«Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний». К.Д.Ушинский
статья по логопедии
Речь – это деятельность человека, применение языка для общения, для передачи своих мыслей, своих знаний, намерений, чувств.
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и особенно школьный периоды. Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей? Первое условие – это потребность общения, или коммуникации. Детям необходимо создавать такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чём-то.
Второе условие развития речи ребенка – создание речевой среды. Речевая среда – это речь родителей, других родных и друзей, художественная литература, телевидение, кино, театр, а в школе, кроме того, речь учителей, речь, звучащая на уроках, язык учебников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
« Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее будет его речь в целом».
М.Ф.Фомичева
«Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний». К.Д.Ушинский
Речь – это деятельность человека, применение языка для общения, для передачи своих мыслей, своих знаний, намерений, чувств.
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и особенно школьный периоды. Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?
Первое условие – это потребность общения, или коммуникации. Детям необходимо создавать такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чём-то.
Второе условие развития речи ребенка – создание речевой среды. Речевая среда – это речь родителей, других родных и друзей, художественная литература, телевидение, кино, театр, а в школе, кроме того, речь учителей, речь, звучащая на уроках, язык учебников.
Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. В развитии речи выделяются три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа даёт материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению проводится работа над словом и предложением.
Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, - систематичность (последовательность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Каждое новое упражнение, будучи связано с предыдущим, в то же время должно вносить что-то новое, хотя бы небольшой элемент нового. Необходимо знать, что речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая кропотливая работа учащихся и учителей.
Общие задачи учителя в развитии речи учащихся:
а) обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг и т.д.
б) обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем обеспечить речевую практику для учащихся;
в) обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи;
г) вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая ее с уроками грамматики, чтения, с изучаемым на них материалом;
д) создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.
Из чего складывается словарная работа в школе?
1.Обогащение словаря, т.е. усвоение новых слов;
2.Уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов;
3.Активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения.
4.Устранение нелитературных слов, исправление ошибочных ударений, произношений.
За первый месяц обучения дети узнают около 60 слов и терминов новых (азбука, большая буква, гласный, глухой, звук, косая линия и т.д.) А если взять тексты из «Азбуки», «Букваря» и других учебных предметов, то в течение только одного года обучения, мы наглядно убедимся, как быстро обогащается запас слов младших школьников. Вообще, уточнение словаря – постоянная задача учителя. Уточнение словаря проходит особенно эффективно в том случае, когда мы много работаем над обогащением языка детей синонимами и антонимами, причём единицей наблюдения является не слово, а целое словосочетание, слово в контексте. Большое значение имеет систематическая работа над многозначными словами, а также над употреблением слов в прямом и переносном смысле.
Активизировать детский словарь, значит научить детей правильно, свободно и осмысленно пользоваться словом в своей речи, т.е. «перевести» слова из пассивного состояния в «активное». Для этого выполняются устные словарные упражнения (ответы на вопросы, словесное рисование, составление плана, различного вида пересказы и проч.)
Высшим этапом развития речи учащихся – наличие творчества в их речевой деятельности. Это свободное использование каждым учеником в различных комбинациях лексического богатства и выразительных средств.
Приёмы словарной работы.
1.»Догадайся сам и загадай своим друзьям». (Загадки).
2.»Меткое слово». Умный человек подобен роднику. Всякий человек в деле познаётся. (Развиваем логическое мышление, учим детей употреблять их в своей речи.
3.»Найди ошибку». (Учим правильно сравнивать предметы, находить логические ошибки).
- Белый гриб с толстой ножкой, коричневой шапкой, а мухомор несъедобный.
У бабочки крылышки большие, а у стрекозы прозрачные.
4.»Говори, не торопись и смотри не ошибись». (Чистоговорки).
Кол около стола, стол около кола. Все бобры добры для своих бобрят и др.
5.»Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь».
а) Рассказы по сюжетным картинкам. б) Придумать сказку (концовку).
-- Придумать предложения со следующими словосочетаниями:
а) Дружный класс, чистый класс;
б) Родной язык, добыть «языка», прикусить язык, язык колокола.
--Превратить односложное слово в двусложное, перекидывая мяч. (Зонт-зонтик; ключ –ключик и т.д.)
--Добавить слог.
--Работа над ударением (Замок – замок; белки – белки; полки – полки и т.д.)
6.Игра «Узнай своё имя». Учитель отстукивает ритм (ударный слог громче). Встают те дети, чьи имена соответствуют услышанному ритму.
--Под карточками со словами КРЕПКО, НАСКВОЗЬ – расположить подходящие по смыслу глаголы: пробил – прибил; прошил – пришил;
промёрз – примёрз; проколол – приколол.
--Анализ слов – паронимов (бочка – почка; коса – коза; удочка – уточка и т.д.)
--Исправить предложения, если есть ошибки. (Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Коза принесла девочке корм. Снег засыпало пышным лесом).
--В каждой паре предложений указать правильное и неправильное.
Взошло солнце, потому что стало тепло. (Стало тепло, потому что взошло солнце). Пришла весна, потому что прилетели грачи. (Грачи прилетели, потому что пришла весна).
--Предлоги. «Правда или шутка? (Дед в печи, дрова на печи. На столе сапожки, под столом лепёшки. Овечки в речке, караси у речки.)
--Игра «Наоборот» (с перекидыванием мяча).
В школу – из школы; в сумку – из сумки и т.д.
--Придумайте название и концовку к тексту. Напишите текст, вставляя пропущенные буквы. Выделите корень и окончание в однокоренных словах. (Подбор деформированного текста).
--Из звуков (букв) одного слова составить как можно больше слов.
Здоровье – зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, воз, вред. 7.Графический разбор предложений. 8.Зрительно-предупредительный диктант. 9.Дописать слова в предложения. 10.Указать имена существительные с нулевым окончанием. Определить склонение. У окна на столике в стакане
С чистою холодною водой.
Наклонился ландыш и не вянет,
Наполняя комнату весной.
11.Называние нового или трудного слова.
12.Называние часто сопровождается показом объекта.
13.Включение слова в предложение.
14.Повторение слова.
15.Для активизации словаря хорош такой приём, как вопрос.
16.В некоторых случаях интерес к слову можно усилить объяснением происхождения.
Дидактические игры – метод активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, например, закрепляет знания о цвете, пространстве, времени, счете и т.д. Для словарной работы можно использовать следующие дидактические игры:
«Угадай, что изменилось?» (Написаны на доске существительные, прилагательные, числительные и т.д. Одно убирается или добавляется. Можно использовать карточки на магнитной доске).
«Чудесный мешочек» - назвать предмет, определить его форму, из чего сделан.
«Кому, что нужно». «Кто, что делает?» (для активизации глаголов: повар варит, учитель учит и т.д.)
Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение по сравнению с уже усвоенным сформирует это упражнение!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельностькак средство развития творческой активности всех субъектов образовательного учреждения
Как правильно осуществлять проектную деятельность, в том числе и на логопедических занятиях...
Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...
Лаборатория развития полиязыковой личности «Родное слово».
Для реализации проекта «Введение полиязычия в гимназии» в начальной школе создана лаборатория развития полиязыковой личности «Р...
Развитие познавательного интереса младших школьников к родному слову через использование различных источников информации
Статья о том, как развивать познавательный интерес у учащихся начальной школы к слову через различные источники информации....
Педсовет «Формирование и развитие толерантности у всех участников образовательного процесса»
Цель: Повышение уровня методической подготовки педагогического коллектива в вопросах воспитания толерантности у школьников.Задачи: Актуализировать, расширить и углубить знания о сущности понятия &laqu...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по Основам духовно-нравственной культуры народов России модуль «Родное слово»
Планирование составлено на основе: примерной основной образовательной программы основного общего образования, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовате...