«Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний». К.Д.Ушинский
статья по логопедии

Шабала Наталья Николаевна

Речь – это деятельность человека, применение языка для общения, для передачи своих мыслей, своих знаний, намерений, чувств.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и особенно школьный периоды. Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей? Первое условие – это потребность общения, или коммуникации. Детям необходимо создавать такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чём-то.

Второе условие  развития речи ребенка – создание речевой среды. Речевая среда – это речь родителей, других родных и друзей, художественная литература, телевидение, кино, театр, а в школе, кроме того, речь учителей, речь, звучащая на уроках, язык учебников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     « Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее будет его речь в целом».

                                                                   М.Ф.Фомичева

                      «Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний».        К.Д.Ушинский

Речь – это деятельность человека, применение языка для общения, для передачи своих мыслей, своих знаний, намерений, чувств.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и особенно школьный периоды. Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?

Первое условие – это потребность общения, или коммуникации. Детям необходимо создавать такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чём-то.

Второе условие  развития речи ребенка – создание речевой среды. Речевая среда – это речь родителей, других родных и друзей, художественная литература, телевидение, кино, театр, а в школе, кроме того, речь учителей, речь, звучащая на уроках, язык учебников.

Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. В развитии речи выделяются три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа даёт материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению проводится работа над словом и предложением.

Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, - систематичность (последовательность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Каждое новое упражнение, будучи связано с предыдущим, в то же время должно вносить что-то новое, хотя бы небольшой элемент нового. Необходимо знать, что речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая кропотливая работа учащихся и учителей.

Общие задачи учителя в развитии речи учащихся:

а) обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг и т.д.

б) обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности  самостоятельной речи, в общем обеспечить речевую практику для учащихся;

в) обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи;

г) вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая ее с уроками грамматики, чтения, с изучаемым на них материалом;

д) создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

Из чего складывается словарная работа в школе?

1.Обогащение словаря, т.е. усвоение новых слов;

2.Уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов;

3.Активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения.

4.Устранение нелитературных слов, исправление ошибочных ударений, произношений.

    За первый месяц обучения дети узнают около 60 слов и терминов новых (азбука, большая буква, гласный, глухой, звук, косая линия и т.д.) А если взять тексты из «Азбуки», «Букваря» и других учебных предметов, то в течение только одного  года обучения, мы наглядно убедимся, как быстро обогащается запас слов младших школьников. Вообще, уточнение словаря – постоянная задача учителя. Уточнение словаря проходит особенно эффективно в том случае, когда мы много работаем над обогащением языка детей синонимами и антонимами, причём единицей наблюдения является не слово, а целое словосочетание, слово в контексте. Большое значение имеет систематическая работа над многозначными словами, а также над употреблением слов в прямом и переносном смысле.

Активизировать детский словарь, значит научить детей правильно,  свободно и осмысленно пользоваться словом в своей речи, т.е. «перевести» слова из пассивного состояния в «активное». Для этого выполняются устные словарные упражнения (ответы на вопросы, словесное рисование, составление плана, различного вида пересказы и проч.)

Высшим этапом развития речи учащихся – наличие творчества в их речевой деятельности. Это свободное использование каждым учеником в различных комбинациях лексического богатства и выразительных средств.

                                    Приёмы словарной работы.

1.»Догадайся сам и загадай своим друзьям».  (Загадки).

2.»Меткое слово». Умный человек подобен роднику. Всякий человек в деле познаётся. (Развиваем логическое мышление, учим  детей употреблять  их в своей речи.

3.»Найди ошибку». (Учим правильно сравнивать предметы, находить логические ошибки).

- Белый гриб с толстой ножкой, коричневой шапкой, а мухомор несъедобный.

У бабочки крылышки большие, а у стрекозы прозрачные.

4.»Говори, не торопись и смотри не ошибись». (Чистоговорки).

Кол около стола, стол около кола. Все бобры добры для своих бобрят и др.

5.»Если  ты подумаешь, то рассказ придумаешь».

а) Рассказы по сюжетным картинкам.  б) Придумать сказку (концовку).

-- Придумать предложения со следующими словосочетаниями:

а) Дружный класс, чистый класс;

б) Родной язык, добыть «языка», прикусить язык, язык колокола.

--Превратить односложное слово в двусложное, перекидывая мяч. (Зонт-зонтик; ключ –ключик и т.д.)

--Добавить слог.

--Работа над ударением (Замок – замок; белки – белки; полки – полки и т.д.)

6.Игра «Узнай своё имя». Учитель отстукивает ритм (ударный слог громче). Встают  те дети, чьи имена соответствуют услышанному ритму.

--Под карточками со словами  КРЕПКО, НАСКВОЗЬ – расположить подходящие по смыслу глаголы: пробил – прибил; прошил – пришил;

промёрз – примёрз; проколол – приколол.

--Анализ слов – паронимов (бочка – почка; коса – коза; удочка – уточка и т.д.)

--Исправить предложения, если есть ошибки. (Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Коза принесла девочке корм. Снег засыпало пышным лесом).

--В каждой паре предложений указать правильное и неправильное.

Взошло солнце, потому что стало тепло. (Стало тепло, потому что взошло солнце).  Пришла весна, потому что прилетели грачи. (Грачи прилетели, потому что пришла весна).

--Предлоги.  «Правда или шутка? (Дед в печи, дрова на печи. На столе сапожки, под столом лепёшки. Овечки в речке, караси у речки.)

--Игра «Наоборот» (с перекидыванием мяча).

В школу – из школы; в сумку – из сумки и т.д.

--Придумайте название и концовку к тексту. Напишите текст, вставляя пропущенные буквы. Выделите корень и окончание в однокоренных словах. (Подбор деформированного  текста).

--Из звуков (букв) одного слова составить как можно больше слов.

Здоровье – зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, воз, вред.                              7.Графический разбор предложений.                                                                8.Зрительно-предупредительный диктант.                                                         9.Дописать слова в предложения.                                                                      10.Указать имена существительные с нулевым окончанием. Определить склонение.    У окна на столике в стакане

                         С чистою холодною водой.

                         Наклонился ландыш  и не вянет,

                         Наполняя комнату весной.

11.Называние нового или трудного слова.

12.Называние часто сопровождается показом объекта.

13.Включение слова в предложение.

14.Повторение слова.

15.Для активизации словаря хорош такой приём, как вопрос.

16.В некоторых случаях интерес к слову можно усилить объяснением происхождения.

Дидактические игры – метод активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, например, закрепляет знания о цвете, пространстве, времени, счете и т.д. Для словарной работы можно использовать следующие дидактические игры:

«Угадай, что изменилось?» (Написаны на доске существительные, прилагательные, числительные и т.д. Одно убирается или добавляется. Можно использовать карточки на магнитной доске).

«Чудесный мешочек» - назвать предмет, определить его форму, из чего сделан.

«Кому, что нужно».  «Кто, что делает?» (для активизации глаголов: повар варит, учитель учит и т.д.)

Важно предусмотреть определённую,  конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение по сравнению  с уже  усвоенным сформирует это упражнение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельностькак средство развития творческой активности всех субъектов образовательного учреждения

Как правильно осуществлять проектную деятельность, в том числе и на логопедических занятиях...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Лаборатория развития полиязыковой личности «Родное слово».

Для реализации проекта «Введение полиязычия в гимназии» в начальной школе создана лаборатория развития полиязыковой личности «Р...

Развитие познавательного интереса младших школьников к родному слову через использование различных источников информации

Статья о том, как развивать познавательный интерес у учащихся начальной школы к слову через различные источники информации....

Педсовет «Формирование и развитие толерантности у всех участников образовательного процесса»

Цель: Повышение уровня методической подготовки педагогического коллектива в вопросах воспитания толерантности у школьников.Задачи: Актуализировать, расширить и углубить знания о сущности понятия &laqu...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по Основам духовно-нравственной культуры народов России модуль «Родное слово»

Планирование составлено на основе:  примерной основной образовательной программы основного общего образования, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовате...