Программа коррекционно-логопедической работы (ОНР 3 уровень речевого развития)
рабочая программа по логопедии (1 класс)
Данная программа индивидуальной коррекционно-логопедической работы составлена по итогам диагностики, на основе индивидуального плана развития учащегося.
Цель: коррекция нарушений устной речи у учащейся 1 класса общеобразовательной школы, обусловленные ОНР (III уровень развития речи).
Задачи:
- Устранение дефектов произношения.
- Развитие фонематического анализа и синтеза.
- Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста.
- Формирование и развитие грамматически правильной речи.
- Формирование и развитие выразительной связной речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Развитие фонематического восприятия.
- Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем.
- Развитие и уточнение пространственно – временных ориентиров.
- Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового, зрительного, кинестетического.
- Развитие познавательных процессов: зрительного внимания, слухового внимания, слуховой и зрительной памяти, логического мышления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Данная программа индивидуальной коррекционно-логопедической работы составлена по итогам диагностики, на основе индивидуального плана развития учащегося.
Цель: коррекция нарушений устной речи у учащейся 1 класса общеобразовательной школы, обусловленные ОНР (III уровень развития речи).
Задачи:
- Устранение дефектов произношения.
- Развитие фонематического анализа и синтеза.
- Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста.
- Формирование и развитие грамматически правильной речи.
- Формирование и развитие выразительной связной речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Развитие фонематического восприятия.
- Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем.
- Развитие и уточнение пространственно – временных ориентиров.
- Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового, зрительного, кинестетического.
- Развитие познавательных процессов: зрительного внимания, слухового внимания, слуховой и зрительной памяти, логического мышления.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 1 этапа:
При завершении 1 этапа коррекционно-логопедической работы у учащихся должны быть:
- сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
- уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований (называть звуки, из которых состоит слово, давать им характеристику (гласные – ударные и безударные; согласные – звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), делить слова на слоги, ставить ударение; определять количество букв и звуков в слове, определять границу слов);
- поставлены и отдифференцированы все звуки;
- уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
- уметь писать большую букву в начале предложения, ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв;
- правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух от 30-40 слов;
Программа рассчитана на 87 часов, будет реализовываться на индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях 3 раза в неделю по 20 минут учителем – логопедом Сердюк Татьяной Александровной.
Расписание занятий: вторник, четверг, пятница
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы программы | Количество занятий |
1 | Звук. Слово. Предложение. Слова – предметы, признаки, действия. | 5 |
2 | Гласные звуки и буквы. | 22 |
3 | Согласные звуки и буквы. | 59 |
4 | Итоговая диагностика. | 1 |
87 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Содержание | Развитие неречевых процессов | Количество часов | Дата |
1 | Звук. Слово. Предложение. | Знакомство с органами речи. Представление о речи. Выделение предложения в потоке речи. Схематическая запись предложений. Точка. | № 1. Упражнения артикуляционной гимнастики. № 2. Пальчиковая гимнастика. № 3. Дыхательная гимнастика. Отработка понятий «правый» и «левый». | 1 | |
2 | Слова – предметы. | Слова, отвечающие на вопрос КТО? ЧТО? Расширение словаря. Главные слова в предложении. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?» | 1 | |
3 | Слова – действия. | Слова, отвечающие на вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? Глагол. Выделение из речи слов, обозначающих действия предметов. Составление схемы предложения. Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. Слова главные и зависимые | Развитие слухового внимания. Задание «Выбери слова-действия». Отработка понятий «правый» и «левый». | 1 | |
4 | Слова – признаки. | Слова, отвечающие на вопрос: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Уточнение и активизация словаря. Описание предметов по величине, цвету, форме, вкусу и т. д. Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. Слова главные и зависимые | № 1, № 2, № 3 Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Кубики». | 1 | |
5 | Слова – предметы, действия, признаки. | Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. Слова главные и зависимые. Составление схемы предложения. | Развитие ориентировки в пространстве. Упражнение «Крестики». | 1 | |
6 | Звук и буква А. «Фрукты». | Выделение звука из слова. «Фрукты». Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. | Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Дополни до ….». «Корректурная проба». Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву». | 1 | |
7 | Звук и буква О. «Овощи». | Выделение звука из слова. «Овощи» . Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по вопросам. | Упражнение «Найди и закрась букву». «Корректурная проба». | 1 | |
8 | Звук и буква У. «Фрукты – овощи. Огород». | Выделение звука из слова. «Фрукты» — овощи. Огород». Предлоги НА, В, ПОД.
| Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений («на», «над», «под», «за» и т.д.). Упражнение «Копирование точек». | 1 | |
9 | Звуки и буквы А, О, У. «Деревья». | Анализ и синтез ряда гласных. «Деревья». Предлоги ПО, ЗА, НА. Наречия ВЫСОКО, НИЗКО, ВВЕРХУ. | Упр. № 1, № 2, № 3 Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Кубики». Графический образ буквы. | 1 | |
10 | Звук и буква Э. «Цветы». | Выделение первого ударного звука в слове. «Цветы» . Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по вопросам, по картинке. | № 1, № 2, № 3 Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Лабиринты». Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву». «Корректурная проба». | 1 | |
11 | Звук и буква Ы. «Птицы». | Выделение звука из слова. «Птицы». Именительный падеж, множественное число существительных. Составление простых предложений по вопросам, по картинке. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей» | 1 | |
12 | Звук и буква И. «Птицы». | Выделение первого ударного звука в слове. «Птицы». Именительный падеж, множественное число существительных. Составление простых предложений по вопросам, по картинке. | № 1, № 2, № 3 Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. Упражнение «Красно-черные пары». «Корректурная проба». | 1 | |
13 | Звуки И-Ы. Буквы И-Ы. | Анализ и синтез ряда гласных. «Осень». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. | № 1, № 2, № 3 Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упражнение «Двойная стимуляция памяти». «Корректурная проба». | 1 | |
14 | Гласные звуки и буквы. «Осень». | Выделение звука из слова. Выделение ударного звука в слове. «Осень». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. | 2 | |
15 | Звуки М-М*.Буква М. «Ягоды». | Начало, середина, конец слова. Анализ обратного слога типа АМ. «Ягоды». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. | Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «левый»-«правый». Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву». | 2 | |
16 | Звуки Н-Н*. Буква Н. «Лес». | Начало, середина, конец слова. Анализ прямого слога типа НА. «Лес». Предлоги К, ОТ, С, СО, ИЗ. Составление простых предложений по демонстрируемым действиям. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур. | 2 | |
17 | Звуки П-П*. Буква П. «Грибы». | Начало, середина, конец слова. Анализ слога ПИ. «Грибы». Предлоги К, ОТ, С, СО, ИЗ. Составление простых предложений по демонстрируемым действиям. | Звуко-слоговой анализ и синтез. Упражнение «Пирамидки». | 2 | |
18 | Звуки Т-Т*. Буква Т. «Инструменты». | Анализ слова типа ТОМ. «Инструменты». Усвоение притяжательных местоимений МОЙ- МОЯ-МОЁ в сочетании с существительными. Составление простых предложений. | Звуко-слоговой анализ и синтез. Упражнение «Сложение». | 2 | |
19 | Звуки К-К*. Буква К. «Транспорт». | Анализ слова типа КОТ. «Транспорт». Употребление глаголов, образованных посредством приставок ( выехал-подъехал-съехал). | № 1, № 2, № 3 Упражнения на развитие фонематического слуха, памяти, внимания. Графический образ буквы. Упражнение «Коврики». | 2 | |
20 | Звуки Х-Х*. Буква Х. «Продукты». | Анализ слова типа МУХА. «Продукты». Образование относительных прилагательных. | Развивать зрительное внимание и восприятие. | 2 | |
21 | Звуки С-С*. Буква С. «Обувь». | Анализ слова типа СТОП, СТУК. «Обувь». Усвоение притяжательных местоимений МОЙ- МОЯ-МОЁ в сочетании с существительными. Составление простых предложений. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. | 2 | |
22 | Звуки З-З*. Буква З. «Одежда». | Анализ слова типа ЗАМОК, ТАЗИК. «Одежда». Усвоение притяжательных местоимений МОЙ- МОЯ-МОЁ в сочетании с существительными. Составление простых предложений. | № 1, № 2, № 3 Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания. Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву». | 2 | |
23 | Звуки С-З (С*-З*). «Обувь, одежда». | Анализ слова типа СТОП, ЗАМОК. «Обувь». «Одежда». Усвоение притяжательных местоимений МОЙ- МОЯ-МОЁ в сочетании с существительными. Составление простых предложений. | Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания. Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву». | 1 | |
24 | Звуки Б-Б*. Буква Б. «Домашние животные». | Анализ слова типа СОБАКА. «Домашние животные». Существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами. | Усиление концентрации слухового внимания. Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву». «Корректурная проба». | 2 | |
25 | Звуки П –Б.Буквы П- Б. «Домашние животные». | Анализ слова типа СОБАКА. «Домашние животные». Существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами. | Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания. | 1 | |
26 | Звуки Л-Л*. Буква Л. «Дикие животные». | Анализ слов типа ЛАМПА, ПЛИТА, КАТАЛА. «Дикие животные» . Существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами. | Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. Упражнение «Красно-черные пары». «Корректурная проба». | 2 | |
27 | Звук Ш. Буква Ш. «Школьные принадлежности». | Анализ слов типа КОШКА, УШЛА. «Школьные принадлежности». Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. | Развитие мышления и обогащение лексики. Упражнение «Третий лишний». Графический образ буквы. Упражнение «Найди и закрась букву». | 2 | |
28 | Звук Ж .Буква Ж. «Животные жарких стран». | Анализ слова типа ЖАСМИН. «Животные жарких стран». Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по вопросам, по картинке. | Развитие навыков ориентировки в пространстве. Упражнение «Заполни квадраты». | 2 | |
29 | Звуки Ш-Ж.. Буквы Ш –Ж.. «Животные жарких стран». | Анализ слов типа КОШКА, ЖАСМИН. «Животные жарких стран». Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по вопросам, по картинке. | Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания. | 1 | |
30 | Звуки В-В*.Буква В. «Посуда». | Анализ слов типа ВОЛК,СОВУШКА. «Посуда». Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке. | Развитие мышления и обогащение лексики. Упражнение «Продолжи ряд». | 2 | |
31 | Звуки Ф-Ф*. Буква Ф. «Мебель». | Анализ слов типа ФЛАКОН, КОФТА, ФАНТИК. «Мебель». Согласование числительных с существительными. Составление простых предложений по картинке. | Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. | 2 | |
32 | Звуки В – Ф. Буквы В-Ф. «Мебель». | Анализ слов типа ФЛАКОН, СОВУШКА. «Мебель». Согласование числительных с существительными. Составление простых предложений по картинке. | Звуко-слоговой анализ и синтез. Упражнение «Распутай слоги». | 1 | |
33 | Звуки Д-Д*. Буква Д. «Рыбы». | Анализ и синтез слова типа ПОДУШКА. «Рыбы». Согласование числительных с существительными. Составление простых предложений по картинке. | Упражнения для развития мышления. | 2 | |
34 | Звуки Т – Д. Буквы Т – Д. «Рыбы». | Анализ и синтез слов типа ПОДУШКА, ПЛИТА. «Рыбы». Согласование числительных с существительными. Составление простых предложений по картинке. | Развитие зрительного внимания. Упражнение « Фотограф», «Волшебные точки». | 1 | |
35 | Звуки Г-Г*. Буква Г. «Времена года». | Анализ слов типа ПИРОГИ, КНИГА. «Времена года» . Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке. | Развитие памяти. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Вставь буквы». | 2 | |
36 | Звуки К-Г. Буквы К-Г. | Анализ слов типа ПИРОГИ, КАПУСТА. «Времена года» . Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке. | Упражнения для развития мышления. | 1 | |
37 | Звуки Р-Р*. Буква Р. «Праздники». | Анализ слов типа СТРАНА, ПИРОГИ. «Праздники». Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке. | Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упражнение «Нелогичные парные ассоциации слов». | 2 | |
38 | Звуки Р- Л. Буквы Р-Л. «Праздники». | Анализ слов типа СТРАНА, РИСОВАЛА. «Праздники». Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке | Развитие зрительного внимания. Упражнение «Кольчуги». | 1 | |
39 | Звук Й. Буква Й. «Наш город». | Анализ слов типа КРАСНЫЙ, ЗМЕЙ. «Наш город». Усвоение наиболее доступных антонимических отношение между словами (высокий – низкий). | Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Неправильная буква». | 2 | |
40 | Буква Я. «Домашние и дикие животные». | Анализ слова типа ЯМА. «Домашние животные». «Дикие животные». Употребление притяжательных прилагательных (волчий, лисий). | Упражнения на осознанное восприятие. | 2 | |
41 | Буква Ю. «Профессии». | Анализ слова типа ЮЛА. «Профессии». Практическое овладение глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени. | Развитие произвольности. Игра «Хитрые картинки». | 2 | |
42 | Буква Е. «Птицы». | Анализ слова типа ЕЖИ. «Птицы». Согласование числительных с существительными. Составление простых предложений по вопросам, по картинке. | Упражнения на осознанное восприятие. | 2 | |
43 | Буква Ё. «Времена года». | Анализ слова типа ЁРШ. «Времена года». Существительные в винительном, дательном, творительном падежах. Составление простых предложений по картинке. | № 1, № 2, № 3 Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. Игра «Пуговица». «Корректурная проба». | 2 | |
44 | Гласные буквы Я, Ю. Е, Е, И. | Анализ слов типа Нина, Лена, Аня. Уточнение роли гласных букв Я , Е. Ю. Е, И в обозначении мягкости согласных звуков на письме. | Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. | 2 | |
45 | Буква Ь. «Насекомые». | Анализ слова типа СЕМЬЯ. «Насекомые». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. | Развитие приемов, позволяющих увеличивать объем запоминаемого материала. | 2 | |
46 | Буква Ъ. «Сад – огород». | Анализ слова типа ПОДЪЁМ. «Сад- огород». Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по вопросам, по картинке. | Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. | 2 | |
47 | Звук Ц. Буква Ц. «Деревья – цветы». | Анализ и синтез слова типа ЦАПЛИ. «Деревья». «Цветы» . Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по картинке. | Развитие зрительного внимания. Упражнение «Бусы». | 2 | |
48 | Звуки С – Ц. Буквы С – Ц. «Деревья – цветы». | Анализ и синтез слов типа ЦАПЛИ, КАПУСТА. «Деревья». «Цветы» . Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление простых предложений по картинке. | Развитие зрительного внимания. Упражнение «Найди такую же». | 2 | |
49 | Звук Щ. Буква Щ. «Ягоды». | Анализ слова типа ЩЕНОК. «Ягоды». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. | Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. | 2 | |
50 | Звук Ч. Буква Ч. «Ягоды». | Анализ слова типа ЧАЙКА. «Ягоды». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. | Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. | 2 | |
51 | Звуки Ч-Щ. Буквы Ч-Щ. «Насекомые». | Анализ слов разного звуко-слогового состава. «Насекомые». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. | Развитие зрительного восприятия. Игры: «Найди отличия», «Чем отличаются?», «Что изменилось?», «Что пропало?». | 2 | |
52 | Звуки Ч-Ц. Буквы Ч-Ц. «Лето». | Анализ слов разного звуко-слогового состава. «Лето». Практическое овладение глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени. | Формирование приемов самоконтроля. | 2 | |
53 | Звуки Ч – Т*. Буквы Ч –Т. «Лето». | Анализ слов разного звуко-слогового состава. «Лето». Практическое овладение глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени. | Развитие внимания и зрительного восприятия. «Описание сюжетной картины «Лето». Развитие логического мышления. Загадки. Кроссворд. | 1 | |
54 | Итоговое занятие. Согласные звуки и буквы. | Анализ слов разного звуко-слогового состава. Составление простых предложений по картинке. | Развитие зрительного внимания. Упражнение «Конструктор». | 1 | |
55 | Итоговая диагностика. | Подведение итогов работы за год. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи).
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи)....
для обучающихся 1 класса, логопедическое заключение: ОНР III уровень речевого развития. « Путешествие по морю, знакомство со звуком [Р]»
Задачи: - учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, отвечать на вопросы;- развивать динамическую организацию органов артикуляционного ап...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ с учащимися 1 классов с ОНР (3, 4 уровень речевого развития)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫс учащимися 1 классов с ОНР (3, 4 уровень речевого развития)...
Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе.
Уровень речевого развития ребёнка....
Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1 класса с задержкой психического развития (ФГОС)"
laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися первого класса» является модифицированной.Данная программа представляет собой комплекс коррекционно-развивающих и учебново-воспитательных ме...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности (коррекционно-развивающей области) для обучающихся с ЗПР по АООП (вариант 7.1)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности(коррекционно-развивающей области)для обучающихся с ЗПРпо АООП (вариант 7.1)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности (коррекционно-развивающей области) для обучающихся с ТНР по АООП (вариант 5.1)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности(коррекционно-развивающей области)для обучающихся с ТНРпо АООП (вариант 5.1)...