Игры на развитие фонематического слуха у младших школьников
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Мартыненко Елена Григорьевна

Данная статья может представлять интерес для школьных учителей-логопедов, т.к. содержит практические рекомендации, позволяющие использовать их на логопедических занятиях с учащимися младших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.81 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие фонематического слуха у младших школьников

    Фонематический слух – это способность человека к различению отдельных фонем, т.е. звуков. Это умение представляет собой навыки узнавания, сравнения, повторения элементов, из которых состоят слова. Фонематический слух включает три речевых операции: способность слышать данный звук в слове; способность различать слова, в состав которых входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова. Недостаточное развитие этих процессов ведет к нарушениям письменной речи: пропускам, перестановкам, замене букв и слогов. Поэтому так важно на занятиях логопеда уделять внимание развитию фонематического слуха.

Игры, развивающие способность слышать данный звук в слове

  1. «Хлоп-хлоп»: хлопни, когда услышишь слово, начинающееся с определенного звука; если услышишь в слове звук Г, хлопни 1 раз, если звук К – 2 раза.
  2. «Назови слова»: назови как можно больше слов, которые начинаются с определенного звука, которые заканчиваются на определенный звук, в середине которых есть определенный звук.

Игры, развивающие способность различать слова, в состав которых входят одни и те же фонемы, но в разной последовательности

  1. Переставь звуки в слове так, чтобы получилось другое слово: баня – баян.
  2. Переставь слоги в слове так, чтобы получилось новое слово: банка – кабан.

Игры, развивающие способность различать близко звучащие, но разные по значению слова

  1. «Превращения слов»: измени в слове звук, чтобы получилось новое слово (сон – сын).
  2. Читай, вставляя разные гласные: Т…К (А, У, Ы, О).
  3. Добавь звук, чтобы получилось новое слово: вол – волк.
  4. Убери звук, чтобы получилось новое слово: смех – мех.

Развитие фонематического слуха у детей – залог успешного обучению чтению и письму. Перечисленные выше игры формируют фонематические процессы, а также развивают высшие психические функции (внимание, память, мышление).

Список использованной литературы

  1. Бушуева Л. С. Игра как средство развития фонематического слуха//Начальная школа плюс до и после. – 2007. - №7
  2. Гаврикова М. Ю. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: Изд. «Панорама», 2006. – 144с.
  3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. – М.: «Гном и Д», 2004. – 16с.
  4. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением. – Екатеринбург, 1997. – 345с.
  5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988. – 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников.

В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями  и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонема...

Развитие фонематического слуха у младших школьников.

В статье раскрывается актуальность развития фонематического слуха у учащихся младших классов....

Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников

В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонематического воспр...

Развитие фонематического слуха у младших школьников

В статье расказывается о том что такое фонематический слух. Зачем он необходим в обучении детей. И приведены упражнения для его развития и коррекции...

Звуки и буквы. Развитие фонематического слуха у младших школьников на уроках русского языка в 1 классе.

Использование игр и игровых упражнений на уроках и вне уроков способствует достаточной сформированности фонематического восприятия, что положительно влияет на развитие фонематической стороны речи, и, ...

Доклад на тему: «Развития фонематического слуха у младших школьников».

Доклад на тему:«Развития фонематического слуха у младших школьников»....

«Этапы работы по развитию фонематического слуха у младших школьников»

Раннее выявление речевой патологии и своевременная её коррекция, а так же профилактика вторичных речевых и нервно – психических нарушений – важнейшие задачи перед дефектологами, педагогами...