Дети с нарушениями слуха, их особенности восприятия и ощущения
статья по логопедии
Ощущения и восприятия, являющиеся результатом сложной аналитико-синтетической деятельности мозга, обеспечивают чувственное познание окружающего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_s_narusheniyami_sluha.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети с нарушениями слуха, их особенности ощущения и восприятия
Ощущения являются одной из форм познавательной деятельности человека. Изучая развитие познавательной деятельности в эволюции животного мира (в филогенезе) и у ребенка (в онтогенезе), можно увидеть, что ощущения являются первичной формой ориентировки организма в окружающем мире.
Ощущениями можно назвать психологические процессы, возникающие при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающей действительности на органы чувств и мозг и заключающиеся в осознанном отражении отдельных свойств и явлений. Ощущения, как и все психические процессы, имеют рефлекторную природу, они возникают как ответные реакции нервной системы на воздействия окружающей организм среды. С ощущений начинается всякое познание человеком действительности – это первая ступень познания. На основе ощущений возникает процесс восприятия.
Восприятие – это тоже психический процесс, возникающий при непосредственном воздействии на органы чувств и мозг предметов и явлений и заключающийся в отражении совокупности присущих им свойств в форме единого сложного образа воспринимаемого, т.е. восприятие в отличии от ощущений представляет собой целостный образ предметов и явлений.
Ощущения и восприятия, являющиеся результатом сложной аналитико-синтетической деятельности мозга, обеспечивают чувственное познание окружающего. Но это познание не исчезает бесследно. В дальнейшем они воспроизводятся как представления, позволяющие нам отражать восприятия и в его отсутствии. Но восприятия и ощущения не всегда дают нам полное представление об окружающем мире. Существуют свойства материи, которые мы не можем ощущать непосредственно. Более высокой формой познания и отражения окружающего материального мира является человеческое мышление. Мышление помогает глубже проникнуть в причинную связь и зависимость между предметами и явлениями и отражать свойства их, которые недоступны непосредственным ощущениям и воспроиятиям.
В истории психологии по вопросу о природе ощущений шла борьба двух противоположных направлений – материалистического и идеалистического. Сторонники идеалистического направления в психологии или вовсе отрицали существование материи, утверждая, что окружающий мир является лишь «комплексом ощущений» или отрицали всякую связь наших ощущений с материей.
В специальной психологии были распространены такие теории, как отрицание возможности изучение и познания психических процессов глухих детей, возможности их развития и компенсации, полноценности умственного развития. Основные положения материалистического учение об ощущениях имеют очень важное значение в решении всех этих спорных вопросов сурдопсихологии, так как могут полностью быть отнесены и к характеристике природы ощущений и восприятий глухих детей.
Ощущения аномальных детей также отражают объективно существующий материальный мир и являются важной ступенью познания свойств предметов и явлений. Ведь глухой ребенок узнает многое о цвете, вкусе, запахе, форме окружающих его вещей на основе ощущений и восприятий.
Наряду с общими закономерностями в формировании ощущений и восприятий имеются и специфические особенности. Своеобразие ощущений у глухих детей выражается прежде всего в том, что у них отсутствуют слуховые ощущения. Полнота отражения окружающего мира заметно сужается, так как известно, что в познавательном отношении ведущая роль из анализаторов принадлежит зрению и слуху, наряду с которыми выступают как орган познания и движущаяся рука. Отсутствие слуховых ощущений влечет за собой не только сужение круга непосредственно отражаемых свойств и качеств окружающих вещей и явлений, но и чрезвычайно ограничивает возможность опосредованного знания.
На организм человека постоянно действуют звуковые раздражители. Большую часть знаний развивающийся ребенок получает через слуховые ощущения и восприятия. Кроме того, познание мира ребенка всегда опосредованно взрослыми. Знания о многих свойствах предметов ребенок получает в процессе общения со взрослыми через их речь, воспринимаемую на слух. Он многое узнает не только в процессе общения с окружающими, но и слушая радио, музыку, посещая театр.
Отсюда становится понятным исключительно важное социальное значение слуха. Жизненно и социально значимые раздражители чаще и больше отражаются через слух, чем через зрение. Звуки воздействуют не только ото всюду, со всех сторон, но и всегда, даже когда зрение исключено: в темноте, через непроницаемые для зрения преграды, при большом отдалении от человека звучащего тела. Слуховые ощущения возникают непроизвольно: мы слышим то, что не хотим слышать, в то время как видим лишь то, на что смотрим. И.М. Сеченов писал: «Из всех органов чувств слух дает нам наибольшее разнообразие впечатлений».
Отсутствие слуха обуславливает качественное своеобразие мира ощущений неслышащих людей. Все это затрудняет процесс познания и требует компенсации. Это в свою очередь влияет на формирование и развитие других ощущений и восприятий – зрительных, двигательных, осязательных и т.д.
Чтобы коррегировать у глухого познания звучащего мира посредством имеющихся у него анализаторов, необходимо знать не только то, что отсутствует в сфере ощущений у глухого, но и то, чем он располагает и какие компенсаторные возможности имеет.
В психологии выделяют следующие виды ощущений:
1 видимые ощущения и восприятия
2 слуховые ощущения и восприятия
3 кожные ощущения и восприятия:
а) тактильные ощущения
б) температурные ощущения
4 двигательные ощущения и восприятия
5 обонятельные процессы
6 вкусовые ощущения
7 органические ощущения
Все эти виды ощущений, за исключением слуховых ощущений, имеются и у неслышащих детей.
В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у неслышащих особую роль приобретают видимые (или зрительные) ощущения и восприятия. Зрительный анализатор неслышащего ребенка становится ведущим в познании окружающего мира. У неслышащих детей зрительные ощущения и восприятия не только не хуже, чем у слышащих, но у них они активизируются и обостряются. Поэтому неслышащие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые слышащий ребенок не обратит внимания. Так, например, неслышащие дети сразу заметят, что у только что вошедшего чужого человека на лице маленький шрам, они сразу обратят внимание, что у человека оборвана пуговица и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности устной и письменной речи детей с нарушением слуха.
В работе отражены особенности речевого развития детей с нарушением слуховой функции, приёмы обучения дактильной речи и чтению....
«Игровые приемы работы по развитию слухового восприятия детей с нарушениями слуха»
Обучение различению на слух высоты звучанийЦель: учить различать на слух высокие и низкие звучания.Игра: «Высоко - низко»Оборудование: пианино, игрушки (птичка и мишка), табличкиРечевой материал: буде...
Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению
Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детейс нарушением слуха по развитию слухового восприятия иобучению произношению...
Конспекты фронтальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению
Конспекты фронтальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению....
Психологические особенности ощущений и восприятий детей с нарушениями слуха
Ощущения и восприятия, являющиеся результатом сложной аналитико-синтетической деятельности мозга, обеспечивают чувственное познание окружающего....
Дети с нарушениями слуха, их особенности ощущения и восприятия
Наряду с общими закономерностями в формировании ощущений и восприятий имеются и специфические особенности. Своеобразие ощущений у глухих детей выражается прежде всего в том, что у них от...
Формирование восприятия и воспроизведение устной речи у детей с нарушением слуха по средствам мнемотехники
Коррекционная работа с младшими школьниками с нарушением слуха....