Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму
материал по логопедии (1 класс)
Выступление на родительском собрании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnosti_pervoklassnikov_s_rechevymi_nedostatkami.docx | 32.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Лицей № 4 г.Дмитрова»
Трудности первоклассников с речевыми недостатками
при обучении чтению и письму
(выступление на родительском собрании)
Учитель-логопед
Мартынова Галина Геннадьевна
г. Дмитров
2021 г.
Каждый родитель с нетерпением ждёт долгожданного и ответственного
момента, когда любимый ребёнок пойдёт в первый класс. Поступление в
школу чрезвычайно важный момент в жизни ребёнка. С приходом в школу
меняется привычный для ребёнка образ жизни. Он перемещается в новый
неведомый прежде мир. Дошкольник становится школьником.
Теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять, требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учёбе.
Но всё ли сделано для того, чтобы ребёнок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!
Готовность к школьному обучению предполагает, прежде всего, МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ, т.е. у ребёнка должно быть желание идти в школу. Он должен уметь общаться со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы предпосылки в дошкольном периоде.
В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной
познавательного процесса является МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребёнку предстоит усвоить всю систему
знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем
быстрее ученик овладеет чтением и письмом и овладеет грамотой.
Для успешного освоения чтением и письмом у детей до начала обучения в
школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:
1. Дети должны уметь слушать и слышать других.
Несформированность данных умений приводит к возникновению
трудностей в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.
2. Звуковая сторона речи
Правильно произносить все звуки речи. Правильное произношение звуков речи
и чёткое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для
освоения письма.
- чётко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой
структурой: (регулировщик, мотоциклист, термометр);
- говорить громко или тихо, или даже шёпотом, в зависимости от ситуации;
- изменять темп речи с учётом содержания высказывания.
Письмо является отражением устной речи. При неправильном устном
проговаривании и написание слов нарушается. Появляются замены, пропуски
букв (суба-шуба; жук - зук; звезда-зведа; рыба-лыба).
3. Языковой анализ
- делить предложения на слова;
- делить слова на слоги;
- уметь выделять все звуки в словах;
- устанавливать последовательность звуков в слове.
Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме
в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны
следующие ошибки:
- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное
написание слов, особенно приставок и корней (в доме-«вдоме», наступил–«на ступила»);
- пропуски, перестановки, добавления слогов (комната - «кота»; печенье– «чепенье», паровоз– «павороз», бабушка– «бабабушка»
- пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв
(поросёнок–«просёнок», трава–«тарава»)
- перестановки букв (комната-«конмата»);
4. Лексическая сторона речи (словарный запас)
- точно подбирать слова;
- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
-дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль
легковой и грузовой, а не просто автомобиль или машина», обувь зимняя,
летняя, демисезонная»);
- употреблять сложные слова (например: длинноногий);
- пользоваться эпитетами (например: чистое поле);
- подбирать метафоры (например: туча комаров);
- использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя
голову);
- подбирать синонимы (например: храбрый–смелый – отважный)
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении.
Такие учащиеся с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста.
Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.
В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.
5. Грамматический строй речи
У учащихся должны быть сформированы навыки словоизменения и
словообразования:
а) навыки словоизменения:
- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
- употреблять различные предлоги;
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже
(например: голубое полотенце);
- согласовывать существительные с числительными (например один
карандаш, два карандаша, пять карандашей);
- правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бегите,
бежал, побежит).
В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать
аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова;
- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у
Бори –«у Боре», много деревьев - «много деревов», на санках –«на санков»);
- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес –«пошли лес»);
- ошибки согласования (белый дом –«бела дом», пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»);
б) Навыки словообразования
Учащиеся должны уметь:
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов ( например: глаза–глазки-глазищи);
- образовывать глаголы с помощью приставок ( например: шёл–вышел–перешёл–
обошёл –подошёл);
- образовывать название детёнышей и животных;
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина–малиновое, лиса–лисья).
Если у первоклассников не сформированы навыки словообразования, то
при письме могут наблюдаться:
- замены суффиксов (козлята–«козлёнки»);
- замены приставок (захлестнула–«нахлестнула»).
Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений,
пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в
предложении.
Нарушается самостоятельная письменная речь.
6. Связная речь
Под связной речью принято понимать такие развёрнутые (то есть
состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания,
которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.
Учащиеся должны уметь:
- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
- рассказывать о пережитых событиях;
- пересказывать содержание сказки, рассказа;
- описывать окружающие предметы;
- раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.
Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.
Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но всего программного материала.
Перечисленные выше особенности устной речи первоклассников с
нарушениями свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно усваивать школьную программу, особенно, по русскому языку.
Для оказания помощи учащимся с речевыми расстройствами, необходима ранняя своевременная коррекция устной речи, профилактическая работа по предупреждению нарушений чтения и письма. Этим занимается учитель-логопед, который проводит специальные коррекционные занятия.
Продолжительность логопедических занятий для каждого ребёнка зависит от
степени тяжести и структуры речевого недоразвития.
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых
недостатков предполагает активное участив нём родителей.
Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей эффективно помочь ребёнку. Только совместные усилия приведут к хорошим
результатам. Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима
упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических
занятиях, так и в домашних условиях. На логопедических занятиях у ребёнка формируется кратковременный навык правильной речи, который должен контролироваться со стороны окружающих ребёнка взрослых и закрепляться в различных видах деятельности. Основная задача родителей в процессе
коррекционного воздействия состоит в активном взаимодействии с логопедом.
Родителям необходимо интересоваться ходом и результатами коррекционного процесса, обращаться за советом к специалисту по возникшим вопросам, проводить доступные в домашних условиях логопедические упражнения. К тому же родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для
подражания ребёнка, поэтому важно общаться с ребёнком на правильном
русском языке.
Таким образом, благодаря совместной работе учителя -логопеда, педагога-психолога, учителей начальных классов, родителей возможно своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивации к учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Трудности обучения чтению и письму в 1 классе"
http://www.k-yroky.ru/load/84-1-0-5489...
«Развитие навыков связной речи первоклассников с речевыми недостатками в процессе организации творческой игровой деятельности»
Анализ развития речи детей младшего школьного возраста с ОНР (III уровень) свидетельствует о качественном своеобразие в использовании речевых средств, проявляющиеся в особенностях употребления частей ...
"Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму"
Выступление на родительском собрании в 1 классе....
Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».
Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению. Каждый родитель с н...
Родительское собрание. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму
Привлечь внимание родителей к недостаткам устной речи у детей. Раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость при овладении письменной речью....
Выступление учителя – логопеда на родительском собрании перед родителями будущих первоклассников. Тема выступления: «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».
Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению....