тахилалия
консультация по логопедии
Тахилалия
Тахилалия – патологически ускоренный темп речи. (синоним: тахифразия).
Причины и механизм тахилалии изучались в связи с тем, что данное нарушение могло служить причиной возникновения заикания. Исследователи считают ускоренную речь органически обусловленным нарушением центрального речевого механизма, следствием неправильной функции экстрапирамидной системы. Значительную роль в этом отводят наследственности, указывая на генетическую связь ускоренной речи с заиканием. Патогенез. Центральным звеном в патогенезе Т является расстройство темпа внешней и внутренней речи за счет патологического преобладания процессов возбуждения. В.М.Бехтерев считал, что ускорение речи может быть связано с устранением тормозящих влияний, осуществляемых церебральными связями мозжечка, а также с ослаблением тормозных процессов, играющих роль в каждом движении, при котором сокращение одной группы мышц сменяется сокращением другой группы. Симптоматика. Речевая симптоматика Т характеризуется следующими признаками: ненормально быстрый темп речи (вместо 10-12 звуков в секунду произносится 20-30) без резких искажений фонетики и синтаксиса. Речь отличается неудержимой стремительностью. При торопливости могут появляться расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений, неясность произношения фраз и т.д. При привлечении внимания к речи у страдающих Т происходит быстрое восстановление равновесие между внутренней и внешней речью, хотя темп ее остается быстрым по сравнению с речью окружающих, запинки исчезают. М. Зееман выделяет в симптоматике Т интервербальную акцелерацию (ускорение темпа речи), которая проявляется в многосложных словах, длинных фразах и длинных связных текстах. Длинное слово или словосочетание, название из нескольких слов и т.д. произносятся настолько стремительно, что из словесного нагромождения выпадают некоторые слоги, искажаются звуки из-за неточных и быстрых артикуляторных движений. Интервербальную акцелерацию можно объяснить тем, что при построении речи временно выключается регулирующее влияние коры головного мозга на течение речи. Наряду с нарушением внешней речи наблюдаются сходные расстройства внутренней речи, чтения и письма. В памяти человека возникает именно требуемое слово, но оно тотчас же, еще до произнесения, вытесняется другим. На письме и в чтении наблюдаются замены, перестановки букв, звуков, слогов. Целые слова заменяются другими, родственными по звучанию или по написанию. При Т затрагивается операция построения речи в целом. В речи сохраняется ряд отдельных целеустановок, не объединенных ясной целеустремленностью. Неречевая симптоматика проявляется в нарушениях общей моторики, вегетативной нервной системы, психических процессов, эмоционально-волевой сферы, в отклонениях поведения. У человека с Т нарушается темп общих движений: движения быстрые и стремительные (быстрая ходьба, быстрый старт и остановка, гиперактивность, тики).моторное беспокойство отмечается даже во время сна (дети мечутся в постели).внимание неустойчивое, переключаемость с объекта на объект повышенная, недостаточный объем зрительной и слуховой и моторной памяти. Течение мысли быстрее, чем способность ее артикуляционного оформления. Дети с Т вспыльчивы, легко возбудимы. Во время возбуждения появляются вазомоторные реакции: покраснение лица, ушей, появление пота на лице, похолодание и потливость рук. Дети становятся эмоционально лабильными и недисциплинированными. Быстрая речь производит на незнакомых неблагоприятное впечатление, что отражается и на дальнейшей жизни ребенка, формировании его личности. В старшем возрасте появляется разное отношение к дефекту: 1) Одни оценивают неудержимую стремительность в речи как естественную и единственно приемлемую для них форму, гармонирующую со всем психомоторным складом их личности. 2) Другие переживают стремительность речи как заикание, и у них нередко диагностируют более поздние формы заикания. 3) Третьи столь отрицательно переживают ускоренный темп речи, что это доводит их до полного изнеможения.
|
Тахилалия
Тахилалия – патологически ускоренный темп речи. (синоним: тахифразия).
Причины и механизм тахилалии изучались в связи с тем, что данное нарушение могло служить причиной возникновения заикания. Исследователи считают ускоренную речь органически обусловленным нарушением центрального речевого механизма, следствием неправильной функции экстрапирамидной системы. Значительную роль в этом отводят наследственности, указывая на генетическую связь ускоренной речи с заиканием. Патогенез. Центральным звеном в патогенезе Т является расстройство темпа внешней и внутренней речи за счет патологического преобладания процессов возбуждения. В.М.Бехтерев считал, что ускорение речи может быть связано с устранением тормозящих влияний, осуществляемых церебральными связями мозжечка, а также с ослаблением тормозных процессов, играющих роль в каждом движении, при котором сокращение одной группы мышц сменяется сокращением другой группы. Симптоматика. Речевая симптоматика Т характеризуется следующими признаками: ненормально быстрый темп речи (вместо 10-12 звуков в секунду произносится 20-30) без резких искажений фонетики и синтаксиса. Речь отличается неудержимой стремительностью. При торопливости могут появляться расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений, неясность произношения фраз и т.д. При привлечении внимания к речи у страдающих Т происходит быстрое восстановление равновесие между внутренней и внешней речью, хотя темп ее остается быстрым по сравнению с речью окружающих, запинки исчезают. М. Зееман выделяет в симптоматике Т интервербальную акцелерацию (ускорение темпа речи), которая проявляется в многосложных словах, длинных фразах и длинных связных текстах. Длинное слово или словосочетание, название из нескольких слов и т.д. произносятся настолько стремительно, что из словесного нагромождения выпадают некоторые слоги, искажаются звуки из-за неточных и быстрых артикуляторных движений. Интервербальную акцелерацию можно объяснить тем, что при построении речи временно выключается регулирующее влияние коры головного мозга на течение речи. Наряду с нарушением внешней речи наблюдаются сходные расстройства внутренней речи, чтения и письма. В памяти человека возникает именно требуемое слово, но оно тотчас же, еще до произнесения, вытесняется другим. На письме и в чтении наблюдаются замены, перестановки букв, звуков, слогов. Целые слова заменяются другими, родственными по звучанию или по написанию. При Т затрагивается операция построения речи в целом. В речи сохраняется ряд отдельных целеустановок, не объединенных ясной целеустремленностью. Неречевая симптоматика проявляется в нарушениях общей моторики, вегетативной нервной системы, психических процессов, эмоционально-волевой сферы, в отклонениях поведения. У человека с Т нарушается темп общих движений: движения быстрые и стремительные (быстрая ходьба, быстрый старт и остановка, гиперактивность, тики).моторное беспокойство отмечается даже во время сна (дети мечутся в постели).внимание неустойчивое, переключаемость с объекта на объект повышенная, недостаточный объем зрительной и слуховой и моторной памяти. Течение мысли быстрее, чем способность ее артикуляционного оформления. Дети с Т вспыльчивы, легко возбудимы. Во время возбуждения появляются вазомоторные реакции: покраснение лица, ушей, появление пота на лице, похолодание и потливость рук. Дети становятся эмоционально лабильными и недисциплинированными. Быстрая речь производит на незнакомых неблагоприятное впечатление, что отражается и на дальнейшей жизни ребенка, формировании его личности. В старшем возрасте появляется разное отношение к дефекту: 1) Одни оценивают неудержимую стремительность в речи как естественную и единственно приемлемую для них форму, гармонирующую со всем психомоторным складом их личности. 2) Другие переживают стремительность речи как заикание, и у них нередко диагностируют более поздние формы заикания. 3) Третьи столь отрицательно переживают ускоренный темп речи, что это доводит их до полного изнеможения.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tahilaliya.docx | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тахилалия
Тахилалия – патологически ускоренный темп речи. (синоним: тахифразия).
Причины и механизм тахилалии изучались в связи с тем, что данное нарушение могло служить причиной возникновения заикания. Исследователи считают ускоренную речь органически обусловленным нарушением центрального речевого механизма, следствием неправильной функции экстрапирамидной системы. Значительную роль в этом отводят наследственности, указывая на генетическую связь ускоренной речи с заиканием. Патогенез. Центральным звеном в патогенезе Т является расстройство темпа внешней и внутренней речи за счет патологического преобладания процессов возбуждения. В.М.Бехтерев считал, что ускорение речи может быть связано с устранением тормозящих влияний, осуществляемых церебральными связями мозжечка, а также с ослаблением тормозных процессов, играющих роль в каждом движении, при котором сокращение одной группы мышц сменяется сокращением другой группы. Симптоматика. Речевая симптоматика Т характеризуется следующими признаками: ненормально быстрый темп речи (вместо 10-12 звуков в секунду произносится 20-30) без резких искажений фонетики и синтаксиса. Речь отличается неудержимой стремительностью. При торопливости могут появляться расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений, неясность произношения фраз и т.д. При привлечении внимания к речи у страдающих Т происходит быстрое восстановление равновесие между внутренней и внешней речью, хотя темп ее остается быстрым по сравнению с речью окружающих, запинки исчезают. М. Зееман выделяет в симптоматике Т интервербальную акцелерацию (ускорение темпа речи), которая проявляется в многосложных словах, длинных фразах и длинных связных текстах. Длинное слово или словосочетание, название из нескольких слов и т.д. произносятся настолько стремительно, что из словесного нагромождения выпадают некоторые слоги, искажаются звуки из-за неточных и быстрых артикуляторных движений. Интервербальную акцелерацию можно объяснить тем, что при построении речи временно выключается регулирующее влияние коры головного мозга на течение речи. Наряду с нарушением внешней речи наблюдаются сходные расстройства внутренней речи, чтения и письма. В памяти человека возникает именно требуемое слово, но оно тотчас же, еще до произнесения, вытесняется другим. На письме и в чтении наблюдаются замены, перестановки букв, звуков, слогов. Целые слова заменяются другими, родственными по звучанию или по написанию. При Т затрагивается операция построения речи в целом. В речи сохраняется ряд отдельных целеустановок, не объединенных ясной целеустремленностью. Неречевая симптоматика проявляется в нарушениях общей моторики, вегетативной нервной системы, психических процессов, эмоционально-волевой сферы, в отклонениях поведения. У человека с Т нарушается темп общих движений: движения быстрые и стремительные (быстрая ходьба, быстрый старт и остановка, гиперактивность, тики).моторное беспокойство отмечается даже во время сна (дети мечутся в постели).внимание неустойчивое, переключаемость с объекта на объект повышенная, недостаточный объем зрительной и слуховой и моторной памяти. Течение мысли быстрее, чем способность ее артикуляционного оформления. Дети с Т вспыльчивы, легко возбудимы. Во время возбуждения появляются вазомоторные реакции: покраснение лица, ушей, появление пота на лице, похолодание и потливость рук. Дети становятся эмоционально лабильными и недисциплинированными. Быстрая речь производит на незнакомых неблагоприятное впечатление, что отражается и на дальнейшей жизни ребенка, формировании его личности. В старшем возрасте появляется разное отношение к дефекту: 1) Одни оценивают неудержимую стремительность в речи как естественную и единственно приемлемую для них форму, гармонирующую со всем психомоторным складом их личности. 2) Другие переживают стремительность речи как заикание, и у них нередко диагностируют более поздние формы заикания. 3) Третьи столь отрицательно переживают ускоренный темп речи, что это доводит их до полного изнеможения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тахилалия
Формы и внешние признаки тахилалии. Причины возникновения тахилалии. Основные принципы коррекции. Упражнения для коррекции тахилалии....