Конспект занятия по звукопроизношению с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием.
план-конспект по логопедии
Автоматизация звука [ Р] в слогах и предложениях
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по звукопроизношению
с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Тема : « Автоматизация звука [Р]»
( Составила: Стеклова Светлана Евгеньевна)
Цель: автоматизация звука [Р], развитие артикуляционной моторики, дыхания, выдоха, фонематического слуха.
Задачи:
Образовательные:
- Автоматизировать звук [Р] в слогах и предложениях;
Развивающие:
- Развивать слуховое внимание и память, мышление;
- Развивать мелкую и артикуляционную моторику;
Воспитательные:
- Воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность, доброжелательные отношения;
- Формировать взаимопонимание, навыки сотрудничеств
Организационный момент
- Отгадай загадку.
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят (помидор)
- Расскажи, что это такое? А что можно приготовить из помидор?
- Скажи, какой звук слышен в конце слова «помидор»?
- Сегодня мы будем учиться правильно говорить слова со звуком [Р].
Формирование ритмической организации речи
Игровое упражнение «Музыканты». Играем на барабане, трубе, контрабасе и тромбоне. Произнесение слогов со сменой ударения.
Ра-ра-ра-ра; ра-ро;
ро-ро-ро-ро; ры-ру;
ру-ру-ру-ру; ру-ры-ро;
ры-ры-ры-ры; ра-ро-ру-ры.
Развитие фонематического слуха
1.«Игра с мячом». Лови мяч, если в слове услышишь звук [р].
Ведро, яма, ядро, сапог, метла, бедро, дрова, лопата, страус, луна и т.д.
2. «Какой слог лишний?» Ра-ра-ра-ры, ра-ра-ра-ла.
Развитие артикуляционной моторики
-Логопедический массаж
Массаж мягкого нёба: продольное поглаживание, круговое растирание, поперечное растирание, разминание, надавливание, вибрация.
Массаж языка: поглаживание языка от корня до кончика, круговое растирание боковых краев, кончика языка, разминание надавливанием, вибрация поколачиванием.
«Покусывание». Покусывать следует вдоль всей длины, начиная с кончика, а затем протискивать его через зубы, чтобы размять мышцы.
«Цоканье». Рот широко открыт. Выполнять максимально медленно. (для растяжки уздечки)
-Артикуляционная гимнастика
1. «Конфетка»
В роли конфетки у нас будет язык. Он упирается в щеку и его необходимо как бы вытолкнуть рукой, нажимая на щеку. (Данное упражнение укрепляет мышцы и стимулирует кровообращение).
2.«Гармошка»
Язык упирается в нёбо, после чего нужно закрывать и открывать рот. Для усиления эффекта, можно двигать челюстью из стороны в сторону. (Упражнение для уздечки).
3.«Чашечка»
Необходимо открыть рот и положить язык на нижнюю губу, придав ему форму чашечки. Досчитать до десяти и подержать язык расслабленным.
4.«Налей в чашечку воды» (выполнить, если плохо получается упражнение «чашечка»)
В шприц набирается вода, после чего необходимо капнуть немного воды на язык и попытаться ее удержать. Выполнять перед зеркалом, чтобы больше понимать насколько хорошо получается.
-Упражнение на дыхание
1. «Парашютик»
На кончик носа кладется небольшой кусочек ватки, затем язык нужно сложить в форме чашечки таким образом, что при выдохе сдуть ватку с носа.
2.«Ракета»
Широко открыть рот и зафиксировать правильное положение языка (язык должен плотно прилегать к альвеолам, не болтался из стороны в сторону). Затем большими пальцами прижимаем края и резко выдыхаем через рот.
Произнесение слогов со звуком [Р]
«Придумаем имена куклам».
И...(ра), Ва...(ря), Ле... (ра), Ла…(ра).
«Дополни слог».
Што...(ра), мо...(ре), ко...(ра), но...(ра).
— Какой слог исчез из слова Буратино? Бу...тино (ра).
— Какой слог исчез из слова радуга? ...дуга.
«Анализ и синтез слогов»
— Какой первый звук в слоге ра?
— Назови второй звук.
— Сколько звуков в слоге ра?
— Скучно одному звуку [р]. Пригласим к нему звук [у]. Звук [р] «подружился» со звуком [у]. Какой слог получился?
Аналогичное задание выполнить с другими гласными звуками.
Чтение слогов : ра-ро-ру-ры-рэ
Произнесение слов и предложений со звуком [Р]
«Произнеси слова правильно» Предложить назвать, что нарисовано на картинке. (Трава, люстра, трактор, трамвай, самовар, гитара, тетрадь, транспорт).
Произнеси чистоговорку:
Ар-ар-ар — повар, сахар, санитар.
Ар-ар-ар — тут живёт комар.
Ар-ар-ар — лечит горло пар.
Ар-ар-ар — кипит наш самовар.
Ра-ра-ра — рама, радуга, гора.
Ра-ра-ра — снежная гора.
Ра-ра-ра — вот высокая гора.
Ра-ра-ра — Рае нравится жара
« Один – много»
- Я буду произносить слово, когда предмет один , а ты говори мне слово, когда предметов много:
рука-
рама-
река-
роща-
рыба-
крот-
кран-
крыша-
баранка-
барабан-
мартышка-
баран-
Повтори (прочитай) предложения
Вот Вера и Варя. У Веры шары и у Вари шары. Рома идёт на урок. Ира пасёт корову. У Тамары красный карандаш. В ручке старое перо. Барабанщик громко барабанит. Народы хотят мира. Тропинка обрывается у оврага. Жора и Юра собирают рыжики.
Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
- Как ты понимаешь эту пословицу?
Итог занятия
— Молодец!
— Очень хорошо ты сегодня потрудился!
— Отлично у тебя все получается!
— На следующем занятии у тебя будет еще больше успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у младших школьников с задержкой психического развития
В статье раскрываются методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с задержкой психического развития....
План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.
В процессе нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка, необходимо учащихся научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...
Использование игровых приёмов в коррекции внимания детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания младших школьников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема ум...
Технология использования персонального компьютера на коррекционно – развивающих занятиях с учащимися начальной школы ( 3 класс фонетико фонематическое недоразвитие речи формированию грамотного письма).
опыт с применением персонального компьютера на логопедических занятиях...
Конспект группового логопедического занятия для детей 2-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация согласных Ш-Ж в словах, предложениях"
Цель: Учить дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж в словах, фразах, тексте.Развивать пространственную ориентировку, вырабатывать быстроту зрительных реакций, учить определять и называть колич...
Коррекция познавательных процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи IV уровня
Необходимость развития познавательной сферы у детей с нарушением речи....
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников....