«Развитие фонематического слуха у обучающихся с ОВЗ с нарушением речи, как метод активизации учебной деятельности на современном этапе образования».
статья по логопедии

Каштанова Елена Александровна

Известно, что успешность обучения детей в школе во многом зависит от предшествующего развития ребёнка, от уровня сформированности необходимых для этого предпосылок. К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребёнком речевой действительности и её элементов - слов, звуков. Дети с ЗПР при сохранном  слухе, как правило, "не слышат" в слове отдельных  звуков. Слово выступает для них  лишь в качестве средства общения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие фонематического слуха у обучающихся с ОВЗ с нарушением речи, как метод активизации учебной деятельности на современном этапе образования».

Известно, что успешность обучения детей в школе во многом зависит от предшествующего развития ребёнка, от уровня сформированности необходимых для этого предпосылок.

К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребёнком речевой действительности и её элементов – слов, звуков.

Дети с задержкой психического развития при сохранном слухе, как правило, “не слышат” в слове отдельных звуков. Слово выступает для них лишь в качестве средства общения. У детей с задержкой психического развития не сформировано слуховое восприятие. Большинству детей доступны лишь элементарные формы звукового анализа. Многие из них свободно выделяют в словах только первый звук. Большинство определяют последовательность звуков, исключительно состоящих из обратных слогов в односложных словах. У детей рассматриваемой группы возникают значительные трудности при необходимости выделить безударный гласный в конце слова, согласный при их стечении в одном слоге и в парных слогах. Всё это свидетельствует о том, что вследствие нейропсихологических особенностей у детей с задержкой психического развития в дошкольный период не накопилось достаточного речевого опыта, необходимого для овладения грамотой. Они оказались недостаточно подготовленными к языковым наблюдениям, сравнениям и обобщениям.

Ряд исследователей, занимающихся проблемой изучения фонематических процессов у дошкольников с задержкой психического развития, отмечают, что несформированность этих процессов может послужить причиной нарушения письменной речи. В настоящее время 45% детей, принятых в первый класс общеобразовательной школы, имеют различные нарушения в развитии. Одной из наиболее острых проблем являются нарушения речевого развития: до 60% младших школьников имеют нарушения устной речи, 25% - нарушения письменной речи. Традиционная работа над ошибками, многократное переписывание одних и тех же заданий, бесконечные целенаправленные диктанты не дают желаемого результата.

Следовательно, пути решения данной проблемы нужно искать на более ранних этапах развития ребёнка, а именно, в дошкольном возрасте, когда речь идёт о профилактике нарушений чтения и письма. Любое нарушение легче предупредить, чем исправить, поэтому целесообразно в дошкольный период провести профилактическую работу по предупреждению нарушений письменной речи, обусловленных несформированностью фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

В этой связи проблема повышения качества коррекционной помощи детям с ОВЗ  в плане подготовки их к обучению грамоте приобретает повышенную актуальность и социальную значимость на современном этапе образования.  Чем раньше будет начата коррекционная работа с детьми, тем меньше затруднений возникнет в речевом и интеллектуальном развитии. А если дети данной категории перед школой не посещали специальные группы компенсирующей направленности.

Несформированность, фонематического слуха и восприятия, приводит к тому, что ребёнок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе звукового анализа слов, овладения грамотой. Особенности речевого развития детей с ОВЗ могут проявляться неравномерно: у одних преобладают фонетико-фонематические расстройства (нарушение звукопроизношения в сочетании с дефектами звукоразличения, у других - лексико-грамматические. Такие дети отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебную деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Фонематическое восприятие влияет на развитие звуковой стороны речи, на овладение практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова, необходимыми для дальнейшего обучения в школе. 

К фонематическим процессам относят:

-  фонематический слух — способность к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами. На его основе формируется фонематическое восприятие.

-  фонематическое восприятие — процесс узнавания и различения звуков речи.

-   фонематический анализ — мысленный процесс выделения отдельных фонем.

-   фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.

-   фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.

Более подробно остановимся на проблеме развития фонематического слуха и восприятия у обучающихся с ОВЗ.

Сформированные фонематические процессы являются необходимой предпосылкой для успешного овладения обучающимися письмом, чтением. Самым простым и первым, с которым знакомятся первоклассники, является фонетический принцип, заключающийся в том, что слова пишутся точно так же, как слышатся (дом, слон). Пишущий анализирует звуковой состав слова и обозначает звуки определенными буквами. Для этого необходима сформированность дифференциации фонем и фонематического анализа. Необходимой предпосылкой навыка символизации, т.е. буквенного обозначения фонем, является достаточная зрелость фонематического восприятия.

Некоторые учащиеся с ОВЗ испытывают значительные трудности овладения фонетическим принципом письма. Это возникает:

  • При неразличении звуков на слух, ребёнок испытывает трудности в выборе букв, даже когда он знает все буквы по виду
  • При наличии звуковых замен в устной речи будет иметь место неправильное проговаривание слов
  • При затруднениях в звуковом анализе и синтезе ребёнок неправильно определяет количество и последовательность звуков
  • При наличии у ученика трудностей в усвоении букв он не сможет правильно написать слова

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Фонематическое восприятие формируется в процессе специального обучения.

Для обучающихся с ОВЗ характерно:

  • Снижение, незрелость  учебной мотивации;
  • Эмоциональная неустойчивость;
  • Быстрая истощаемость ресурсов внимания;
  • Снижение объема памяти;
  • Низкий уровень  работоспособности и самостоятельности.

При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя-логопеда  является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. При работе с такими детьми необходимо проводить специальную коррекционную работу. Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:

  1. развитие звукового анализа слов;
  2. развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем.

Поэтому и задания, необходимо использовать направленные на тренировку артикуляционного аппарата и выработку правильного дыхания, на дифференциацию смешиваемых звуков, развитие языкового анализа и синтеза, упражнения направленные на корректировку грамматического строя речи, предупреждение и устранение ошибок при чтении. С помощью данных приёмов и упражнений по развитию фонематического слуха ошибок при письме становится намного меньше.

Т. к. моё выступление называется «Развитие фонематического слуха у обучающихся с ОВЗ, как метод активизации учебной деятельности на современном этапе образования», я хочу, чтобы вы вспомнили некоторые приёмы и методы для активизации познавательной деятельности, потому что вы всё это используете и применяете в своей коррекционной работе.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). 
Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности, после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

5. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя-логопеда более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя-логопеда с другими участниками образовательного процесса. Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от учителя-логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

7. 7. Активные методы рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и её результатов. В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии: 

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния; 

2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);

3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные). 

Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.  При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся. На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко используется приём с различными цветовыми изображениями. У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель-логопед должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности. «Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.  «Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению. 

Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ. 

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации обучения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон. 

Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха на начальном этапе обучения младших школьников

В данной статье изложены разноообразные методы и приёмы, позволяющие развивать фонематический слух  у учащихся начальной школы...

Информационно-технические ресурсы современного урока как средство активизации учебной деятельности учащегося на уроках информатики на уровне начального общего образования

Информационно-технические ресурсы современного урока как средство активизации учебной деятельности учащегося на уроках информатики на уровне начального общего образования...

«Этапы работы по развитию фонематического слуха у младших школьников»

Раннее выявление речевой патологии и своевременная её коррекция, а так же профилактика вторичных речевых и нервно – психических нарушений – важнейшие задачи перед дефектологами, педагогами...

Стендовое сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла «Развитие фонематических процессов у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на коррекционных занятиях по логопедии как фактор повышения качества освоения программ учебных предметов"

В настоящее время проблема возникновения и коррекции нарушений письменной речи у детей является одной из самых актуальных, так как навык грамотной речи расценивается как средство к усвоению базовых уч...

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников....