Психологические особенности детей с нарушениями речи
статья по логопедии
Аннотация
Речь – это процесс обмена информацией и мнением между людьми посредством условных символов и звуков. Она играет центральную роль в формировании личности ребенка, его самооценки, психического здоровья, способности излагать мысли и адаптироваться в социуме.
Однако в наше время всё больше встречается детей с речевыми нарушениями, что сказывается на их социализацию и в целом становление личности. Очень важно понимать отличительные особенности психологического развития детей с различными видами речевых нарушений. Для этого в данной статье рассматриваются три уровня речевого развития и психологические особенности детей с нарушением речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_osobennosti_detey_s_narusheniyami_rechi.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности детей с нарушениями речи, на примере трех уровней речевого развития
Григораш Олеся Валерьевна
Учитель-логопед ГБОУ СОШ №77
с углубленным изучением химии
Санкт-Петербург., ул. Блохина, д. 31
Аннотация
- Речь – это процесс обмена информацией и мнением между людьми посредством условных символов и звуков. Она играет центральную роль в формировании личности ребенка, его самооценки, психического здоровья, способности излагать мысли и адаптироваться в социуме.
- Однако в наше время всё больше встречается детей с речевыми нарушениями, что сказывается на их социализацию и в целом становление личности. Очень важно понимать отличительные особенности психологического развития детей с различными видами речевых нарушений. Для этого в данной статье рассматриваются три уровня речевого развития и психологические особенности детей с нарушением речи.
- Ключевые слова
- Младший школьный возраст, нарушения речи, гармоничная личность, логопедия, межличностное взаимодействие, социализация ребенка, уровни речевого развития.
- Введение
- Детей с общим недоразвитием речи следует отличать от детей, имеющих сходное состояния — временная задержка речевого развития. При этом следует иметь в виду, что у детей с общим недоразвитием речи в обычные сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально избирательное отношение к окружающему миру.
- Одним из диагностических признаков может служить расхождение между речевым и психическим развитием. Это проявляется в том, что психическое развитие этих детей, как правило, протекает более благополучно, чем развитие речи.
- Их отличает критичность к речевой недостаточности. Первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. Однако по мере формирования словесной речи и устранения собственно речевых трудностей их интеллектуальное развитие приближается к норме.
- Чтобы отграничить проявление общего недоразвития речи от замедленного речевого развития, необходимо помнить, что в большинстве случаев в анамнезе задержки речевого развития не содержится данных о грубых нарушениях центральной нервной системы. Отмечается лишь наличие негрубой родовой травмы, длительные соматические заболевания в раннем детстве. Неблагоприятное воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефицит общения также могут быть отнесены к факторам, тормозящим нормальный ход речевого развития. В этих случаях обращает на себя внимание, прежде всего, обратимая динамика речевой недостаточности.
- У детей с задержкой речевого развития характер речевых ошибок менее специфичен, чем при общем недоразвитии речи. У этих детей отстает от нормы объем речевых навыков, для них характерны ошибки, свойственные детям более младшего возраста.
- В соответствии с вышесказанным принято условное деление на уровни развития речи, при которых общим является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия.
- Степень выраженности названных отклонений весьма различна. При таком делении раскрываются специфические закономерности, определяющие переход от низкого уровня развития к более высокому.
Три уровня речевого развития
Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов.
Переход с одного уровня речевого развития на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно-смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного фона. Индивидуальный темп продвижения ребенка определяется тяжестью первичного дефекта и его формой. Наиболее типичные и стойкие проявления общего недоразвития речи наблюдаются при алалии, дизартрии и реже — при ринолалии и заикании.
Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи.
- Первый уровень речевого развития: Характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети имеют скудный активный словарь, состоящий из звукоподражаний и звуковых комплексов. Эти звуковые комплексы, сопровождаемые жестами, образованы самими детьми и непонятны для окружающих.
- Второй уровень речевого развития: Характеризуется задатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые по конструкции или искаженные фразы, владеют обиходным - словарным запасом (преимущественно пассивным). В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление местоимений, союзов, некоторых предлогов в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы, беседовать по картинке, рассказывать о семье, о событиях окружающей жизни.
- Третий уровень речевого развития: Характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, обнаруживаются отдельные аграмматичные фразы, неправильное или неточное употребление некоторых слов. Дети могут более свободно общаться с окружающими, но продолжают нуждаться в помощи взрослого, которые вносят в их речь соответствующие пояснения, так как самостоятельное общение является для них затрудненным. Звуки, которые дети умеют правильно произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Отчетливо выступают недостатки чтения и письма.
Психологические особенности детей с разным уровнем развития речи
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи охватывает как причины возникновения речевой патологии, так и характерные симптоматические комплексы каждой из них.
Последствия отклонений в речевой деятельности при сохраненном слухе и интеллекте одинаковы для всех детей данной категории. Они проявляются изменениями в психике ребенка, трудностями в обучении и общении со сверстниками, поэтому психология детей с нарушениями речи более тщательно изучается.
Формирование психологических и поведенческих особенностей детей с нарушениями речи происходит вследствие патологических изменений в центральной нервной системе. В зависимости от характера изменений, симптомы недуга могут проявляться в различных сферах.
Ребенок с нарушением речи:
- эмоционально нестабилен;
- склонен к частой смене настроения и проявлению агрессии;
- вялый;
- находится в подавленном состоянии;
- часто проявляет беспокойство, что можно объяснить сложностями в социальной адаптации таких детей.
- Внимание детей с речевой патологией характеризуется более низким уровнем показателей произвольного внимания, недостаточной устойчивостью, трудностями в переключении внимания и планировании своих действий. Этим детям гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной.
- У ряда детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. У данной категории детей отмечаются серьезные проблемы в развитии восприятия (слухового, зрительного, кинестетического, фонематического), характерны нарушения оптико-пространственного гнозиса, трудности пространственной ориентировки.
Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырех ступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок. Объем зрительной памяти практически не отличается от нормы, при этом уровень слуховой памяти понижается с понижением уровня речевого развития.
- Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обуславливает некоторые специфические особенности их мышления.
- Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. На результаты мышления влияют недостаточность знаний об окружающем мире и нарушения самоорганизации.
- Задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии воображения. Большие трудности у детей вызывает выполнение творческих заданий. Рисунки детей отличаются бедностью замысла и содержания. Они плохо понимают переносное значение слов, метафор, испытывают трудности в составлении творческого рассказа, в создании воображаемой ситуации.
- У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются нарушения в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
- У детей наблюдаются отклонения в эмоционально-личностной сфере. Им присущи пассивность, нестойкость интересов, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, склонность к спонтанному поведению. Для детей характерно дифференцированное представление о своих эмоциональных состояниях, однако им трудно мимическими средствами передать эмоции страха, гнева, удивления, они не всегда могут выразить эмоционально-смысловое содержание высказывания.
- Речевой дефект способствует формированию неадекватной самооценки, робости, неуверенности в своих возможностях. В отдельных случаях можно наблюдать переоценку своих возможностей, неадекватно завышенный уровень притязаний.
Коммуникативные возможности детей с нарушением речи отличаются ее ограниченностью:
- у детей снижена потребность в общении, не сформированы различные формы коммуникации;
- дети не заинтересованы в контактах с окружающими, не умеют ориентироваться в ситуации общения, проявляют негативизм и т.п.
Психологической особенностью детей с нарушениями речи является неспособность строить нормальное общение со сверстниками. Это проявляется в снижении потребности к коммуникации, отсутствии возможности синтезировать и внятно выражать свою точку зрения, поддерживать диалог и ориентироваться в различных социальных ситуациях. Общение со взрослыми чаще строится в игровой форме, но тем самым отличаясь содержательной бедностью и низкой информативностью.
Выводы
Нужно помнить, что специфические особенности интеллектуального и коммуникативно-личностного развития детей с речевой патологией обусловлены в значительной мере механизмом и структурой речевого дефекта.
Детей с общим недоразвитием речи следует отличать от детей, имеющих сходное состояния — временная задержка речевого развития.
При этом следует иметь в виду, что у детей с общим недоразвитием речи в обычные сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально избирательное отношение к окружающему миру.
Речь детей обеспечивает ее коммуникативную функцию, а в ряде случаев является достаточно полноценным регулятором поведения.
У детей с нарушениями речи, вне зависимости от уровня речевого развития, более выражены тенденции к спонтанному развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условиях свободного общения, что позволяет скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу.
Список литературы:
1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под.ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. // https://pedlib.ru/Books/2/0049/2_0049-55.shtml
2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.- 103 с. // https://pedlib.ru/Books/1/0146/1_0146-4.shtml#book_page_top
3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с. // https://pedlib.ru/Books/5/0231/5_0231-20.shtml#book_page_top
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Психологические особенности детей с нарушениями речи"
В статье говорится о детях с нарушениями речи и их психологическом сопровождении....
Психологические особенности детей младшего школьного возраста,с нарушением развития коммуникативных данных.
Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально - психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Однако, не все так ...
Статья "Психологические особенности детей младшего школьного возраста с нарушением развития коммуникативных данных"
Статья "Психологические особенности детей младшего школьного возраста с нарушением развития коммуникативных данных"...
«Особенности чтения у детей с нарушением речи и зрительных функций» Выступление на МО учителей, реализующих инклюзивное обучение.
В норме чтение представляет собой сложный психофизический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе его лежит сложный механизм взаимодейс...
Особенности учебной деятельности у детей с нарушениями речи
Выступление на заседании школьного МО учителей начальных классов...
Особенности коммуникации детей с нарушениями речи к моменту начала школьного обучения
В статье рассмотрены трудности коммуникативной деятельности детей с нарушениями речи на уровне начального общего образования....
Особенности физического развития детей с нарушениями речи.
Особенности физического развития детей с нарушениями речи....