ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА У ШКОЛЬНИКОВ С ТНР
статья по логопедии

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития связной речи у школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), которая в настоящее время имеет тенденцию к значительному росту, и, в частности, формированию у данного контингента детей навыков краткого пересказа текста, выступающего наиболее эффективным средством развития речи у школьников с ТНР. Автором раскрыты основные характерологические речевые особенности контингента детей с ТНР, а также речевые и психические проблемы, возникающие при построении ими краткого пересказа. В статье определены основные направления педагогической работы при формировании данного навыка, представлены методы и приемы, способствующие активизации к речевым высказываниям школьников с ТНР, определена ценность разнообразных видов упражнений и игровых ситуаций, наглядных и практических методов обучения, приведен пример совместной работы педагога со школьниками с ТНР по формированию навыка краткого пересказа текста. Так же автором представлены результаты диагностических исследований сформированности навыков краткого пересказа у школьников с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_1.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА У ШКОЛЬНИКОВ С ТНР

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития связной речи у школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), которая в настоящее время имеет тенденцию к значительному росту, и, в частности, формированию у данного контингента детей навыков краткого пересказа текста, выступающего наиболее эффективным средством развития речи у школьников с ТНР. Автором раскрыты основные характерологические речевые особенности контингента детей с ТНР, а также речевые и психические проблемы, возникающие при построении ими краткого пересказа. В статье определены основные направления педагогической работы при формировании данного навыка, представлены методы и приемы, способствующие активизации к речевым высказываниям школьников с ТНР, определена ценность разнообразных видов упражнений и игровых ситуаций, наглядных и практических методов обучения, приведен пример совместной работы педагога со школьниками с ТНР по формированию навыка краткого пересказа текста. Так же автором представлены результаты диагностических исследований сформированности навыков краткого пересказа у школьников с ТНР.

Ключевые слова: краткий пересказ, младшие школьники, монологическая речь, связная речь, тяжелые нарушения речи, ТНР.

В контексте современных тенденций развития образования в РФ определены основные направления в решении образовательных задач, обеспечивающих доступность и равные образовательные возможности для каждого ребенка, что, в свою очередь, детерминировано переходом к новым образовательным технологиям, нацеленным на индивидуальный подход в обучении, формированию готовности к творческой самостоятельной деятельности, элементам сотрудничества и навыкам жизни в эпоху цифровизации. Решение данных образовательных задач необходимо и актуально для полноценной интеграции в социум детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, с различными речевыми нарушениями, такими как дизартрия, сенсорная и моторная алалия, детская афазия, заикание, общее недоразвитие речи, ринолалия и другие, которые в последнее время, согласно исследованиям Е.Ф. Архиповой [1], имеют большую тенденцию к значительному росту.

Между тем, согласно исследованиям О.Е. Грибовой и С.Б. Батяевой, понятие «обучающиеся с тяжелым нарушением речи» не имеет единого толкования, а представляет собой интегрированное системное образование в речевом развитии ребенка, характеризующееся комплексными речевыми расстройствами, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, ее звуковой и смысловой направленности. Все это, в свою очередь, затрудняет дальнейшую инклюзивную и коррекционную образовательную работу по обучению данного контингента детей школьного возраста и разработку и внедрение индивидуальных образовательных программ обучения и реабилитации[2]. Тем не менее, опираясь на работы А.П. Демидовой [4], в качестве сущностных характеристик контингента детей с тяжелым нарушением речи, мы можем определить такие, как общие системные нарушения речи, сохранность слуха и интеллекта, низкий уровень речевого запаса, отсутствие связного высказывания в монологической и диалогической речи, а в редких случаях – полное отсутствие речи.

На сегодняшний день тенденции развития специального коррекционно-развивающего образования детей с тяжелыми речевыми нарушениями направлены, прежде всего, на их социальную адаптацию и развитие коммуникативных способностей, а именно: развитие связной речи как необходимое условие формирования личности данного контингента детей. Согласно исследованиям Т.Н. Филютиной [6],наиболее эффективным средством развития речи контингента школьников с ТНР нам видится формирование навыка краткого пересказа, направленного на обогащение лексического словаря обучающихся, усвоение различных средств выразительности языка, норм синтаксических и смысловых связей в предложениях и тексте, развитие умений выделять главную мысль, соотношение содержания высказывания с предметом и темой, построение и передачу связного законченного монологического высказывания, а также на развитие различных психических функций школьников с ТНР.

Вместе с тем, Е.П. Карпуниной [5] выделены основные языковые умения и навыки школьников, необходимые для формирования навыка краткого пересказа повествовательного текста, такие как: построение монологического высказывания в соответствии с темой и основной мыслью, соблюдение текстовой структуры, построение взаимосвязанных предложений, использование разнообразных лексических и грамматических средств языка и т.д. Учитывая вышеназванные речевые и психические особенности школьников с тяжелыми нарушениями речи, необходимо отметить большие сложности, вызванные подготовкой к краткому пересказу у данного контингента детей, а именно: неумение выделять основную мысль и структуру текста для пересказа, быстрое утомление при прочтении и запоминании текста, отсюда – нерациональное распределение внимания при чтении и неспособность выделить главные опорные пункты, на которые нужно опираться при кратком пересказе текста.

В соответствии с данной темой, нами было проведено констатирующее исследование среди 15 младших школьников с тяжелыми нарушениями речи по изучению навыков краткого пересказа небольшого по объему и простого по структуре повествовательного текста с целью дальнейшей коррекционной работы. Анализ результатов продемонстрировал, что только у пяти (30%) младших школьников с тяжелыми нарушениями речи выявлен высокий и средний уровень сформированности навыка краткого пересказа и у остальных 10

 детей (70%) - ниже среднего и низкий уровень, а также наличие следующей вариативности и ряда особенностей в сформированности навыка краткого пересказа и общего состояния монологической речи у детей с ТНР: все обследуемые младшие школьники справились с кратким пересказом при различной степени помощи взрослого в виде подсказок и наводящих вопросов; чаще всего возникали затруднения в начале пересказа, заключающиеся в правильном структурировании и назывании последовательности событий в тексте; у всех детей во время пересказа присутствовали паузы.

На формирующем этапе исследования, процесс развития навыков речевого высказывания и краткого пересказа у школьников с ТНР, таким образом, предполагал специально организованную работу педагога с учетом дифференциации и индивидуализации обучения данного контингента обучающихся, включающую в себя интеграцию системного воздействия активизации основных психических функций обучающихся с процессом целенаправленного формирования навыка устного речевого высказывания с опорой на дидактические принципы наглядности, личностного подхода и доступности.

Исходя из этого, в процесс обучения краткому пересказу школьников с такими речевыми нарушениями нам видится необходимость включения развивающих и личностных ситуаций, стимулирующих у них желание и готовность выразить собственное мнение и впечатление о тексте и, тем самым, продуцирующих речевое высказывание. В качестве активизирующих речь ситуаций, В.А. Грошенковой [3] предлагается включение в процесс обучения различных игровых ситуаций, способствующих развитие интереса детей к занятию и положительного эмоционального настроения, предполагающих активное использование наглядных материалов, наблюдение за окружающей действительностью, использование различных средств выразительности, а также метод практических манипуляций с предметами и окружающими объектами.

В связи с этим, Е.П. Карпуниной [5] выделены основные ориентиры работы над повествовательным текстом, направленные на формирование навыка краткого пересказа у школьников с ТНР, среди которых основными выступают следующие: совместное с учителем разделение текста на смысловые части, определение опорных слов из текста, постановка вопроса и нахождение ответа к содержанию по смысловой части текста, смысловая работа с опорными картинками по тексту.

Ссылаясь на работы В.А. Грошенковой [3], мы также можем выделить следующие основные педагогические методы и приемы формирования навыка краткого пересказа у школьников с ТНР: показ наглядного материала; использование речевого образца при пересказе; постановка наводящих вопросов по тексту и метод объяснения педагогом и акцентирования внимания обучающихся на опорных словах и основных речевых конструкциях.

Приведем пример совместной работы педагога со школьниками с ТНР по формированию навыка краткого пересказа текста. На начальном этапе работы школьники читают текст, просматривают мультфильм или прослушивают аудиозапись, после чего отвечают на вопросы педагога по содержанию текста. Следующим важным этапом выступает выполнение смысловых упражнений, направленных на определение понимания содержания прочитанного (чтение по лицам или по ролям, выборочное чтение и т.д.). Далее выполняется организованная совместная работа с педагогом по составлению краткого плана текста, в качестве этапов которого могут выступать нарисованные обучающимися рисунки к содержанию прочитанного текста. На данном этапе педагог может использовать наводящие вопросы или опорные слова, активизирующие у школьников смысловое и структурное понимание текста. Таким образом, сам краткий пересказ у школьников с ТНР строится с опорой на рисунок или серию рисунков, а также опорные слова и смысловые вопросы.

Заключительный этап повторной диагностики сформированности навыков краткого пересказа текста у школьников с ТНР продемонстрировал положительную динамику коммуникативных способностей обучающихся, которая выражалась в готовности к общению и выражению собственных эмоций и впечатлений об окружающей действительности, о собственных достижениях, а также о прочитанном с учителем произведении, в активном участии в беседе и в ответах на вопросы, исправлении и дополнении ответов других школьников. Краткие пересказы школьников характеризовались большей самостоятельностью и лексико-грамматической правильностью, пониманием смысла текста, употреблением более разнообразного словарного запаса, использованием более сложных и разнообразных речевых высказываний - 10 школьников (70%) продемонстрировали средний и высокий уровень краткого пересказа, и 5 школьников (30%), соответственно, уровень ниже среднего и низкий.

Таким образом, включение в процесс обучения краткому пересказу школьников с ТНР разнообразных видов упражнений и игровых ситуаций, использование наглядных и практических методов обучения способствует формированию у них навыка краткого пересказа в качестве самостоятельного и структурированного речевого высказывания с использованием более сложных лексических и грамматических речевых конструкций, а также существенно повышает познавательный интерес школьников с ТНР к пересказу.

Список литературы

  1. Архипова Е.Ф. Дети с тяжелыми нарушениями речи. Рекомендации к содержанию адаптированных образовательных программ / Е.Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2018. – №4. – С.58–63.
  2. Грибова О.Е. К проблеме определения понятия «тяжелые нарушения речи» / О.Е. Грибова, С.В. Батяева // Образование. Наука. Инновации. – 2018. - №1 (39). – С. 59 – 74.
  3. Грошенкова В.А. Теоретико-методологические основы коррекции связной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / В.А. Грошенкова // Вестник КГУ. – 2018. - №3. – С. 202 – 206.
  4. Демидова А.П. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи / А.П. Демидова, В.Н. Зиновьева, Н.К. Слыш // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. - №4. – С. 73 – 75.
  5. Карпунина Е.П. Особенности пересказа повествовательных текстов старших дошкольников с ОНР / Е.П. Карпунина, С.А. Мусихина // Вестник КГУ. – 2019. - №2. – С. 62 – 63.
  6. Филютина Т.Н. Особенности повествовательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Т.Н. Филютина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –2018. –№ 9.–URL: http://e-koncept.ru/2018/182024.htm (дата доступа: 16.02.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы,упражнения,методики формирования навыка чтения у младших школьников

В материале изложены приёмы,упражнения,методики,используемые мною, при формировании навыка чтения у младших школьников.Формирование у младших школьников навыка чтения-одна из основ фундаментального об...

Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении

В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении...

Формироване навыка чтения у младших школьников

Информация для родителей начальной школы....

«Тестовые задания как средство формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка».

Актуальность. Формирование орфографически-грамотного письма – одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших...

Формирование навыка чтения у младших школьников

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

Методика формирования навыка чтения у младших школьников

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий"

В работе представлен ряд упражнений игрового характера, который позволяет развить правильность, беглость, сознательность и выразительность чтения в начальных классах в школе 8 вида....