Итоговое занятие «Путешествие по дорожке звуков на планету «Буквозвук».
рабочая программа по логопедии (1 класс)
Итоговое занятие разработано с целью отслеживания знаний, умений и навыков у учащихся младшего школьного возраста и дошкольников по освоению программы. В конспект занятия включены игры и игровые приемы, логопедические упражнения и задания, направленные на выявление тех знаний и умений, которыми ребенок овладел в течение года. Форма занятия - игровое путешествие по звукам и буквам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Итоговое занятие«Путешествие по дорожке
звуков на планету «Буквозвук».
Цель занятия: проверка знаний учащихся по итогам освоения ДОП.
Тема: «Путешествие по дорожке звуков на планету «Буквозвук»
Цель: Обобщение и систематизация знания детей, полученных на логопедических занятиях в течение полугодия
Ход занятия:
Логопед: -Сегодня у нас будет необычное и интересное занятие. Мы с тобой отправимся в путешествие на большую и интересную планету «Буквозвук». По дороге на планету мы встретим деда Звукоеда, выполним задания, которые он нам приготовил. Ну, что отправляемся в путешествие на воздушном шаре. Ой, посмотри, а вот и дед Звукоед, давай рассмотрим его, как он выглядит.
Выполнение упражнения № 1 к разделу «Знакомство с артикуляционным аппаратом»
Задание: Рассмотри и назови все части лица.
Задание: дед Звукоед загадывает загадки.
1.Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят. /Глаза/
2.Тридцать два молотят,
А один поворачивает. /Язык и зубы/
3.Между двух светил я в середине. /Нос/
4.Белые силачи рубят калачи,
А красный говорун новые подкладывает. /Зубы, язык/
5.Две соседки-красавицы встретиться пытаются,
Поболтать, посмеяться, о своём пошептаться,
Но гора на их пути — не перелезть, не обойти. /Щеки/
6.Если б не было его, Не сказал бы ничего. /Язык/
Логопед: -Молодец! Выполнены все задания, и мы отправляемся дальше путешествовать. Ой, посмотри, наш воздушный шар стал сдуваться, срочно надо наполнить воздухом шар. Будем интенсивно дышать.
Выполнение упражнения № 2 к разделу «Дыхательная гимнастика»
Задание: упражнение «Насос», «Мыльные пузыри».
Задание: назови основные органы дыхания?
Логопед: -Наш воздушный шар накачен, и мы отправляемся дальше. Но, что случилось с дедом Звукоедом. Посмотри, он рассержен и запутался, в каких то картинках. Не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Надо деду Звукоеду помочь.
Выполнение упражнения № 3 к разделу «Гласный звук»
Задание: -Что это нарисовано на картинках? /Буквы/. Их много и они разные. Надо нам помочь Звукоеду разложить буквы по домикам. В красный домик поселятся красные буковки, а в синий – синие буковки.
- А как ты думаешь, почему ты их так расселила? /красные - гласные, синие - согласные/. А из чего состоят слова? /Из звуков/. На какие группы делятся все звуки русского языка? /На гласные и согласные звуки/.
- Давай назовем с тобой какие звуки поселились у нас в красном домике /А,О,У,И,Я,Е,Ю,Ы,Э/. А чем отличаются звуки, которые живут в красном домике от синего? /Произношением. Их можно петь, тянуть../.
Задание:-Давай теперь около домика красного посадим сад. Посмотри перед тобой картинки с изображение цветов, деревьев. Выбери только те картинки, которые начинаются с гласного звука. /Астра, ирис, одуванчик, ель, акация/. Ну вот Звукоед, мы справились с заданиями, не только помогли тебе разобрать картинки и расселить звуки, но и посадить красивый сад.
Логопед: А сейчас мы отправляемся дальше на планету «Буквозвук». А чтобы нам, было, не скучно пока летим, давай представим, что мы уже на планете не известной нам. И там живут одни инопланетяне, которые не говорят на русском языке. Они часто путают слова в предложениях.
Выполнение упражнения № 4 к разделу «Согласный звук. Сонорные согласные звуки»
Задание: Давай поможем им «подружить» слова и предложения правильно.
Образец: Грядка, репа, расти на – Репа растет на грядке.
1.Лиса, нору, роет.
2.Макар, повар, базар, ходил.
3.Костер, бобер, разводил.
4.Сыр, любит, Мурка.
5.Лединцы, лилипуты, лопали.
Логопед: Посмотри, а в этих словах, какие звуки встречаются чаще всего? Назови их. /Р,Л/. А какие это звуки? /Сонорные/.
Задание: Дед Звукоед предлагает выполнить задание.
1)выбрать картинки в названии которых есть сонорные звуки Р и Л;
2)обобщить картинки в родовые группы;
3)составить из них геометрическую фигуру похожую на наш шар, на котором мы летим на планету.
Задание: -А сейчас наше путешествие продолжится на веселом паровозике. Но кроме нас с тобой путешествовать будут и другие пассажиры. Посмотри на картинке и назови их. /Лось, рысь, лиса, рыба, скворец, корова, лягушка, ворона, ласточка, черепаха/. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадают с количеством окошек вагончиков) и определи в какой позиции находится звук в слове /начале, середине, конце/.
Логопед: Молодец, рассадили всех пассажиров по вагончикам. И путешествуем дальше.
Выполнение упражнения № 4 к разделу «Согласный звук. Звонкие и глухие согласные»
Задание: -А пока едем, поиграем в игру «Колокольчик». Я буду произносить различные звуки, а ты если звук звонкий то звонишь в колокольчик, а если глухой закрываешь уши ручками.
Выполнение упражнения № 4 к разделу «Согласный звук. Свистящие согласные звуки»
Задание: - Ой, посмотри, нам на пути встретился теремок. Давай остановимся и посмотрим, кто в теремочке живет, кто в не высоком живет. Висят таблички с названием жильцов теремка: ….апля, ….аяц, …трекоза. Я не могу понять, кто же здесь проживает, висят таблички, а первые буквы в словах исчезли. Наверно дед Звукоед решил подшутить над нами и похитил звуки. Надо срочно все исправить. /Цапля, заяц, стрекоза/. И так звуки найдены, и мы узнали теперь, кто здесь проживает. А вот что это за звуки можешь мне сказать, а то дед Звукоед опять похитит их. /Свистящие/.
Логопед: Ну а сейчас нам предстоит, пересесть на воздушный шар и совершить последний полет, приземлившись на планету «Буквозвук». Летим!!
Выполнение упражнения № 4 к разделу «Согласный звук. Шипящие согласные звуки»
Задание: Поднимается сильный ветер – шшшшшшшшшш /шумим/.
- Скажи, а какой звук похож на шум ветра. /Ш/. Охарактеризуй этот звук /шипящий, согласный/. А какие еще ты знаешь шипящие звуки /Ж, Щ, Ч/. На что похож по звучанию звук Ж /едет машина/, звук Щ /шипит змея/ , звук Ч /тикают часики/. Молодец!
Логопед: Ну, вот мы с тобой приземлились на планету «Буквозвук». А как ты думаешь, почему эта планета так называется? /Состоит из букв и звуков/. Молодец! И сегодня мы с тобой вспомнили и увидели только часть этой замечательной планеты. Остальному нам предстоит с тобой еще научиться. Ну а дед Звукоед, нам в этом поможет.
Предварительный просмотр:
И.Г. Роговцова
Управление образования
администрации Тяжинского муниципального округа
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Тяжинский центр дополнительного образования»
Принято Утверждаю:
на педагогическом совете директор МБУДО «ТЦДО»
от «25» мая 2022г. ________О.В. Петрова
Протокол № 8 приказ № 22 от «25» мая 2022г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Речевая карусель»
Базовый уровень
Возраст учащихся: 5 – 10 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Роговцова
Ирина Геннадьевна, педагог
дополнительного образования
п.г.т. Тяжинский, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………. 1.2. Цель и задачи программы ………………………………………………… 1.3. Содержание программы …………………………………………………… 1.3.1. Учебный план………………………………………………………….. 1.3.2. Учебно-тематический план …………………………………………. 1.3.3. Содержание учебно-тематического плана ………………………… 1.4. Планируемые результаты …………………………………………………. РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ …………………………………………………………………………... 2.1. Календарный учебный график …………………………………………… 2.2. Условия реализации программы …………………………………………. 2.3. Формы аттестации / контроля ……………………………………………. 2.4. Оценочные материалы …………………………………………………….. 2.5. Методические материалы …………………………………………………. 2.6. Список литературы ………………………………………………………… | 3 6 7 7 8 10 20 21 22 24 24 25 28 |
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Речевая карусель» социально-гуманитарной направленности.
Данная программа разработана в соответствии с:
- Конвенцией о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989г.);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг.»;
- Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р «Концепция развития дополнительного образования до 2030г.»;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил» СП 2.4.3648-20 № 28 от 28.09.2020г. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказом Департамента образования и науки Кемеровской области от 05 мая 2019 г. № 740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей»;
- Уставом МБУДО «Тяжинский центр дополнительного образования»
Актуальность программы. Дети с нарушением речи рассматриваются как одна из наиболее уязвимых категорий детей с точки зрения их социальной успешности и личностного развития. Проблема обучения, воспитания и социализации таких детей является актуальной как для России, так и для нашего поселка, поскольку число таких детей за последние годы резко возросло. В условиях нашего учреждения, чаще всего, среди дошкольников и младших школьников, встречаются дети с речевыми расстройствами. Коррекцию речи затрудняет недоразвитие психических функций, особенно познавательной деятельности. Всё это, в совокупности, препятствует общению с окружающими, затрудняет в дальнейшем процесс обучения в школе.
В связи с тем, что у таких детей, как правило, страдают все стороны речевой системы, в большей или меньшей степени, встает необходимость составления такого содержания планирования, которое сможет предупредить и корригировать данную проблему. В связи с этим разработана данная программа.
Своевременное и личностно - ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции является необходимым условием полноценной интеграции детей с речевыми нарушениями в среду нормально развивающихся сверстников.
Отличительной особенностью данной программы является то, что предлагаемая система занятий по программе обеспечивает, с одной стороны, коррекцию речевого дефекта, с другой – развитие психических процессов и моторной деятельности, и предусматривает одновременное воздействие информации на сенсорную, двигательную, интеллектуальную и эмоциональную сферы детей. Опыт показал, что такое воздействие помогает пробудить у детей интерес к родному языку и родной речи. Результативность будет повышаться рациональным сочетанием словесных форм воздействия с наглядностью и игрой. К данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе разработана система специальных заданий, выполнение которых позволяет не только устранять речевые нарушения детей, но и развивать и совершенствовать их психические процессы, мелкую и общую моторику. Известно, что у некоторых детей с расстройствами речи наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, нарушение координации речи с движением, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук. В связи с этим данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предусматривает целенаправленную работу по совершенствованию движений пальцев рук, так как это является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга и весьма полезно для подготовки руки к письму.
Педагогическая целесообразность программы состоит в создании благоприятных условий, обеспечивающих полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, формирование словарного запаса.
Индивидуальные занятия по коррекции речи детей разработаны по принципу с преобладанием практической части: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, основной блок, комплексный блок, двигательная разминка.
Основной блок включает в себя работу по постановке, автоматизации и дифференциации звука. Комплексный блок направлен на создание развивающей среды и поддержку развития ребенка (пальчиковая гимнастика с использованием Су – Джок терапии, развивающие игры с природным материалом). Так же данный принцип способствует развитию тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук, совершенствует зрительно-пространственную ориентировку и речевые возможности.
Адресат программы. Программа предназначена для детей 5-8 лет, дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения и нуждающихся в получении специальной коррекционно-педагогической помощи.
Характеристика детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения. При правильных условиях воспитания дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. В возрасте 5-7 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического развития; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Дети этого возраста эмоциональны, любознательны.
Для детей же с нарушениями речи характерно недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь). У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Им необходимо больше времени для понимания инструкции к заданию, для формирования представлений и понятий об окружающем. Требуется несколько повторений, разъяснения, наводящие вопросы. Они быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность, медленнее реагируют, не могут быстро сосредоточиться и могут иметь сложности с самоорганизацией и управлением своим пространством. Они долго не включаются в выполнение задания. Эти дети испытывают трудности при обучении чтению, а так же при переработке, сохранении и использовании информации полученной при чтении. Некоторым сложно уловить рифму и у них возникают сложности с заучиванием стихов.
Кроме этого отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, субъективная неудовлетворенность, нарушения самооценки, снижение резистентности к стрессу и как следствие недостаточная социальная адаптация.
Объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы, 72 часа; срок освоения программы - 1год.
Режим занятий, периодичность и продолжительность. Занятия ведутся индивидуально, что создает возможности для осуществления личностно – ориентированного подхода. Продолжительность одного занятия 1 академический час (1 академический час составляет 30 мин. для детей дошкольного возраста, для остальных - 45 мин). Занятия по коррекции речи проходят два раза в неделю, что обеспечивает необходимую регулярность.
Формы обучения – очная, с применением дистанционного обучения на период карантина или других чрезвычайных ситуаций.
Особенности набора учащихся – набираются дети, имеющие речевые нарушения.
Особенности организации образовательного процесса - программа индивидуального обучения, предназначена для учащихся разных возрастных категорий: дошкольного и младшего школьного возраста.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: коррекция нарушений произносительной стороны речи
Задачи:
- Обучающие:
- Способствовать формированию правильного произношения,
закреплению правильных грамматических форм в устной речи.
- Сформировать умение четко и правильно воспроизводить звуки,
автоматизировать и дифференцировать их.
- Способствовать обогащению словарного запаса ребёнка.
2. Развивающие:
2.1. Подготовить артикуляционную базу для усвоения отсутствующих
звуков
2.2. Активизировать движения органов артикуляционного аппарата
2.3. Формировать мотивацию речевой деятельности (слушания и
говорения).
2.4. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
2.5. Развивать фонематический слух и восприятие.
2.6. Способствовать развитию познавательных процессов (восприятие,
внимание, память, мышление, воображение)
3. Воспитательные:
3.1. Воспитывать чувство уважения к родному языку
3.2. Содействовать дальнейшему развитию коммуникативной
деятельности через успешное овладение навыками устной речи
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план программы
№ | Название раздела | Количество часов /базовый уровень/ |
I. | Диагностика речевых нарушений | 1ч |
II. | Артикуляционный аппарат | 2ч |
III. | Дыхательная гимнастика | 4ч |
IV. | Гласный звук | 4ч |
V. | Согласный звук | 9ч |
VI. | Постановка звукопроизношения | 33ч |
VII. | Автоматизация поставленных звуков | 12ч |
VIII. | Дифференциация поставленных звуков | 7ч |
Итого | 72ч |
1.3.2. Учебно-тематический план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
I. | Диагностика речевых нарушений | 1ч | - | 1ч | Стартовая диагностика, обследование по карте |
II. | Артикуляционный аппарат | 2ч | 1ч | 1ч | Работа по схеме «Артикуляционный аппарат» |
III. | Дыхательная гимнастика | 4ч | 1ч | 3ч | Практические дыхательные упражнения |
IV. 4.1. | Гласный звук | 4ч | 1ч | 3ч | Текущий контроль-речевые упражнения |
«Буква», «Речевой звук», «Гласный звук» | 2ч | 1ч | 1ч | ||
4.2. | Произношение гласных звуков в слогах, словах | 2ч | - | 2ч | |
V. 5.1. | Согласный звук | 9ч | 1ч 20мин | 7ч 40мин | Текущий контроль-речевые упражнения, карточки с заданиями |
«Согласный звук». Сонорные согласные звуки | 2ч | 20мин | 1ч 40мин | ||
5.2. | Звонкие и глухие согласные звуки | 2ч | 20мин | 1ч 40мин | |
5.3. | Свистящие согласные звуки | 2ч | 20мин | 1ч 40мин | |
5.4. | Шипящие согласные звуки | 2ч | 20мин | 1ч 40мин | |
5.5. | Дорожка звука | 1ч | - | 1ч | Итоговое занятие /дидактическая игра/ |
VI. 6.1. | Постановка звукопроизношения | 33ч | 5ч | 28ч | Работа по схеме «Артикуляционный аппарат |
Артикуляционная гимнастика | 3ч | 1ч | 2ч | ||
6.2. | Пальчиковая гимнастика | 3ч | - | 3ч | Наблюдение |
6.3. | Дыхательная гимнастика | 2ч | - | 2ч | |
6.4. | Характеристика звука | 2ч | 30мин | 1ч 30мин | Текущий контроль-речевые упражнения, карточки с заданиями |
6.5. | Слуховое и фонематическое восприятие | 2ч | 30мин | 1ч 30мин | |
6.6. | Артикуляция звука:
| 6ч | 1ч | 5ч | |
| 6ч | 1ч | 5ч | ||
| 9ч | 1ч | 8ч | ||
VII. 7.1. | Автоматизация поставленного звука | 12ч | - | 12ч | Текущий контроль-речевые упражнения, «Звуковая дорожка» -дидактическая игра |
Звук в слоге | 2ч | - | 2ч | ||
7.2. | Звук в слове /начале слова, конце слова, середине слова/ | 4ч | - | 4ч | |
7.3. | Звук в словосочетании | 3ч | - | 3ч | |
7.4. | Звук в предложении, чистоговорках, связной речи | 3ч | - | 3ч | |
VIII. 8.1. | Дифференциация поставленного звука | 7ч | - | 7ч | Текущий контроль -речевые упражнения, работа с мнемотаблицами и мнемодорожками |
Звук в слоге | 2ч | - | 2ч | ||
8.2. | Звук в слове | 2ч | - | 2ч | |
8.3 | Звук во фразовой речи | 2ч | - | 2ч | |
8.4. | Звуковая мозаика | 1ч | - | 1ч | Контрольное занятие /задания со связанными ответами, речевые практические упражнения/ |
Итого | 72ч | 9ч 20мин | 62ч 40мин |
1.3.3. Содержание учебно-тематического плана
№ | Разделы, темы | Часы | Программное содержание |
I. | Диагностика речевых нарушений | 1ч | Коррекционно -образовательная задача раздела: диагностика речевых нарушений у ребенка Практика: Стартовая диагностика языковой способности у детей по критериям:
|
II. | Артикуляционный аппарат | 2ч | Коррекционно-образовательная задача раздела: знакомство с органами артикуляционного аппарата Теория: Знакомство с частями лица: глаза, нос, уши, лоб, щеки, подбородок, рот. Основными органами артикуляционного аппарата: губы, зубы, язык, небо, горло. Знакомство с основными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции. Практика: Работа по схеме и с картинками «Артикуляционный аппарат». Загадки по теме, сказка о веселом язычке. Игра «Сказочка-указочка». Упражнение «Узнай что это?». Выполнение основных движений органами артикуляционного аппарата. |
III. | Дыхательная гимнастика | 4ч 2ч 2ч | Коррекционно-образовательная задача раздела: познакомить с органами дыхания, правилами дыхательной гимнастики Теория: Знакомство с органами дыхания. Важность дыхания. Правила дыхания. Правила дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой. Практика: Работа по схеме «Органы дыхания». Оздоравливающая гимнастика, упражнения по А.Н. Стрельниковой: «Кошка», «Насос», «Ладошки» и др. Теория: Дыхание и речь. Правила дыхания при произношении звуков. Практика: Выполнение упражнений для развития дыхания детей с нарушениями речи: «Снег и ветер», «Кто спрятался?», «Пузырьки», «Греем руки», «Мыльные пузыри» и др. |
IV. 4.1. 4.2. | Гласный звук
«Буква», «Речевой звук», «Гласный звук» Произношение гласных звуков в слогах, словах | 4ч 2ч 2ч | Образовательная задача раздела: знакомство с гласными буквами и звуками, автоматизация звуков в слогах и словах Теория: Знакомство с термином «Буква», «Речевой звук». Отличие звука от буквы. Группы звуков. Формирование понятия «Гласный звук». Знакомство с органами артикуляционного аппарата при произношении данных звуков. Практика: Работа по схеме «Артикуляционный звук». Характеристика гласных звуков. Упражнения - игры «Поймай звук», «На что похож звук». Пальчиковая гимнастика «Собери из пуговиц гласные буквы». Практика: Произношение гласных звуков в слогах, словах, в звукоподражаниях. Упражнения - игры «Выделение звука из слова», «Разведчики», «Третий лишний», «Почини коврик». Деление слов на слоги. |
V. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. | Согласный звук «Согласный звук». Сонорные согласные звуки Звонкие и глухие согласные звуки Свистящие согласные звуки Шипящие согласные звуки Дорожка звука | 8ч 2ч 2ч 2ч 2ч 1ч | Образовательная задача раздела: знакомство с согласными буквами и звуками, автоматизация звука в слогах и словах Теория: Формирование понятия «Согласный звук», «Сонорный звук». Знакомство с сонорными звуками, органами артикуляционного аппарата при произношении сонорных согласных звуков. Практика: Работа по схеме «Артикуляционный звук». Характеристика сонорных согласных звуков. Упражнения - игры «На что похож звук», «Дорисуй букву», «Выклади букву», «Выдели из ряда букв букву». Произношение сонорных звуков в слогах, словах. Теория: Понятие «Звонкие» и «Глухие согласные». Знакомство со звонкими и глухими согласными звуками, правилами артикуляции при произношении данных звуков. Практика: Работа со схемой «Артикуляционный звук». Характеристика звонких и глухих согласных звуков. Выделение звука из слова / в начале, середине, конце/. Работа со схемами слов «кол-гол, был – пыл. Игры с мячом «Выключи звоночек», «Колокольчик», «Кто, где живет?». Теория: Понятие «Свистящие согласные». Знакомство со звуками, правилами артикуляции при произношении данных звуков. Практика: Работа со схемой «Артикуляционный звук». Характеристика свистящих согласных звуков. Выделение звука из слова /в начале, середине, конце/. Игры – упражнения «Поймай звук», «Пятый лишний» и др. Теория: Понятие «Шипящие согласные». Знакомство с шипящими согласными звуками, правилами артикуляции при произношении данных звуков. Практика: Работа со схемой «Артикуляционный звук». Характеристика шипящих согласных звуков. Выделение звука из слова /в начале, середине, конце/. Фонематические игры и упражнения. Игра «Буква потерялась». Практика: Путешествие по дорожке звуков на планету «Буквозвук». Игра – викторина. Упражнение на распознавание звуков гласных-согласных «Кто внимательней». Упражнение «Зажигаем огоньки» - работа по схеме модели слова, определяем место звука в слове. Упражнение «Загадка-сюрприз». |
VI. 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 6.6. | Постановкая звукопроизношения Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика Дыхательная гимнастика Характеристика звука Слуховое и фонематическое восприятие Артикуляция звука:
| 33ч 3ч 3ч 2ч 2ч 2ч 6ч 3ч 3ч 6ч 3ч 3ч 9ч 3ч 3ч 3ч | Коррекционно - образовательная задача раздела: формирование правильного произношения звуков изолировано Теория: Положение органов артикуляционного аппарата при произношении звука, особенности артикуляции. Практика: Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики для подготовки речевого аппарата к коррекции звука. Динамические и статистические упражнения. Работа по схеме «Правильная артикуляционная поза при произношении звука». Формирование зрительного образа звука. Показ и повторение положения органов артикуляции с помощью рисунка-схемы. Практика: Пальчиковая гимнастика: массаж пальчиков и ладоней с помощью су-джок мяча, работа с мелкими деталями - сборка пазла или конструктора, задания с крупой, семенами, шишками или бусинами, работа с пластилином, вырезание простых предметов ножницами, мини-театр с мелкими игрушками. Практика: Упражнения дыхательной гимнастики направленные на развитие речевого дыхания - силы выдоха (дуем через трубочку, пускание мыльных пузырей). Дифференциация ротового и носового дыхания –упражнения «Ветер дует», «Муха» и др. Теория: Закрепить понятие давать основные характеристики звука. Акустико-артикуляционный образ звука: гласный-согласный, твердый-мягкий, глухой-звонкий. Практика: Игровые упражнения: «Найди свой домик» - работа с гласными – согласными звуками; «Я живу здесь» - мягкий звук-твердый; упражнение «Колокольчик» - звонкие-глухие звуки. Теория: Дать представление о речевых и неречевых звуках, дифференциации данных звуков. Практика: Фонематическая гимнастика: упражнения по развитию высоты голоса «Укачивание», «Ступеньки», «Самолет»; упражнения по развитию ритма «Молоточек»; выделение звука среди звуков близких по звучанию и артикуляционному признаку «Подбери и назови», «Найди картинку». Теория: Понятие «Свистящий звук», «Опорный звук». Правила произношения свистящих звуков. Практика: Формирование правильной артикуляции звука: прием подражания или имитации звука – вода течет, комар звенит. Постановка звука на основе опорного звука гласного или согласного. Специальные упражнения по постановке свистящих звуков. Теория: Правила произношения свистящих звуков. Практика: Формирование правильной артикуляции звука. Работа по схеме «Артикуляционный звук». Механический способ - упражнение «Забор»-«Окно»- «Мост». Смешанный способ – упражнение «Забор»-«Мост»- «Лопата»- «Забор». Постановка звуков на вдохе. Речевые игры и упражнения. Автоматизация и дифференциация изолированного звука. Теория: Понятие «Шипящий звук», «Базовый звук». Правила произношения шипящих звуков. Практика: Формирование правильной артикуляции звука: прием подражания или имитации звука – насос качаем, пчела жужжит, змеиное шипение. Постановка звука на основе опорного звука согласного «Т» - упражнение «Рупор». Теория: Правила произношения шипящих звуков. Практика: Формирование правильной артикуляции звука. Работа по схеме «Артикуляционный звук». Механический способ - упражнение «Чашечка». Специальные речевые игры и упражнения. Автоматизация и дифференциация изолированного звука. Теория: Понятие «Сонорные звуки». Правила произношения сонорных звуков. Практика: Формирование правильной артикуляции звука: прием подражания или имитации звука – рокот мотора, мычание коровы, музыкальная песенка. Работа по схеме «Артикуляция сонорных звуков» Теория: Понятие «Базовый звук». Правила произношения сонорных звуков на основе базового звука. Практика: Формирование правильной артикуляции звука на основе схемы. Постановка звука на основе опорного звука согласного при помощи механического способа. Речевые упражнения и игры. Специальные упражнения для постановки сонорных звуков. Теория: Сонорные звуки «Л, Р,Ль, Рь». Правила произношения сонорных звуков. Практика: Формирование правильной артикуляции звуков. Смешанный способ – игра «Телефон». Речевые игры и упражнения. Специальные упражнения для постановки сонорных звуков. Автоматизация и дифференциация изолированного звука. |
VII. 7.1. 7.2. 7.3. 7.4 | Автоматизация поставленного звука Звук в слоге Звук в слове /начале слова, конце слова, середине слова/ Звук в словосочетании Звук в предложении, чистоговорках, связной речи | 12ч 2ч 4ч 3ч 3ч | Коррекционно - образовательная задача раздела: автоматизация поставленного звука в слогах, словах, словосочетаниях, связной речи Практика: Отраженное повторение слоговых рядов, слоговых цепочек. Игра «Здравствуй пальчик, здравствуй слог», «Слоговое колесо». Звуковой анализ слогов «Слоговая лесенка», «Проведи слог по звуковой дорожке». Игровые приемы: «Кто дольше», «Кто больше», «Научи мишку». Работа с сигнальными картами на заданный слог. Практика: Опора на слоги /са – сад/. Отраженное повторение – работа с картинками, упражнение «Придумай слово». Звуковой анализ слова – упражнение «Найди звук». Загадки. Игра со Звукоедом - похищение звуков из слов. Практика: Игра «В гостях у Винни-пуха». Логопедические настольные игры. Упражнение «Какой? Какая? Какие?» - работа с картинками, «Воздушный шарик». Составление словосочетаний с использованием мнемотаблиц. Практика: Игра «Живое предложение», «Закончи предложение», игра - театрализация «В стране не дружных слов». Чтение чистоговорок, отработка скороговорок. Составление простых предложений с использованием мнемотаблиц. |
VIII. 8.1. 8.2. 8.3. 8.4. | Дифференциация поставленного звука Звук в слоге Звук в слове Звук во фразовой речи Звуковая мозайка –итоговое занятие | 6ч 2ч 2ч 2ч 1ч | Коррекционно-образовательная задача раздела: дифференциация поставленного звука в слогах, словах, во фразовой речи Практика: Работа с картинками – символами «Звук в слове». Упражнение «Повтори слоги», - прямые и обратные, «Скажи слог наоборот», «Найди лишний слог», «Поймай слог», «Недовольный Саша». Работа со слоговыми рядами. Практика: Работа со словами - паронимами, объяснение смыслового значения слов при изменении одного звука в слове (мишка-миска, шутки-сутки, жевать-зевать, свет-цвет и др.). Упражнение «Наоборот» - звуки в начале слова, в середине слова, в конце слова. Упражнение «Правильно-не правильно», «Придумай слово». Дифференциация по картинкам, упражнение «Выбери нужную». Игры и упражнения для различения близких по звуковому составу слов с постепенным усложнением условий дифференциации слов: «Незнайка запутался», «Чем отличаются слова», «Лишнее слово». Практика: Дифференциация во фразовой речи –словосочетаниях, предложениях: упражнение «Озорные слова». Проговаривание скороговорок, чтение стихов детских, работа по сюжетным картинкам, придумывание словосочетаний и предложений на заданный звук. Практика: «Путешествие по стране звуков». Развитие фонематического слуха - упражнение «Разложи картинки в обручи»; быстрого звукового анализа упражнение «Найди общий звук». Проговаривание потешек, скороговорок и стихотворений. Упражнение «Прятки со звуком» - (звуки в начале слова, в середине, конце слова), цветовое обозначение гласных и согласных звуков. Деление слов на слоги – игра «Паровозик». |
Итого | 72ч |
1.4.Планируемые результаты освоения программы
При решении обучающих задач будут знать, уметь:
1.Звукопроизношение:
1.1.Различает и внятно произносит звуки родного языка (изолировано, в словах, в слогах).
1.2. Умеет подбирать слова на заданный звук.
1.3. Выделяет в произношении заданный звук.
1.4. Находит место звука в слове (начало, середина, конец).
1.5.Умеет четко и правильно воспроизводить звуки, дифференцировать их.
2.Фонематические процессы:
2.1.Владеет элементами звукового анализа и синтеза, навыками употребления в речи слов разной слоговой структуры.
3.Обогащение и расширение словарного запаса и представлений об окружающем:
3.1. Умеет называть предметы и их свойства, обобщающие понятия.
4.Основы грамоты:
4.1.Владеет понятиями «звук», «буква», «гласный и согласный звуки».
5.Связная речь:
5.1.Умеет составлять предложения, отвечать на поставленные вопросы и владеет диалогической речью.
2.При решении развивающих задач будут знать, уметь:
2.1. Узнает, различает и может сравнивать простые слова, фразы.
2.2. Выделяет и запоминает определенные слова в ряду других (сходных или различных по звуковому составу).
2.3. Различает отдельные звуки в ряду других звуков, слогах, словах.
2.4. Запоминает слоговые ряды.
2.5. Усваивает артикуляцию, т.е. движения и позиции речевых органов, нужных для произнесения звуков.
2.6. Выразительно передает любой текст.
3.При решении воспитательных задач:
3.1. Проявляет этические чувства доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания.
3.2.Умеет слушать и ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь и строить свое речевое высказывание.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.Календарный учебный график
Организация образовательного процесса
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Речевая карусель» обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил» СП 2.4.3648-20 № 28 от 28.09.2020г. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Срок освоения программы: 1 год
Режим и продолжительность занятий: Занятия ведутся индивидуально. Продолжительность одного занятия 1 академический час (1-академический час составляет 30 мин. для детей дошкольного возраста, для остальных - 45 мин). Занятия по коррекции речи проходят два раза в неделю, что обеспечивает необходимую регулярность.
Образовательный процесс (начало и окончание учебных занятий) осуществляется в соответствии с расписанием творческого объединения МБУДО «Тяжинский центр дополнительного образования» утвержденным директором Центра и согласованным с председателем первичной профсоюзной организации.
Начало учебного года: 10.09.2022 года
Окончание учебного года: июнь 23г.
Продолжительность учебного года: 38 учебных недель
Форма учебных занятий: аудиторная
Форма аудиторных занятий: теоретические и практические занятия
Форма аттестации учащихся: при поступлении учащихся в творческое объединение на первом занятии проводится стартовая диагностика языковой способности детей.
Промежуточная аттестация:
- представляет собой оценку качества освоения учащимся части программы за полугодие;
- может проводиться в следующих формах: наблюдение, устный опрос, итоговое или контрольное занятие, дидактическая игра /проговаривание звуков, слогов, слов в скороговорках, пословицах, в текстах по выбору педагога, в речевых играх и упражнениях/.
Итоговая аттестация:
1. проводится по результатам освоения программы в целом, определяется уровень знаний, умений и навыков;
2. может проводиться по формам: наблюдение, устный опрос, итоговое занятие /проговаривание звуков, слогов, слов в скороговорках, пословицах, в текстах по выбору педагога/.
2.2. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение: на занятиях используется следующий перечень учебного оборудования:
учебный стол - 1 шт.,
стулья - 2 шт.,
ноутбук - 1 шт.,
зеркало - 1 шт.,
лампа – 1шт.,
алфавитная доска с магнитными буквами и цифрами – 1 шт.,
пластилин -2 шт.,
ножницы -2 шт.,
массажные мячики Су-Джок – 2 шт.,
индивидуальные антибактериальные салфетки – 11 упаковок,
индивидуальные одноразовые салфетки – 11 упаковок,
антибактериальный спрей – 3 шт.,
одноразовые перчатки – 11шт.,
индивидуальные десертные ложечки – 10шт.,
листы белой бумаги,
цветные карандаши 2 упаковки,
природный материал: семена фруктов, горох, фасоль, шишки,
мягкие игрушки для сюжетных игр – 5шт.,
простые карандаши – 4шт.
2. Информационное обеспечение:
Учебно – методический комплекс для педагога:
1. Диагностический материал по Н.В. Микляевой «Диагностика языковой способности ребенка» /диагностические карты стартовой диагностики/ к разделу № I.
2. Практический материал «Артикуляционный аппарат» к разделу № II.
3. Практический материал «Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой» разделу № III.
4. Практический материал «Гласные звуки» к разделу № IV.
5. Практический материал «Согласные звуки» к разделу № V.
6. Сборник практических материалов «Артикуляционная гимнастика» к разделу № VI /6.1./.
7. Сборник практических материалов «Пальчиковая гимнастика» к разделу № VI /6.2./.
8. Сборник практических материалов «Дыхательная гимнастика» к разделу № VI /6.3./.
9. Практический материал «Характеристика звуков» к разделу № VI /6.4./.
10. Практический материал «Слуховое фонематическое восприятие» к разделу № VI /6.5./.
11. Практический материал «Постановка свистящих звуков» к разделу № VI /6.6./.
12. Практический материал «Постановка шипящих звуков» к разделу № VI /6.6./.
13. Практический материал «Постановка сонорных звуков» к разделу № VI /6.6./.
14. Практический материал «Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, во фразовой речи» к разделу № VII.
15. Практический материал «Дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, во фразовой речи» к разделу № VIII.
16. Электронная папка «Презентации к занятиям».
17. Электронная папка «Речевых игр».
18.Наглядный материал /схемы по артикуляции звуков, сюжетные картинки по темам, мнемотаблицы, сборник скороговорок, чистоговорок, текстовый материал/.
Учебно – методический комплекс для детей:
1. Диагностическая карта «Диагностика языковых способностей ребенка» к разделу № I.
2. Наглядный материал /схемы «Артикуляционный аппарат», «Лицо человека»/, дидактические карточки упражнений и игр на развитие и подвижность артикуляционного аппарата –раздел № II.
3. Дидактические игры и упражнения на развитие дыхания к разделу № III.
4. Раздаточный дидактический материал /буквы гласные и согласные, массажные мячи, природный материал, сюжетные картинки, мнемотаблицы, карточки с упражнениями и играми, тексты рассказов, сказок, скороговорки, чистоговорки/ по темам программы:
«Гласные звуки» к разделу № IV.
«Согласные звуки» к разделу № V.
«Артикуляция звуков» к разделу № VI.
«Автоматизация поставленных звуков» к разделу № VII.
«Дифференциация поставленных звуков» к разделу № VIII.
3. Кадровое обеспечения: ведущий специалист программы – педагог дополнительного образования, обладающий педагогическим образованием /высшее образование, Томский государственный педагогический университет, специальность «Педагогика и методика начального образования»/, необходимой квалификацией /специализация «Организация логопедической работы» /, имеющий квалификационную категорию /высшая категория/, планомерно повышающий свое педагогическое мастерство и обладающий достаточным опытом работы с детьми.
2.3. Формы аттестации / контроля
Промежуточная аттестация:
- представляет собой оценку качества освоения учащимися части программы за полугодие;
- может проводиться в следующих формах: наблюдение, устный опрос, итоговое или контрольное занятие, дидактическая игра /проговаривание звуков, слогов, слов в скороговорках, пословицах, в текстах по выбору педагога, в речевых играх и упражнениях/.
Итоговая аттестация:
- проводится по результатам освоения программы в целом, определяется уровень знаний, умений и навыков;
- может проводиться по формам: наблюдение, устный опрос, итоговое занятие /проговаривание звуков, слогов, слов в скороговорках, пословицах, в текстах по выбору педагога/.
Результаты оформляются в карте теоретических и практических умений и навыков по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе и фиксируются в папке «Диагностика учащихся».
Критерии оценки уровня, знаний, умений и навыков:
Высокий уровень: учащийся освоил весь объем знаний от 90-100%, предусмотренных программой за конкретный период, не допустил ошибок; четко и правильно произносит изолированные звуки, слоги, слова в скороговорках, пословицах, текстах.
Средний уровень: ребёнок с помощью педагога после небольшой подсказки выполняет не менее 60-89% заданий правильно, может допустить в произношении звуков, слов, слогов ошибки.
Низкий уровень: после любой помощи педагога ребенок не может выполнить ряд заданий, либо выполнил менее 60% заданий правильно, наблюдается искажение речи, нарушения произношения более двух звуков.
2.4. Оценочные материалы
Подбор оценочных материалов проводится в соответствии с существующими методиками известных авторов Ф.Ф. Рау, М.Ф. Фомичёвой, Н.В. Микляевой.
При поступлении учащихся в творческое объединение на первом занятии проводится стартовая диагностика языковой способности детей по методике Н.В. Микляевой. Данная методика направлена на выявление уровня развития фонологического компонента языковой способности, носит тестовый характер и состоит из шести методик:
- выявление артикуляционных возможностей детей;
- выявление возможностей восприятия артикуляционной позы;
- выявление осознанности представлений об особенностях произнесения звуков;
- выявление сформированности звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова;
- определение уровня развития фонематического восприятия;
- исследование навыков языкового анализа и синтеза.
Данная диагностика позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также использовать её для прослеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного воздействия.
На завершающем этапе разработано итоговое занятие, в котором подобраны игры и игровые приемы, тесты, логопедические упражнения и задания.
Оценочные материалы:
1. Сборник игр, логопедических упражнений и заданий по разделам программы.
2. Речевая карта языковой способности ребенка.
3. Карта теоретических и практических знаний, умений и навыков по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Речевая карусель»
- Методические материалы
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса дыхательных и артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. Устанавливается эмоциональный контакт с ребенком, активизируется контроль над качеством звучащей речи, корректируются речевые дефекты. Особенностями коррекционной работы с детьми является использование специальной дифференцированной индивидуальной наглядности, выбор методов и приемов с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, смена деятельности, как обязательная часть любого занятия. Во время занятий важно соблюдать принцип многообразного предъявления одного и того же предмета, речевого материала в вариациях, с учетом постепенности перехода от простого к сложному. Такое разнообразие в работе будет способствовать формированию обобщенных представлений о предметах. Например, один и тот же наглядный и словесный материал может быть использован для автоматизации звука в словах, затем в предложениях, чистоговорках, загадках, для составления описательного рассказа и др.
Структура занятия по коррекции речи и его компоненты могут меняться и комбинироваться не только в зависимости от целей и задач, но и от выбранных методов работы.
Алгоритм занятия:
- Организационный момент.
- Формирование речевого и физиологического дыхания.
- Артикуляционная гимнастика
- Основной блок /сообщение темы занятия, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация звука/
- Комплексный блок, направленный на создание развивающей среды и поддержку развития ребенка (пальчиковая гимнастика, развивающие игры и упражнения)
- Рефлексия занятия. Домашнее задание.
В ходе индивидуальной работы используются технологии и методы обучения:
Словесные:
- словесная инструкция;
- показ (подражание);
- объяснение;
- рассказ.
Наглядные:
- метод совместных действий;
- наблюдение;
- предметные, сюжетные, серии картинок, различные пособия.
Практические:
- подвижные игры;
- сюжетные игры.
Технологии обучения:
- Личностно-ориентированные
- Индивидуализация обучения
- Дифференцированного обучения
- Игровой деятельности
- Здоровьесберегающая технология
Формы контроля:
- текущий
- периодический
Спецификой работы с детьми является необходимость индивидуального подбора заданий. В одних случаях, задания давать в тестовой форме, позволяющие ребенку не давать развернутый речевой ответ, в других – предъявлять речевой образец для ответа. По форме ответов для проверки результатов, применяемых на занятиях, задания выделяются в 2 группы:
- задания со связанными ответами;
- задания со свободными ответами.
Каждое занятие оснащено различным дидактическим материалом (карточки, схемы, буквы, раздаточный материал, коллажи по сказкам, тактильные дощечки и т.д.) и техническими средствами:
- Карточки с изображением букв.
- Материал для дыхательных упражнений.
- Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и согласных звуков.
- Предметные и сюжетные картинки по изучаемым темам.
- Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
- Схемы «Артикуляционный аппарат»
2.6. Список литературы
для педагога:
- Жукова, Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи [Текст]: учебное пособие / Н.С. Жукова; – М.: Эксмо, 2014г.-120с.
- Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия. [Текст]: учебное пособие / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева; – М.: Эксмо, 2012г.-288с.
- Кабанова, Т.В. Тестовая диагностика: обследование речи, мелкой моторики. [Текст]: пособие/ Т.В. Кабанова;- М.: Изд-во Гном и Д, 2013г.-104с.
- Микляева, Ю. В. Работа над звукопроизношением [Текст]: практическое пособие / Ю.В. Микляева; – М.: Дельта, 2012.
- Пятница, Т.В. Речевые нарушения [Текст]: практическое пособие / Т. В. Пятница; – М.: Феникс, 2012 г.-336с.
- Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста [Текст]: Учебно-методическое пособие / Т.Б. Полянская; – СПб.: Детство-пресс, 2013г.-64с.
- Смирнова, М.В. Скороговорки для развития речи [Текст]: Речевые упражнения и занимательные картинки / М.В. Смирнова; – СПб.: Литера, 2014г.
- Ткаченко, Т.А. Логические упражнения для развития речи [Текст]: альбом дошкольника/ Т.А. Ткаченко; – М.: Книголюб, 2016г.-56с
для учащихся:
1. Гурин, Ю. В. Удачная рыбалка [Текст]: пособие / Ю.В. Гурин; – М.: Литера, 2014г.-68с.
2.Ермоленко, О.С. В школе и дома. Развитие речи [Текст]: практическое пособие игр и упражнений/ О.С. Ермоленко; – М.: ООО «Издательство АСТ», 2014г.
2. Колесникова, Е. В. Тесты для детей 5 лет [Текст]: система игровых заданий / Е.В. Колесникова; – М.: «Ювента», 2012г.
3. Колесникова, Е. В. Тесты для детей 6 лет [Текст]: система игровых заданий / Е.В. Колесникова; – М.: «Ювента», 2002г.
4. Курицына, Э.М., Тараева, Л.А. Игры на развитие речи. [Текст]: дидактический и методический материал/ Э.М. Курицына, Л.А. Тараева;– М.: РОСМЭН, 2014г.
5. Лагздынь, Г.Р. Поцикаем и пошикаем. Звуковая культура речи [Текст]: практическое пособие/ Г.Р. Лагздынь; – М.: Карапуз, 2012г.- 85с.
Люцис, К. Грамматика в картинках [Текст]: практическое пособие / К. Люцис; – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004.
6. Куликова, Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. [Текст]: пособие/ Т.А. Куликова;– М.: «Издательство Гном и Дном», 2006г.
7. Позднякова, Я.Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики [Текст]: пособие / Я.Ю. Позднякова; – М.: Литера, 2016г.-32с.
8. Сомкова, О. Н. Путешествие по стране правильной речи [Текст]: методический журнал / О.Н. Сомкова; – С-Пбг.: Детство-Пресс, 2002г..
9. Скворцова, И.В. 100 логопедических игр. [Текст]: программа развития и обучения дошкольника. И.В. Скворцова;- М.: Издательский дом, 2003г.
10. Сухих, И.Г., Логопедия. Веселые скороговорки для не послушных звуков. [Текст]: практическое пособие, речевой материал / И.Г. Сухих; – Яр-ль.: Академия развития, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговые работы за 2 класс УМК "Планета знаний"
Проверочные работы по математике и русскому языку, комплексная работа за 2 класс по программе "Планета знаний"...
Итоговое занятие "Занимательный английский"(Путешествие по станциям)
Данный материал поможет детям обобщить знания к концу учебного года , способствует познавательному развитию и конструированию, закрепить знания о цифрах,буквах, учить соотносить количество предм...
Итоговый протокол 15 Всероссийского форума "Зеленая планета 2017"
Соломина Анастасия лауреат...
Итоговый протокол XV Международного Форума "Зелёная планета - 2017"
Гераськин Егор, 1 класс, лауреат Международного этапа Форума "Зелёная планета - 2017" в номинации «Многообразие вековых традиций» – конкурс отдельных поделок и композ...
Конспект открытого итогового занятия по математике в старшей группе «Путешествие в математическое королевство»
laquo;Путешествие в математическое королевство»...
Итоговый тест по математике 2 класс Планета знаний
Тест предполагает повтор материала за прошедший год с выбором одного правильного варианта....
Физкультурное занятие "Путешествие к разноцветным планетам"
Учить детей сочетать свои действия с действиями других игроков команды;Воспитывать чувство уверенности в себе, выносливости, доброе отношение друг к другу;Тренировать детей в умении выполнять упражнен...