Коррекция дисграфии у младших школьников с билингвизмом
статья по логопедии

Ковалева Полина Эдуардовна

В данной статье представлены основные ошибки, встречающиеся на письме у младших школьников с билингвизмом и основные направления коррекционно-развивающей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_disgrafii_u_detey_s_bilingvizmom.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция дисграфии у младших школьников с билингвизмом

В настоящее время одной из особенностей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, является значительное количество детей с билингвизмом. Большинство таких детей испытывают трудности в овладении русским языком на начальных этапах обучения. Школьники с билингвизмом нуждаются в специальной логопедической помощи, так как присутствуют специфические проблемы формирования механизмов письменной речи.

В своем исследовании Лизунова Л.Р. выявила следующие виды нарушений у младших школьников с билингвизмом:

  • Нарушения звукопроизношения: искажения свистящих и шипящих звуков в виде межзубного сигматизма, искажения сонорных звуков в виде горлового ротацизма и ламбдацизма, смягчение твердых согласных, смешение гласных о-у-а и расщепление аффрикат (ц, ч) [1, с. 167-170].
  • Несформированность навыков языкового анализа и синтеза: затруднения в выделении из речевого высказывания отдельные слова, ошибки при определении количества слов в предложении, затруднения в разделении слов на слоги и звуки, также в определении последовательности и места звуков в слове, отмечаются ошибки, связанные с фонематической элизией, при определении количества звуков в слове отмечаются ошибки [1, с. 167-170].
  • Письмо: ошибки, проявляющиеся в виде слитного написания предлогов со словами, пропусков гласных, добавления лишних букв, слогов, смешения букв, обозначающих звуки оппозиционные по признаку палатализации и лабиализации. Недостаточное владение грамматическими понятиями, как «слово» и «предложение», не сформировано представление о границах предложения [1, с. 167-170].
  • Недостаточная сформированность лексической системы русского языка в виде недостаточного словарного запаса и сложностями актуализации пассивного [1, с. 167-170].

Анализируя вышеизложенные ошибки можно говорить о наличии у учеников младших классов с билингвизмом смешанного вида дисграфии в виде сочетания нарушения письма на почве несформированности языкового анализа и синтеза и несформированности лексико-грамматических средств языка [1, с. 167-170]. Исходя из этого автор предлагает использовать следующие направления логопедической работы по преодолению дисграфических расстройств у младших школьников с биллингвизмом:

  1. Развитие фонематического анализа и синтеза (развитие умения выделять звук на фоне слова, определять последовательность, количество и место звуков в слове).
  2. Развитие слогового анализа и синтеза.
  3. Развитие языкового анализа и синтеза (наибольшее внимание необходимо уделять различению предлогов и приставок, составлению предложений из слов, данных в неправильной последовательности, а также формированию умения определять количество, последовательность и место слов в предложении).
  4. Коррекция звукопроизношения (формирование устойчивых артикулем и правильных динамических стереотипов использования фонем русского языка в составе различных языковых единиц).
  5. Расширение словарного запаса.

Проведение коррекционно-развивающей логопедической работы, позволит создать психолого-педагогические условия успешного обучения младших школьников с билингвизмом в условиях массовой общеобразовательной школы.

1. Лизунова Л. Р. Преодоление дисграфии у младших школьников с билингвизмом // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки,  2014  №2-1,  С. 167-170


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция дисграфии у младших школьников в условиях школьного логопункта.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей ...

Программа коррекции дисграфии у младших школьников. (2 класс)

Программа коррекции дисграфии у младших школьников.( 2 класс)  предназначена для  учителей - логопедов СОШ.       Основная задача логопеда  состоит в том, чтоб...

Использование дидактических компьютерных игр и в коррекции дисграфии у младших школьников

Использование ЭОР в коррекции дисграфии у младших школьников...

Актуальность ранней коррекции дисграфии у младших школьников

В статье рассматриваются вопросы дифференциальной диагностики дисграфии и дизорфографии....

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Дисграфия- это частичное расстройство письма, которое связано с недостаточной сформированностью всех ВПФ, отвечающих за письмо. Дисграфия наблюдается в постоянных и одинаковых ошибках письм...

Сборник упражнений по коррекции дисграфии у младших школьников.

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функции, уча...

Сборник упражнений по коррекции дисграфии у младших школьников.

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функци...