Усвоение навыков словообразования при помощи суффиксов у школьников с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
В статье приведен пример логопедического занятия, где школьники с ОНР в игровых упражнениях усваивают суффиксальный способ образования существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakreplenie_navykov_slovoobrazovaniyapri_pomoshchi_suffiksov.docx | 27.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Закрепление навыков словообразования при помощи суффиксов у школьников с ОНР
Логопедическое занятие "Суффиксальный способ словообразования"
Цели:
- формирование навыка словообразования при помощи суффиксов;
- расширение словарного запаса: учить образовывать слова, относящиеся к разным частям речи;
- развитие языкового анализа и синтеза.
Оборудование: карточки с суффиксами, карточки со словами и словосочетаниями, предметные картинки (тарелка, рыба большая, рыбка маленькая, рыбак), карточки со словами для составления текста, фланелеграф, стенд с суффиксами, ручки, тетради.
Ход занятия
I. Организационный момент:
Развитие слухового внимания:
Логопед: В квадратике поставьте столько крестиков, сколько раз в стихотворении встретится слово «три»:
Посчитай и посмотри
Хорошенько – раз-два-три:
Три у клевера листка,
Три у дыма завитка,
Три зубца у старой вилки,
Три в тетради у Данилки –
Он урок не доучил,
Вот и тройку получил!
II. Основная часть:
Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением.
Логопед: Отгадайте загадку:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной)
Логопед: Весной вся природа оживает: звенят ручьи, на деревьях появляются первые листочки, возвращаются из тёплых стран перелётные птицы. С ними весна передала вам письмо. (Логопед открывает конверт, в котором карточки с буквами и буквосочетаниями (суффиксы)).
У детей на партах карточки со словами
Логопед: Возьмите карточки со словами, чьё слово можно изменить, добавив к нему букву или буквосочетание.
Дети называют получившиеся слова, карточки со словами выставляются на доску.
Домик, заборчик, ключик, берёзка, гнёздышко, грачонок, солнышко, лучик.
Логопед: Как изменились слова, какие предметы они обозначают?
Ученик: Получившиеся слова стали обозначать маленькие предметы.
Логопед: Как называется эта частичка, которая помогла изменить слово?
Ученик: Нам в этом помогли суффиксы.
Уточнение значения и роли суффикса:
Логопед: Суффикс – это часть слова, которая служит для образования новых слов, суффикс находится после корня.
Ученик:
За корнем суффикс обогрел местечко:
Не словом угодил, а лишь словечком,
Река большая превратилась в речку,
Лес в лесника, а печь всего лишь в печку.
Логопед: Суффикс такой проказник, он решил с вами поиграть, посмотрите внимательно и скажите, в какой схеме суффикс правильно занял своё место (СХЕМА порядка частей слова-верные и неверные варианты)
Логопед: Какие из наших получившихся слов подойдут к схеме? Запишите их, выделите окончание, корень и суффикс.
Формирование навыка словообразования:
Логопед: Суффикс-волшебник приготовил вам в подарок весенний цветок, но он не простой, а суффиксальный. Чтобы разгадать его тайну нужно собрать слова, которые он загадал.
Ученики подходят к доске и собирают слова.
Логопед: Наденьте суффиксу волшебную шапочку, обозначьте окончание.
Цветок, цветочек, цветик, цветной, цветущий, цветник.
Логопед: Что вы можете сказать о словах, которые у вас получились?
Ученик: Эти слова однокоренные.
Логопед: Назовите корень.
Ученик: Корень «цвет».
Логопед: Эти слова обозначают одно и тоже?
Ученик: Нет. У нас получились однокоренные слова, которые обозначают разные предметы и признаки.
Логопед: Какая часть слова помогла нам от одного корня образовать разные слова?
Ученик: Нам в этом помогли суффиксы.
(Логопед обращает внимание детей на то, сколько букв бывает в суффиксах).
Логопед: Ребята, назовите слова, обозначающие предметы. На какой вопрос они отвечают?
Ученик: Цветок, цветочек, цветик, цветник. Это слова-предметы, они отвечают на вопрос «что?».
Логопед: С помощью, каких суффиксов образованы эти слова? Какие из этих слов не только называют предмет, но и указывают на его размер?
Ученик: Слова-предметы образованы при помощи суффиксов ок, очек, ик, ник. Слова «цветочек» и «цветик» имеют уменьшительно-ласкательное значение.
Логопед: Назовите слова-признаки. На какой вопрос они отвечают?
Ученик: Цветной, цветущий отвечают на вопрос «какой?».
Логопед: С помощью, каких суффиксов образованы слова-признаки?
Ученик: Слова-признаки образованы при помощи суффиксов ущ, н.
(Все суффиксы вывешиваются на стенд.)
Логопед: Ребята. Составьте словосочетания со словами-признаками и запишите их в тетрадь.
Физминутка:
Логопед:
Ах, грач на горе – (Поднять руки вверх, соединив их над головой.)
Знать весна на дворе! (Разводят руки вверх – в стороны.)
Голубочки, голубочки! (Взмахи кистями.)
Принесите по клубочку! (Поворот кулачками вправо-влево.)
Чечётки, чечётки, (Взмахи кистями.)
Принесите всем по щётке! (Потирают ладони.)
Жаворонки, прилетите! (Взмахи руками вверх – вниз.)
Весну – красну принесите! (Протянуть руки вперёд.)
Работа со словосочетанием:
У детей на партах подснежники, вырезанные из бумаги, на которых написаны словосочетания, где оба слова выражены именами существительными.
Первый подснежник:
- Сок берёзы – ...
- Погода весной – ...
Второй подснежник:
- Капля дождя – ...
- Лист клёна – ...
Логопед: Весна – это чудесное время года. В проталинах появились первые весенние цветы – подснежники. И мы с вами сейчас совершим маленькое чудо: прочитайте словосочетания на подснежниках. Замените подчеркнутые слова-предметы словами-признаками. Запишите в тетрадь.
(Дети самостоятельно выполняют задание).
Логопед: Обозначьте суффикс. Как изменились слова? Назовите суффиксы. Которые помогли вам образовать слова – признаки?
(Суффиксы выставляются на стенд).
Логопед: Ребята давайте постараемся составить предложения с данными словосочетаниями.
(Задание выполняется устно).
Развитие навыка словообразования:
Логопед: Суффикс-хитрец на все руки молодец! Он нам поможет от одного корня образовать разные слова.
У детей на партах карточки со словами.
(карточка 1)
Двор | Маленький предмет | признак | профессия |
|
|
|
(карточка 2)
Камень | Маленький предмет | признак | профессия |
|
|
|
(карточка 3)
Лес | Маленький предмет | признак | профессия |
|
|
|
На доске образец: (картинка с изображением большой рыбы)
Логопед: Нам необходимо от слова «рыба» образовать новое слово, которое обозначает маленький предмет. И подумать, какой суффикс нам в этом поможет?
Ученик: «Рыбка» – это слово образовано при помощи суффикса к.
( На доску выставляется картинка с изображением маленькой рыбки).
Логопед: Образуйте слово-признак: в тарелке суп, какой?
Ученик: «Рыбный».
Логопед: При помощи какого суффикса образовалось слово-признак «рыбный»?
Ученик: Слово-признак «рыбный образовано при помощи суффикса н.
(На доску выставляется картинка с изображением тарелки с супом).
Логопед: А как называется профессия человека, который ловит рыбу?
Ученик: Эта профессия называется «рыбак».
Логопед: При помощи какого суффикса образовано слово «рыбак»?
Ученик: Слово «рыбак» образовано при помощи суффикса ак.
(На доску выставляется картинка с изображением рыбака).
Логопед: Ребята, задания на карточках нужно выполнить по данному образцу: измените, слова так, чтобы они обозначали маленький предмет, признак, профессию. (Дети выполняют задания на карточках)
Логопед: Назовите и выделите общую часть (корень слова) и суффикс, который меняет значение слова. (Дети называют корень слова и суффиксы)
Логопед: Какие ещё суффиксы мы использовали для образования слов, обозначающих профессии людей?
Дети называют суффикс и слово, образованное при его помощи:
- арь – аптекарь
- чик – лётчик
- ор – директор
- ист – машинист
- тель – учитель
(суффиксы выставляются на стенд)
Работа с текстом:
У детей на партах карточки со словами, из которых они составляют предложения и выкладывают его на фланелеграфе.
(каждая парта составляет по одному предложению)
Пригрело весеннее солнышко.
Зазвенели по камушкам ручейки.
В лесу распустились душистые ландыши.
Жаворонок поёт звонкую песенку.
Логопед: Как можно озаглавить этот текст?
Ученик: Этот текст можно озаглавить «Весна».
Логопед: Спишите текст в тетрадь, найдите слова со знакомыми суффиксами, и выделите их.
III. Итог:
Логопед: С работой, каких суффиксов мы познакомились? Что вы узнали о суффиксах?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Овладение ребенком системой словообразования посвящены исследования многих учёных. Отмечается, что овладение ребенком процессом словообразования представляет собой сложный процесс, в...
Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств по предмету физкультура.
Нормативы по усвоению навыков качеств физической культуры...
Формирование навыка чтения с помощью творческих упражнений с опорой на личностно-деятельностный подход
Реализация творческого и деятельностного подхода в развитии техники чтения...
Игра по станциям, закрепление навыков оказания медицинской помощи
В данной разработке представлена игровая технология, которая позволит закрепить навыки учащихся по оказанию первой медицинской помощи...
"Формирование навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи. Из опыта работы". Журнал "Магариф" №3, 2018 год
Основные принципы словообразования необходимо развивать в процессе специально подобранных упражнений по формированию навыков словообразования....
"Развитие навыков словообразования как средство обогащения словаря у детей с общим недоразвитием речи"
Логопедическая работа по формированию навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи предполагает системный, комплексный, поэтапный характер....
Усвоение наречий в упражнениях у младших школьников с ОНР
Наречия появляются у детей чуть позднее основных частей речи. Ребенок становится обладателем оценки окружающего мира, и в этом несомненно ему помогают наречия: КРАСИВО,ЛЕГКО,ТРУДНО,БЫСТРЕЕ...