Дидактическая игра "Действия и предметы"
учебно-методическое пособие по логопедии

Екатерина Викторовна Федорова

Цель: расширять и активизировать словарный запас, способствующий познавательно-речевому развитию детей.

Задачи:

1. Формировать умение соотносить действия с предметом.

2. Расширять и активизировать предикативный словарь.

3. Совершенствовать согласование существительных с глаголами настоящего времени.

4.Совершенствовать умение согласовывать существительные в числе и роде с глаголами.

5. Совершенствовать умение употреблять существительные в ед. и мн. числе.

Назначение: для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx15.62 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

представлений и понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности…

В.А. Сухомлинский

        Усвоение глаголов играет важную роль в речевом и умственном развитии ребенка. Глаголы являются самой динамичной частью речи русского языка и второй по частоте употребления. Глагол конструктивен по сравнению с другими категориями русского языка. Глагольные конструкции имеют решающее влияние в раскрытии последовательности сюжетной линии. Чем больше глаголов в словаре ребенка, тем легче ему выразить свою мысль, построить фразу. Значения глаголов усвоить труднее, т. к. не все действия, которые они обозначают, ребенок может наблюдать.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

 «Действия и предметы»

        ЦЕЛЬ: расширять и активизировать словарный запас, способствующий познавательно-речевому развитию детей.

        ЗАДАЧИ:

  • формировать умение соотносить действия с предметом;
  • расширять и активизировать предикативный словарь;
  • совершенствовать согласование существительных с глаголами настоящего времени;
  • совершенствовать умение согласовывать существительные в числе и роде с глаголами;
  • совершенствовать умение  употреблять существительные в ед. и мн. числе;
  • отрабатывать звуковую структуру слов (не «скакает», а скачет; не «кудакает», а кудахчет);
  • развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

         НАЗНАЧЕНИЕ:  для  ндивидуальных  и  подгрупповых занятий.

         МАТЕРИАЛ  (оборудование):

                                                           кубик с картинками-предметами,

                                                           кубик со словами-действиями,

                                                           поле к кубикам,        

                                                           фишки (6 вариантов).

  1. «Угадай предмет»

Описание игры:

Для данного варианта игры нужны: 2 кубика и фишки (на усмотрение логопеда).

Кубик со словами-действиями у логопеда (или у хорошо читающего ребенка). Кубик с картинками-предметами предназначен ребенку. Логопед (или читающий ребенок) выбирает пару слов-действий на кубике, задаёт вопрос. А ребенок находит на своем кубике картинку-предмет, показывает ее, отвечает на заданный вопрос. Логопед поощряет ребенка за верный ответ фишкой.

Пример: Л: «Кто пищит, грызёт?»

               Р: «Это мышка».

              Л: «Верно. Молодец! (фишка)»

  1. «Предмет и число»

Описание игры:

Для  данного варианта игры нужны: кубик с картинками-предметами, поле к кубикам, фишки (на усмотрение логопеда).

У логопеда кубик и фишки, а перед ребенком на столе лежит поле. Логопед выбирает предмет на кубике и задаёт вопрос: «Кто нарисован на картинке?» Ребенок отвечает: «Мышка». Далее логопед акцентирует внимание ребенка на цифре в левом верхнем углу. Логопед: «К мышке прибежала вторая мышка. Сколько стало мышек?» Ребенок: «Две мышки». Логопед: «Найди соответствующую картинку на поле. Посмотри и назови кто это». Ребенок: «Это две мышки». Если ребенок все сделал верно, логопед картинку на поле закрывает выбранной фишкой в знак одобрения.

  1. «Договори правильно»

Описание игры:

Для данного варианта игры нужны: кубик с картинками-предметами (для логопеда) и поле (для ребенка), по желанию можно использовать фишки.

Логопед: «Жук летает. А жуки что делают?»

Ребенок: «Жуки летают» (находит картинку на поле с 2-мя жуками и ставит на нее пальчик и т.д.).

Логопед: «Жук еще жужжит. А жуки что делают?»

Ребенок: «Жуки жужжат».

Логопед: «Жук летает и жужжит. А жуки что делают?»

Ребенок:  «Жуки летают и жужжат».

В конце игры логопед может поощрить ребенка фишкой.

  1. «Кто больше»

Описание игры:

Для данного варианта игры нужны только поле к кубикам и фишки.

Логопед: «Будем подбирать слова-действия к предметам. Что делают лошадки?»

На примере лошадок:

                               Ребенок: «Лошадки бегают».

                              Логопед: «Лошадки скачут».

                              Ребенок: «Лошадки ржут»…

Кто назвал больше слов-действий, тому полагается фишка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Действия и предметы» ПРИЛОЖЕНИЕ Выполнила: учитель-логопед Федорова Е.В. МБОУ «Гатчинская НОШ №5»

Слайд 2

Кубик с картинками-предметами

Слайд 3

Кубик со словами-действиями

Слайд 5

ФИШКИ (6 видов, по 6 штук к игровому полю)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по предмету «Окружающий природный мир» (по варианту 1.4)

В данной методической разработке представлены дидактические игры по окружающему природному миру по примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для глухих ...

Дидактическая игра «Найди предметы на заданный звук» 6+

Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать звуки в словах, в предложениях и в тексте....

Дидактический материал по предмету Русский язык на тему "Развитие орфографических и творческих способностей на уроках русского языка"

Дидактический материал по предмету Русский язык на тему "Развитие орфографических и творческих способностей на уроках русского языка"...

Дидактический материал по предмету "Физическая культура" 1 - 4 классы В.И.Лях

Карточки с теоретическими и практическими заданиями помогут в освоении новых знаний и закреплении пройденного на уроке материала....

Методические и практические рекомендации по дидактическим играм по предмету «Развивающие игры» для детей с нарушением интеллекта

Одним из эффективных методов обучения умственно отсталых детей и приёмов работы на уроках «Развивающие игры» является дидактическая игра. Игра действует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка...


 

Комментарии

Смирнова Анжела Викторовна

Очень полезно в работе дефектолога! Благодарю