Логопедические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
методическая разработка по логопедии
Речевое недоразвитие занимает значительное место в структуре интеллектуального дефекта учащихся с умственной отсталостью. Нарушение всех компонентов речи существенным образом влияет на становление их дальней адаптации, т.к. одним из показателей успешной адаптации человека в обществе является его умение воспринимать и передавать полученную информацию.
У детей с УО недоразвитие проявляется и во всех компонентах неречевой деятельности: внимании, памяти, восприятии, мышлении, произвольности, воображении.
Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому использование сказки обеспечивает мне комплексный подход в развитии ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
horroshilov.docx | 31.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Речевое недоразвитие занимает значительное место в структуре интеллектуального дефекта учащихся с умственной отсталостью. Нарушение всех компонентов речи существенным образом влияет на становление их дальней адаптации, т.к. одним из показателей успешной адаптации человека в обществе является его умение воспринимать и передавать полученную информацию.
У детей с УО недоразвитие проявляется и во всех компонентах неречевой деятельности: внимании, памяти, восприятии, мышлении, произвольности, воображении.
Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому использование сказки обеспечивает мне комплексный подход в развитии ребёнка.
Цель работы: Всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Реализуемые в процессе работы задачи:
– создавать благоприятную среду для речевой активности и творчества ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи;
- развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;
– развивать психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
– осуществлять сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создавать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи.
Логопедические сказки – это сказки, направленные на оказание существенной помощи в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии.
В работе с детьми с ОВЗ, в силу особенностей их развития, логопедические сказки являются более эффективными и продуктивными методами и приемами работы.
Такие сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.
Логопедические сказки облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, предупреждение и коррекция появления специфических ошибок при письме.
Логопедические сказки помогают разнообразить предлагаемый материал, так как зачастую логопеду приходится отрабатывать навык длительное время.
В своей работе я предпочитаю использовать интерактивные логопедические сказки. Это сказки, в которых ребенок не просто сторонний слушатель или зритель, он активный участник самой сказки.
Артикуляционные сказки- сказки направленные на развитие речевой моторики.
Артикуляционных упражнений на самом деле не так много. И чтобы гимнастика превратилась в увлекательное занятие, начинается превращение язычка в сказочного героя, обыгрываются его путешествия, приключения и встречи с другими персонажами.
Можно использовать сказки с готовым сюжетом: «Приключения веселого язычка в зоопарке», «Язычок делает ремонт», «В гостях у бабушки и дедушки», и др.
А можно предложить ребенку картинки-символы, обозначающие какое-либо упражнение, например «иголка» обозначает длинный острый язычок, «заборчик» показать зубки. Это даст возможность ребенку самому моделировать приключения своего язычка.
«Лягушка-царевна», помогает смоделировать положение язычка и развивает кинестетические ощущения.
Фонетические сказки- уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки. Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя задания. Игра превращается в увлекательное путешествие. Преодолевая препятствия вместе с героями сказки, ребенок учится слышать и произносить трудный звук.
У детей с УО, особенно у младших школьников, существенно снижены произвольные процессы: внимание, восприятие, память, и сказка здесь оказывает неоценимую помощь. А интерактивные сказки, с вовлечением ребенка в сам процесс сказки, помогают на практике закрепить полученные знания.
«На остров Сокровищ со звуком Л»
Логопедические сказки на дифференциацию звуков содержит задания и игры на четкое проговаривание смешиваемых звуков в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, скороговорках, в стихотворных текстах и связной речи.
Пальчиковые сказки- помогают развивать мелкую моторику, закреплять знание сказок, развивают речь и образное мышление.
Очень эффективны сказки, придуманные самим ребенком, а созданные коллективно помогают развивать интерес, воображение, диалогическую речь, легко и непринужденно выполняя свою главную задачу.
«Мальчик с пальчик в зоопарке»
Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий). Помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов, наречий, будут способствовать формированию грамматической правильной речи и обогащению словарного запаса.
«На день рождение к Русалочке».
«Смешарики играют в снежки».
Интерактивные игры-сказки на формирование навыка подбора однокоренных слов.
Сказки для развития связной речи- это такие сказки, как режиссерская игра, пересказ от лица литературного героя, словесное рисование, “а что потом”, совместное решения проблемного вопроса к сказке, изменение ситуации в знакомых сказках, придумывание кратких историй, моделирование, сказки про самого себя, перевирание сказки, сказки по-новому.
«Сказка наоборот:
Представим себе, что колобок получился злой»
Сказки по обучению грамоте- (знакомят со звуками и буквами). Играя со сказочным персонажем дети знакомятся со звуками и буквами. Сказочный сюжет и необычная ситуация помогают сделать процесс обучения грамоте интересным и познавательным.
«В гости к гласным» Выставка рисунков по сказке
«Город Звуков и Букв»
Грамматические сказки – оказывают существенную помощь при знакомстве с нормами и правилами русского языка. Они в занимательной форме знакомят детей с составом слова, частями речи, правилами правописания.
«В стране звонких и глухих согласных»
Для создания логосказок я применяю алгоритмы: линейные, с ветвлением, циклические.
Алгоритм называют линейным, если все шаги алгоритма выполняются последовательно один за другим.
Алгоритм с ветвлением содержит блок выбора с условием, в котором один вход и два выхода: «Да» и «Нет».
Циклический алгоритм содержит повторение одной или нескольких команд с заданным количеством повторов или в зависимости от некоторого условия.
Я стараюсь разнообразить материал при работе с логосказками. Это могут быть вырезные картинки-символы, бросовый материал, магнитные буквы и фишки, аудио- и звукозаписи, различные виды театров. Использую программу Microsoft PowerPoint. Например «В стране звонких и глухих согласных». Выбирая букву, ребенок получает соответствующую слову иллюстрацию и наглядно может увидеть, как от выбора правильной буквы меняется значение слова.
Пример алгоритма с ветвлением при составлении интерактивной логопедической сказки «В стране звонких и глухих согласных»
Эффективность коррекционной работы можно проследить на примере работы по теме: «Звонкие и глухие согласные на конце слова». В исследовании приняло участие 9 учащимся 3-его и 4-го класса с ОВЗ с легкой УО.
В начале и конце работы была дана тестовая работа на правописание парных согласных в конце слова.
Коррекционная работа была проведена с использованием интерактивной логосказки «В стране звонких и глухих согласных», с целью закрепить правила правописания звонких и глухих согласных на конце слова. Дети отправились в путешествие с согласными буквами и решали возникающие проблемные ситуации. И логосказки-инсценировки «В гостях у Бабы-Яги», с целью упражнения детей в подборе проверочных слов. Здесь Баба-Яга могла съесть добра-молодца, если на его щите неправильно написано слово.
Результаты работы коррекционной работы по теме «Звонкие и глухие согласные на конце слова»
-менее 20% ошибок выявлено у 2 обучающихся, на конец у 6 обучающихся,
-от 21 до 40% на начало работы 2 обучающихся, на конец 3 обучающихся,
-от 41 до 60% на начало работы и конец работы 2 обучающихся,
-от 61 до 80% на начало работы 4 обучающихся, на конец 1 обучающийся,
-от 81 до 100% на начало работы 2 обучающихся, на конец отсутствуют.
Контрольное тестирование через месяц показало сохранность результатов по усвоению темы, это говорит о том, что игровые интерактивные приемы логопедических сказок более продуктивны и прочнее закрепляется результат.
Регулярность проведения коррекционной работы с использованием данного метода способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. При организации сказочно-игровых ситуаций идет постепенный переход от невербальных форм взаимодействия к вербальным. При этом наращивается словарный запас ребёнка. Получая что-либо в игре от кого–либо, ребенок что-то отдает, так поддерживается его гармоничное развитие.
В дальнейшем я планирую создать свой сборник интерактивных сказок, в который войдут рекомендации, алгоритмы-схемы по созданию сказок, сказки по развитию артикуляционной, мелкой моторики, развитию фонематического внимания, лексико-грамматического строя, связной речи, для коррекции и профилактики дисграфии и дизорфографии.
Рекомендуемая литература:
Аромштам М.С. предлагает «Азбучные сказки». С их помощью ребенок должен открыть для себя графические образы букв и научиться соотносить буквы со звуками.
Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. «Логосказки» В книге написаны и подобраны сказки, которые несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. Использование различных способов обогащения словарного запаса, наблюдение над законами словообразования и словоизменения поможет сделать развивающее общение с ребенком радостным и интересным.
Дворянская Е. «Путешествие в Грамматическое королевство» предлагает занимательные сказки о словах и предложениях. Юмористические сказки познакомят с именем существительным, прилагательным, глаголами, синонимами, омонимами, антонимами и др. Помогают незаметно, без утомительного специального обучения освоить материал, разобраться в тонкостях родного языка.
Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. «Читаем сказки с логопедом: Практическое пособие по развитию и коррекции речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста» Предлагаемые задания направлены на формирование фонематического, слогового, звуко-буквенного и языкового анализа и синтеза, на развитие мелкой моторики, а также высших психических функций.
Карельская Е. «Поможем Буратино заговорить» для развития артикуляционной моторики.
Сизова О.Б. Система занятий по развитию речи на основе русских народных сказок для детей разных возрастов рекомендована в книге «Шесть шагов к развитию речи».
Юдина Г. «Сказки с буквами» Упражнения на выделения заданного звука из текста на занятиях по обучению грамоте используются
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Использование логопедических сказок в коррекционной работе "
В презентации раскрыты виды логосказок: артикуляционных, пальчиковых, фонетических, лексико-грамматических сказок, сказки способствующие формированию связной речи, сказки для обучения грамоте. Педстав...
Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе
Одной из эффективных форм работы с детьми по нормализации речи заикающихся в условиях нашего ОУ являются занятия по логопедической ритмике, основанные на тесной связи слова, движения и музыки...
Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе
В этой статье представлены практические методы и приемы работы с млашими школьниками по коррекции заикания....
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Технологии коррекционной работы с детьми с нарушениями интеллекта»
laquo;Анализ учебника по чтению для 3 класса специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Авторы: В. В. Воронкова, З.Д. Будаева»...
Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе
Одной из эффективных форм работы с детьми по нормализации речи заикающихся в условиях нашего ОУ являются занятия по логопедической ритмике, основанные на тесной связи слова, движения и музыки.Движение...
Сурдопедагогические, логопедические и психологические методики, использующие пиктограммы в коррекционной работе с детьми.
Речь – одна из центральных, важнейших психических функций. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной мере...