Особенности коррекционно-логопедической работы с обучающимися с РАС.
методическая разработка по логопедии

Обучающиеся с РАС это неоднороднпяя группа детей с различной степенью проявления особенностей и образовательных потребностей. В материале дана характеристика этой группы обучающихся и особенности построения корреккционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ras.pptx1.54 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №185» «Особенности коррекционно- логопедической работы с обучающимися с РАС» Учитель-логопед: Я.А. Соколова г. Новосибирск

Слайд 2

Расстройства аутистического спектра Аутизм , а точнее - расстройства аутистического спектра ( РАС ), – это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации – процессе общения и передачи информации другим людям. При аутизме наблюдается ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение. У разных обучающихся нарушения выражены в разной степени, при этом они могут как сопровождаться, так и не сопровождаться нарушениями речевого и интеллектуального развития . Первые признаки заболевания отмечаются уже в младенчестве или раннем детском возрасте, аномалии социального функционирования и особенностей поведения сохраняются на протяжении всей жизни.

Слайд 4

Особенностью детей с РАС Характерной особенностью детей с РАС является «Триада нарушений ». Она включает нарушения в области: - социального взаимодействия; - социальной коммуникации; - ригидность мышления (ограниченность интересов). Н е испытывают потребности в общении с другими людьми, не проявляют интерес к близким и родным, не смотрят в глаза, избегают прикосновений, не проявляют эмоций и не понимают эмоции других людей.

Слайд 5

Дети с РАС представляют собой неоднородную группу С различной степенью проявления особенностей и образовательных потребностей. Они характеризуются своеобразием эмоциональной, волевой, когнитивной сфер и поведения в целом . Имеют неравномерно недостаточный уровень развития психических функций, который по отдельным показателям может соответствовать нормативному уровню, либо уровню развития детей с задержкой психического развития, либо уровню развития детей с интеллектуальной недостаточностью. При этом адаптация этих детей крайне затруднена, прежде всего, из-за нарушений коммуникации и социализации и в связи с наличием дезадаптивных форм поведения .

Слайд 6

Построение индивидуальной коррекционно-логопедической работы для обучающегося с РАС строится в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

Слайд 7

В логопедической работе целесообразно учитывать принципы, которые помогают эффективно организовывать деятельность ребенка с РАС Э то создание охранительного режима, спокойной обстановки, отсутствие отвлекающих факторов, индивидуальный режим работы для каждого ребенка, пошаговое объяснение и выполнение задания, внимательность учителя-логопеда к интонационной окраске своего голоса, если используется критика, то только позитивная и объективная.

Слайд 8

Цель коррекционно-логопедической работы развитие и коррекция коммуникативной функции речи ребенка ( научить аутичного ребёнка активно пользоваться речью).

Слайд 9

Альтернативная коммуникация Наиболее эффективными современными методами работы с детьми с РАС являются системы альтернативной коммуникации. Система коммуникации обменом изображениями или PECS ( Picture Exchange Communication System ) - это система по обучению навыкам коммуникации с помощью картинок. PECS способствует развитию устной речи и является её моделью, просто вместо слов в ней используются изображения.

Слайд 10

Этапы PECS Она состоит из шести этапов. Эти этапы основаны на науке о вербальном поведении — области прикладного анализа поведения, которая посвящена всем видам речевого поведения, включая текст, устную речь и все формы коммуникации.

Слайд 11

Методы и приемы работы в системе PECS В системе PECS не используются фразы или инструкции вроде «Чего ты хочешь ?». Вместо этого специально создаются ситуации, когда ребенок захочет что-то попросить, а затем второй человек, не говоря ни слова, начинает подсказывать ему физически, стоя позади. Постепенно эти подсказки уменьшаются, и ребенок учится самостоятельно начинать обмен изображениями с партнером по коммуникации, чтобы получить какое-то поощрение. В результате, ребенок начинает самостоятельно сообщать, чего он хочет.

Слайд 12

Данная система опирается на сильные стороны ребёнка - навыки зрительного восприятия , чтобы развить слабые стороны- коммуникативные навыки .

Слайд 13

Картинку понять очень просто. Жестовый язык и устную речь некоторых людей бывает сложно разобрать. Картинки поймет кто угодно (потому что используем подписи к каждой картинке) и где угодно. Это делает коммуникацию успешной и эффективной в разных местах и ситуациях, что, в свою очередь, поощряет дальнейшее развитие коммуникации.

Слайд 14

Выделяют 4 этапа логопедической работы с детьми с РАС : 1 . Подготовительный - проводится дополнительное изучение невербальных детей, уточняется речевой диагноз. Важная задача этого этапа - развитие системы межанализаторных связей как основы для формирования предпосылок общения. Необходимо стимулировать детей на непроизвольные подражания действиям, мимике, интонации взрослого, звукоподражания.

Слайд 15

2 . Начальный этап - использование упражнений, игр, направленных на формирование предпосылок общения и развития речи. Фиксация взгляда ребенка на картинке, работа с парными картинками, выполнение инструкций педагога (типа «положи», «возьми»). 3 . Следующий этап - обучение применению жестов. 4 . Этап обучения чтению.

Слайд 16

Задачи коррекционно-логопедической работы 1) развитие коммуникативной (вербальной и невербальной) стороны речи; 2 ) совершенствование артикуляционной моторики и координации мелких движений пальцев рук и кистей; 3 ) развитие слухового восприятия и фонетико-фонематических процессов ; 4) работа над дыханием, просодикой, артикуляцией и звукопроизношением; 5 ) развитие лексико-грамматической стороны речи ; 6) развитие связной речи, речевого общения .

Слайд 17

Структура программы целевой (постановка целей, определение задач коррекционно-логопедической работы); содержательный (содержательный раздел программы подобран с учетом особенностей развития ребенка, опираясь на рекомендации ТМПК , речевое заключение); диагностический ( диагностико -подготовительный этап ); технологический ( особенности планирования коррекционной работы ,этапы коррекционно-развивающей работы); результативный (планируемые результаты коррекционно-логопедической работы, отслеживание динамики ).

Слайд 18

В структуру каждого занятия входит мотивационная установка, развитие фонематического слуха, лексико-грамматические упражнения, развитие связной речи, развитие общей и мелкой моторики, психических процессов.

Слайд 19

Дифференцированный подход к овладению коррекционно-логопедической программы обучающегося с РАС Изменения в организации занятий: Снижение нагрузки. Вариативность заданий. Включение здоровье-сберегающих технологий. Изменения в структуре занятий: Упражнения на коррекцию нарушений функций. Вариации частей занятия. Подбор специальных методов и приемов.

Слайд 20

Тьютер Тьютор - это своего рода посредник между педагогом и ребёнком. Главная задача такого педагога - поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников. Цель деятельности тьютора является успешное включение ребенка с РАС в среду образовательного учреждения.

Слайд 21

Успешность и результативность логопедической работы зависят от соблюдения и дидактических принципов научности, системности , последовательности и постепенности, доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка .

Слайд 22

Особенности взаимодействия ребёнка с РАС с детьми и взрослыми Для того чтобы ребенок с РАС мог быстрее включиться в социум, нужно расширить спектр отношений ребенка с миром, другими людьми и самим собой: развивать понимание эмоций, намерений, желаний (своих и чужих); помогать предсказывать действия других на основе их желаний и мнений; понимать причины и следствия событий. Характер взаимодействия во многом зависит от позиции взрослых, работающих с ребенком, и понимания того, что он: - не всегда улавливает социальный и эмоциональный контекст происходящего, - не понимает подтекста и юмора, - быстро пресыщается контактом. Р ебенок с РАС быстро пресыщается впечатлениями и эмоциональным контактом. Поэтому у него обязательно должна быть возможность уединения .

Слайд 23

Динамика наблюдение за процессом и результатом деятельности (лист динамического наблюдения); тестирование (тесты достижений, тесты деятельности и др.); выполнения графических упражнений; контрольные списывания, изложения, диктанты; к оммуникативное включение в социальную жизнь.

Слайд 24

Ожидаемые результаты Благодаря созданным условиям для охраны и укрепления физического и психического здоровья, успешного воспитания и развития ребёнка сформируется социокультурная среда, обучение и воспитание сольется в целостный образовательный процесс; разовьются способности и творческий потенциал ребенка с самим с собой, другими детьми, взрослыми и миром ; родители станут активными участниками образовательного процесса.

Слайд 25

Литература Дети и подростки с аутизмом / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская , М.М. Либлинг , Р.К. Ульянова, Т.И. Морозова. - М.: Теревинф , - 2005. - 224 с. Додзина , О.Б. Отражение особенностей взаимодействия с предметным и социальным миром в лексическом развитии детей с аутизмом : автореферат дис . … канд. психол. наук : 19.00.10 : защищена 18.01.07 / Оксана Борисовна Додзина . –М., 2007. – 24 с. – Библиогр .: с. 24. Додзина , О.Б. Психологические характеристики речевого развития детей с аутизмом / О.Б. Додзина // Дефектология. – 2004. – № 6. – С. 44-52. – Библиогр .: с. 52. Никольская, О.С. Проблемы обучения аутичных детей / О.С. Никольская // Дефектология. - 1995. - №2. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Сборник материалов 1 – й международной научно – практической конференции 27 – 29 ноября 2013 г., СПб., под ред.: Яковлевой Н.Н . Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра. Пособие для логопедов и родителей /В.С. Сандрикова

Слайд 26

Полезные сайты для родителей и специалистов работающих с РАС. autism – frc.ru – Федеральный ресурсный центр России помощи. http://outfund.ru - Благотворительный фонд содействия проблемам аутизма. www.helpautismnow.com – Пособие по аутизму для родителей и специалистов работающих с РАС. mivmeste.in.ua – Сообщество особых семей. http:// autism.forum2х2ru – Форум для семей имеющих детей с аутизмом. aytenok.ru – помощь родителям в воспитании детей с аутизмом . https :// vk.com/autosanimus

Слайд 27

Приложения для смарфонов Языковая и когнитивная терапия ( MITA) Аутизм. Общение. 1500 Карточек Домана для детей

Слайд 28

Творческих Вам идей и исполнения всех задумок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ

Особенности работы логопеда в специальной коррекционной школе с детьми с ОВЗ, специфика речевых нарушений детей с ОВЗ, речевые особенности логопатов, взаимодействие с другими специалистами школьной сл...

«Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

Доклад на тему: «Учет возрастных и индивидуальных особенностей  ребенка в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». Каждый ребенок с нарушениями в развитии уникал...

Особенности коррекционной логопедической работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

ull;Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются наиболее сложной группой аномальных детей. •На фоне глубокого нарушения всей познавательной деятельности особенно отчетливо в...

Учет психофизических особенностей при организации работы с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Речевая практика»

Данная статья описывает основные особенности обучающихся с интеллектуиальными нарушениями, учет психифизических возможнсотей при  организации работы по учебному предмету "Речевая практика&qu...

План-конспект мастер - класса для педагогов: «Особенности коррекционно-развивающей работы с обучающимися с РАС»

План-конспект мастер - класса для педагогов:«Особенности  коррекционно-развивающей работы с обучающимися  с РАС»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности (коррекционно-развивающей области) для обучающихся с ЗПР по АООП (вариант 7.1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности(коррекционно-развивающей области)для обучающихся с ЗПРпо АООП (вариант 7.1)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности (коррекционно-развивающей области) для обучающихся с ТНР по АООП (вариант 5.1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности(коррекционно-развивающей области)для обучающихся с ТНРпо АООП (вариант 5.1)...