. |
3.Акустико - артикуляционный образ звуков. | Ребёнок поочередно произносит звуки X и Хь, а затем характеризует их. Звуки X и Хь — согласные (преграду для воздуха создает корень языка). Звук X — твердый, обозначаем фишкой синего цвета, а звук Хь — мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета. Оба звука глухие, так как голосовые связки не вибрируют (горлышко молчит). | Выполняет задание логопеда. | Фишки синего и зелёного цвета. |
4. Развитие фонематического слуха. Игра «Хлопай, топай, не зевай». | Логопед произносит ряд слогов, в котором присутствуют слоги со звуками X и Хь. На слоги со звуком X ребёнок хлопает, а со звуком Хь - топает. | Выполняет задание логопеда. | |
5.Физкультминктка. | Пекарь, пекарь, Из муки испеки нам колобки, Да сушки — Ванюшке, Да баранки — Танюшке, Да бублики — Гришке, Да крендель — Маришке. | Хлопает в ладоши. Печёт колобки. Соединяет большой и указательный палец. Соединяет большой и средний . Соединяет большой и безымянный . Соединяет большой и мизинец. | |
6. Закрепление звука в слогах, словах. | Звуковой анализ слогов ХА, ХИ. Логопед выкладывает схемы слогов на доске, а ребёнок говорит, какая из схем к какому слогу подходит. Звуковой анализ слов хек и мох с выкладыванием графической схемы и указанием заданных звуков на схеме. При этом особое внимание логопед уделяет показу на схеме звуков X и Хь. | Ребёнок показывает и говорит о местоположений звуков в слове. | Наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения. |
7. Закрепление звука в тексте. | Повторение скороговорок вслед за логопедом. Сшила блоха на пуху балахон, В нем выходила блоха на балкон. Н. Боровков Сели слева три старухи, Съели хлеба три краюхи. | Ребёнок повторяет. | |
8. Знакомство с буквой Х | Демонстрация карточки с буквой Х. Из каких элементов состоит? На что похожа? Нарисуй такую же. | Ребёнок рисует. | Бумага, карандаши. |
9.Организация окончания занятия. | Логопед: Какие звуки были у нас гостями на занятии? Чем они похожи, а чем отличаются? Логопед хвалит ребёнка за то, что он хорошо занимался и предлагает самостоятельно поиграть паровозиком. | Ребёнок играет. | Паровозик. |
Анализ занятия:
Содержание занятия строится в соответствии с его темой и основной целью, а также перспективным планом работы. В начале занятия логопед создает мотивацию у ребенка, которую сохраняет в ходе всего занятия. На занятии используется дидактический материал в достаточном количестве. Занятие строится от простого к сложному (звук, слог, слово, предложение). Каждый этап четко обозначен, но в то же время наблюдается плавность перехода от одного этапа занятия к другому. Деятельность ребенка педагог активизирует при помощи наводящих вопросов, похвалы. Педагог легко устанавливает контакт с ребенком, «прислушивается» к его личности. Постоянно контролирует речь ребенка, заостряет внимание на сложных моментах. Напоминает ребенку о его неповторимости, закрепляет уверенность в том, что цель будет достигнута. Таким образом, план занятия выполнен, цели, поставленные перед педагогом достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте "Звук "щ". Буквы "Щщ"
На уроке дети знакомятся с новым звуком и буквами, обозначающими этот звук. Урок проходит в занимательной форме, которая способствует запоминанию буквы....
Обучение грамоте "Звуки и буквы Ж, Ш"
Конспект урока в 1 классе по обучению грамоте поможет закрепить знания о парных согласных звуках [ж], [ш]; продолжить наблюдение над написанием слогов ЖИ – ШИ; продолжает работу на нахождение родст...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Урок обучения грамоте . Звук и буква Щ
Конспект урока обучения грамоте в 1классе. Учитель: Мошникова Татьяна Владимировна Тема урока:...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. ЗВУК [щ], БУКВЫ Щ,щ
Данный материал знакомит с творчеством Л.Н.Толстого,способствует привитию любви к чтению и формированию навыков чтения....
Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"
Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...